«Первая мысль — самая лучшая,» — таково было правило Гинзберга.
Берроуз активно пользуется
«методом нарезок» (cut-up method), о котором писатель узнаёт
от своего друга, поэта и художника, Брайона Гайсина. Данная техника письма
впервые предлагается дадаистами в 20-е годы, но Берроуз несколько
трансформирует её. Суть метода писателя проста. Во всех своих поездках Берроуз
не расстаётся с тетрадью, расчерченной на три колонки. В первую он записывает
различные факты о происходящем вокруг, обрывки услышанных фраз, диалогов; во
вторую — личные впечатления, мысли, воспоминания; наконец, третья содержит
цитаты из книг, читаемых в данный момент. Собственно из этих колонок и
монтируется будущая книга. Только, в отличие от дадаистов, Берроуз весьма
скрупулёзно подходит к компоновке различных кусков и последующему
редактированию текста. В заключение цитата самого Берроуза:
«Человек читает газету, и его
взгляд скользит по колонке в разумной аристотелевской манере — мысль за мыслью,
фраза за фразой. Но подсознательно он читает и колонки, расположенные по бокам,
а также осознает присутствие сидящего рядом попутчика. Вот вам и нарезка.»
«Поэзия двадцатого века,подобно всем искусствам и наукам,перенесла центр
тяжести на исследование-экспериментирование с тем самым материалом,из которого
она состоит.Поскольку любой человек глубоко внутри себя понимает, что все его
видения и все его истины в конечном счёте лишены содержания...следующим шагом
должно стать исследование...движущей силы видений, то, что лежит в истоке
истины, а значит-сами слова...а значит, использовать радикальное средство –
полное устранение содержания.» - Аллен Гинзберг, «Индийские Дневиники».
«Нет такой причины, из-за которой любая строка должна начинаться от
левого поля страницы.Глупая привычка: будто все мысли в мозгу выстраиваются в
шеренги, как призванные в армию новобранцы.Начнём новую мысль на краю и
органически проследим за её развитием, как с неё слетает вся шелуха, выявляя её
форму, когда одна ассоциация связана с другой, с прыжками-пробелами,
указывающими на связи и разрывы между веще-мыслями, ломаный синтаксис, чтобы
указать на колебания и провалы в мыслях –ГРАФИЧЕСКИ показывая движение
ума...Это проще, чем деспотичная форма сонета, ведь человек никогда не думает
посредством диалектически застывших форм катрена или сиснтетических форм
сонета: но наше мышление работает, используя блоки ощущений и образов.» - Аллен
Гинзберг, «Индийские Дневники».
3.9.Буддизм – религия Бита
Буддизм, древняя и в высшей степени философическая азиатская традиция,
был религией Бита. Он начал влиять на жизни главных нью-йоркских Бит авторов в
середине 1950-ых, когда Джек Керуак и Аллен Гинсберг начали интересоваться им.
Керуак и Гинсберг начали свои поиски, читая книги в библиотеках, но когда они
мигрировали к Калифорнии, начали воплощать буддизм в жизнь (главным образом
Дзэн), вдохновленные Гэри Снайдером (битник, больше всех связанный с буддизмом)
и Кеннетом Рекскортом.
Буддизм изменит жизнь любого, кто начинает понимать его, и все работы,
которые Кероуак написал после середины пятидесятых, особенно «Бродяги Дхармы» и
«Биг Сур», могут интерпретироваться как буддийские притчи . Работы Гинсберга – подвергались
не меньшему влиянию Буддистской мысли.
Четыре автора 1950-ых, Салинджер, Керуак, Гинсберг и Гэри Снайдер, представляют
четыре пленительных окна в путь этой мысли.
3.10.Наследие
Гинзберг характеризовал некоторые из существенных эффектов творческого
Бит-движения в следующих сроках:
·
Духовное
освобождение, сексуальная "революция" или "освобождение",
то есть, гей-освобождение, несколько катализируя женское освобождение,
освобождение чёрных, активность Серой Пантеры.
·
Освобождение
слова от цензуры.
·
Демистификация
и/или декриминализация гашиша и других наркотиков.
·
Эволюция
ритма и блюза в рок-н-ролл как высокую художественную форму, как
свидетельствуется Битлз, Бобом Диланом, и другими популярными музыкантами
вдохновленными в поздние пятидесятые и шестидесятые поэтами и писателями Бита.
·
Распространение
экологического сознания, подчеркнутого вначале Гэри Снайдером и Майклом
Маккльюр, понятие "Свежей Планеты."
·
Оппозиция
военной-индустриальной машинизированной цивилизации, как подчеркнуто в работах
Берроуза, Ханка, Гинсберга и Keруака.
·
Внимание
к тому, что Кероуак назвал (после Спенглера) "второй религиозностью"
развивающейся в пределах передовой цивилизации.
·
Возвращение
к высокому оцениванию индивидуальности вопреки государственному единообразию.
·
Уважение
к земле и местным народам и существам, как объявлено Керуаком в его лозунге «В
Дороге»: "Земля - индийская штука."
Кинематограф.
Кажущаяся хаотичная спонтанность Роберта Олтмана многим обязана Биту,
равно как и черно-белые медитации Джима Джармуша и ловкий неаффектированный
фильм Ричарда Линклэйтера «Лодырь». А каждое дорожное кино, от ярких и
наглядных (Тельма и Луиза, Что-то Дикое) до инертных (Калифорния), рабски
следуют пикареску «В Дороге».
«Берроуз — один из кирпичей моего письма,» — говорит сценарист и режиссер
Гас Ван Сент. — «Когда я располосовал три законченных сценария и совместил их у
себя в компьютере, чтобы сделать My Own Private Idaho, — это именно то, что сделал бы он. Это какая-то магия: это
как кидать главы в урну, а затем наобум вытаскивать их одну за другой. Этот
метод позволяет вселенной диктовать тебе, а не твоему собственному думающему
разуму.»
Литература.
В литературе, как это ни странно, последователей Бита найти сложно. Музей
Уитни определяет, например, Пола Битти как «молодого поэта, сформировавшегося
под влиянием бит-культуры.» Сам же Битти заявляет: «Движение на меня не
влияло.» Поэт Спарроу так же осторожен. «Я трудился, чтобы бунтовать,» —
говорит он. — «Меня интересуют ясность и четкость, а не их бредящий стиль. Но
все эти редакторы говорят мне, что я слишком битов. Может, они и правы; тогда
я, наверное, битник третьего поколения. Это ужасная доля.» Современным поэтам,
утверждает Рон Колм(ООНевыносимый)) , нужно «очистить чрезмерно слюнявое
психическое пространство Битников, чуть-чуть прикончить папочку» — как это
сделали сами Битники, махнув литературный модернизм на джаз.
Музыка.
Бит
имел большое влияние на Рок-н-ролл, включая главные его фигуры, такие как
Битлз, Боб Дилан и Джим Моррисон. Имидж мятежной рок-звезды во многом аналогичен
образу Бита. Вот - несколько примеров их причастности к Рок-н-роллу и другим
формам поп-культуры:
·
Одна из причин по которой «the Beatles»
использовали в названии букву "a" («жуки»-«beetles») это то,
что Джон Леннон был поклонником Керуака.
·
Боб Дилан признает, что очень многим обязан Керуаку и
Гинзбергу, как в своем галлюцинаторном языке, так и в нежелании повторять дубли
при записи.
·
Джим Моррисон называет Керуака самым важным вдохновителем
.Также он учился поэзии у Ферренгетти.( Клавишник Рэй Манзарек говорит, что «The Doоrs» никогда
не сформировались бы, если бы не Керуак.
·
Гинзберг был другом, а Кэссиди членом «Merry Pranksters»
(литературная коммуна) Кена Кизи, которая также включала членов рок-группы «the Grateful Dead».
3.10.Наследие
·
Гинзберг работал с панк-группой «The Clash». Берроуз
работал с группами «Sonic Youth»( «Битники
повлияли на нас очень сильно в смысле радости манипулирования языком,» —
говорит гитарист Соник Ют Ли Ранальдо. — «А также в использовании нашей
собственной жизни в качестве предмета изображения и в нашем лишенном иллюзий
взгляде на современную жизнь.»), «R.E.M.», Куртом
Кобейном(Курт Кобейн выпустил компакт-диск с Уильямом Берроузом, перед которым
также преклонялись панки (Патти Смит ставила его «наверх, рядом с Папой
Римским»)) , «Ministry», и другими.
·
Боно из «U2» говорит о Берроузе как о главном
вдохновителе, Берроуз мимолётно появился одном из «U2» видео.
·
Термин хэви-метал впервые появляется в романе Берроуза
«Экспресс „Сверхновая“» 1964 года.
3.11.Пост-существование и Выводы
Битники взяли слишком высокий "аккорд", их протестующие голоса
были так громки, так надрывны, что в конце концов сорвались на фальцет. Они
смогли предложить своему поколению только один способ борьбы с обществом, из
которого они сами себя выгнали, - уход от него, уход в себя, в "другие
сферы", в дзен-буддизм, в"радостную преступность"(Дж.Керуак), в
вызывающе-нарочитую гомосексуальность и наркотики (У.Берроуз, провозгласивший,
что "лучший Выход это Вход")...
«Мне нравится слышать, как имя Керуака упоминается как символ
путешествий, как символ проживания жизни, как она есть,» — говорит художник
Джек Пирсон, чьи фотографии и бриколажи полны образов дорожных странствий и
печальных мотелей. — «Как и Керуак, я думаю, что мое искусство на стене —
просто почтовая открытка от жизни, которая и есть реальное искусство.» Однако,
проясняет Пирсон, «при этом мне вовсе не хочется садиться и читать его книги».
Битники одержали триумф не сколько как литература, сколько как
зажигательная метафора... чего-то.
Бит интерпретируется настолько легко потому, что находится внутри: он
—состояние сознания. Он не вызывает в памяти никаких физических объектов, а
наша культура воспринимает все визуально (мы поверим, что по-настоящему узнали
Битников, как только кино Копполы выйдет на экраны).
Сами
битники, фактически, часто стремились к тому, чтобы быть в центре внимания. То,
что Берроуз появлялся в рекламных роликах фирмы Найки, что Гинзберг продал свои
архивы (включая обрезки бороды и пару старых теннисных тапочек) Университету
Стэнфорд приблизительно за 1 миллион долларов, или то, что Керуак толокся на
литературных конференциях, жадный до признания, не должно удивлять нас.
«Вероятно, все, что останется... это сыпь испаряющихся анекдотов, да несколько
серьезных работ, что были все-таки произведены на свет,» — писал Джон Клеллон
Холмс. — «Мы заплатили за дерзость окрестить себя "поколением".»
4.Хиппи
4.1.Философия
хиппи
«Хиппи – это лейбл, навешенный истеблишментом, на глубокий, невидимый,
скрытый эволюционный процесс. На каждого босоногого хиппи в фенечках и цветах
приходятся тысячи невидимых участников андеграунда. Людей, чьи жизни настроены
на их внутреннее видение. Тех, кто выпал из этой телекомедии Американской
Жизни.» Тимоти Лири (Политика экстаза) 1967
Быть
хиппи значит верить в мир, как способ разрешения разногласий между людьми,
идеологиями, религиями. Путь к миру лежит через любовь и терпимость. Любить
значит принимать других такими, какие они есть, давать им свободу выражать
себя. Путь хиппи – путь ненасилия.
«Если
хочешь быть свободен – будь, потому что есть миллионы вещей, кем ты можешь
быть.» Кэт Стивенс (Если ты хочешь петь)
«Мне нравятся идеи о разрушении и свержении установленного порядка. Меня
интересует все, что касается мятежа, беспорядка, хаоса, особенно деятельность,
в которой, казалось бы, нет смысла. Мне кажется это дорогой к свободе – внешней
свободе, которая ведет к свободе внутренней.» Джим Моррисон
«Ты создаешь свою собственную реальность.» Сетх (Послания Сетха)
«Мы
все хотим изменить мир» Битлз
4.2. Секс, Любовь и Хиппи
Как дети, выросшие в Америке 50’х и начала 60’х годов, в которых секс был
темой закрытой, а любовь была тем, что как в сказке происходит в одно
мнгновение (любовь с первого взгляда, брак, дети, все счастливы) или как долго
растущее чувство, которое приходит со временем (только очень жди).Этот
недостаток общения между родителями и детьми помог создать разрыв между
поколениями.
«Секс полон лжи. Тело пытается сказать правду, но оно сковано правилами.
Ложью мы калечим сами себя. Большинство людей даже не представляют, что они
теряют. Наше общество установило контроль над высшей ценностью, над нашими
чувствами. Оно высмеивает примитивные культуры и гордится собой за подавление
естественных инстинктов и побуждений» Джим
Моррисон
Желание обсудить эту тему возникло в результате уже происходящей
Сексуальной революции. Секс был повсюду, а средства массовой информации лишь
обыграли это. В газетах стали появляться объявления сексуального характера, как
только агентства поняли, что секс продается. Зарубежные фильмы, как, например,
«Мне любопытно», и собственный американский фильм «Глубокое горло» своей
непристойностью бросили вызов закону и проложили путь порно индустрии.
Следом пришел символ женской сексуальной свободы (или рабства) –
мини-юбка! Созданная Мери Квант в 1965 и ответственная за громадное повышение
продаж колготок. На пару с полупрозрачными блузками на голой груди,
неудивительно, что все это привело к сексуальной революции.
«Если
это приятно – делай это!»
Эта
революция в сексуальных взглядах была более чем реакцией на пуританскую мораль
50’х и начала 60’х. Для хиппи настоящая свобода значит полное освобождение от
всех социальных запретов.
«Все, что тебе нужно – это любовь!» Битлз
Концепция
Свободной любви, согласно убеждениям хиппи, значит, что ты свободен любить кого
угодно, где угодно, когда угодно. Это способствует спонтанной сексуальной
деятельности и экспериментам. Групповой секс, секс на публике, секс с несовершеннолетними
– все табу были отброшены. Это не значит, что обычный секс между двумя
взрослыми или моногамия отсутствовали совершенно, совсем наоборот. Тем не
менее, открытое отношение стало неотъемлемой частью образа жизни хиппи. Это
значит, что можно иметь отношения в основном с одним человеком, но если другой
привлекает тебя, ты можешь развить эти отношения без злобы и ревности. Для
хиппи секс был чем-то спонтанным.
«Три неизбежных цели, которые ты достигаешь от употребления ЛСД – это
познать и возлюбить с Бога, познать и возлюбить самого себя и познать и
возлюбить женщину.» Тимоти Лири, интервью для «Плейбоя», 1996
Самое
важное, что психоделические наркотики и особенно ЛСД непосредственно
ответственны за высвобождение хиппи от их сексуальных комплексов. Путешествие
под ЛСД – это бесконечно тяжелый для души эксперимент, который сметает защиту
собственного эго, оставляя человека в крайне остром и чувствительном положении.
4.3.Наркотики
«Если
ты помнишь шестидесятые – ты там не был.»
«В
1960’х хиппи, в массе своей, предприняли самый большой бесконтрольный
эксперимент употребления наркотиков, который когда-либо знало человечество. В
те дни не было чем-то необычным принять таблетку с одной только мыслью: «Ты
проглотишь ее, и станет клево». Ты доверял своему другу, такому же хиппи, и
хотел улететь, и пережить новый опыт. Это была свобода. Это был бунт. Это было
круто. Мы открыли, что ящик Пандоры полон наркотиков!»Скит Стоун
Страницы: 1, 2, 3
|