Коэффициент
неравномерности крутящего момента : 
 
     ;                    . 
 
     Эффективный
крутящий момент двигателя в Н∙м: 
 
     ;                       . 
 
     Расхождение
между полученным по графику и рассчитанным в тепловом расчете значениями : 
 
      ;                <. 
 
5 Расчет
деталей на прочность 
5.1 Поршень 
Таблица 5.1―
Размеры элементов поршневой группы 
 
  | 
   Элементы поршневой группы 
   | 
  
   Расчетные
  зависимости для карбюраторного двигателя 
   | 
  
   Значения 
  размеров, 
  мм 
   | 
  
 
  | 
   Высота поршня   
   | 
  
   1,05∙D 
   | 
  
   104 
   | 
  
 
  | 
   Расстояние от верхней кромки поршня
  до оси    пальца   
   | 
  
   0,6∙D 
   | 
  
   60 
   | 
  
 
  | 
   Толщина днища поршня  
   | 
  
   0,06∙D 
   | 
  
   5 
   | 
  
 
  | 
   Высота юбки поршня  
   | 
  
   0,7∙D 
   | 
  
   70 
   | 
  
 
  | 
   Диаметр бобышки  
   | 
  
   0,4∙D 
   | 
  
   40 
   | 
  
 
  | 
   Расстояние между торцами бобышек   
   | 
  
   0,4∙D 
   | 
  
   40 
   | 
  
 
  | 
   Толщина стенки юбки поршня 
   | 
  
   3 
   | 
  
   3 
   | 
  
 
  | 
   Толщина стенки головки поршня 
   | 
  
   0,07∙D 
   | 
  
   7 
   | 
  
 
  | 
   Расстояние до первой кольцевой
  канавки   
   | 
  
   0,1∙D 
   | 
  
   10 
   | 
  
 
  | 
   Толщина первой кольцевой перемычки 
   
   | 
  
   0,04∙D 
   | 
  
   4 
   | 
  
 
  | 
   Радиальная толщина кольца  : 
  - компрессионного 
  - маслосъемного 
   | 
  
   
  0,0425∙D 
  0,0425D 
   | 
  
   
  4,2 
  4,2 
   | 
  
 
  | 
   Высота кольца   
   | 
  
   3 
   | 
  
   3 
   | 
  
 
  | 
   Радиальный зазор кольца в канавке
  поршня   
  - компрессионного 
  - маслосъемного 
   | 
  
   
  0,85 
  0,9 
   | 
  
   
  0,85 
  0,9 
   | 
  
 
  | 
   Разность между величинами зазоров
  замка кольца в свободном и рабочем состоянии   
   | 
  
   3.1∙t 
   | 
  
   13 
   | 
  
 
  | 
   Внутренний диаметр поршня   
   | 
  
   D-2(s+t+Δt) 
   | 
  
   74,6 
   | 
  
 
  | 
   Число масляных отверстий в поршне   
   | 
  
   10 
   | 
  
   10 
   | 
  
 
  | 
   Диаметр масляного канала   
   | 
  
   0,4∙a 
   | 
  
   1,2 
   | 
  
 
  | 
   Наружний диаметр пальца   
   | 
  
   0,25∙D 
   | 
  
   25 
   | 
  
 
  | 
   Внутренний диаметр пальца   
   | 
  
   0,7∙dn 
   | 
  
   17,5 
   | 
  
 
  | 
   Длина пальца   
   | 
  
   0,83∙D 
   | 
  
   82 
   | 
  
 
  | 
   Длина втулки шатуна   
   | 
  
   0,4∙D 
   | 
  
   40 
   | 
  
 
 
Принимаем
материал поршня – алюминиевый сплав. 
 
     5.1 –
Расчетная схема поршневой группы 
 
   5.1.1 Днище
поршня 
     Максимальное
напряжение изгиба в диаметральном сечении днища поршня  в МПа: 
 
     ;                . 
 
где  МПа. 
Днище поршня
должно быть усилено ребрами жесткости, поскольку расчетные напряжение превышает
допускаемые 20…25 МПа. 
 
5.1.2 Головка
поршня 
 
     Головка
поршня в сечении ,
ослабленная отверстиями для отвода масла, проверяется на сжатие и разрыв. 
     Для
определения напряжения сжатия определяем: 
- диаметр поршня
по дну канавок  в
м: 
 
     ;                  . 
 
- площадь
продольного диаметрального сечения масляного канала  в м2: 
  
     ;              . 
 
- площадь сечения
 головки поршня  в м2: 
 
     ;    
     . 
 
- максимально
сжимающую силу в
МН: 
 
     ;        . 
 
     Напряжение
сжатия  в МПа: 
   ;                     . 
                                                                      
Рассчитанное
напряжение сжатия не превышает допустимые значения напряжений на сжатие для
поршней из алюминиевых сплавов – (30…40)МПа 
     Для
определения напряжения разрыва в сечении  определяем: 
- максимальную
угловую скорость вращения коленчатого вала при холостом ходе  в рад∕с: 
 
     ;                     .      
 
- массу головки
поршня с кольцами  в
кг: 
 
     ;        . 
 
      
 
где  кг – масса поршневого
комплекта из динамического расчета 
Сила инерции
возвратно-поступательно движущихся масс  в МН определяется для режима максимальной
частоты вращения при холостом ходе двигателя: 
 
      ; 
      . 
 
где м ― отношение радиуса
кривошипа к длине шатуна из динамического расчета. 
     Напряжение
разрыва  в МПа:  
     ;                       . 
 
    
Рассчитанное напряжение разрыва не превышает допустимые значения напряжений на
разрыв для поршней из алюминиевых сплавов – (4…10) МПа. 
     5.1.3 Юбка
поршня 
 
     Юбка поршня
проверяется на износостойкость по удельному давлению  в МПа на стенку цилиндра от
максимальной боковой силы : 
 
     ;                      .     
 
     Рассчитанное
значение удельного давления не превышает допустимые значения напряжений для
современных двигателей – (0,33…0,96) МПа 
5.2 Поршневое
кольцо 
 
     Проводим
расчет компрессионного кольца. Материал кольца – серый чугун. 
     Среднее
давление в МПа кольца на стенку цилиндра определяется по формуле: 
 
     ;   
     . 
 
где =1∙105 –
модуль упругости чугуна 
Рассчитанное
среднее радиальное давление не превышает допустимые значения, которые
составляют (0,11…0,37) МПа. 
 
Для
обеспечения хорошей приработки кольца и надежного уплотнения давления кольца на
стенку цилиндра в различных точках окружности должно изменяться по эпюре с
повышением давления у замка. 
 
      
 
где ― значение отношения
давления кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности к среднему
давлению. 
 
Таблица
5.2― Построение эпюры давления кольца двигателя на стенку цилиндра 
 
 
  | 
   , град 
   | 
  
   0 
   | 
  
   30 
   | 
  
   60 
   | 
  
   90 
   | 
  
   120 
   | 
  
   150 
   | 
  
   180 
   | 
  
 
  | 
  
   | 
  
   1,05 
   | 
  
   1,04 
   | 
  
   1,02 
   | 
  
   1,0 
   | 
  
   1,02 
   | 
  
   1,27 
   | 
  
   1,5 
   | 
  
 
  | 
   Р, МПа 
   | 
  
   0,183 
   | 
  
   0,182 
   | 
  
   0,178 
   | 
  
   0,175 
   | 
  
   0,178 
   | 
  
   0,222 
   | 
  
   0,262 
   | 
  
 
 
     Напряжение
изгиба кольца в рабочем состоянии  в МПа: 
 
     ;              . 
 
     Напряжение
изгиба кольца при надевании его на поршень  в МПа: 
 
     ;                . 
 
где ― коэффициент
зависящий от способа надевания кольца. 
Рассчитанные
напряжения при изгибе кольца не превышает допустимые значения, которые
составляют (220…450) МПа. 
 
Рисунок 5.2 ― Эпюра давлений
компрессионного кольца на стенку цилиндра 
5.3 Шатун 
 
Принимаем
материал шатуна – Сталь 40. 
Материал втулки –
Бронза. 
Таблица 5.3
― Размеры элементов шатуна 
 
 
  | 
   Элементы шатуна 
   | 
  
   Расчетные зависимости для карбюраторного двигателя 
   | 
  
   Значения размеров, мм 
   | 
  
 
  | 
   Наружный
  диаметр пальца  
   | 
  
   0,25∙D 
   | 
  
   25 
   | 
  
 
  | 
   Внутренний
  диаметр поршневой головки 
  со втулкой  
   | 
  
   1,2∙ 
   | 
  
   30 
   | 
  
 
  | 
   Наружный
  диаметр головки  
   | 
  
   1,4∙ 
   | 
  
   38 
   | 
  
 
  | 
   Минимальная
  радиальная толщина стенки 
  головки  
   | 
  
   (-)/2 
   | 
  
   4 
   | 
  
 
  | 
   Радиальная
  толщина стенки втулки  
   | 
  
   (-)/2 
   | 
  
   2,5 
   | 
  
 
  | 
   Длина втулки
  шатуна  
   | 
  
   0,385∙D 
   | 
  
   38 
   | 
  
 
  | 
   Диаметр
  шатунной шейки  
   | 
  
   0,65∙D 
   | 
  
   65 
   | 
  
 
  | 
   Толщина стенки
  вкладыша  
   | 
  
   0,04∙ 
   | 
  
   2,5 
   | 
  
 
  | 
   Расстояние между
  шатунными болтами  
   | 
  
   1,7∙ 
   | 
  
   110 
   | 
  
 
  | 
   Длина
  кривошипной головки  
   | 
  
   0,75∙ 
   | 
  
   50 
   | 
  
 
  | 
   Размеры
  среднего сечения В-В шатуна: 
  - 
  - 
  - 
  - 
   | 
  
   
  0,50∙ 
  1,22∙ 
  0,55∙ 
  4,0…7,5 
   | 
  
   
  52 
  67 
  19 
  3 
   | 
  
 
 
5.3.1 Поршневая
головка 
 
Минимальная
частота вращения коленчатого вала холостого хода в мин-1: 
 
     ;         . 
 
     Максимальная
угловая скорость вращения коленчатого вала при холостом ходе  в рад/с: 
 
     ;              .  
 
 
 
Рисунок 5.3 –
Схема шатунной группы 
 
  Разрывающая
сила инерции  в Н
при : 
 
     ; 
      
 
где ― масса поршневого
комплекта,  кг, 
― масса верхней части
головки шатуна,  кг 
Площадь  в мм2 опасного
сечения верхней головки шатуна: 
 
     ;            . 
 
Напряжение
разрыва  а МПа: 
 
     ;            .  
 
Из условия
обеспечения достаточной жесткости поршневой головки напряжение разрыва не
превышает максимальных значений (20…50)МПа. 
 
5.3.2 Кривошипная
головка 
 
Максимальная
величина силы инерции  в
МН: 
 
     ; 
 
      
 
где ― масса отъемной
крышки кривошипной головки,  
       
     ;                  кг 
      
     Для
определения напряжения изгиба крышки в МПа находим: 
- внутренний
радиус кривошипной головки  в м: 
 
     ;                . 
 
- момент инерции
расчетного сечения крышки  в м4: 
     ;               . 
- момент инерции
расчетного сечения вкладыша  в м4: 
 
     ;                            
 
- суммарную
площадь крышки и вкладыша в расчетном сечении  в м2: 
 
     ;       . 
 
- момент
сопротивления расчетного сечения крышки без учета ребер жесткости  в м2: 
 
      ;                  . 
 
     Напряжение
изгиба  в МПа: 
 
     ;   
 
     . 
 
Крышка
кривошипной головки должна быть усилена ребрами жесткости, так как расчетное
напряжение превышает допускаемые (100…300) МПа. 
 
5.3.3 Стержень
шатуна 
 
Сила, сжимающая
шатун  в МН по
результатам динамического расчета: 
     . 
    Сила,
растягивающая шатун  в
МН по результатам динамического расчета: 
    . 
    Площадь
среднего сечения шатуна  в
м2: 
 
     ;  
 
     . 
 
Минимальное
напряжение  в
МПа, возникающее в сечении В-В от растягивающей силы: 
 
     ;                      .  
 
     От сжимающей
силы в МПа в сечении В-В возникают максимальные напряжения сжатия и продольного
изгиба: 
- в плоскости
качания шатуна: 
 
      ;                     МПа, 
 
где ― коэффициент,
учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости качания шатуна,  
- в плоскости
перпендикулярной плоскости качания шатуна: 
 
      ;                         
МПа. 
где ― коэффициент,
учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости, перпендикулярной
плоскости качанию шатуна, 
     . 
Напряжения  и  не превышают предельных значений
для углеродистых сталей (160…250) МПа. 
 
6 Расчет
системы жидкостного охлаждения 
6.1 Емкость
системы охлаждения 
    
При номинальной мощности  кВт емкость системы
охлаждения 
 в дм3 выберем
из диапазона значений: 
 
     ;                 . 
 
Принимаем  дм3. 
 
6.2 Жидкостный
насос 
 
Принимаем: 
- количество
теплоты отводимой охлаждающей жидкостью от двигателя  Дж/с; 
- средняя
теплоемкость жидкости  Дж/(кг∙К); 
- средняя
плотность жидкости  кг/м3; 
- температурный
перепад жидкости в радиаторе  К. 
    
Циркуляционный расход жидкости в системе охлаждения двигателя  в м2/с: 
 
     ;                 . 
 
Принимаем
коэффициент подачи насоса  
Расчетная
производительность насоса  в м3/с: 
 
     ;                   . 
 
     Принимаем: 
- скорость
жидкости на входе в насос  м/с; 
- радиус ступицы
крыльчатки  м; 
     Радиус
выходного отверстия крыльчатки  в м: 
 
     ;                 . 
 
 Принимаем: 
- углы между
направлениями скоростей ,
 и :  и ; 
- гидравлический
КПД . 
     Окружная
скорость потока жидкости на входе колеса  в м/с: 
 
     ;             .   
 
     Передаточное
отношение ременного привода тот коленчатого вала принимаем . 
     Частота
вращения насоса  в
мин-1: 
 
     ;           . 
 
     Радиус
крыльчатки колеса на входе  в м: 
 
     ;                     . 
     Окружная скорость
входа потока  в
м/с: 
 
     ;                     . 
 
     Угол между
скоростями  и  принимается . 
 
     Угол ;                  . 
 
Принимаются: 
- число лопаток
на крыльчатке ; 
- толщина лопатки
у входа  м; 
- толщина лопатки
у выхода  м. 
 
     Ширина лопатки
на входе  в м: 
 
     ;                    . 
 
Радиальная
скорость потока на выходе из колеса  в м/с: 
 
     ;                   . 
 
     Ширина
лопатки на выходе  в
м: 
 
     ;                     . 
 
     Принимаем
механический КПД насоса . 
     Мощность
потребляемая жидкостным насосом  в кВт: 
 
     ;                    . 
 
6.3 Жидкостный
радиатор 
 
    
Принимаем: 
- количество
теплоты, отводимой от двигателя через охлаждающую жидкость к окружающему
воздуху  Дж/с; 
- средняя
теплоемкость воздуха  Дж/(кг∙К); 
- объемный расход
жидкости, проходящей через радиатор 
; 
- средняя
плотность жидкости  кг/м3; 
- температурный
перепад  К; 
- температура
перед радиатором  К. 
 
     Количество
воздуха, проходящего через радиатор  в кг/с: 
 
     ;                   . 
 
     Массовый расход
жидкости, проходящей через радиатор  в кг/с: 
 
     ;                      .  
 
Средняя
температура охлаждающего воздуха, проходящего через радиатор,  в К: 
 
     ;                            
 
     Принимаем: 
- температурный
перепад  К; 
- оптимальное
значение температуры  К. 
      
     Средняя
температура жидкости в радиаторе  в К: 
 
     ;                    . 
 
     Коэффициент
теплопередачи радиатора принимаем  Вт/(м2∙К). 
     Поверхность
охлаждения радиатора  в
м2: 
 
     ;                      . 
 
6.4 Вентилятор 
 
Принимаем: 
- массовый расход
воздуха, подаваемый вентилятором  кг/с; 
- средняя
температура воздуха  К; 
- напор,
создаваемый вентилятором  Па. 
 
Плотность воздуха
при средней его температуре в радиаторе  в кг/м3: 
 
     ;                        . 
 
    
Производительность вентилятора  в м3/с: 
 
     ;                     .         
 
Задаем скорость
воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения автомобиля  м/с. 
 
Фронтовая поверхность
радиатора  в м2: 
 
     ;                       .   
 
     Диаметр
вентилятора ;                     
м. 
     Окружная
скорость вентилятора ;             
 м/с. 
где ― коэффициент,
зависящий от формы лопастей: для криволинейных . 
     Частота
вращения вентилятора  в
мин-1: 
 
     ;                        . 
 
     Мощность  в кВт, затрачиваемая на
привод вентилятора: 
 
     ;                  . 
 
где ― КПД вентилятора, - для литого вентилятора. 
Приложения 
 
Приложение
1 
 
Таблица сравнения показателей
рассчитанного двигателя с прототипом 
 
 
  | 
   Показатели 
   | 
  
   Тип двигателя 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Прототип 
   | 
  
   Рассчитанный 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Коэффициент избытка воздуха α 
   | 
  
   0,85…0,98 
   | 
  
   0,9 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Давление остаточных газов , МПа 
   | 
  
   1,05…1,25 
   | 
  
   1,12 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Температура остаточных газов , K 
   | 
  
   900…1100 
   | 
  
   1000 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Степень подогрева заряда  
   | 
  
   0…20 
   | 
  
   15 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Коэффициент остаточных газов γr 
   | 
  
   0,04…0,10 
   | 
  
   0,061 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Температура в конце впуска , К 
   | 
  
   340…370 
   | 
  
   347,8 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Коэффициент наполнения  
   | 
  
   0,70…0,90 
   | 
  
   0,764 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Показатель политропы сжатия  
   | 
  
   1,34…1,38 
   | 
  
   1,36 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Температура в конце сжатия , К 
   | 
  
   600…800 
   | 
  
   751,5 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Давление в конце сжатия , МПа 
   | 
  
   0,9…2,0 
   | 
  
   1,56 
   | 
     | 
  
 
  | 
    Степень повышения давления цикла  
   | 
  
   3,2…4,2 
   | 
  
   3,76 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Степень предварительного расширения   
   | 
  
   1,0 
   | 
  
   1,0 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Температура конца видимого сгорания , К 
   | 
  
   2400…3100 
   | 
  
   2630 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Максимальное давление сгорания , МПа 
   | 
  
   3,5…7,5 
   | 
  
   5,86 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Показатель политропы расширения  
   | 
  
   1,23…1,30 
   | 
  
   1,258 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Температура в конце расширения , К 
   | 
  
   1200…1700 
   | 
  
   1514,1 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Давление в конце расширения , МПа 
   | 
  
   0,35…0,6 
   | 
  
   0,397 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Средняя скорость поршня , м/с        
   | 
  
   9…16 
   | 
  
   13,5 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Среднее эффективное давление , МПа 
   | 
  
   0,6…1,1 
   | 
  
   0,75 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Эффективный КПД  
   | 
  
   0,23…0,38 
   | 
  
   0,29 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Механический КПД  
   | 
  
   0,75…0,92 
   | 
  
   0,80 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Эффективный удельный расход топлива ,  г/(кВт·ч) 
   | 
  
   2300…3100 
   | 
  
   282,6 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Отношение  
   | 
  
   0,86…1,07 
   | 
  
   1,95 
   | 
     | 
  
 
     | 
  
   Относительная теплота , % 
   | 
  
   23…38 
   | 
  
   29,00195604 
   | 
  
 
     | 
  
   Относительная теплота  , % 
   | 
  
   24..32 
   | 
  
   24,09538035 
   | 
  
 
     | 
  
   Относительная теплота , % 
   | 
  
   30…55 
   | 
  
   28,01157978 
   | 
  
 
     | 
  
   Относительная теплота , % 
   | 
  
   0…21 
   | 
  
   14,11670973 
   | 
  
 
     | 
  
   Относительная теплота , % 
   | 
  
   3…10 
   | 
  
   4,774374102 
   | 
  
 
     | 
  
   Фазы газораспределения: 
  -открытие впускного клапана до ВМТ , град 
   | 
  
   10…35 
   | 
  
   27 
   | 
  
 
     | 
  
   -закрытие
  впускного клапана после НМТ , град 
   | 
  
   40…85 
   | 
  
   50 
   | 
  
 
     | 
  
   -открытие выпускного клапана до НМТ , град 
   | 
  
   40…70 
   | 
  
   55 
   | 
  
 
     | 
  
   -закрытие
  выпускного клапана после ВМТ , град 
   | 
  
   10…50 
   | 
  
   35 
   | 
  
 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
   | 
  
 
 
 
  | 
   Показатели 
   | 
  
   Тип двигателя 
   | 
  
 
  | 
   Прототип 
   | 
  
   Рассчитанный 
   | 
  
 
  | 
   Критерий Гинцбурга , кВт/см 
   | 
  
   1,3…2,8 
   | 
  
   2,03 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Критерий
  Костина  
   | 
  
   3,5…9,0 
   | 
  
   8,97 
   | 
     | 
  
 
  | 
   Масса двигателя  в кг 
   | 
  
   152,6…450 
   | 
  
   281,05 
   | 
     | 
  
 
Приложение
Б 
  
  Техническая характеристика двигателя 
1. Тип двигателя –
карбюраторный.. 
2. Число тактов – 4. 
3. Число и расположение цилиндров – 4, рядное. 
4. Порядок работы цилиндров –  
5. Расположение и число клапанов в цилиндре – верхнее,
по два в цилиндре. 
6. Рабочий объем двигателя, дм3 – 2,9. 
7. Диаметр цилиндра, мм – 98,8. 
8. Ход поршня, мм – 95. 
9. Степень сжатия – 8,5. 
10. Номинальная мощность, кВт – 80,3. 
11. Максимальная рабочая частота вращения, мин-1
– 4400. 
12. Габаритные размеры двигателя,
мм – 770х525х725. 
13. Направление вращения коленчатого вала – правое. 
14. Максимальное среднее эффективное давление, МПа –
0,94. 
15. Максимальный эффективный крутящий момент,
Н∙м – 217,8. 
16. Минимальная частота вращения коленчатого вала, мин-1
– 600. 
17. Частота вращения при максимальном крутящем
моменте, мин-1 – 2200. 
18. Сорт топлива – бензин А-76 по ГОСТ 2084-77. 
19. Минимальный удельный расход топлива,
г/(кВт∙ч) – 250,8. 
20. Фазы газораспределения: впуск (начало, конец),
выпуск (начало,  
      конец) – (27, 60), (55, 35). 
21. Наличие наддува – нет. 
22. Тип системы охлаждения –
жидкостный, закрытый с принудительной        
      циркуляцией. 
23. Объем смазочной системы, дм3 – 6. 
24. Объем жидкостной системы охлаждения, дм3
– 18. 
     
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6 
   
 |