Разbeatые поколения
Olaines 2. vidusskola
Разbeatые поколения
Zinātniski
pētniciskais darbs kultūras vēsturē
Darba autors:
Olaines 2. vidusskolas 11.a klases
Skolniece Sandra Prusaka
paraksts
Zinātniski pētnieciskā darba
vadītājs:
Olaines 2. vidusskolas skolotāja
Vizuālas mākslas skolotāja Irīna Sinicina
paraksts
Содержание
Содержание
Введение
Теоретическая часть
1.Культура.Понятие,
функции, структура
2.Контркультура
3.Битники
3.1.Состояние Мира на момент
зарождения контркультуры
3.2.Зачатие Бита
3.3.Название
3.4.История
3.5.Наркотики
3.6.Гомосексуализм
3.7.Музыка
3.8.Литература
3.9.Буддизм – религия Бита
3.9.Наследие
3.10.Постсуществование и Выводы
4.Хиппи.
4.1.Философия хиппи
4.2.Секс, Любовь и Хиппи
4.3.Наркотики
4.4.Мода хиппи и стиль жизни
4.5.Музыка
4.6.Активизм
5.Конец Волны. Хантер Томпсон и гонзо
Практическая часть
Описание методов исследования
Описание испытуемых.
Описание хода исследования
Описание результатов
Выводы
Использованная литература
Аннотация
Приложения
Введение
В научно-исследовательской работе на тему «Разbeatые поколения» я
описываю феномен контркультуры 40-х – 70-х годов США. Я выбрала эту тему
потому, что этот отрезок времени на Земном шаре был характерен выбросом
огромного количества человеческой энергии – положительной и отрицательной,
созидательной и разрушительной, светлой и темной, и поэтому представляет для
меня большой интерес.
Любая культура развивается через возникновение и обострение своих
противоречий, ведущих к кризису. Буржуазная культура, являющаяся господствующей
культурой западного общества, не являлась исключением. На место конформизма как
ценности («будь как все») пришла высокая оценка способности быть непохожим на
других, жить, как живется, не оглядываясь на окружающих.
Явление контркультуры настолько многогранно и обширно, что можно невольно
запутаться и потеряться, следя за отдельными её ответвлениями и течениями, поэтому
в конце концов задаёшься вопросом: «А был ли во всём этом хаосе смысл?»,
поэтому я выдвигаю гипотезу:
Гипотеза: Повлияла ли контркультура 40-х – 70-х годов США на общество и
действенен ли такой протест в наше время?
Цели:
1.Изучить историю контркультуры;
2.Ознакомиться с философией контркультуры;
3.Изучить творчество представителей контркультуры;
4.Провести анкетирование для выяснения степени ознакомлённости учеников
средней Олайнской школы № в проявлениях контркультуры.
Теоретическая часть
1.Культура.Понятия,
функции, структура
Термин
"Культура" имеет более 500 оригинальных толкований.Если упростить, то
можно сказать что Культура –
это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и
создаваемых нами. Культура – это нравственные, моральные и материальные
ценности, умения, знания, обычаи, традиции.
В
узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно
разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих
определенной группе людей. Можно сказать, что «культура — это коллективное
программирование человеческого разума, которое отличает членов данной группы
людей от другой».
Функции культуры:
·
Образовательно-воспитательная функция. Здесь есть и моменты
миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека.
·
Регулирующая функция культуры. В ходе процесса социализации
ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания
личности. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых
может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в
семье, школе, на производстве, в быту и т. д. потому, что она содержит систему
предписаний и запретов.
·
Интегративная
и дезинтегративная функция культуры.Освоение культуры создает у людей — членов
того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к чему либо. Но
сплачивая одних , она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие
сообщества и общности.
Массовая культура является угрозой единице общества, угрозой для
аутентичности, то есть умению быть естественным в отношениях, не скрываться за
масками или ролями, способности быть самим собой в контактах с окружающими, что
и является отличием личности от толпы.
2.Контркультура
Контркультура - в широком смысле - тип субкультуры,
отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и
отстаивающей свою альтернативную культуру. Контркультура обозначает такую
субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но
противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Возникновение
контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное.
Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только
часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить
все многообразие явлений.
Необходимо
отметить, что в современной культурологии и социологии понятие контркультуры
используется в двух смыслах:собственно, для обозначения социально-культурных
установок, противостоящих фундаментальным принципам, которые господствуют в
конкретной культуре, и во-вторых, оно отождествляется с западной молодежной
субкультурой 50-х - 70-х годов, отразившей критическое отношение к современной
культуре и отвержение ее как «культуры отцов». Понятие «контркультура»
появилось в западной литературе в 1960 г., отразив либеральную оценку ранних
хиппи и битников. Слово принадлежит американскому социологу Теодору Роззаку.
3.Битники
3.1.Состояние
Мира на момент зарождения контркультуры
Война
была хорошо реализуемой ещё до того как США присоединились к конфликту.
Поскольку США подготовились бороться, Рузвельт имел представление того, на что
должен походить послевоенный мир. 6 января 1941 г. он выступил перед членами
конгресса с речью, вошедшей в американскую историю как речь о "четырех
свободах": свобода слова и высказываний, свобода каждого человека
поклоняться Богу тем способом, который он сам избирает, свобода от нужды,
свобода от страха («что в переводе на понятный всем язык означает такое основательное
сокращение вооружений во всем мире, чтобы ни одно государство не было способно
совершить акт физической агрессии против кого-либо из своих соседей»).
Как
контрапункт к тем идеалистическим военным целям, большинство американцев
сражалось за концепцию той доброй жизни, которую они помнили дома.Военный
корекспондент Джон Херси однажды спросил молодого моряка за что же он
бореться.После мимолетного раздумья солдат вздохнул и сказал: «Господи, что бы
я отдал за кусок черничного пирога!».
Америка
решает испробовать своё новое оружие-атомную бомбу.
Первая
бомба, урановое оружие, названное «Little Boy», была сброшена на Хиросиму 1945
года 6 августа (убив 70.000 человек мнгновенно и ранив 70.000 ).Три дня позже 2
плутонивые бомбы «Fat Man» упали на Нагасаки (убив 40.000 и ранив 60.000).
Семена
Холодной Войны, доктрина Трумана, основание НАТО в 1949, увеличение власти
правительства, попытки продвигать социальную реформу, дискриминация «цветных»(магазины
«только для белых» и т.д.),дискриминация латино-американцев, борьба женщин за
равноправие полов....так выглядел Мир на тот момент времени.
В
таких условия произошло зачатие битничесва, «разбитого поколения», отвергающего
традиционную мораль и общепринятые социальные ценности пуританского и
консервативного общества.
3.2.Зачатие Бита
Джон
Чиарди в своей знаменитой статье: «Эпитафия разбитым», объясняя массовый успех
битников, писал, что «у молодёжи есть все основания для того, чтобы бунтовать
против нашего американского самодовольства. Каждый день вставать в половине седьмого,
в восемь отмечаться у табельщика, в пять возвращаться домой, и смотреть
купленный в рассрочку телевизор, — такой образ жизни вряд ли может прельстить
молодого человека».Таким людям противела жизнь человека-автомата живущего и
ненавидящего по расписанию.
Битники героизировали спонтанность, Дзэн, марихуану, пейот, джин и кофе,
дикие путешествия на машинах; жизнь низов, безжалостную честность в превращении
частных чувств в общественное..
"Нужно,
чтобы мир заполнили странники с рюкзаками, отказывающиеся подчиняться всеобщему
требованию потребления продукции, по которому люди должны работать ради
привилегии потреблять все это барахло, которое им на самом деле вовсе ни к
чему...они-узники потогонной системы, произвдства,потребления, работы,
производства, потребления, передо мной встает грандиозное видение рюкзачной
революции, тысячи и даже миллионы молодых американцев скитаются по свету с
рюзаками за спиной, уходят в горы молиться, смешат детей и радуют стариков,
молодых девчонок делают счастливыми, а старых – ещё счастливие, все они –
Безумцы Дзэна, ходят и слагают стихи, возникающие в их головах просто так, безо
всякой причины; тем, что они добры, совершая странные поступки, они заставляют
всех, все живые существа видеть вечную свободу..." - Джек Керуак.
Битничество
оформилось как довольно агрессивно настроенная идеологическая группировка, увлекающаяся
дзэн-буддизмом, практикующая искусство медитации, эксперементирующая с
психоделиками, неистово творившая и ( что наиболее важно) думающая. Если к
этому прибавить протест ( активный протест) против американской внешней
политики, американского "общественного мнения" и "общественной
морали", а также против святая святых - американского образа жизни, то
можно понять, почему битничество-это протест интеллектуалов.
3.3.Название
'beat', в оригинальном
уличном использовании: «исчерпанный», «на дне мира», «ищущий», «бессонный», «наивный»,
«проницательный», «отвергнутый обществом», «сам по себе», «остроумный»,
«проворный».
Beat Generation
Джек
Керуак употребил фразу «Beat Generation» в 1948, обобщая
свой социальный круг, чтобы характеризовать андерграунд, нонконформистскую
молодёжь, собирающуюся тогда в Нью-Йорке; название родилось в беседе с романистом
Джоном Клеллоном Холмсом (издал ранний роман о битниках, названный “Go”, в 1952,
наряду с манифестом в ”New York Times Magazine”: “This is the beat generation”).
Прилагательное «beat» было введено в группу Гербертом Ханком,
хотя Керуак расширил значение термина. Другие определения, обсуждаемые Холмсом
и Керуаком были «найденые» и «furtive» ( скрытый, тайный;
неизбежный).
Beatnik
Термин «битник» был выдуман Хербом Каном в «Хрониках Сан-Франциско» 2
апреля 1958, вероятно как игра на имени российского спутника «Спутник».Определение
слова «битник» по Кану, предлагало, что битники были "далеки от мейнстрима
общества" и "возможно прокоммунисты".
Это, возможно, было намерением Кана изобразить «Бит поколение» как
анти-американцев. Возражая против термина Кана, Аллен Гинсберг написал в
"Нью-Йорк Таймс" для порицания "грязного слова битник,"
комментируя, ", Если битники и не освещенные Бит поэты наводняют эту
страну, они будут созданы не Керуаком, а индустрией массовых коммуникаций,
которые продолжают промывать людям мозги."
Новый термин Кана прикипел и стал популярным ярлыком, связанным с новым
стереотипом мужчин с козлиными бородками и беретами, играющих на бонго, в то
время как женщины, в чёрных ласинах, танцуют.
3.4.История
Движение битников прошло несколько этапов: первичного зарождения (40-е
годы), развития (конец 40-х - начало 50-х), становления(конец 50-х), расцвета(
на рубеже 50-х – 60-х), а также так называемого «пост-существования» (60-е
годы).
Битники поначалу были литературной группой - это была компания молодых
писателей и поэтов, не приемлющих эстетических установок «официального»
искусства. Первые писатели «Beat Generation» встретились в Нью-Йорке: Джек
Керуак, Аллен Гинсберг, Уильям С. Берроуз, (в 1948) и позже (в 1950) Грегори
Корсо.
Центральные фигуры (за исключением Берроуза) собрались вместе в
Сан-Франциско в середине 1950-ых, где они встретились и стали друзьями с писателями,
связанными с Ренессансом Сан-Франциско, такими как: Кеннет Рекскорт, Гэри
Снайдер, Лоренс Ферлингетти, Майкл Маккльюр, Филип Валлен, Гарольд Норс, Лью Велч,
и Кирби Дойл. Там они встретили много других поэтов, которые мигрировали в
Сан-Франциско, потому что город имел репутацию нового центра креативности.
В
1953 году начинающий поэт Лоуренс Ферлингетти начал издавать небольшой
журнальчик под названием "City Lights"("Огни большого города",
аллюзия на знаменитый фильм Чаплина ), а через два года на Коламбус,
центральной улице Сан-Франциско при издательстве был открыт одноименный книжный
магазин, где и стали продаваться первые книги битников, самые знаменитые из
которых - сборник прозаических фрагментов, эссе, новелл и медитаций Джека
Керуака «В дороге» (1957) и поэма Аллена Гинзберга «Вопль» (1955).
3.5.Наркотики
Классические члены Бит Покления— как сказал Аллен Гинсберг, "круг
вольнодумцев" — использовали множество различных наркотиков.
В дополнение к алкоголю, обычному в американской жизни, они также
интересовались марихуаной, бензедрином и, в некоторых случаях, опиатами, типа
морфия. В течении времени, многие из них начали использовать психоделические
наркотики, типа мескалина, яге (также известный как Ayahuasca), и ЛСД.
Большую часть этого использования можно справедливо назвать
«экспериментальной», часто они были вообще незнакомы с эффектами этих
наркотиков, также присутствовали интеллектуальные аспекты их интереса к
наркотикам и простое преследование гедонистического опьянения.
3.6.Гомосексуализм
Помимо прочих качеств, резко выделявших битников среди городской
буржуазии и даже среди, казалось бы, близкой им творческой и университетской
интеллигенции, была их открытая сексуальность, причём не столько
гетеросексуальность, сколько гомосексуальность, на что в США в те годы было
наложено фактически табу.Гомосексуализм был вне закона, во всяком случае,
несмотря на многие реформы в западном обществе, его рассматривали не только как
грех, но и как преступление.
3.7.Музыка
Джаз и блюз для битников быстро стал главным культурным сопровождением -
один из идеологов битничества Джон Артур Мэйнард говорил о джазе в таких
терминах, как "новый завет" и "откровение". Речь чаще всего
шла о бопе, который появился незадолго до самих битников и пробивал себе дорогу
на сцену через целые ушаты критических помоев, которые лились на него со всех
сторон: один из критиков, Уинторп Сарджент, например, писал, что-де если негра
с детства воспитывать на хорошей музыке типа Бетховена, то он бросит свои
варварские дудки и начнет слушать академические произведения. Так вот, боп
сделал исполнителя почти священной фигурой и подарил битникам такие понятия,
как одиночество в толпе и спонтанность.
3.8.Литература
Битники тяготели к бессюжетности, свободному стиху, метафорическому
языку, шокирующей лексике, импрессионистичности и натуралистичности описаний.
Бит был построен на заимствованных ритмах, долгих витиеватых фразах без
перерыва на вдох.
Биты следовали собственным лихорадочным призывам. Керуак написал ставшие
знаменитыми слова в романе В Дороге: «Единственные люди для меня — безумцы,
безумные жить, безумные говорить, безумные быть спасенными... которые хотят
иметь всё сразу, которые никогда не зевают и никогда не говорят пошлостей, а
всегда горят, горят, горят, как сказочные римские свечи, взрывающиеся пауками
среди звезд.». Сам роман был написан за три недели в безостановочной
кофеново-бензедриновом угаре на 147-метровом рулоне бумаги без единого знака
препинания.
Страницы: 1, 2, 3
|