Меню
Поиск



рефераты скачать Расчет автомобильного карбюраторного двигателя


















                                                                    













     Коэффициент неравномерности крутящего момента :


     ;                    .


     Эффективный крутящий момент двигателя в Н∙м:


     ;                       .


     Расхождение между полученным по графику и рассчитанным в тепловом расчете значениями :


      ;                <.


5 Расчет деталей на прочность

5.1 Поршень

Таблица 5.1Размеры элементов поршневой группы

Элементы поршневой группы

Расчетные зависимости для карбюраторного двигателя

Значения

размеров,

мм

Высота поршня 

1,05∙D

104

Расстояние от верхней кромки поршня до оси    пальца 

0,6∙D

60

Толщина днища поршня

0,06∙D

5

Высота юбки поршня

0,7∙D

70

Диаметр бобышки

0,4∙D

40

Расстояние между торцами бобышек 

0,4∙D

40

Толщина стенки юбки поршня

3

3

Толщина стенки головки поршня

0,07∙D

7

Расстояние до первой кольцевой канавки 

0,1∙D

10

Толщина первой кольцевой перемычки 

0,04∙D

4

Радиальная толщина кольца  :

- компрессионного

- маслосъемного


0,0425∙D

0,0425D


4,2

4,2

Высота кольца 

3

3

Радиальный зазор кольца в канавке поршня 

- компрессионного

- маслосъемного


0,85

0,9


0,85

0,9

Разность между величинами зазоров замка кольца в свободном и рабочем состоянии 

3.1∙t

13

Внутренний диаметр поршня 

D-2(s+t+Δt)

74,6

Число масляных отверстий в поршне 

10

10

Диаметр масляного канала 

0,4∙a

1,2

Наружний диаметр пальца 

0,25∙D

25

Внутренний диаметр пальца 

0,7∙dn

17,5

Длина пальца 

0,83∙D

82

Длина втулки шатуна 

0,4∙D

40


Принимаем материал поршня – алюминиевый сплав.


     5.1 – Расчетная схема поршневой группы


   5.1.1 Днище поршня

     Максимальное напряжение изгиба в диаметральном сечении днища поршня  в МПа:


     ;                .


где  МПа.

Днище поршня должно быть усилено ребрами жесткости, поскольку расчетные напряжение превышает допускаемые 20…25 МПа.


5.1.2 Головка поршня


     Головка поршня в сечении , ослабленная отверстиями для отвода масла, проверяется на сжатие и разрыв.

     Для определения напряжения сжатия определяем:

- диаметр поршня по дну канавок  в м:


     ;                  .


- площадь продольного диаметрального сечения масляного канала  в м2:

 

     ;              .


- площадь сечения  головки поршня  в м2:


     ;  

     .


- максимально сжимающую силу в МН:


     ;        .


     Напряжение сжатия  в МПа:

   ;                     .

                                                                    

Рассчитанное напряжение сжатия не превышает допустимые значения напряжений на сжатие для поршней из алюминиевых сплавов – (30…40)МПа

     Для определения напряжения разрыва в сечении  определяем:

- максимальную угловую скорость вращения коленчатого вала при холостом ходе  в рад∕с:


     ;                     .    


- массу головки поршня с кольцами  в кг:


     ;        .


    


где  кг – масса поршневого комплекта из динамического расчета

Сила инерции возвратно-поступательно движущихся масс  в МН определяется для режима максимальной частоты вращения при холостом ходе двигателя:


      ;

      .


где м ― отношение радиуса кривошипа к длине шатуна из динамического расчета.

     Напряжение разрыва  в МПа:

     ;                       .


     Рассчитанное напряжение разрыва не превышает допустимые значения напряжений на разрыв для поршней из алюминиевых сплавов – (4…10) МПа.

     5.1.3 Юбка поршня


     Юбка поршня проверяется на износостойкость по удельному давлению  в МПа на стенку цилиндра от максимальной боковой силы :


     ;                      .   


     Рассчитанное значение удельного давления не превышает допустимые значения напряжений для современных двигателей – (0,33…0,96) МПа

5.2 Поршневое кольцо


     Проводим расчет компрессионного кольца. Материал кольца – серый чугун.

     Среднее давление в МПа кольца на стенку цилиндра определяется по формуле:


     ; 

     .


где =1∙105 – модуль упругости чугуна

Рассчитанное среднее радиальное давление не превышает допустимые значения, которые составляют (0,11…0,37) МПа.


Для обеспечения хорошей приработки кольца и надежного уплотнения давления кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности должно изменяться по эпюре с повышением давления у замка.


    


где ― значение отношения давления кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности к среднему давлению.


Таблица 5.2― Построение эпюры давления кольца двигателя на стенку цилиндра


, град

0

30

60

90

120

150

180

1,05

1,04

1,02

1,0

1,02

1,27

1,5

Р, МПа

0,183

0,182

0,178

0,175

0,178

0,222

0,262


     Напряжение изгиба кольца в рабочем состоянии  в МПа:


     ;              .


     Напряжение изгиба кольца при надевании его на поршень  в МПа:


     ;                .


где ― коэффициент зависящий от способа надевания кольца.

Рассчитанные напряжения при изгибе кольца не превышает допустимые значения, которые составляют (220…450) МПа.


Рисунок 5.2 ― Эпюра давлений компрессионного кольца на стенку цилиндра

5.3 Шатун


Принимаем материал шатуна – Сталь 40.

Материал втулки – Бронза.

Таблица 5.3 ― Размеры элементов шатуна


Элементы шатуна

Расчетные зависимости для карбюраторного двигателя

Значения размеров, мм

Наружный диаметр пальца

0,25∙D

25

Внутренний диаметр поршневой головки

со втулкой

1,2∙

30

Наружный диаметр головки

1,4∙

38

Минимальная радиальная толщина стенки

головки

(-)/2

4

Радиальная толщина стенки втулки

(-)/2

2,5

Длина втулки шатуна

0,385∙D

38

Диаметр шатунной шейки

0,65∙D

65

Толщина стенки вкладыша

0,04∙

2,5

Расстояние между шатунными болтами

1,7∙

110

Длина кривошипной головки

0,75∙

50

Размеры среднего сечения В-В шатуна:

-

-

-

-


0,50∙

1,22∙

0,55∙

4,0…7,5


52

67

19

3


5.3.1 Поршневая головка


Минимальная частота вращения коленчатого вала холостого хода в мин-1:


     ;         .


     Максимальная угловая скорость вращения коленчатого вала при холостом ходе  в рад/с:


     ;              .




Рисунок 5.3 – Схема шатунной группы


  Разрывающая сила инерции  в Н при :


     ;

    


где ― масса поршневого комплекта,  кг,

― масса верхней части головки шатуна,  кг

Площадь  в мм2 опасного сечения верхней головки шатуна:


     ;            .


Напряжение разрыва  а МПа:


     ;            .


Из условия обеспечения достаточной жесткости поршневой головки напряжение разрыва не превышает максимальных значений (20…50)МПа.


5.3.2 Кривошипная головка


Максимальная величина силы инерции  в МН:


     ;


    


где ― масса отъемной крышки кривошипной головки,

     

     ;                  кг

    

     Для определения напряжения изгиба крышки в МПа находим:

- внутренний радиус кривошипной головки  в м:


     ;                .


- момент инерции расчетного сечения крышки  в м4:

     ;               .

- момент инерции расчетного сечения вкладыша  в м4:


     ;                           


- суммарную площадь крышки и вкладыша в расчетном сечении  в м2:


     ;       .


- момент сопротивления расчетного сечения крышки без учета ребер жесткости  в м2:


      ;                  .


     Напряжение изгиба  в МПа:


     ; 


     .


Крышка кривошипной головки должна быть усилена ребрами жесткости, так как расчетное напряжение превышает допускаемые (100…300) МПа.


5.3.3 Стержень шатуна


Сила, сжимающая шатун  в МН по результатам динамического расчета:

     .

    Сила, растягивающая шатун  в МН по результатам динамического расчета:

    .

    Площадь среднего сечения шатуна  в м2:


     ;


     .


Минимальное напряжение  в МПа, возникающее в сечении В-В от растягивающей силы:


     ;                      .


     От сжимающей силы в МПа в сечении В-В возникают максимальные напряжения сжатия и продольного изгиба:

- в плоскости качания шатуна:


      ;                     МПа,


где ― коэффициент, учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости качания шатуна,

- в плоскости перпендикулярной плоскости качания шатуна:


      ;                          МПа.

где ― коэффициент, учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости, перпендикулярной плоскости качанию шатуна,

     .

Напряжения  и  не превышают предельных значений для углеродистых сталей (160…250) МПа.


6 Расчет системы жидкостного охлаждения

6.1 Емкость системы охлаждения

   
При номинальной мощности  кВт емкость системы охлаждения

 в дм3 выберем из диапазона значений:


     ;                 .


Принимаем  дм3.


6.2 Жидкостный насос


Принимаем:

- количество теплоты отводимой охлаждающей жидкостью от двигателя  Дж/с;

- средняя теплоемкость жидкости  Дж/(кг∙К);

- средняя плотность жидкости  кг/м3;

- температурный перепад жидкости в радиаторе  К.

     Циркуляционный расход жидкости в системе охлаждения двигателя  в м2/с:


     ;                 .


Принимаем коэффициент подачи насоса

Расчетная производительность насоса  в м3/с:


     ;                   .


     Принимаем:

- скорость жидкости на входе в насос  м/с;

- радиус ступицы крыльчатки  м;

     Радиус выходного отверстия крыльчатки  в м:


     ;                 .


 Принимаем:

- углы между направлениями скоростей ,  и :  и ;

- гидравлический КПД .

     Окружная скорость потока жидкости на входе колеса  в м/с:


     ;             . 


     Передаточное отношение ременного привода тот коленчатого вала принимаем .

     Частота вращения насоса  в мин-1:


     ;           .


     Радиус крыльчатки колеса на входе  в м:


     ;                     .

     Окружная скорость входа потока  в м/с:


     ;                     .


     Угол между скоростями  и  принимается .


     Угол ;                  .


Принимаются:

- число лопаток на крыльчатке ;

- толщина лопатки у входа  м;

- толщина лопатки у выхода  м.


     Ширина лопатки на входе  в м:


     ;                    .


Радиальная скорость потока на выходе из колеса  в м/с:


     ;                   .


     Ширина лопатки на выходе  в м:


     ;                     .


     Принимаем механический КПД насоса .

     Мощность потребляемая жидкостным насосом  в кВт:


     ;                    .


6.3 Жидкостный радиатор


     Принимаем:

- количество теплоты, отводимой от двигателя через охлаждающую жидкость к окружающему воздуху  Дж/с;

- средняя теплоемкость воздуха  Дж/(кг∙К);

- объемный расход жидкости, проходящей через радиатор

;

- средняя плотность жидкости  кг/м3;

- температурный перепад  К;

- температура перед радиатором  К.


     Количество воздуха, проходящего через радиатор  в кг/с:


     ;                   .


     Массовый расход жидкости, проходящей через радиатор  в кг/с:


     ;                      .


Средняя температура охлаждающего воздуха, проходящего через радиатор,  в К:


     ;                           


     Принимаем:

- температурный перепад  К;

- оптимальное значение температуры  К.

    

     Средняя температура жидкости в радиаторе  в К:


     ;                    .


     Коэффициент теплопередачи радиатора принимаем  Вт/(м2∙К).

     Поверхность охлаждения радиатора  в м2:


     ;                      .


6.4 Вентилятор


Принимаем:

- массовый расход воздуха, подаваемый вентилятором  кг/с;

- средняя температура воздуха  К;

- напор, создаваемый вентилятором  Па.


Плотность воздуха при средней его температуре в радиаторе  в кг/м3:


     ;                        .


     Производительность вентилятора  в м3/с:


     ;                     .       


Задаем скорость воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения автомобиля  м/с.


Фронтовая поверхность радиатора  в м2:


     ;                       . 


     Диаметр вентилятора ;                      м.

     Окружная скорость вентилятора ;               м/с.

где ― коэффициент, зависящий от формы лопастей: для криволинейных .

     Частота вращения вентилятора  в мин-1:


     ;                        .


     Мощность  в кВт, затрачиваемая на привод вентилятора:


     ;                  .


где ― КПД вентилятора, - для литого вентилятора.

Приложения


Приложение 1


Таблица сравнения показателей рассчитанного двигателя с прототипом


Показатели

Тип двигателя

 

Прототип

Рассчитанный

 

Коэффициент избытка воздуха α

0,85…0,98

0,9

 

Давление остаточных газов , МПа

1,05…1,25

1,12

 

Температура остаточных газов , K

900…1100

1000

 

Степень подогрева заряда

0…20

15

 

Коэффициент остаточных газов γr

0,04…0,10

0,061

 

Температура в конце впуска , К

340…370

347,8

 

Коэффициент наполнения

0,70…0,90

0,764

 

Показатель политропы сжатия

1,34…1,38

1,36

 

Температура в конце сжатия , К

600…800

751,5

 

Давление в конце сжатия , МПа

0,9…2,0

1,56

 

 Степень повышения давления цикла

3,2…4,2

3,76

 

Степень предварительного расширения  

1,0

1,0

 

Температура конца видимого сгорания , К

2400…3100

2630

 

Максимальное давление сгорания , МПа

3,5…7,5

5,86

 

Показатель политропы расширения

1,23…1,30

1,258

 

Температура в конце расширения , К

1200…1700

1514,1

 

Давление в конце расширения , МПа

0,35…0,6

0,397

 

Средняя скорость поршня , м/с      

9…16

13,5

 

Среднее эффективное давление , МПа

0,6…1,1

0,75

 

Эффективный КПД

0,23…0,38

0,29

 

Механический КПД

0,75…0,92

0,80

 

Эффективный удельный расход топлива ,  г/(кВт·ч)

2300…3100

282,6

 

Отношение

0,86…1,07

1,95

 

 

Относительная теплота , %

23…38

29,00195604

 

Относительная теплота  , %

24..32

24,09538035

 

Относительная теплота , %

30…55

28,01157978

 

Относительная теплота , %

0…21

14,11670973

 

Относительная теплота , %

3…10

4,774374102

 

Фазы газораспределения:

-открытие впускного клапана до ВМТ , град

10…35

27

 

-закрытие впускного клапана после НМТ , град

40…85

50

 

-открытие выпускного клапана до НМТ , град

40…70

55

 

-закрытие выпускного клапана после ВМТ , град

10…50

35


Показатели

Тип двигателя

Прототип

Рассчитанный

Критерий Гинцбурга , кВт/см

1,3…2,8

2,03

 

Критерий Костина

3,5…9,0

8,97

 

Масса двигателя  в кг

152,6…450

281,05

 

Приложение Б

 

  Техническая характеристика двигателя

1. Тип двигателя – карбюраторный..

2. Число тактов – 4.

3. Число и расположение цилиндров – 4, рядное.

4. Порядок работы цилиндров –

5. Расположение и число клапанов в цилиндре – верхнее, по два в цилиндре.

6. Рабочий объем двигателя, дм3 – 2,9.

7. Диаметр цилиндра, мм – 98,8.

8. Ход поршня, мм – 95.

9. Степень сжатия – 8,5.

10. Номинальная мощность, кВт – 80,3.

11. Максимальная рабочая частота вращения, мин-1 – 4400.

12. Габаритные размеры двигателя, мм – 770х525х725.

13. Направление вращения коленчатого вала – правое.

14. Максимальное среднее эффективное давление, МПа – 0,94.

15. Максимальный эффективный крутящий момент, Н∙м – 217,8.

16. Минимальная частота вращения коленчатого вала, мин-1 – 600.

17. Частота вращения при максимальном крутящем моменте, мин-1 – 2200.

18. Сорт топлива – бензин А-76 по ГОСТ 2084-77.

19. Минимальный удельный расход топлива, г/(кВт∙ч) – 250,8.

20. Фазы газораспределения: впуск (начало, конец), выпуск (начало,

      конец) – (27, 60), (55, 35).

21. Наличие наддува – нет.

22. Тип системы охлаждения – жидкостный, закрытый с принудительной      

      циркуляцией.

23. Объем смазочной системы, дм3 – 6.

24. Объем жидкостной системы охлаждения, дм3 – 18.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.