Меню
Поиск



рефераты скачать Развитие театра в России

p>Московский театр для детей, в 1922 – Театр юных  зрителей  в  Петрограде.  В первые годы Советской власти на Украине, В  Грузии,  Армении,  Азербайджане, Татарии были объединены и укреплены  профессиональные  труппы,  находившиеся ранее в крайне тяжёлом положении; театры были  приняты  на  госбюджет  и  им оказана действенная помощь. В 1919 году создан Киевский  драматический  театр,  в 1920 году– театр в Казани, Первый  белорусский  драматический  театр  в  Минске, украинский театр  имени  Франко  в  Виннице,  Азербайджанский  драматический театр в Баку и Грузинский театр имени Руставели в Тбилиси, в  1922 году  –  театр «Березиль» в Киеве.

  Созданию спектаклей  политически  острых,  проникнутых  духом  революционной романтики,   способствовало   развитие   массового   агитационного   театра. Своеобразной  формой  явились  так  называемые  «инсценировки»  и   массовые представления, ставившиеся на улицах  и  площадях  городов.

    Важное значение имело обращение  театра  к  произведениям  классической драматургии.

    Произведения советской драматургии, определившие новый этап  в  истории русских  советских  театров,  во  многом  способствовали  развитию   театров союзных  республик.  В  конце  20-х  –  30-х  значительно  расширяется  сеть театров. Создаются постоянные русские театры в столицах  союзных  республик.

  В начале 30-х создаются  театры  для  сельского  зрителя  –  так  называемые

колхозно-совхозные театры, формируются первые театры Красной  Армии.  Растёт число театров для детей, широкое развитие получили театры кукол.

  Развитие советской режиссуры определялось творческими  принципами  К. С. Станиславского  и  В. И.  Немировича-Данченко,  направленными  на   раскрытие «жизни человеческого духа», как основы сценического образа.

  В 1939-40 количество театров СССР  увеличилось:  к  ним  присоединились театральные  коллективы  Западной  Украины,  Западной  Белоруссии,   Латвии, Литвы, Эстонии.

  В годы Отечественной войны деятели театра приняли  активное  участие  в

борьбе  советского  народа   против   фашистского   нашествия.   Героический

патриотический пафос  и  глубокая  народность,  характерные  для  советского театра, ярко проявились в  лучших  спектаклях  этих  лет:  «Нашествие»  Л. М. Леонова, «Русские люди» К.М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корнейчука.

   В послевоенные годы советский театр продолжил работу  над  спектаклями, отражающими  жизнь  и  борьбу  народов  СССР.  Создание  образа   советского патриота – участника Великой  Отечественной  войны  определило  пафос  таких произведений  театрального  искусства,  как   героико-эпическая   постановка «Молодой гвардии» по одноимённому роману А.А. Фадеева (1947), «За  тех,  кто в море!» Б.А. Лавренева (1947),  «Макар  Дубрава»  А.Е.  Корнейчука  (1948).

  Работая над современной  тематикой,  театры  ставили  также  исторические  и историко-революционные пьесы: «Ярослав Мудрый» И.А.  Кочерги  (1947),  «Утро Востока» Э. Мамедханлы (1947).

  Главное направление советского театра в 50  –  70-е  –  воплощение  тем современности находит выражение в спектаклях, утверждающих высокие морально-этические нормы: «Иркутская история» А. А. Арбузова, «В  добрый  час!» и  «В  день  свадьбы»  В. С.  Розова.  В  репертуаре  театров значительное место начинает занимать современная    драматургия – пьесы Б. Брехта, Э. Де Филиппо, А.  Миллера.  В  этот  период  выдвигается плеяда режиссёров и актёров более молодого поколения, занявшая видное  место в советском театре.

  К концу 80-х годов в жизнь страны вошла перестройка. Для многих театров эти годы стали периодом тяжелого кризиса как в административной, так и в творческой жизни. Одной из главных причин был уход из театра старшего поколения, тех, для кого правда жизни, глубина чувств, школа перевоплощения были основой творчества. Метафоричность, символика, поиски вторых  и третьих планов, предельная условность сценографии, грима, костюмов стали приметой театра 80 – 90-х годов. Стала модной интерпретация произведений искусства вплоть до абсурда.

  Театр нового времени представляет собой довольно пеструю картину. Наиболее успешно положение театров в столице, где наряду со старыми, известными театрами, как грибы после дождя, возникают новые – коммерческие, муниципальные, театры-студии. Столь же разнообразны и художественные методы. Многие провинциальные театры поставлены на грань выживания. В целом же, Г. Греф, предложивший пресловутый закон о театре, продемонстрировал позицию правительства – театр, по их мнению, не особо нужен России.

  В настоящее время в России существует большое количество театральных учебных заведений, только в Москве их несколько десятков. Среди них: Российская Академия театрального искусства (ГИТИС), высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при государственном академическом Малом театре  РФ, Высшее театральное училище им. Щукина, школа-студия МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко при театре им. А. П. Чехова и др.

 

  Глава 2

  Тридцатые годы девятнадцатого века в Ставрополе – начало театральной истории. Именно в этот период в городе, имеющем значение важного экономического центра Северного Кавказа,  впервые появились идеи о создании профессионального театра.

  Начиная с 1831 года, в Ставрополе, предприимчивые горожане начали открывать частные театральные предприятия. В трудах Ставропольской ученой архивной комиссии сохранились упоминания о коллежском регистраторе Ковтулове, задумавшем открыть театр. На свои сбережения, он нанял большой сарай и приспособил его под театральное здание. Но собственных средств не хватало, и Ковтулову пришлось прибегнуть к займам.

  Но в день первого представления, перед самым поднятием занавеса, в театр ворвался кредитор в сопровождении полиции. Зрители и  загримированные артисты были  разогнаны… Спектакль не состоялся. Театр и весь его скарб были проданы с торгов. Незадачливый антрепренер  разорился и попал в долговую тюрьму.

  Только через десять лет после первой попытки создать театр – в 1841 году отставной губернский секретарь Г. Яценко решился сформировать для Ставрополя профессиональную труппу. Уже через год состоялись первые спектакли. Проходили они в здании, построенном купцом Адольфом Блюмом (сегодня его местонахождение установить невозможно).

  Яценко, поскупившись на затраты, собрал весьма посредственную труппу. Тем не менее, первые спектакли, начавшиеся в 1842 году, пользовались успехом. Публика, давно мечтавшая о своем театре, охотно шла на представления и горячо принимала игру актеров. Сыграли 31 драму и трагедию, 108 водевилей.

Но надежд серьезного зрителя театр не оправдал, и посещаемость упала. Труппа стала влачить жалкое существование, пока не распалась совсем.

  Но город рос, увеличивалось количество культурных людей, желание иметь свой театр. В 1843 году купец первой гильдии И. Гониловский принимается за строительство нового здания, законченное в 1845 году.  1845 год – год основания Ставропольского театра. Здание первого в Ставрополе театра, в перестроенном виде, сохранилось и до настоящего времени (Дом офицеров).

  К тому времени в городе была учреждена театральная дирекция, ведавшая набором актеров, организационными и хозяйственными делами театра. Дирекция собрала труппу, в которую входили около 30-ти актеров.  Эта труппа большой любовью у зрителей не пользовалась.

  В 1846 году со своей странствующей провинциальной труппой в Ставрополь прибыл  дворянин Киевской губернии К.М.Зелинский, один из первых частных украинских антрепренеров, труппу которого украшали: лучший провинциальный трагик Н.Х.Рыбаков, известный комик А.А.Алексеев, актриса П.Г.Рыбакова и другие.

  С этого времени Ставрополь получает репутацию театрального города.

  В 1852 году театр перешел в ведение вновь назначенной городом дирекции, которая провела ряд мер по укреплению труппы и занялась благоустройством здания театра.

  В это время в Ставропольской труппе работали Червинская, Генделевич, Шванс, с успехом идут гастроли Живокини, хорошо принимается труппа Млотковского. Система гастролей выдающихся мастеров сцены оказывала благотворное влияние на повышение мастерства и общую сценическую культуру провинциального театра. Это положение подтверждается всей историей Ставропольского театра, куда часто приезжали на гастроли большие мастера, чем существенно помогали росту театра. Здесь необходимо отметить, что составлялись театральные труппы того времени, главным образом, из представителей городских демократических низов. Здесь были и ученики духовных школ, и отставные актеры столичных театров, и бывшие крепостные актеры.

    Реформы 60-х годов подстегнули развитие провинциального театра. Из самых разных слоев выходят антрепризы. Здесь и купцы, и городские домовладельцы, отставные чиновники, ловкие дельцы темного происхождения. При той решающей роли, которую играла фигура антрепренера в художественной жизни театра, актер оказывался целиком во власти своего хозяина.  Антрепренеры и организаторы товариществ изыскивали любые средства для привлечения публики и обеспечения стабильных сборов: пополняли репертуар пьесами в основном развлекательного характера, увеличивали количество новых постановок и число бенефисных спектаклей. В результате искусство театра, предназначенное, главным образом, для продажи, не выполняло ни гражданской, ни эстетической, ни просветительской миссии.

  С окончанием в мае 1864 года военных действий на Кавказе город теряет свое былое значение – он престает быть важным транзитным центром. Кроме того, в середине 70-х годов закончилось строительство Ростово-Владикавказской железной дороги. Город оказался далеко в стороне от железнодорожной магистрали. Сменился и наместник Кавказа – им стал Великий князь Николай Николаевич. С 1 января 1869 года он уменьшил субсидию ставропольскому театру, а в 1871 году совсем лишил его поддержки. Материальное положение театра пошатнулось, и город отдал его в бесконтрольное распоряжение бродячих антреприз.  Театр был на грани закрытия, но горожане не дали ему погибнуть. В своем заявлении в городскую управу они писали, что театр в Ставрополе стал настоятельной потребностью значительного числа горожан, что отсутствие театра является признаком отсталости, что в городе, кроме театра нет никаких общественных развлечений. Была открыта подписка на формирование товарищества на паях для устройства нового театра.

  К середине 70-х г.г. Ставропольский театр вновь обладал сильными труппами. Лучшие провинциальные артисты, получившие широкую популярность на столичных сценах, выступали на местных сценах. Здесь работали: Модест Писарев, Градов-Соколов, Владимир Путята, Михайлов, Песоцкий и другие. Как город, так и Кавказское  наместничество тратили на театр большие деньги. Кроме того, в театр вкладывали средства и частные лица.

  Чрезвычайно интересны события, связанные с работой в Ставрополе труппы Немова. Из сохранившихся архивных документов видно, что театр в те годы позволял себе смелые выступления, остро бичевал пороки господствующих  классов. Показательна в этом отношении переписка ставропольского гражданского губернатора Власова с канцелярией наместника Кавказа по поводу репертуара театра. Канцелярия запросила губернатора: с чьего разрешения в октябре 1871 года на ставропольской сцене шли недозволенные начальством пьесы: «Просветители» Пальма  и «Новое время и старые нравы» Дьяченко.

  Ответчик, губернатор оправдывался тем, что: «В Ставрополе до сего времени никто не обращал никакого внимания на то, какие пьесы идут на сцене. В любительском спектакле недавно шла пьеса, безусловно, запрещенная «Свет не без добрых людей». Вообще же, сколько мне известно, никогда не требовалось на постановку какой-либо пьесы на ставропольской сцене дозволения наместника. Со стороны тифлисских властей, вероятно знающих о существовании Ставропольского театра, равным образом никогда, кажется, не возбуждалось вопроса, почему не спрашивается это дозволение».        В феврале 1872 года канцелярия наместника вновь выразила недовольство тем, что на ставропольской сцене продолжают ставиться пьесы, запрещенные цензурой. Наибольшее недовольство тифлисских чиновников вызвала постановка пьесы «Расточитель» Стебницкого (псевдоним писателя Н.С.Лескова).

  Постановка недозволенных пьес в конце концов, привела к большим неприятностям для Немова. Воспользовавшись резкими выражениями Немова в адрес наместника Кавказа великого князя Николая Николаевича,  губернское жандармское управление возбудило дело против него и нескольких актеров, обвинив их в том, что они «относились враждебно в преступных выражениях к высочайшей фамилии его императорского величества».  Дело закончилось высылкой Немова и его труппы за пределы Ставропольской губернии.

  С 1878 по 1881 годы на сцене Ставропольского театра с большим успехом выступала труппа Н. Песоцкого. в ее составе был Н. Синельников. Он привез сюда «Последнюю жертву» А. Н. Островского. Здесь он поставил и другие пьесы этого драматурга. Ставропольских зрителей поразил простой, естественный тон исполнителей, новым было и то, что монологи актеры произносят, обращаясь друг к другу, а не к зрительному залу.  И, наконец, было совершенно необычным то, что на сцене появилась как бы четвертая стена, а потому актеры порой оказывались спиной к зрителям, что в старом театре считалось совершенно недоступным. Раньше актер, даже при уходе со сцены, не имел права показывать зрителям спину, а потому уходы допускались только в боковые кулисы. 

  В 1882 году труппу Песоцкого сменила более слабая труппа антрепренерши Медведевой. Но все же и в этом составе были талантливые актеры. Эта труппа продержалась в городе, и то с большим  трудом, всего один сезон.

  Ставропольским театром, вслед за невысокой по качеству труппой Медведевой, о которой уже говорилось, в 1884 году завладела некая госпожа Петухович. Стремясь только к наживе, она собрала очень слабую труппу и преподнесла зрителям самый низкопробный, пошлый репертуар.         Результат  сказывался незамедлительно: публика совершенно перестала посещать театр, и Петухович вынуждена была прекратить спектакли.         Антрепренерша настолько «прогорела», что перестала даже частично выплачивать артистам жалованье.        Впавшие в бедность, актеры попытались, было сыграть несколько спектаклей самостоятельно, чтобы хоть немного заработать на хлеб, но Петухович повесила на здании замки и не разрешила пускать актеров в театр.

  Дело перешло к мировому судье. После длительного препирательства и разбора судья вынес приговор: сбить замки и открыть театр для спектаклей в пользу актеров.

  В Ставрополе было создано новое паевое товарищество. Новая общественная дирекция, располагавшая некоторыми средствами, привела в порядок запущенное здание: скамьи в зрительном зале были заменены стульями, изготовлен новый занавес и декорации, пополнена костюмерная.

  Сезон 1885 года был  интересен как по репертуару, так и по составу труппы. В театр возвратились  многие, любимые ставропольцами, артисты:

Аграмовы, Рунич-Михайлова, Петров и другие. Режиссером стал М.И.Михайлов.

  Вследствие малочисленности населения города труппа вынуждена была давать все время новые постановки. Редкая пьеса шла больше двух или трех раз.       Таким образом, за один зимний сезон 1885-1886 годов было дано около 40 премьер. На подготовку нового спектакля, как правило, отводилось 3-4 репетиции. Следует заметить, однако, что роли классического репертуара видные провинциальные артисты совершенствовали годами и блестяще играли в течение десятилетий. При приглашении актера в труппу учитывалось его «репертуарность», то есть, сколько и каких ролей у него сыграно раньше. И при включении в репертуар классической пьесы оказывалось, что большинство ролей уже готово, и это значительно облегчало репетиции.

  Во второй половине 90-х годов XIX в. среди двухсот театральных коллективов, функционировавших в зимний период в провинции, всего несколько, такие, как антреприза К.Н.Незлобива в Вильно, товарищества Н.Н.Соловцова в Киеве, Н.И.Собольцикова-Самарина в Нижнем Новгороде, М.М.Бородая в Казани и Саратове, имели крупные и сильные труппы. Эти театры славились разнообразным репертуаром, высоким качеством постановок, умелой организацией дела. Но подобные предприятия составляли счастливое исключение. В большинстве частных театров условия и оплата труда актеров была значительно хуже. Обычно из 180 спектаклей в сезоне, продолжавшемся в провинции примерно с 20 августа по 2 мая, 160 были премьерами. Следовательно, на каждую постановку приходилось по одной с небольшим репетиции. Актеры имели чрезвычайно высокую нагрузку. Утром – репетиция, вечером – спектакль (две-три роли в драме и водевиле), а по праздничным дням еще и утренник.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.