Меню
Поиск



рефераты скачать Развитие театра в России

  Александринский театр в 50 – 70-е годы переживает  наиболее сложный и противоречивый период своей истории. Большое влияние на его судьбу всегда оказывала близость ко двору.

  Дирекция императорских театров с нескрываемым пренебрежением относилась к русской драматической труппе. Явное предпочтение оказывалось иностранным труппам и балету. Актерское искусство Александринского театра развивается в основном в направлении совершенствования внешних приемов, техники исполнения. Формальное мастерство порой достигает очень высокого уровня.

  Величайшим мастером перевоплощения, виртуозно владеющим техникой актерского искусства, был В. В. Самойлов. Его творчество – исключение для Александринского театра тех лет.

  В последние десятилетия XIX века в России продолжается интенсивный рост капитализма. Развитие буржуазных отношений обостряет экономические и политические противоречия внутри монархического государства.

  Революционные идеи все сильнее сказываются и в области культуры. Общественная борьба находит отражение и в стенах театра. Малый театр ставит героико-романтические спектакли, в которых звучат большие гражданские темы. В Александринском театре оживают мартыновские традиции демократического гуманизма. И Малый, и Александринский театр приходит целая плеяда замечательных актеров, вошедших в историю русского сценического искусства.

  Эпоха выдвигает пред театрами новые темы, требующие решения новых художественных задач. В актерском искусстве проявляются тенденции к тонкому изображению сложного внутреннего мира человека, к углубленной психологизации образов.

  В 1888 были открыты драматические курсы, где преподавали крупнейшие актеры Малого театра (А. П. Ленский, М. П. Садовский, Г. Н. Федотова, О. А. Правдин) и представители передовой части профессуры Московского университета. Драматические курсы окончили актеры Н. К. Яковлев, А. А. Остужев, П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, В. О. Массалитинова и др. В 1907 году прием учеников на драматические курсы был прекращен, в результате чего в 1909 году курсы были закрыты. Деятельность их возобновилась лишь после Октябрьской революции, в 1918 году.

  Труппа Малого театра к концу XIX века была необыкновенно богата талантливейшими актерами. Это Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, М. П. Садовский, А. П. Ленский, О. О. Садовская, А. И. Южин-Сумбатов.

  Политическая реакция особенно остро сказалась на судьбе Александринского театра. Близость его ко двору, засилье бюрократической рутины пагубно влияли на искусство петербургской сцены. Но, не смотря на все отрицательные стороны своей жизни, театр оставался значительным явлением в художественной жизни России. Этим он обязан замечательным актерам, пришедшим в труппу театра, таким, как М. Г. Савина, В. Н. Давыдов, К. А. Варламов. В 1881 году на александринскую сцену поступает крупнейшая русская провинциальная актриса П. А. Стрепетова. Ее творчество стоит как бы особняком в искусстве императорского театра. Через девять лет она вынуждена была подать в отставку.


  Конец XIX – начало XX века – время небывалого подъема революционного движения и вместе с тем время духовного кризиса интеллигенции. Русская культура переживала критический момент. Даже старейший Малый театр находился в творческом кризисе.

  В Малом театре продолжали выступать корифеи русского искусства, но их творения все более утрачивали связь с современностью. То был объективный ход развития искусства – менялось время, появлялись новые проблемы, новые веяния современности, осуществить которые надлежало следующему поколению.

  Началом нового этапа в развитии русского и мирового сценического искусства явился 1898 год. В этот год начал свою деятельность Московский Художественно-Общедоступный театр. С весны 1901 года он стал именоваться Московским Художественным театром (МХТ). В настоящее время он носит название Московский Художественный Академический театр (МХАТ) имени М. Горького.

  Начало существованию Художественного театра положила историческая встреча двух его будущих руководителей – К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, состоявшаяся 21 июня 1897 года. На этой встрече была намечена труппа, которую должны были войти наиболее одаренные ученики В. И. Немировича-Данченко (он в течении ряда лет вел класс драматического искусства в Музыкально-драматическом училище при Московском филармоническом обществе) и наиболее талантливые участники Общества искусства и литературы. Из училища это были: В. Э. Мейерхольд, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкая, И. М. Москвин, М. Л. Роксанова, Е. П. Муратова, Е. М. Мунт, Н. Н. Литовцева. Из Общества искусства и литературы – М. П. Лилина, М. Ф. Андреева, А. А. Санин, А. Р. Артем, А. В. Лужский, М. А. Самарова, Е. М. Раевская, Г.С. Бурджалов.

  Художественный театр, как театр частный, имел творческую независимость. Благодаря этому театр смог выдвинуть идею главенства режиссера как идейно-художественного и административного руководителя театрального коллектива.

  Создание единой по своему нравственному облику труппы и театра в целом также было важным достижением МХТ. Вырабатывая этику, нормы поведения актера как в театре, во время репетиций, так и вне его, Станиславский и Немирович-Данченко стремились «создать храм вместо балагана». Культура и высота общественного положения художника сцены как личности тоже фактически началась с Художественного театра.

  Но главный, решающий успех молодому театру принесло новаторство мировоззренческое и художественное. В основе мировоззрения коллектива художественного театра лежала идея равенства и ценности каждого человека на земле. Эта ведущая демократическая идея времени поставила искусство Художественного театра вровень с развитием других искусств, с развитием русской реалистической литературы.

  Сложность общественной обстановки в конце XIX – начале XX века порождает и сложность, противоречивость искусства. Одним из наиболее влиятельных и интересных течений в искусстве этого времени был символизм, оказавший значительное влияние на драматургию и театр. В России родоначальником условного символистского театра стал Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 – 1940).

  Неоднородная, пестрая картина наблюдается в предреволюционное время на сцене московского Малого театра. По-прежнему труппа театра славится выдающимися актерскими именами. Но отсутствие творческих поисков и четкой программы приводило к повторению пройденного, тормозило развитие коллектива.

  Еще большая художественная пестрота царила на сцене Александринского театра. Прежняя слава образцовой сцены сохранялась за Александринкой благодаря старшему и среднему поколению мастеров – М. Савиной, К. Варламову, В. Давыдову, В. Стрельской, В. Далматову, Р. Аполлонскому, К. Яковлеву.

  В 1913 году в Москве открылся «Свободный театр», созданный режиссером К. А. Марджановым. В этом театре проявился режиссерский талант А. Я. Таирова. После закрытия театра, в 1914 году, Таиров создает московский Камерный театр.

  Ведущее место среди театров России в 1907 – 1917 годах по-прежнему занимал Московский Художественный театр, хотя он испытал в эти годы серьезные трудности в своей работе. Новое время настойчиво требовало новых методов работы, нового художественного стиля, который отразил бы проблемы современности.  В поисках выхода из творческих затруднений и в целях опытно-лабораторной работы К. С. Станиславский в разные годы выступал инициатором создания театральных студий. В них привлекалась одаренная творческая молодежь, а педагогами были артисты и режиссеры, связанные с МХТ. Первым таким опытом была экспериментальная студия, созданная в 1905 году при теснейшем участии и фактическом руководстве В. Э. Мейерхольда. В годы, когда новый творческий метод – система Станиславского – потребовал глубокого изучения и практических занятий, снова стали возникать под крылом МХТ молодежные студии.

    Театр-студия (итал. Studio, от лат. studeo – усердно работаю), - творческий коллектив, сочетающий в своей работе учебные, экспериментальные и производственные задачи. Обычно студия – коллектив единомышленников, связанных определенным мировоззрением и общими эстетическими задачами.

  В дореволюционное время студии возникали главным образом при крупных театрах и либо развивали их творческие принципы, либо занимались поисками новых путей и средств сценической выразительности. Особенно большое распространение «студийность» получила в первые годы развития советского театра. В этот период были созданы театр-студия им. Ермоловой, студии под руководством Ю. А. Завадского, Р. Н. Симонова, Н. П. Хмелева, А. Д. Дикого в Москве, С. Э. Радлого в Ленинграде и др., ряд национальных студий в Москве и республиках СССР. Студии часто подготавливали рождение театров. Так возникли театры на основе студий МХАТ, студий Завадского, Хмелева и др. В настоящее время в Москве работает театр-студия «Современник».

  Студии Московского Художественного театра – театральные студии, возникшие при Московском Художественном театре, организационно и творчески с ним связанные. Возникновение студий было необходимостью проведение экспериментальной работы, а также подготовки актеров, воспитанных в принципах искусства МХТ. Студии МХТ осуществили идею К.С.Станистлавского о создании творческих лабораторий, сочетающих учебно-педагогическую работу с поисками новых форм спектакля и новых методов воспитания актера.

  В 1912 году К.С.Станиславским и Л.А.Сулержицким создана Первая Студия МХТ (открытие студии – 1913г.) для воспитания молодежи МХТ по системе Станиславского. В 1924 году эта студия реорганизована в Московский Художественный театр Второй (МХТ 2-й). Вторая студия МХТ создана в 1916 году режиссером В. Л. Мчеделовым. В 1924 году актеры, воспитанные этой студией, вошли в состав труппы МХАТ (О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. П. Зуева, А. К. Тарасова, М. Н. Кедров, М. И. Прудкин, В. Я. Станицын, Н. П. Хмелев, М. М. Яншин и др.)

  В 1920 году наименованиеТретьей студии МХАТ получила студия Вахтангова, на основе которой создан театр имени Евгения Вахтангова.

  Четвертая студия МХАТ образовалась в 1921 году из группы актеров Художественного театра, руководимой Г. С. Бурджаловым, В. В. Лужским и Е. М. Раевской.  В 1924 году эта студия была реорганизована в театр «Четвертая студия», переименованный в 1927 году в Реалистический театр. В 1919 году возникла Музыкальная студия МХТ под руководством В. И. Немировича-Данченко, задачей которой было внедрение реалистических начал в оперное искусство и освобождение его от штампов и рутины. Вместе с Немировичем-Данченко режиссерскую работу здесь вели В.В.Лужский, Л.В.Баратов; дирижировали П.Р.Бакалейников, О.М.Брон, выступали актеры МХАТ и его 2-й студии (Н. А. Подгорный, А. А. Гейрот, Н. П. Хмелев, О. Н. Андровская и др.). В 1926 году студия была реорганизована в Музыкальный театр имени В. И. Немировича-Данченко.

    Студия на Бородинской – опытно-экспериментальная школа, созданная В.Э.Мейерхольдом в 1913 году в Петербурге (с 1914г. на Бородинской улице). Существовала до 1917 года. Основной дисциплиной в студии было сценическое движение, классом которого руководил Мейерхольд. Движение и пантомима утверждались здесь как основа театрального искусства. Студийцы изучали комедию дель арте, вопросы вещественного оформления сцены. Преподавателями студии были (помимо Мейерхольда) В.Н.Соловьев, М.Ф.Гнесин, Е.М.Мунт.

  В феврале 1915 года студия показала итоги своей учебной работы. Программа показа состояла из интермедий, пантомим, этюдов, клоунад и т.п.; был разыгран также «немой» сценарий двух сцен из «Гамлета» («мышеловка» и «Офелия»). В студии были заложены многие принципы, определившие впоследствии творческую систему Мейерхольда (биомеханика, «игра с вещами», мастерство мизансцены и др.). Среди участников студии – А.Л.Грипич, К.К.Тверской, С.Э.Радлов, А.М.Смирнов и др.

  Лабораторный характер носила деятельность Театра-студии на Поварской, созданного в 1915 году В.Э.Мейерхольдом.

  Студия Завадского - театральная студия, существовавшая в Москве в 1924-36 гг. Организована Ю. А. Завадским. Возникла, как и ряд других молодых театральных коллективов, на волне студийного движения 20-х гг.       "Нам казалось тогда, -писал Завадский,- что новое слово в искусстве может и должен сказать молодой театр. который возьмет от MXAT его мудрость и глубину, от Вахтангова - зоркость, страстность, экспериментаторский жар и вечную неудовлетворенность, а также вкус к театру, отвергающему дурную театральность и жадному к театральности подлинной". Несмотря на искреннее стремление к новаторскому выражению современности, студия порой приходила к формальному пониманию своих задач.

  1924 – 1927 годы - период учебы, в эти годы подготовлен первый спектакль - изящная иронич. комедия Мюссе "Любовью не шутят". Педагогич. работу в студии, кроме Завадского, вели актеры и режиссеры MXАТа и Театра им. Вахтангова - Н. П. Хмелев, Е. С. Телешова, Н. С. Соколова, А. А. Орочко и др. В 1927 студия была реорганизована в Театр-студию под руководством Ю. А. Завадского. Театр открылся спектаклем "Простая вещь" по Лавреневу (пост. Ю. А. Завадского, Н. П. Хмелева и Б. А. Мордвинова). В дальнейшем основу репертуара Театра-студии составили русские классич. и зарубежные произв. - "Компас, или Деловой человек" ("Делец") Газенклевера (1928), "Мое!" ("Вольпоне") Бена Джонсона (1932), "Ученик дьявола" Шоу (1933), "Волки и овцы" Островского (1934), "Школа неплательщиков" Вернея (1935) и др. Находясь под воздействием творческих экспериментов Вахтангова, Завадский переносил из спектакля в спектакль приемы сценич. гротеска и иронии. Вольно обращаясь с текстом, меняя место и время действия, трансформируя характеры, театр то добивался яркого и свежего прочтения классики, то попадал в плен ложно понимаемого новаторства.

  Завадский в работе с молодежью пропагандировал систему Станиславского, добивался психологической тонкости и правды в сценической трактовке образов, требовал виртуозного перевоплощения. Работа в Театре-студии явилась серьезной школой для молодых актеров и режиссеров - В. П. Марецкой, Н. Д. Мордвинова, Р. Я. Плятта, О. Н. Абдулова, Д. П. Фивейского, И. С. Вульф, М. П. Чистякова, А. П. Алексеевой, Ю. А. Шмыткина, Н. И. Бродского и др. В 1936 студия была направлена в Ростов, составив основу труппы Ростовского театра им. Горького.

  Студия Дикого - театральный коллектив в Москве, существовавший в 1931- 1936 гг. Организован режиссером А. Д. Диким при участии М. Ф. Андреевой и А. Н. Тихонова (Сереброва). До 1935 года назывался театрально-литературной мастерской, в 19357 году был переименован в "Театр-студию под руководством Алексея Дикого". В основу воспитания молодого актера студии было положено глубокое изучение литературы. Спектакли студии Дикого были отмечены самобытной индивидуальностью А. Д. Дикого, утверждавшего на сцене искусство яркой красочной театральности, опиравшейся на раскрытие человеческой психологии. Дикий учил находить для каждого автора, каждои пьесы единственную, неповторимую, предельно убедительную сценическую форму. Первое публичное выступлениестудии Дикого - спектакль "Интермедии" Сервантеса ("Саламанкская пещера", "Ревнивый старик", "Два болтуна", 1935). В дальнейшем т-р показал "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову (1935), "Бедность не порок" (1935). Среди актеров студии Дикого - Л. Н. Горячих, Г. П. Менглет, А. В. Миропольская, О. П. Солюс, Г. Д. Степанова, А. Г. Ширшов, О. И. Якунина и др.


  Многонациональный  советский  театр,  возникший  в  результате   победы

Октябрьской  революции,   явился   новой   ступенью   в   истории   русского

театрального  искусства.  Развиваясь  на  основе  метода   социалистического

реализма,   советский   театр   наследует   лучшие,    передовые    традиции

дореволюционного  реалистического  искусства. 

    Декретом Совета Народных Комиссаров 9 (22) ноября  1917г.  театры  были переданы в ведение Отдела  искусств  Госкомиссии  по  просвещению.  Бережное отношение  к  лучшим  традициям  прошлого  и   поддержка   ростков   нового, революционного  искусства      обеспечили   развитие

театрального искусства, обретение им нового содержания.

  В развитии этого процесса большое значение имело  творческое  взаимодействие между крупнейшими театрами (Малый театр, Московский  Художественный  театр), определившими свои художественные традиции  ещё  до  1917г.,  выделенными  в 1919 году в особую группу академических театров, и новыми театрами, созданными  в первые  годы  Советской  власти:  Театр  имени   Вахтангова,   Театр   имени Маяковского, Театр имени Моссовета.

    Возникают театры для детей: в 1918 – Детский театр Моссовета, в 1921  –

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.