Коэффициент
неравномерности крутящего момента :
; .
Эффективный
крутящий момент двигателя в Н∙м:
; .
Расхождение
между полученным по графику и рассчитанным в тепловом расчете значениями :
; <.
5 Расчет
деталей на прочность
5.1 Поршень
Таблица 5.1―
Размеры элементов поршневой группы
Элементы поршневой группы
|
Расчетные
зависимости для карбюраторного двигателя
|
Значения
размеров,
мм
|
Высота поршня
|
1,05∙D
|
104
|
Расстояние от верхней кромки поршня
до оси пальца
|
0,6∙D
|
60
|
Толщина днища поршня
|
0,06∙D
|
5
|
Высота юбки поршня
|
0,7∙D
|
70
|
Диаметр бобышки
|
0,4∙D
|
40
|
Расстояние между торцами бобышек
|
0,4∙D
|
40
|
Толщина стенки юбки поршня
|
3
|
3
|
Толщина стенки головки поршня
|
0,07∙D
|
7
|
Расстояние до первой кольцевой
канавки
|
0,1∙D
|
10
|
Толщина первой кольцевой перемычки
|
0,04∙D
|
4
|
Радиальная толщина кольца :
- компрессионного
- маслосъемного
|
0,0425∙D
0,0425D
|
4,2
4,2
|
Высота кольца
|
3
|
3
|
Радиальный зазор кольца в канавке
поршня
- компрессионного
- маслосъемного
|
0,85
0,9
|
0,85
0,9
|
Разность между величинами зазоров
замка кольца в свободном и рабочем состоянии
|
3.1∙t
|
13
|
Внутренний диаметр поршня
|
D-2(s+t+Δt)
|
74,6
|
Число масляных отверстий в поршне
|
10
|
10
|
Диаметр масляного канала
|
0,4∙a
|
1,2
|
Наружний диаметр пальца
|
0,25∙D
|
25
|
Внутренний диаметр пальца
|
0,7∙dn
|
17,5
|
Длина пальца
|
0,83∙D
|
82
|
Длина втулки шатуна
|
0,4∙D
|
40
|
Принимаем
материал поршня – алюминиевый сплав.
5.1 –
Расчетная схема поршневой группы
5.1.1 Днище
поршня
Максимальное
напряжение изгиба в диаметральном сечении днища поршня в МПа:
; .
где МПа.
Днище поршня
должно быть усилено ребрами жесткости, поскольку расчетные напряжение превышает
допускаемые 20…25 МПа.
5.1.2 Головка
поршня
Головка
поршня в сечении ,
ослабленная отверстиями для отвода масла, проверяется на сжатие и разрыв.
Для
определения напряжения сжатия определяем:
- диаметр поршня
по дну канавок в
м:
; .
- площадь
продольного диаметрального сечения масляного канала в м2:
; .
- площадь сечения
головки поршня в м2:
;
.
- максимально
сжимающую силу в
МН:
; .
Напряжение
сжатия в МПа:
; .
Рассчитанное
напряжение сжатия не превышает допустимые значения напряжений на сжатие для
поршней из алюминиевых сплавов – (30…40)МПа
Для
определения напряжения разрыва в сечении определяем:
- максимальную
угловую скорость вращения коленчатого вала при холостом ходе в рад∕с:
; .
- массу головки
поршня с кольцами в
кг:
; .
где кг – масса поршневого
комплекта из динамического расчета
Сила инерции
возвратно-поступательно движущихся масс в МН определяется для режима максимальной
частоты вращения при холостом ходе двигателя:
;
.
где м ― отношение радиуса
кривошипа к длине шатуна из динамического расчета.
Напряжение
разрыва в МПа:
; .
Рассчитанное напряжение разрыва не превышает допустимые значения напряжений на
разрыв для поршней из алюминиевых сплавов – (4…10) МПа.
5.1.3 Юбка
поршня
Юбка поршня
проверяется на износостойкость по удельному давлению в МПа на стенку цилиндра от
максимальной боковой силы :
; .
Рассчитанное
значение удельного давления не превышает допустимые значения напряжений для
современных двигателей – (0,33…0,96) МПа
5.2 Поршневое
кольцо
Проводим
расчет компрессионного кольца. Материал кольца – серый чугун.
Среднее
давление в МПа кольца на стенку цилиндра определяется по формуле:
;
.
где =1∙105 –
модуль упругости чугуна
Рассчитанное
среднее радиальное давление не превышает допустимые значения, которые
составляют (0,11…0,37) МПа.
Для
обеспечения хорошей приработки кольца и надежного уплотнения давления кольца на
стенку цилиндра в различных точках окружности должно изменяться по эпюре с
повышением давления у замка.
где ― значение отношения
давления кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности к среднему
давлению.
Таблица
5.2― Построение эпюры давления кольца двигателя на стенку цилиндра
, град
|
0
|
30
|
60
|
90
|
120
|
150
|
180
|
|
1,05
|
1,04
|
1,02
|
1,0
|
1,02
|
1,27
|
1,5
|
Р, МПа
|
0,183
|
0,182
|
0,178
|
0,175
|
0,178
|
0,222
|
0,262
|
Напряжение
изгиба кольца в рабочем состоянии в МПа:
; .
Напряжение
изгиба кольца при надевании его на поршень в МПа:
; .
где ― коэффициент
зависящий от способа надевания кольца.
Рассчитанные
напряжения при изгибе кольца не превышает допустимые значения, которые
составляют (220…450) МПа.
Рисунок 5.2 ― Эпюра давлений
компрессионного кольца на стенку цилиндра
5.3 Шатун
Принимаем
материал шатуна – Сталь 40.
Материал втулки –
Бронза.
Таблица 5.3
― Размеры элементов шатуна
Элементы шатуна
|
Расчетные зависимости для карбюраторного двигателя
|
Значения размеров, мм
|
Наружный
диаметр пальца
|
0,25∙D
|
25
|
Внутренний
диаметр поршневой головки
со втулкой
|
1,2∙
|
30
|
Наружный
диаметр головки
|
1,4∙
|
38
|
Минимальная
радиальная толщина стенки
головки
|
(-)/2
|
4
|
Радиальная
толщина стенки втулки
|
(-)/2
|
2,5
|
Длина втулки
шатуна
|
0,385∙D
|
38
|
Диаметр
шатунной шейки
|
0,65∙D
|
65
|
Толщина стенки
вкладыша
|
0,04∙
|
2,5
|
Расстояние между
шатунными болтами
|
1,7∙
|
110
|
Длина
кривошипной головки
|
0,75∙
|
50
|
Размеры
среднего сечения В-В шатуна:
-
-
-
-
|
0,50∙
1,22∙
0,55∙
4,0…7,5
|
52
67
19
3
|
5.3.1 Поршневая
головка
Минимальная
частота вращения коленчатого вала холостого хода в мин-1:
; .
Максимальная
угловая скорость вращения коленчатого вала при холостом ходе в рад/с:
; .
Рисунок 5.3 –
Схема шатунной группы
Разрывающая
сила инерции в Н
при :
;
где ― масса поршневого
комплекта, кг,
― масса верхней части
головки шатуна, кг
Площадь в мм2 опасного
сечения верхней головки шатуна:
; .
Напряжение
разрыва а МПа:
; .
Из условия
обеспечения достаточной жесткости поршневой головки напряжение разрыва не
превышает максимальных значений (20…50)МПа.
5.3.2 Кривошипная
головка
Максимальная
величина силы инерции в
МН:
;
где ― масса отъемной
крышки кривошипной головки,
; кг
Для
определения напряжения изгиба крышки в МПа находим:
- внутренний
радиус кривошипной головки в м:
; .
- момент инерции
расчетного сечения крышки в м4:
; .
- момент инерции
расчетного сечения вкладыша в м4:
;
- суммарную
площадь крышки и вкладыша в расчетном сечении в м2:
; .
- момент
сопротивления расчетного сечения крышки без учета ребер жесткости в м2:
; .
Напряжение
изгиба в МПа:
;
.
Крышка
кривошипной головки должна быть усилена ребрами жесткости, так как расчетное
напряжение превышает допускаемые (100…300) МПа.
5.3.3 Стержень
шатуна
Сила, сжимающая
шатун в МН по
результатам динамического расчета:
.
Сила,
растягивающая шатун в
МН по результатам динамического расчета:
.
Площадь
среднего сечения шатуна в
м2:
;
.
Минимальное
напряжение в
МПа, возникающее в сечении В-В от растягивающей силы:
; .
От сжимающей
силы в МПа в сечении В-В возникают максимальные напряжения сжатия и продольного
изгиба:
- в плоскости
качания шатуна:
; МПа,
где ― коэффициент,
учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости качания шатуна,
- в плоскости
перпендикулярной плоскости качания шатуна:
;
МПа.
где ― коэффициент,
учитывающий влияние продольного изгиба шатуна в плоскости, перпендикулярной
плоскости качанию шатуна,
.
Напряжения и не превышают предельных значений
для углеродистых сталей (160…250) МПа.
6 Расчет
системы жидкостного охлаждения
6.1 Емкость
системы охлаждения
При номинальной мощности кВт емкость системы
охлаждения
в дм3 выберем
из диапазона значений:
; .
Принимаем дм3.
6.2 Жидкостный
насос
Принимаем:
- количество
теплоты отводимой охлаждающей жидкостью от двигателя Дж/с;
- средняя
теплоемкость жидкости Дж/(кг∙К);
- средняя
плотность жидкости кг/м3;
- температурный
перепад жидкости в радиаторе К.
Циркуляционный расход жидкости в системе охлаждения двигателя в м2/с:
; .
Принимаем
коэффициент подачи насоса
Расчетная
производительность насоса в м3/с:
; .
Принимаем:
- скорость
жидкости на входе в насос м/с;
- радиус ступицы
крыльчатки м;
Радиус
выходного отверстия крыльчатки в м:
; .
Принимаем:
- углы между
направлениями скоростей ,
и : и ;
- гидравлический
КПД .
Окружная
скорость потока жидкости на входе колеса в м/с:
; .
Передаточное
отношение ременного привода тот коленчатого вала принимаем .
Частота
вращения насоса в
мин-1:
; .
Радиус
крыльчатки колеса на входе в м:
; .
Окружная скорость
входа потока в
м/с:
; .
Угол между
скоростями и принимается .
Угол ; .
Принимаются:
- число лопаток
на крыльчатке ;
- толщина лопатки
у входа м;
- толщина лопатки
у выхода м.
Ширина лопатки
на входе в м:
; .
Радиальная
скорость потока на выходе из колеса в м/с:
; .
Ширина
лопатки на выходе в
м:
; .
Принимаем
механический КПД насоса .
Мощность
потребляемая жидкостным насосом в кВт:
; .
6.3 Жидкостный
радиатор
Принимаем:
- количество
теплоты, отводимой от двигателя через охлаждающую жидкость к окружающему
воздуху Дж/с;
- средняя
теплоемкость воздуха Дж/(кг∙К);
- объемный расход
жидкости, проходящей через радиатор
;
- средняя
плотность жидкости кг/м3;
- температурный
перепад К;
- температура
перед радиатором К.
Количество
воздуха, проходящего через радиатор в кг/с:
; .
Массовый расход
жидкости, проходящей через радиатор в кг/с:
; .
Средняя
температура охлаждающего воздуха, проходящего через радиатор, в К:
;
Принимаем:
- температурный
перепад К;
- оптимальное
значение температуры К.
Средняя
температура жидкости в радиаторе в К:
; .
Коэффициент
теплопередачи радиатора принимаем Вт/(м2∙К).
Поверхность
охлаждения радиатора в
м2:
; .
6.4 Вентилятор
Принимаем:
- массовый расход
воздуха, подаваемый вентилятором кг/с;
- средняя
температура воздуха К;
- напор,
создаваемый вентилятором Па.
Плотность воздуха
при средней его температуре в радиаторе в кг/м3:
; .
Производительность вентилятора в м3/с:
; .
Задаем скорость
воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения автомобиля м/с.
Фронтовая поверхность
радиатора в м2:
; .
Диаметр
вентилятора ;
м.
Окружная
скорость вентилятора ;
м/с.
где ― коэффициент,
зависящий от формы лопастей: для криволинейных .
Частота
вращения вентилятора в
мин-1:
; .
Мощность в кВт, затрачиваемая на
привод вентилятора:
; .
где ― КПД вентилятора, - для литого вентилятора.
Приложения
Приложение
1
Таблица сравнения показателей
рассчитанного двигателя с прототипом
Показатели
|
Тип двигателя
|
|
Прототип
|
Рассчитанный
|
|
Коэффициент избытка воздуха α
|
0,85…0,98
|
0,9
|
|
Давление остаточных газов , МПа
|
1,05…1,25
|
1,12
|
|
Температура остаточных газов , K
|
900…1100
|
1000
|
|
Степень подогрева заряда
|
0…20
|
15
|
|
Коэффициент остаточных газов γr
|
0,04…0,10
|
0,061
|
|
Температура в конце впуска , К
|
340…370
|
347,8
|
|
Коэффициент наполнения
|
0,70…0,90
|
0,764
|
|
Показатель политропы сжатия
|
1,34…1,38
|
1,36
|
|
Температура в конце сжатия , К
|
600…800
|
751,5
|
|
Давление в конце сжатия , МПа
|
0,9…2,0
|
1,56
|
|
Степень повышения давления цикла
|
3,2…4,2
|
3,76
|
|
Степень предварительного расширения
|
1,0
|
1,0
|
|
Температура конца видимого сгорания , К
|
2400…3100
|
2630
|
|
Максимальное давление сгорания , МПа
|
3,5…7,5
|
5,86
|
|
Показатель политропы расширения
|
1,23…1,30
|
1,258
|
|
Температура в конце расширения , К
|
1200…1700
|
1514,1
|
|
Давление в конце расширения , МПа
|
0,35…0,6
|
0,397
|
|
Средняя скорость поршня , м/с
|
9…16
|
13,5
|
|
Среднее эффективное давление , МПа
|
0,6…1,1
|
0,75
|
|
Эффективный КПД
|
0,23…0,38
|
0,29
|
|
Механический КПД
|
0,75…0,92
|
0,80
|
|
Эффективный удельный расход топлива , г/(кВт·ч)
|
2300…3100
|
282,6
|
|
Отношение
|
0,86…1,07
|
1,95
|
|
|
Относительная теплота , %
|
23…38
|
29,00195604
|
|
Относительная теплота , %
|
24..32
|
24,09538035
|
|
Относительная теплота , %
|
30…55
|
28,01157978
|
|
Относительная теплота , %
|
0…21
|
14,11670973
|
|
Относительная теплота , %
|
3…10
|
4,774374102
|
|
Фазы газораспределения:
-открытие впускного клапана до ВМТ , град
|
10…35
|
27
|
|
-закрытие
впускного клапана после НМТ , град
|
40…85
|
50
|
|
-открытие выпускного клапана до НМТ , град
|
40…70
|
55
|
|
-закрытие
выпускного клапана после ВМТ , град
|
10…50
|
35
|
|
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
Тип двигателя
|
Прототип
|
Рассчитанный
|
Критерий Гинцбурга , кВт/см
|
1,3…2,8
|
2,03
|
|
Критерий
Костина
|
3,5…9,0
|
8,97
|
|
Масса двигателя в кг
|
152,6…450
|
281,05
|
|
Приложение
Б
Техническая характеристика двигателя
1. Тип двигателя –
карбюраторный..
2. Число тактов – 4.
3. Число и расположение цилиндров – 4, рядное.
4. Порядок работы цилиндров –
5. Расположение и число клапанов в цилиндре – верхнее,
по два в цилиндре.
6. Рабочий объем двигателя, дм3 – 2,9.
7. Диаметр цилиндра, мм – 98,8.
8. Ход поршня, мм – 95.
9. Степень сжатия – 8,5.
10. Номинальная мощность, кВт – 80,3.
11. Максимальная рабочая частота вращения, мин-1
– 4400.
12. Габаритные размеры двигателя,
мм – 770х525х725.
13. Направление вращения коленчатого вала – правое.
14. Максимальное среднее эффективное давление, МПа –
0,94.
15. Максимальный эффективный крутящий момент,
Н∙м – 217,8.
16. Минимальная частота вращения коленчатого вала, мин-1
– 600.
17. Частота вращения при максимальном крутящем
моменте, мин-1 – 2200.
18. Сорт топлива – бензин А-76 по ГОСТ 2084-77.
19. Минимальный удельный расход топлива,
г/(кВт∙ч) – 250,8.
20. Фазы газораспределения: впуск (начало, конец),
выпуск (начало,
конец) – (27, 60), (55, 35).
21. Наличие наддува – нет.
22. Тип системы охлаждения –
жидкостный, закрытый с принудительной
циркуляцией.
23. Объем смазочной системы, дм3 – 6.
24. Объем жидкостной системы охлаждения, дм3
– 18.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|