В мае 1896 года в Ставрополе гастролировал
известный актер Василий Пантелеймонович Долматов, который участвовал в
спектаклях «Гамлет», «Мертвые души» и др. В гоголевском спектакле Долматов
неподражаемо играл роли Плюшкина и Ноздрева. Кроме того, гастролер сыграл одну
из лучших своих ролей – корнета Отлетаева в одноименной пьесе.
Ставропольская сцена редко пустовала.
Ежегодно на ней выступали все новые и новые русские театральные труппы, а также
зарубежные. Интерес к театру в Ставрополе вновь настолько возрос, что
в 1899 году в городе возник «Народный театр», организованный обществом
любителей драматического искусства. Помещался он в здании Народного
дома (ныне Дом пионеров). Труппа «Народного театра» состояла из актеров,
постоянно живших в Ставрополе, и из любителей.
Поставив себе целью общедоступность, театр
установил очень низкие цены на билеты и ставил популярные, но в основном
классические пьесы. В первом сезоне были сыграны: «Бедность не порок», «Лес»,
«На бойком месте» А.Н.Островского.
Первые
социал-демократические организации на Ставрополье появились в 1904 году, они
приняли самое активное участие в революционных событиях.
На сцене
Ставропольского театра к этому времени появились пьесы М. Горького. В конце
1903 года зрители увидели «Мещан» и, через некоторое время, «На дне». Одной из
первых постановок 1905 – 1906 годов была пьеса «Дачники».
Разгром
революции 1905 года и последовавшая за ним жесточайшая реакция нанесла огромный
ущерб развитию театра. Из репертуара театра исчезли все более или менее
прогрессивные пьесы, изменился характер репертуара, но значительно упала
культура спектакля, не стало проникновенной актерской игры.
1910 год ознаменовался в Ставрополе
строительством двух новых театральных зданий. 1 октября открылся новый
театр «Пассаж», отстроенный купцами - братьями Меснянкиными (ныне здание
краевой филармонии).
Меснянкины, крупнейшие ставропольские купцы,
без сомнения, рассматривали театральное здание, как одну из прибыльных статей
дохода. Территориально они приблизили театр к торговой части города,
где сосредоточилось купечество и иной торговый люд, здесь же находилось
большинство городских гостиниц. В самом здании объединились: торговый пассаж,
кинотеатр «Модерн» и драматический театр.
Предприимчивый купец Пахалов в 1911 году
закончил постройку нового летнего театра, вместо сгоревшего в конце 90-х гг. XIX в.
Летнего театра, расположенного в Воронцовской роще (ныне – парк Центральный).
На средства Пахалов не поскупился и воздвиг прекрасное трехъярусное здание,
хорошо отделанное внутри, с удобной высокой сценой (здание не сохранилось).
После Октябрьской революции в Ставрополе был
создан профсоюз сценических деятелей. Он занимался устройством спектаклей,
концертов, вечеров.
В годы гражданской войны Ставрополье
являлось ареной ожесточенных боев. Ставропольский театр – плечом к плечу с
воинами, в первых рядах защитников. В марте 1920 года Ставрополь был
окончательно освобожден от деникинцев. Передовые люди во главе с большевиком
актером и режиссером В.И.Тункелем создают новый советский театр им. Ленина.
Театр
стремился создать новый созвучный революционному времени спектакль и
постановкой «Любовь Яровая» – К.Тренёва утверждает свое лицо. В не отапливаемом
здании идет спектакль. Зрители – солдаты, перепоясанные пулеметными лентами,
сжимая в руках оружие, жадно ловят каждое слово актера.
28 июля 1922
года Губполитпросвет и Всерабис обратился ко всем учреждениям и хозорганам со
следующим воззванием:
«Настоящим
Губполитпросвет и Всерабис обращаются ко всем учреждениям и хозорганам с воззванием
оказать материальную помощь и поддержку Губполитпросвету в его начинаниях по
организации серьезного драматического предприятия. Отсутствие театра в городе
угнетающе действует на население и превращает губернский центр в большую
деревню.<...> Губполитпросветом и Всерабисом приглашена труппа из
г.Владикавказа и на подъем таковой, а также на предварительные расходы по
ремонту театра и декораций требуется сумма не менее 3 млн. рублей.
Губполитпросвет и Всерабис надеются, что хозяйственные органы окажут свою
поддержку серьезным культурно-просветительным начинаниям Губполитпросвета».
Многие
хозорганы откликнулись на этот призыв и выделили деньги для возрождения
драматического театра в Ставрополе. Вскоре двери театра им.Ленина (сейчас
им.М.Ю.Лермонтова) вновь открылись.
С 1934 по 1937
гг., когда центр Северо-Кавказского края переместился в Пятигорск, Ставрополь
остался без стационарного театра. И лишь в августе 1937 года после возвращения
краевого центра в Ставрополь, театр возобновил свою деятельность. В этом же
году Ставропольский театр становится краевым. В театр приходят артисты:
Е.Н.Писарев, З.Д.Каткова, М.М.Никольский, А.И.Бочков, режиссер М.Соколов, что
привело к созданию ярких спектаклей, ознаменовавших собой значительный этап в
развитии ставропольского театрального искусства.
30-е годы –
время активного развития советской драматургии, что крайне важно для театра,
так как художественно полноценные пьесы давали материал для создания ярких и
гармоничных спектаклей. В это время в театре идут спектакли по произведениям
Д.Фурманова, И Попова, Н.Погодина.
Великая
Отечественная война трагически нарушила мирную жизнь, линия фронта неумолимо
приближалась.
Редкие спектакли давались по очереди – для
населения и оккупантов. Чаще в театре устраивались совещания немецкого
командования. При отступлении оккупанты подожгли здание театра.
Летом 1942
года артистов ставропольского драматического театра в срочном порядке
эвакуировали в г. Минусинск Красноярского края, где был создан ряд ярких
запоминающихся спектаклей по сочинениям К. Симонова, А. Корнейчука, Л. Леонова.
За время эвакуации театром было поставлено 250 спектаклей и передано на
строительство танковой колонны «Красноярский рабочий» и эскадрильи «Советский
артист» более 90 тысяч рублей.
В сентябре
1944 г. бригады артистов драмтеатра выезжали на 1-й Белорусский и 1-й
Прибалтийский фронты. Под открытым небом для солдат дано свыше 500 спектаклей и
десятки концертов. Медалью «За оборону Кавказа» награждено 32 работника театра.
В 1943 году
после освобождения Ставрополья от фашистских захватчиков театры вернулся в
родные города. Первым в афише ставропольского драматического театра после
возвращения в Ставрополь стал спектакль «Русские люди» К.Симонова.
1945 год, принесший радость Победы советского
народа в Великой Отечественной войне, стал юбилейным для ставропольского театра
драмы. Свое 100-летие Ставропольский краевой драматический театр отметил
постановкой классической комедии А.Грибоедова «Горе от ума».
В послевоенные годы в театр пришли новые
артисты: З.В.Котельникова, Б.В.Дымченко, В.И.Косач, Б.Н.Данильченко,
И.С.Шахманский, первые выпускники театральной студии: В.Степанов, М.Богданова,
В.Коняхина, А.Томас, В.Фоменко.
В 1965 году в Ставрополе возрождается театр
кукол, впервые созданный в 1936 году и ликвидированный в 1949 году в связи с
недостатком актеров и режиссеров. Труппа кукольного театра создается на основе
выпускников кукольного отделения Горьковского театрального училища к которому
присоединились опытные актеры других театров. Возглавил труппу С.Р.Уралов -
выпускник главных режиссерских курсов при Гиттисе им. Луначарского. С 1938 по
1949 гг. художественным руководителем театра был Е.Кузнецов. До середины 80-х
годов XX в. театр не имел своего помещения, поэтому работа
проходила на сценах районных клубов и Домов культуры Ставропольского края,
выезжали с гастролями в Ростовскую область, Калмыкию, Орджоникидзе, обслуживали
военный округ Закавказья.
Динамику театрального процесса 60-70-х гг.
определяли, прежде всего, работы режиссеров. С уходом из ставропольского
драматического театра Г.А.Георгиевского обязанности режиссера принял на себя
М.М.Никольский, которого сменил В.А.Иванов.
В 70-е годы, с приходом директора
М.Г.Новикова, появились новые формы работы с юными зрителями в ставропольском
драматическом театре. Были учреждены «школьные вторники» и «студенческие
четверги». Театр, таким образом, формировал аудиторию своих будущих зрителей,
учил их понимать замыслы драматургов, искать и открывать новое, самое главное
в происходящей действительности.
Вместе с тем в этот период появились такие
замечательные спектакли как: «Поднятая целина» М.Шолохова, «Маскарад»
М.Лермонтова, «Варвары» М.Горького и другие. В лучших постановках театра
зрителей привлекало мастерство артистов и театральных художников
И.В.Лепаловского, Л.А.Черного.
В 50-х годах
ХХ века театр остро ощутил нехватку молодых артистов. Решено было пойти по
проторенной тропе и объявить еще один набор в так называемый «вспомогательный
состав».
В 1957 году
состоялось два набора учащихся. Студийцев рассматривали, прежде всего, как
участников массовки и не обещали не стипендий, не дипломов. Они учились
непосредственно при театре, неофициально, на одном только энтузиазме.
В этом же году
Ставропольский театр возглавил новый главный режиссер – заслуженный деятель
искусств Валентин Алексеевич Иванов. Он всерьез озаботился судьбой набранных
ребят и добился от Москвы разрешения на создание Государственной студии. В
студию сделали добор. Причем конкурс был очень серьезным – 240 претендентов на
одно место. Из них отобрали 11, и общее число студийцев составило 18 человек.
Занятия
проходили в здании театра драмы, но проводили их теперь не только актеры
театра, но и преподаватели Ставропольского государственного педагогического института
и музыкального училища.
Вот неполный
список педагогов:
Мастерство
актера – Е. Н. Писарев, К. И. Македонский;
Сценическая речь
– Е. Н. Писарев;
Грим – З. Д.
Каткова;
Танец – Н. Г.
Шептицкая;
Фехтование – Г.
Чадров;
Музыка – Эльман
(музыкальное училише);
История
литературы – Д. Д. Фадеев (музыкальное училище);
История русского
театра – Ф. Н. Абакумов;
История
зарубежного театра – Г. М. Хасьминский.
Однако,
поскольку студия не была основана на базе официального учебного заведения, по
ее окончании в 1961 году учащиеся не получили дипломов, только свидетельства о
присвоении квалификации артиста драмы.
За время
существования студии появилось три студенческих спектакля: «Любовь Яровая» К.
Тренева, «Не бало не гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского и «Старые друзья»
Малюгина.
С первых дней
существования студии ребята активно участвовали в спектаклях театра, в основном
в массовых сценах, но самым способным доверяли играть настоящие роли. В
частности, Владимир Аллахвердов (ныне Заслуженный артист РФ, состоит в труппе
Ставропольского академического театра драмы им. М. Ю. Лермонтова) играл
Фаренюка («Чайки над морем» Бондаревой), Генри («Всадник без головы» Майна
Рида), Женьку («Зимняя сказка» Антакольского). В имевшем громкий успех
спектакле про «стиляг» «Опасный возраст» (С. Нариньяни) Аллахвердов сыграл роль
Майкла. И сразу стал популярен в городе.
Студенты
получали разовые выплаты за спектакли.
В качестве
эксперимента театр организовал показы студенческих спектаклей в колхозах
Ставропольского края. Кстати, администратором на таких выездах был тоже студиец
– В.Калинников.
В год выпуска
студии учащиеся вместе с труппой Ставропольского театра драмы побывали на
Фестивале местных драматургов в Москве. Сыграли два спектакля. Спектакль «Своя
линия» в Кремлевском театре и «На перекрестке дорог» на Центральном
Телевидении.
В 1961 году
состоялся выпуск, и Государственная студия прекратила свое существование.
Возможно, это было связано с уходом из театра В.А.Иванова.
Из выпускников
студии в Ставропольском Академическом театре драмы им. М. Ю. Лермонтова
остались работать двое – В. М. Аллахвердов (ныне заслуженный артист РФ) и Д. А.
Мозговая (Ключникова). Остальные разъехались по городам бывшего СССР (Куйбышев,
Ярославль, Бугуруслан, Вологда, Нижний Новгород, Саратов и др.) Выпускник
студии А. Орехов ныне драматург.
В 1966 году в Ставрополь из Саратова на
должность главного режиссера приезжает А. С. Быстряков с группой молодых
актеров – он был заведующим кафедрой актерского мастерства Саратовского театрального
училища. По его инициативе был объявлен новый набор во вспомогательный состав.
Инициатором организации студии выступили
Быстряков и Новиков М. Г. Студенты учились при театре, были заняты в массовых
сценах и эпизодах. Среди спектаклей, в которых они были заняты – «Кремлевские
куранты», «Шторм», «Больше не уходи», «Пресс-атташе в Токио», «Зимняя сказка».
Преподавали на первом курсе в основном
артисты театра:
Сценическое движение – Бодек И. Б.
Сценическая речь – Савченко З.
История театра – Новиков М. Г.
История изобразительных искусств – Бендик Б.
А.
Режиссура – главный режиссер театра Рейнгольд
С. М.
История театра – главный художник театра –
Гафт М. Я.
По воспоминаниям Заводновой Л. Н.,
абитуриентам было объявлено, что поступают они в филиал училища им. Щепкина,
но, по всей видимости, вопрос с филиалом решить не удалось. Кроме того,
сменился главный режиссер. На втором курсе студия была передана в Культпросвет
училище (теперь Училище искусств), где влилась в состав одного из курсов
отделения режиссеров культурно- массовых зрелищ. И здесь уже ребята осваивали
совсем другие предметы – игру на баяне, клубное дело, наглядную агитацию и др.
В 1971 году студенты (13человек) получили
дипломы режиссеров театрального коллектива. Почти никто из них с театром свою
судьбу не связал. Исключение – Заводнова Любовь Николаевна, работает
заместителем председателя Ставропольского отделения СТД.
1972 году в Ставропольский театр драмы
был приглашен молодой талантливый режиссер, выпускник Высших театральных курсов
при ГИТИСе, а до этого ведущий артист Новосибирского театра «Красный факел»,
воспитанник школы-студии МХАТ – Малышев А.А., который сплотил вокруг себя
молодых интересных режиссеров: В.Ткача, М.Морейдо, В.Ворошилова. В труппу
влились выпускники московских и ленинградских театральных ВУЗов: А.Афанасьев,
Г.Веретельникова, М.Лебедев, А.Михайличенко, С.Желудь, Ю.Остромухов, Е.Попенко,
Л.Ковалец, С.Куценко, Л.Бойко, В.Лычагин, Ю.Нешпа. Меняется репертуар.
Спектакли режиссера А.Малышева: «Солдатская
вдова» Н.Анкилов, «Дон Жуан» Г.Фигейред, «Доходное место» А.Островский,
«Любовь, джаз и черт» Ю.Грушас, «Покровские ворота» Л.Зорина режиссер
М.Морейдо, А.Кузнецов «Московские каникулы», Л.Леонов «Золотая карета», Лопа де
Вега «Звезда Севильи», П.Неруда «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» режиссер
В.Ткач. Это далеко не весь перечень спектаклей, которые за два сезона
кардинально изменили и репертуарную политику театра, и занятость актеров, и
интерес к театру как в Ставрополе, так и на гастролях в г.Кишиневе, Краснодаре,
Воронеже, Донбассе. А.А.Малышев четко знал, что необходимо было времени,
зрителю, и какое место в духовной жизни ставропольцев занимал единственный в
городе и крае драматический театр. Хорошие для театра были времена. От
спектакля к спектаклю росло мастерство актеров, режиссеров. Театр работал как
слаженный механизм.
Директор театра
М.Новиков, который руководил театром более 20 лет, сделал много для его
развития.
Но, А.Малышев
после гастролей в г.Ленинграде, где театр прошел с большим успехом, был приглашен
на работу в Ростов на Дону, директора театра, Заслуженного работника культуры
РФ М.Г.Новикова проводили на заслуженный отдых, а в Ставропольском театре
началась режиссерская чересполосица.
Вначале
художественным руководителем была режиссерская коллегия.
С1981 по 1983
годы главным режиссером был назначен возвратившийся в г.Ставрополь Р.Рахлин. С
1983 по 1989 годы в театре служили главными режиссерами Р.Рахлин,
В.Константинов, О.Пермяков. Режиссерами В.Титов, М.Лурье, А.Мексин, В.Шапиро.
Они внесли
достойную лепту в развитие театра, но театр искал своего «по крови» главного
режиссера.
В 1989 году вернулся в театр А. Малышев. С
его появлением к измотанной постоянной сменой художественного руководства
труппе вернулось чувство понимания происходящего. Смысла творения. Зная
актерский коллектив, как старую любимую книгу внимательный читатель, режиссер
трепетно подходил к распределению актерского потенциала. Зная возможности
каждого и веря в невозможное. Кроме того, А. А. Малышев, после долгих лет работы
в Ставрополе, с таким же знанием надежд и чаяний публики подходил к
формированию репертуара театра. Интересными находками отмечены постановки
приглашенных режиссеров тех лет.
Спектакли «Медея» Еврипида, «Ю» О. Мухиной,
«Коварство и любовь» Ф. Шиллера, поставленные М. Василиу (Кипр), А. Гирба
(Москва), К. Ремером (Германия). Все три постановки были осознанным выбором
руководства театра. Ради их осуществления театр искал новые идеи, формы
выразительности сценического искусства и получил финансовую поддержку от
Президента России, фонда Сороса по итогам участия в конкурсе «Театр на пороге XX
века», Института им. В. Гете.
С именами А. А. Малышева и народной артистки
РФ Зубковой Н.П. тесно связано появление высшего актерского образования в
Ставрополе.
В 1991 году на базе Культпросветущилища
(ныне Училище искусств) был объявлен разовый набор на актерское отделение.
Обучение проходило в здании театра, зданиях училища на ул. Крупской и
музыкального училища на ул. Голенева. Занятия вели преподаватели училища и
актеры театра, среди них – Народная артистка РФ Зубкова Н. П., Новаков М. А.,
Антюхова Н. М., руководителем курса был Малышев А. А.
И вновь студенты были очень активно заняты в
репертуаре театра, причем с самого начала не только в массовых сценах, в
некоторых спектаклях они играли достаточно большие роли. Среди таких спектаклей
– «Он медлит, слишком медлит, он опоздает навсегда...» (Н. Чернышов – Телемах),
«Снежная королева» (Т. Кнышов – Кай, Е. Куц – маленькая разбойница),
«Бременские музыканты» (Н. Приходько – принцесса), «Авантюра Блэз» (Клара
–Шарипова М.). Три дипломных спектакля – «Белоснежка и семь гномов», «Такая
история» и «Дикарь» - вошли в репертуар театра и пользовались большим успехом.
Причем спектакль «Дикарь» стал настоящей легендой ставропольской сцены.
По окончании училища двенадцать человек из
тринадцати выпускников были приняты в труппу: Александр Жуков, Ольга Зоря,
Игорь Евтерев, Илья Калинин, Анатолий Кнышов, Елена Куц, Елена Логункова, Ольга
Макарова, Наталья Приходько, Алексей Симанкин, Светлана Степаненко, Мадина
Шарипова.
Следующий набор учащихся в студию –
результат эксперимента. В начале 90-х годов по инициативе завуча ДИО лицея
«Человек» (школа №21) Натальи Васильевны Фокиной в стенах лицея был организован
театр «Космос». Набирали всех желающих, без конкурса. Посещение было свободным,
поэтому педагоги видели всех учащихся, как правило, только перед экзаменами.
Набор дисциплин был очень пестрым, включал даже распевания восточных мантр и
медитации при луне в лесу. Готовили не актеров – гувернеров, но, поскольку,
существовали и вполне театральные дисциплины, преподавали не только педагоги
лицея, но и артисты театра. Например, мастерство актера – заслуженный артист РФ
Мальченко М. А., речь – Князева Т. Н. и Антюхова Н. М.
За время учебы были поставлены спектакли
«Жила-была сыроежка», «Женитьба Бальзаминова», на выпускном экзамене
показывались отрывки из произведений русской и мировой классики.
В 1995 году Малышев А. А. предложил набрать
очередную группу, но обучать ее уже в помещении театра. В новый набор вошли:
Авакимова Юлия, Баранникова Ирина, Гречкина Юлия, Корецкий Вадим, Кравченко
Сергей, Лепа Владимир, Николаева Юлия, Николаенко Татьяна, Рочева Елена, Шандин
Даниил. В 1998 году состоялся выпуск, Баранникова И., Николаенко Т., Лепа В.,
Авакимова Ю., Гречкина Ю. были приняты в труппу тетара.
2002 год – начало нового этапа в актерском
образовании в Ставрополе. Благодаря совместным усилиям Ставропольского
государственного университета и Ставропольского театра драмы им. М. Ю.
Лермонтова было открыто Актерское отделение факультета Искусств СГУ. Состоялось
два выпуска. 1-й – 2003 – 2007гг. (Авакимова Юлия, Анохина Светлана,
Баранникова Ирина, Жуков Александр, Зоря Ольга, Калинин Илья, Ляткина Юлия,
Николаенко Татьяна, Светличная Наталья, Симанкин Алексей, Шарипова Мадина). 2-й
– 2002-2007гг. (Анна Анимова, Юлия Бескровная, Оксана Винникова, Максим Есин,
Мария Зайцева, Евгения Капралова, Марина Каткова, Денис Орлов, Денис Саков,
Галина Сушкевич, Георгий Токарев.) Руководитель курсов – народная артистка РФ
Зубкова Н. П.
Ставропольский академический театр драмы им.
М.Ю.Лермонтова – старейший на Кавказе по праву заслуживает звание форпоста
русской культуры в нашем многонациональном регионе, неизменно сохраняя славные
традиции отечественного драматического искусства, оставаясь всегда, даже в
самые трудные эпохи и времена, ярким, неповторимым, живым зрелищем.
Гастрольная география театра обширна:
Москва, Ленинград, Баку, Ереван, Тбилиси, Кишинев, Полтава. Донецк, Краснодар,
Ульяновск, Саратов, Калинин, Черновцы, Одесса, Терасполь, Николаев, Мурманск,
Воронеж, Луганск, Харьков, Днепропетровск, Калиш (Польша), Безье (Франция),
Штат Айова (США).
Старейший
театр на Северном Кавказе был и остается просветителем, хранителем лучших
традиций театрального искусства. В театре плодотворно работают три поколения
актеров, стремящихся к обновлению выразительных средств исполнения.
Список использованных источников
Бояджиев Г. Н.,
Студийные театры, в кн.: Очерки истории русского советского драматич. театра,
т. l, M., 1954 (гл. 10 и 11).
Русский
драматический театр. Под редакцией профессора Б. Н. Асеева и профессора А. Г.
Образцовой. Москва, «Просвещение», 1976г.
Театр и время.
З. М. Поздняева, В. М. Лычагин, Ставрополь, 2002г.
Личный архив
Заслуженного артиста РФ Аллахвердова В. М., Заслуженного артиста РФ Мальченко
М. А., Заводновой Л. Н.
[1] Богоявленский С. К. «Московский театр при царях
Алексее и Петре» М., 1914, с.1
[2]Там же.
[3] Там же, с.8
[4] В 1918 году на основе
драматических курсов, учреждённых в 1888 году, была открыта школа актёрского
мастерства (ШАМ). В 1922 году школа актёрского мастерства была объединена с
курсами мастерства сценических постановок (Курмасцеп) при Наркомпросе,
институтом ритма, драматической школой Сорабис и хореографическим техникумом в
единое учреждение — Институт сценических искусств (ИСИ). В 1926 году ИСИ
был переименован в Техникум сценических искусств (ТСИ). В 1936 году ТСИ
объединён со средними театральными учебными заведениями при ленинградских
театрах в Центральное театральное училище (ЦТУ). В 1948 году институту
было присвоено имяА. Н. Островского. В 1962 году институт получил новое
название — Ленинградский государственный институт театра, музыки и
кинематографии (ЛГИТМиК). В 1984 институту было присвоено имя Н. К.
Черкасова. В 1993 году институт преобразован в Академию театрального искусства.
[5] В 1888 году училище было реорганизовано, музыкальные классы
перешли в консерваторию, хореографические классы возглавили педагоги И. А.
Ермолов, Н. П. Домашев, В. Д. Тихомиров и др. В 1888 году школа стала именоваться
Императорским балетным училищем. После Октябрьской революции училище было
передано в ведение Большого театра (с 1919г.). Вся дальнейшая деятельность
училища тесно связана с Большим театром, что способствовало формированию
современной школы балетного искусства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|