Расчет и выбор крана для механического цеха
Министерство
образования Российской Федерации 
ГОУ СПО «Ачинский
политехнический техникум». 
 
 
 
Курсовой проект 
 
 
По дисциплине: «электрическое
и электромеханическое оборудование». 
 
На тему: Расчет и
выбор крана для механического цеха. 
 
Специальность 1806 «техническая
эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования». 
 
 
 
 
 
Группа ЭОЭО-43 
 Студент Борисенко
Андрей Александрович. 
 Руководитель Чикуров
Игнат Макарович. 
 
 
 
 
 
 
 
г. Ачинск 2005 г. 
Министерство
образования Российской Федерации 
ГОУ СПО «Ачинский
политехнический техникум». 
 
 
 
Пояснительная записка 
К курсовой работе
(проекту). 
 
 
По дисциплине: «электрическое
и электромеханическое оборудование». 
 
На тему: Расчет и
выбор крана для механического цеха. 
 
Специальность 1806 «
техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического
оборудования ». 
 
 
 
 
 
Группа ЭОЭО-43 
Студент Борисенко
Андрей Александрович. 
Руководитель Чикуров
Игнат Макарович. 
 
 
 
 
 
г. Ачинск2005 г. 
Содержание. 
 
Введение………………………………………………………..............................3 
I.                 
Пояснительная записка.  
1. Описание технологического процесса………………………………………..5
II.              
Расчетная часть. 
1. Расчет электроприводов
крана……………………………………….............9 
2. Расчет и выбор пусковых и регулировочных
сопротивлений…………….17 
3. Расчет и выбор пускорегулирующей
аппаратуры………………………….32 
4. Расчет и выбор кабелей проводов и
троллей……………………..………...36 
5. Расчет электроосвещения…………………………………………………….38 
6. Описание схемы управления, снабжения и
сигнализации………………...46 
7. Охрана труда и техника безопасности при
монтаже и эксплуатации оборудования………………………………………………………………….…50 
Список
литературы……………………………………....................................54 
Введение. 
Развитие
промышленности обеспечивается внедрением новейших технологий. 
Первое место по
количеству потребляемой электроэнергии принадлежит промышленности, на долю
которой приходится более шестидесяти процентам всей вырабатываемой в стране
электроэнергии. С помощью электрической энергии приводятся в движение миллионы
станков и механизмов, освещаются помещения, осуществляется автоматическое
управление производственными процессами. Сейчас существуют технологии, где
электроэнергия является единственным энергоносителем. 
Промышленные
предприятия с мощностью выше 1000 кВ составляют девяносто семь процентов.
Установленная мощность электрооборудования современных металлопрокатных цехов
достигает 150-200 мВт около пятнадцати процентов от мощности электростанции. Энергоемкие
предприятия обладают высокой степенью энерговооруженности и автоматизации. Основой
развития электроэнергетики является сооружение электростанций большой мощности.
В Российской федерации работают электростанции с мощностью выше 1000 МВт
каждая. 
Электрификация
обеспечивает выполнение задач широкой комплексной механизации и автоматизации
производственных процессов, что позволяет усилить темпы роста
производительности общественного труда, улучшить качество продукции и облегчить
условия труда. На базе использования электроэнергии ведется техническое перевооружение
промышленности, внедрение новых технологических процессов и осуществление
коренных преобразований в организации производства и управлении им. Поэтому в
современной технологии и оборудовании промышленных предприятий велика роль
электрооборудования, т.е. совокупности электрических машин, аппаратов, приборов
и устройств, посредством которых производится преобразование электрической
энергии в другие виды энергии и обеспечивается автоматизация технологических
процессов. 
Первостепенное
значение для автоматизации производства имеют многодвигательный электропривод и
средства электрического управления. Развитие электропривода идет по пути
упрощения механических передач и привода идет по пути упрощения механических
передач и приближения электродвигателей к рабочим органам машин и механизмов, а
также возрастающего применения электрического регулирования скорости приводов. 
Широко
внедряются комплектные тиристорные преобразовательные устройства. 
Применение
тиристорных преобразователей не только позволило создать высокоэкономичные
регулируемые электроприводы постоянного тока, но и открыло большие возможности
для использования частотного регулирования двигателей переменного тока, в
первую очередь наиболее простых и надежных асинхронных двигателей с короткозамкнутым
ротором. 
Все большее
распространение получают новейшие средства электрической автоматизации
технологических установок, машин и механизмов на базе полупроводниковой
техники, высокочувствительных контрольно-измерительной и логических элементов.
Расширяется область применения программного управления технологическими
объектами с записью программы на бумажной или магнитной ленте. Для управления
технологическими процессами все чаще используют электронные вычислительные
машины. 
В современных
условиях эксплуатация электрооборудования требует глубоких и разносторонних
знаний, а задачи создания нового или модернизированных знаний, а задачи
создания нового или модернизации существующего электрифицированного агрегата,
механизма или устройства решают совместными усилиями технологи, механики и
электрики. 
I.                 
Пояснительная
записка.  
1.               
Описание
технологического процесса. 
Общее положение. 
Кранами называются грузоподъемные устройства, служащие
для вертикального и горизонтального перемещения грузов на небольшие расстояния.
По особенностям конструкции, связанным с назначением и условиями работы, краны
разделяются на мостовые, портальные, козловые, башенные и др. в цехах
предприятий электромашиностроения наибольшее распространение получили мостовые
краны, с помощью которых производится подъем и опускание тяжелых заготовок,
деталей и узлов машин, а также их перемещение вдоль и поперек цеха. Вид
мостового крана в основном определяется спецификой цеха и его технологией,
однако многие узлы кранового оборудования, например механизмы подъема и
передвижения, выполняются однотипными для различных разновидностей кранов. 
 
Описание конструкции. 
Несущая сварная конструкция крана представляет собой
мост с двумя главными балками коробчатого сечения (или с решетчатыми фермами),
перемкнутыми через пролет цеха, и концевыми балками , на которых установлены
ходовые колеса. Колеса перемещаются по рельсам подкранового пути, закрепленным
на балках опорных конструкций в верхней части цеха. Привод ходовых колес
осуществляется от электродвигателя через редуктор и трансмиссионный вал. 
Вдоль моста проложены рельсы , по которым на колесах,
приводимых в движение электродвигателем через редуктор, перемещается тележка с
подъемной лебедкой. На барабан лебедки наматываются подъемные канаты с
подвешенным к ним на блоках крюком для захвата грузов. Барабан приводится во
вращение электродвигателем через редуктор. 
Управление работой механизмов крана производится из
кабины оператора-крановщика, в которой установлены контроллеры или
командоконтроллеры. Электроаппаратура управления приводами размещается в шкафах
установленных на мосту крана. Здесь же располагаются ящики резисторов. Для
проведения операций обслуживания механизмов и электрооборудования предусмотрен
выход на мост из кабины через люк. 
Электроэнергия к крану подводится при помощи
скользящих токосъемников от главных троллеев уложенных вдоль подкранового пути.
Для подвода питания к электрооборудованию, размещенному на тележке служат
вспомогательные троллей идущие вдоль моста. 
В зависимости от вида транспортируемых грузов на
мостовых кранах используют различные грузозахватывающие устройства: крюки,
магниты, грейферы, клещи и т.п. наибольшее распространение получили краны с
крюковой подвеской или с подъемным электромагнитом, служащим для
транспортировки стальных листов, скрапа, стружки и других ферромагнитных
материалов. 
У всех типов кранов основными механизмами для
перемещения грузов являются подъемные лебедки и механизмы передвижения. Это
позволяет выделить ряд общих вопросов электропривода кранов: расчет статических
нагрузок, выбор двигателей по мощности, анализ режимов работы, выбор системы
электропривода кранов: расчет статических нагрузок, выбор двигателей по
мощности, анализ режимов работы, выбор системы электропривода и другое.  
Описание механического и электрического
оборудования. 
Двигатели на кранах обычно имеют значительно большую
угловую скорость, чем скорость подъемного барабана или ходовых колес моста
(тележки), то движение к рабочим органам механизмов крана передается через
редукторы. Для механизмов подъема наибольшее применение получили схемы с
полиспастом, при помощи которого движение от барабана передаются крюку. У
полиспаста передача движения к ходовым колесам концевых балок от двигателя,
установленного на мосту, может осуществляется через редуктор , расположенный в
средней части моста, широко применяется также схема механизма передвижения
моста с раздельным приводом ходовых колес. Каждый механизм крана имеет
механический тормоз, который устанавливается на соединительной муфте между
двигателем и редуктором или на тормозном шкиве на противоположном конце вала
двигателя. 
По грузоподъемности мостовые краны условно разделяют
на малые (масса груза 5-10 т), средней (10-25 т) и крупные (свыше 50 т).
Нагрузка кранов, как правило, изменяется в широких пределах: для механизмов
подъема - от 0,12 до 1, а для механизмов передвижения – от 0,5 до 1
номинального значения. Характерно для кранов также то, что их механизмы
работают в повторно кратковременном режиме, когда относительно
непродолжительные периоды работы, связанные с перемещением грузов, чередуются с
небольшими паузами на загрузку или разгрузку и закрепление груза. 
Согласно действующим стандартам все краны по режимам
работы механического и электрического оборудования делятся на четыре категории,
определяющие степень их использования, характер нагрузки и условия работы: Л –
легкий режим работы, С – средний, Т – тяжелый и ВТ – весьма тяжелый. Основными
показателями , по которым судят о режимах работы, являются продолжительность
включения двигателя механизма ПВ. 
Помимо тяжелых условий работы при большом числе
включений в час электрооборудование мостовых кранов обычно находится в условиях
тряски, высокой влажности воздуха, резких колебаний температуры и запыленность
помещений. В связи с этим на кранах применяется специальное
электрооборудование, приспособленное к условиям работы кранов и отличающееся
повышенной надежностью. 
Основное крановое электрооборудование:
электродвигатели, силовые, магнитные и командные контроллеры,
пускорегулировочные резисторы, тормозные электромагниты, конечные выключатели и
другие – в значительной степени стандартизировано. Поэтому различные по
конструкции краны комплектуются обычно таким электрооборудованиям по типовым
схемам. 
Для защиты питающих проводов и электродвигателей от
токов к.з. и значительных перегрузок на кранах предусматривается максимальная
токовая защита. Плавкие предохранители используют только для цепей управления.
Для предотвращения само запуска двигателей, т.е. самопроизвольного пуска их при
восстановлении напряжения сети после перерыва в электроснабжении, в
электрических схемах кранов используют совместно с «нулевой» защитой блокировку
нулевой позиции контроллеров. Обязательным является наличие конечных
выключателей для автоматической остановки механизмов при подходе их к крайним
положениям. Для безопасности обслуживания электрооборудования люк для выхода из
кабины на мост снабжается конечным выключателем, снимающим напряжение со
вспомогательных троллеев при открывании люка. Все токоведущие части в кабине
крана полностью ограждаются. Механизмы кранов оснащаются тормозами замкнутого
типа с электромагнитами, которые могут оказаться под напряжением из-за порчи
изоляции, должны быть заземлены. Соединение с контуром заземления цеха
осуществляется через подкрановые пути. 
  
Выбор рода тока и напряжения. 
Исходя из задания экономически целесообразно для
питания завода использовать линии с переменным током, а не с постоянным, так
как для питания завода постоянным током требуется дополнительное оборудование,
что увеличивает затраты на производство электроэнергии. Двигатели постоянного
тока на заводе не применяется потому-то нет необходимости регулировать частоту
вращения в больших пределах.  
Завод можно питать напряжением 6 и 10 кВ, но так как
расстояние от ГПП до завода два километра четыреста метров, экономически
целесообразно использовать напряжение линии 10 кВ при этом потери
электроэнергии будут меньше чем при напряжение 6 кВ. 
На заводе присутствуют высоковольтные двигатели
напряжением 10 кВ минимальной мощности. 800 кВт, а в задание сказано, что
минимальная мощность двигателей меньше 800 кВт. 
Низковольтные двигатели хорошо запитывать от сети
напряжением 380 и 660 В. У двигателей напряжением 660 В минимальная мощность
200кВт. В задание максимальная мощность не превышает 100 кВт отсюда следует,
что для питания низковольтных двигателей примем напряжение 380 В от этой же
сети будем питать осветительную нагрузку. 
II. Расчетная
часть. 
1.    
Расчет
электроприводов крана. 
 
Расчет и выбор мощности электродвигателя
подъема. 
Максимальная грузоподъемность – 8,5 т. 
Максимальная высота подъема – 12 м. 
Длина пролета (расстояние между рельсами) – 20 м. 
Скорость подъема (опускания) – 0,28 м/с. 
Скорость передвижения тележки – 0,6 м/с. 
Скорость передвижения крана – 1,2 м/с. 
Режим работы ПВ – 25 %. 
Масса крана – 15,4 т. 
Масса тележки – 3 т. 
Масса грейфера – 1,54 т. 
Длина троллей – 68 м. 
Диаметр колеса тележки – 0,25 м. 
Диаметр колеса моста – 0,5 м. 
Диаметр шейки оси моста – 0,08 м. 
Диаметр шейки оси тележки – 0,05 м. 
Расчет мощности электродвигателя по методу номинальных
режимов рекомендуется вести в следующей последовательности. 
По исходным данным устанавливаем номинальный режим
работы механизма, для которого рассчитываем электродвигатель. Согласно таблицы
1 Куликов стр.11 принимаем средний режим работы с коэффициентами. Кгр =1, Кr =1, Кс
=0,67, число включений 120, t среды =25 0с. 
Определим мощность на валу двигателя при статическом
режиме работы: 
  
где, G – грузоподъемность, т.е. вес поднимаемого
груза. 
G0 – вес грейфера. 
V –
скорость движения. 
η – КПД = 0,8 
  
По мощности Рс по каталогу предварительно выбираем
двигатель МТН 512-8 мощностью Рн.с ≥ Рс и требуемой скоростью вращения nном. 
 
 
  | 
   Р2ном. 
  кВт. 
   | 
  
   Nном. 
  об/мин. 
   | 
  
   I1 
  А. 
   | 
  
   Cosφ 
   | 
  
   КПД. 
  % 
   | 
  
   I2 
  А 
   | 
  
   Uрф. 
  В 
   | 
  
   Мmax. 
  Н*м 
   | 
  
   Махов. 
  Кг*м2 
   | 
  
   Масса. 
  Кг. 
   | 
  
 
  | 
   37 
   | 
  
   705 
   | 
  
   89 
   | 
  
   0,74 
   | 
  
   85 
   | 
  
   77 
   | 
  
   305 
   | 
  
   1370 
   | 
  
   1,43 
   | 
  
   570 
   | 
  
 
 
Определим время пуска двигателя по формуле. 
где, а – допустимое ускорение при пуске (выбираем по
кривой). 
Рассчитаем время установившегося движения, принимая,
что весь участок пути подъема Н или перемещения L проходит с установившейся
скоростью V. 
Страницы: 1, 2, 3, 4 
   
 |