Следует отметить, что в вопросах государственного
регулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на три
основных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из
противоречий современной экономики путем увеличения расходов государства на
общественные цели: жилищное строительство, здравоохранение, социальное
страхование, дорожное строительство и т.д., а также увеличение доходов
фермеров, мелких предпринимателей и заработной платы работающих. Консервативное
направление кейнсианства делает ставку на государственное регулирование
экономики главным образом путем максимизации прибылей и сохранения
консервативной структуры экономики.
Неоклассическая школа и ее
представители полагают, что путём эффективной кредитно-денежной и фискальной
политики можно осуществить
интеграцию микро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов
различных слоев населения, координацию инвестиционной политики, формирование
прогрессивной отраслевой структуры и т.д.
Какими объективными обстоятельствами обусловлена необходимость
государственного регулирования экономического роста?
Государство призвано корректировать те
недостатки, которые присущи рыночному механизму. Как известно, рынок имеет негативные
стороны: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и защиты
окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих
всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рынка порой
игнорируются потенциально негативные последствия принимаемых решений и не
создаются стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования,
не гарантируется право на труд и доход, не обеспечивается целенаправленное
развитие фундаментальных исследований в науке. Рынок в основном ориентирован
не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов
тех, кто имеет деньги. Он подвержен нестабильному развитию с присущими этому
рецессионными и инфляционными процессами. Государство берет на себя
ответственность за создание относительно равных условий для взаимного
соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для
ограничения монополизированного производства. Государство должно направлять
экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей,
создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в
экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах,
о детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по
сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике, регулировании
платежного баланса и валютных курсов.
1.2 Функциональные
экономические системы – объекты государственного регулирования.
В любом национальном образовании рыночная
экономика развивается как определенная функциональная экономическая система
(ФЭС) со сложившимися количественными и качественными характеристиками.
Поддержанием их или приведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимается
государство (правительство) через определенные функции.
Под ФЭС в рамках целостной экономики понимаются
динамические саморегулирующиеся подсистемы, деятельность всех структурных
элементов которых направлена на поддержание макроэкономического равновесия на
национальном рынке и создание оптимальных условий для обмена информацией,
товарами, технологией, различными формами капитала, рабочей силой и др. Они
отличаются от целенаправленных систем (банковской, налоговой, страхования,
социальной защиты и др.), которые представляют собой саморегулирующиеся
организации.
Функциональные экономические системы поддерживают
равновесие относительно определенных заданных макроэкономических параметров.
Так, уровень дефицита государственного бюджета не должен превышать 5% ВВП,
объем золотовалютных резервов должен быть достаточен для покрытия расходов по
импорту товаров как минимум в течение трех месяцев, отношение текущих платежей
по обслуживанию внешнего долга не должно превышать 20% годовых доходов от экспорта,
критический уровень безработицы не должен превышать 15—20% общего числа
трудоспособного населения и т.д.
Несмотря на относительность приведенных выше
параметров, их поддержание на определенных уровнях с помощью государственного
уровня в экономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и
обеспечивает устойчивость и динамизм экономического роста.
Функциональные экономические системы включают
системы формирования конкурентной среды, регулирование уровня денежной массы в
обращении, поддержание уровня внутренних цен, защиту отечественных
производителей от иностранной конкуренции, защиту окружающей среды, поддержание
оптимального уровня безработицы и многое другое. Все они в совокупности
образуют функции государства по регулированию рыночной экономики, по поддержанию
устойчивого роста.
Одним из основных элементов ФЭС в рыночной
экономике является система формирования конкурентной среды, которая создает и
поддерживает оптимальные условия для частного предпринимательства и
добросовестной конкуренции. Эта же система обеспечивает защиту мелких и
средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий,
а также регулирует деятельность естественных монополий.
2
Методы государственного экономического регулирования
Государство, осуществляя регулирование
социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов,
которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных
возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных
теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных
моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов
государственного регулирования.
Рассмотрим универсальные средства
государственного регулирования, применяемые в последнее время. Общепринято
деление методов государственного регулирования на правовые, административные,
экономические, прямые, косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении
государством правил "экономической игры" для фирм — производителей и
потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права
собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные
обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование, включают меры по
регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С
помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения,
принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами,
учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия
административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей
среды, социальной защиты населения.
Экономические методы предполагают
воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках
национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное
предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и
социальных условий, использование факторов экономического роста.
С этой целью используются бюджетная и фискальная
политика, денежно-кредитная политика, программирование, прогнозирование и
планирование.
Финансовая политика предполагает использование
бюджетно-налогового и фискального механизма для достижения национально-экономических
и социальных целей.
Денежно-кредитная политика предполагает
использование метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы
рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.
Высшей формой государственного регулирования
являются программирование, прогнозирование и планирование.
Их применение связано с усложнением хозяйственных
связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении
кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ
являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные
условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные,
целевые, чрезвычайные.
Наиболее распространены общенациональные
программы по восстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации,
послекризисной стабилизации экономики.
В условиях рыночной экономики применяется
планирование экономики по довольно продолжительному горизонту — 4—5 лет. Такие
планы разрабатываются департаментами Франции, правительствами Японии, Китая,
Южной Кореи. Они отличаются от планов командно- административной экономики, не
имеют распределительного характера. Это индикативные планы, т.е. планы
целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении
со стороны государства.
Прямые методы регулирования базируются на
властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию
на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов
прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования
секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих
дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов
общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью
таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно
необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта
указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального
соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления
балансирующей функции рынка.
Прямое воздействие на экономику государство
осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по
двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или
субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в
капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная
промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных
дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики
государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе
научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и
проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается
в тех областях, где применение других форм собственности может принести
отрицательные последствия.
Таким образом, экономическая политика
правительства — это определенная регламентация норм и правил поведения
хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.
1. Кредитная политика включает:
нормирование банковских резервов; варьирование учетной ставки банковского
процента; проведение операций на валютном рынке.
2. Бюджетная политика охватывает:
регулирование государственных расходов; осуществление государственных закупок;
выпуск государственных внутренних хозяйств;
поддержку и регламентирование государственного
предпринимательства.
3. Фискальная политика предполагает:
регулирование налогового обложения имущества граждан; введение муниципальных
налогов.
4. Социальная политика включает:
регулирование минимальных ставок оплаты труда; установление размеров пенсий,
пособий по безработице и т.д.
5. Внешнеэкономическая политика означает:
законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;
использование иностранных займов, инвестиций и
валютных ограничений.
2.1 Общегосударственное
планирование — один из методов регулирования экономики
В командно-административной экономике
государственное планирование являлось основным методом регулирующего
воздействия на производство, обмен и распределение производимого продукта. Оно
способствовало господствующей государственной собственности и распространялось
на распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ.
Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила к
разрастанию планирующих распределительно-снабженческих структур, росту
издержек производства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом
избытке производимого продукта. Более того, план как юридический закон
распределения превращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности
труда. Россия как главное государство использования плана отставала от
развитых стран по общему уровню экономического роста, производительности общественного
труда, производству конечного продукта на душу населения. Поэтому с началом
реформирования экономики и перевода ее на рыночные связи и отношения
государственные органы отказались от использования планирования как метода
регулирования глобальных связей и равновесного экономического роста на
отдаленный горизонт.
В науке господствующее положение заняли позиции
тех авторов, которые полностью отрицают возможность использования централизованного
и индикативного планирования не только в переходной, но и в развитой рыночной
экономике.
С ростом обобществления и концентрации
производства, усложнением связей, достигающих значения многократных,
государство уже не в состоянии поддержать равновесие функциональной экономической
системы и достаточно высокие темпы ее развития только посредством
макроэкономического инструментария, т.е. бюджетного, налогового,
денежно-кредитного регулирования. Это инструменты краткосрочного действия. Они
используются в основном для нивелировки, устранения отклонений от прогнозных
или планируемых показателей экономического роста и нарушения пропорций,
обеспечивающих это развитие.
Полагаем, что положение целиком относится и к функционированию
российской экономической системы, когда она развивается уже не в режиме
централизованного планирования, а в условиях развитой инфраструктуры
постиндустриального общества.
Проявление планомерности и организация
планирования не только объективно необходимы, но и возможны в рыночной
экономике. Чем обусловлена эта возможность?
Во-первых, увеличением вовлеченного
в реальное производство колоссального ресурсного и производственного
потенциала. Это ресурсы государственного и частного секторов экономики. При
этом правительственные доходы и расходы оказывают всевозрастающее влияние на
использование ресурсов частного сектора, вовлекая его во взаимосвязанный
оборот.
Во-вторых, государство через
финансово-промышленные группы (ФПГ), крупные корпорации оказывает реальное
воздействие на деятельность обособленных производителей и принимает меры к
достижению согласованности в их деятельности как во внешней торговле, так и в
проведении отраслевой и кредитной политики.
В-третьих, усиление взаимосвязи,
зависимости и контроля достигается за счет использования информационных
систем, электронно-вычислительной техники, системы Интернета и т.д.
В-четвертых, в современных
национальных образованиях растет солидарность и социальное согласие различных
слоев и групп населения (госорганов, частного бизнеса, профсоюзов и др.), преследующие
единую цель- стабильное развитие экономики и рост благосостояния.
2.2 Экономические
функции современного государства многообразны и сложны. Можно выделить
основополагающие группы выполняемых государством экономических функций:
1. Поддержка функционирования рыночной системы
обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции
через антимонопольное законодательство.
2. Перераспределение дохода и богатства, корректировка
распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта,
стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции.
3. Ограничение действия некоторых элементов
рыночного механизма. Так, ограничение использования рыночных элементов наблюдается
в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и
об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе
обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжении и т.д.
Ограничения применяются и в сфере совокупного
потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и
медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают
функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля
с учетом рыночных и общественных интересов.
4. Достижение и сохранение национальных
конкурентных преимуществ в мировой экономике.
5. В последнее время во многих странах широко
используется функция общественного выбора в принятии правительственных решений,
которая определяет, что покупать правительству, как производить товары, для
кого предназначаются государственные расходы, на кого распространяются льготы
и т.д. По своему экономическому содержанию функция общественного выбора основывается
на главных экономико-политических задачах государства.
Эти функции государства осуществляются
посредством развития способности фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся
отраслях на мировом рынке.
Заключение
Экономика любой страны представляет собой сложную
экономическую систему, которая обладает множеством особенностей и отличительных
черт. На сегодня в мировой практике насчитывается несколько типов экономических
систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные
формы (модели) проявления. Но любая экономическая система представляет собой
совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней
формах собственности на экономические ресурсы и результаты хозяйственной
деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования
хозяйственной деятельности на всех уровнях управления.
Государство призвано корректировать те
недостатки, которые присущи рыночному механизму. Государство берет на себя
ответственность за создание относительно равных условий для взаимного
соперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, для
ограничения монополизированного производства. Государство должно направлять
экономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей,
создавать производство общественных товаров и услуг. Участие государства в
экономической жизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах,
о детях, стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать меры по
сокращению безработицы.
Государство
следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не
были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп,
отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование
направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей
среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.
Список литературы 1.
Курс
экономики: Учебник – 2-е изд., доп. / под. ред. Б.А. Райзберга. – М.: Инфра-М,
1999 г.
2.
Вводный курс
по экономической теории: Учебник для лицеев/ Под общ. ред. Акад. Г.П.
Журавлевой. – М.: ИНФРА-М, 1997 г. – 368 с.
3.
Экономическая
теория: Учебник / под. общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П.
Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: Инфра-М, 2007 г. – 672 с.
4.
Под общей
редакцией профессора А. С. Пелиха. Основы предпринимательства. – Ростов н/Д:
Феникс, 2001. – 512 с.
5. «Мировая экономика»
учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по экономическим специальностям и
направлениям В.К. Ломакин, М.: ЮНИТИ, 1998
Страницы: 1, 2, 3, 4
|