Российский розничный рынок даже в Москве остается
высокодезинтегрированным. Пока на нем мало компаний национального масштаба. Это
делает необходимой растущую консолидацию рынка. Она пойдет двумя основными
путями: с помощью укрупнения российских торговых сетей и прихода в Россию
крупных международных ритейлеров.
Столица остается самым важным регионом для развития
сетевой торговли. Именно отсюда осуществляется основная экспансия национальных
сетей, здесь впервые начали работать иностранные сети, здесь же апробируются
новые форматы и технологии. По оценкам аналитиков, Москва в целом опережает
Россию на 3-4 года. По уровню развития сетевой торговли столица приближается к
Польше или Чехии. На сегодняшний день в столице действуют порядка 50
продовольственных и 40 непродовольственных розничных торговых сетей различных
размеров, более половины которых отвечают всем современным требованиям. В
современных супермаркетах Москвы продается в среднем 10 тыс. наименований
товаров.
По некоторым оценкам, к 2010 г. доля объединенных
торговых сетей России достигнет 40 – 60% общего розничного товарооборота. В
Москве они развиваются более быстрыми темпами, уже сейчас доля торговых сетей
превышает 60%. Если в начале 2000 г. в Москве было около 50 сетевых магазинов,
то на начало 2005 г. их насчитывалось более 350. (табл.4).
Таблица 4
Рост доли торговых сетей в
РФ и Москве в 2001 – 2005 гг., в %
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
РФ
|
3
|
5
|
8
|
16
|
24
|
Москва
|
9
|
20
|
30
|
48
|
62
|
Обороты крупных компаний растут быстрыми темпами –
совокупный торговый оборот нескольких розничных сетей превысил отметку в 1
млрд. долларов. Рост объемов продаж сопровождается снижением нормы
рентабельности, которая достигла 10-20 процентов. Сегодня торговые компании
зарабатывают, прежде всего, за счет оборота.(табл. 5)[12]
Таблица 5.
Оборот ведущих розничных
непродовольственных сетей в 2005 г.
Сеть
|
Оборот, млн. долл
|
Число магазтнов
|
Эльдорадо
|
3400
|
950
|
М.видео
|
1328
|
68
|
Техносила
|
601
|
65
|
Мир
|
465
|
46
|
Арбат Престиж
|
455
|
28
|
Ikea
|
500
|
5
|
Главной тенденцией в развитии российских розничных
сетей – стремление к мультиформатности. В начале пути каждый из крупных игроков
занимал определенную нишу. Сейчас же внутри сетей началась диверсификация.
Игроки создают мультиформаты в основном за счет открытия гипермаркетов: у
«Пятерочки» появилась «Карусель», у «Седьмого континента» – «Наш гипермаркет»,
во втором полугодии 2007 года открытие гипермаркетов планирует «Магнит». Кроме
того, внутри сетей происходит деление на универсамы, магазины у дома,
премиальные супермаркеты. Во многом развитие мультиформатности происходит за
счет слияния и поглощения. Самой значимой сделкой такого рода в 2006 году стало
слияние розничной сети «Пятерочка» и ТД «Перекресток», в результате чего
образовалась крупнейшая в России по объемам продаж продуктовая розничная
компания Х5 Retail Group.[13]
2.2Эволюция форматов розничной торговли.
Форматы розничной торговли развиваются во всем мире по
единой логике, и российский розничный рынок повторяет основные этапы развития
рынков более развитых стран. Доля современных форматов торговли на российском
рынке за три года выросла почти в два с половиной раза и в 2006 году составила
порядка 27%. Как отмечает большинство экспертов, эта тенденция продолжится и в
будущем. К 2010 году доля современных форматов в России должна составить 45%.
Темпы роста доли организованной розничной торговли будут в ближайшее время
увеличиваться, так как ведущие сети в последнее время наряду с органическим
ростом используют слияния, поглощения и франчайзинг в качестве стратегии выхода
на новые рынки. Эволюция происходит на фоне неизбежного вытеснения традиционных
форм торговли более современными.
Сначала возникают
продовольственные форматы, которые обеспечивают высокий трафик у покупателей и
быструю оборачиваемость товаров. На первых этапах развиваются форматы, которые
позволяют поддерживать высокий уровень валовой маржи, – супермаркеты, мягкие
дискаунты. Первые супермаркеты появились в России в середине 1990-х годов: в
1994 году на рынок вышел «Седьмой Континент», в 1995-м – «Перекресток».
Супермаркеты привлекли потребителей качественными брендованными товарами и
качеством обслуживания, невиданным прежде постсоветскими покупателями:
круглосуточной работой, современным дизайном и широким ассортиментом. Низкая
конкуренция позволяла супурмаркетам поддерживать довольно высокий уровень цен,
а низкий платежеспособный спрос ограничивал поначалу возможности роста. С
увеличением конкуренции и появлением в одном регионе нескольких супермаркетов
перед менеджером компаний остро встал вопрос оптимизации деятельности, что
привело к развитию сетевого бизнеса. Экономия в таком случае достигается за
счет скидок при большом объеме закупок, минимизации затрат, централизации
управления.
Мягкие
дискаунтеры – следующая после супермаркетов ступень развития в эволюции
розничных форматов. К ее появлению привел рост чувствительности к ценам. В
мягком дискаунтере цены поддерживаются на постоянно невысоком уровне,
ассортимент сокращен до товаров, которые реализуются наиболее быстро, услуги
минимизированы. Первыми представителями этого формата в России стали «Копейка»
(компания вышла на рынок в 1998 году) и «Пятерочка» (1999год)
Вслед за мягкими
дискаунтерами стали активно развиваться гипермаркеты, реализующие концепцию
«низких цен и высокого качества в большом пространстве». Первыми формат
гипермаркетов в Москве и Санкт-Петербурге представили: «Рамстор» (1997), «Ашан»
(2002 год). Ответом на успех гипермаркетов стало появление жестких
дискаунтеров, в которых минимальные цены сочетались с близостью расположения и
удобством транспортировки. Однако в России пока жесткий дискаунтер не получил
развития, так как этот формат предъявляет очень высокие требования к внутренней
организации компании и качеству применения современных технологий управления.
Одновременно с
жесткими дискаунтерами во многих странах появляются магазины cash&carry. Этот формат поставлен в России с 2001 года немецкой
компанией «Метро», а также петербургской «Лентой». В основе формата – ориентация
на мелкооптовую торговлю, на профессиональных покупателей – представителей
малого и среднего бизнеса. Однако специфика российских cash&carry в том, что они работают с розничными покупателями. Учитывая
ассортимент и размеры торговой площади, а также принятую в современном
российском ритейле терминологию, «Метро Кеш энд Керри» можно условно отнести к
формату гипермаркет.
Одновременно с
гипермаркетами, жесткими дискаунтерами и центрами cash&carry в России происходило развитие формата, предлагающего универсальный
ассортимент в местах, наиболее удобных для покупателя, – магазины у дома.
Цикл эволюции
форматов в России проходит быстрее, чем в Западной и восточной Европе. Это
объясняется тем, что в мире накоплено обширное ноу-хау в рознице, есть много примеров
удачной практики ритейла, которую активно применяют ведущие российские игроки.
Кроме того, выход на рынок крупнейших глобальных игроков также способствует
активному развитию розничных технологий в России.
На данный момент
в России активно развиваются все форматы, но развиваются они с учетом
особенностей местного рынка, общей инфраструктуры, покупательской способности и
культурных привычек. Такой адаптацией можно назвать наличие в российских cash&carry не только мелкооптовой торговли, но и розничной, а также
отсутствие жестких дискаунтеров. Развитие чистых дискаунтеров в чистом виде на
сегодняшний день в России, практически невозможно из-за особенностей
экономического развития страны и национального розничного рынка. Существующие
представители этого формата выступают на грани мягкого дискаунтера и универсама
экономического класса. В целом российские розничные сети в настоящий момент
заняты освоением свободных площадок, надеясь в будущем более четко определиться
с основными форматами своих сетей.
На российском
рынке представлены все продовольственные форматы, динамично развиваются
непродовольственные сети. С точки зрения эволюции форматов российский рынок в
настоящее время находится на этапе более интенсивного развития
специализированных форматов. На рынке уже есть формат DIY (OBI, Castorama, Leroy Merlin),
электроники и телефонии («Эльдорадо», «М.Видео», «Техносила», MediaMarkt, «Евросеть» и др.), парфюмерии
(«Арбат Престиж», «Л`Этуаль», «Иль Де Боте», «Рив Гош»), аптек («36,6», «Ригла»
и др.), одежды (Sela, «Спортмастер» и др.).
постепенно начал развиваться формат дрогери («Южный Двор», «Парфюм Маркет»)
Российская организованная розничная торговля находится
в конце стадии быстрого роста. До стадии насыщения еще года четыре как минимум.
Наиболее активное развитие ждет дискаунтеры и гипермаркеты. В качестве причины
выступает четкая ориентация этих форматов на потребительские сегменты: те, кому
важна цена, и те, кому важен выбор и удобство. Супермаркеты теряют свои
позиции. Их потребители делают выбор между ценой (дискаунтеры) и ассортиментом
(гипермаркеты). Фактор лояльности к супермаркетам у нас недостаточно развит.
Причина в том, что пока российский потребитель в первую очередь ориентируется
на цену, а глобальной разницы в качестве товаров между гипер- и супермаркетами
он не видит: качество и там, и там примерно на одинаковом уровне.
На волне увеличивающегося благосостояния городского
населения набирают рост магазины у дома. формат небольшого супермаркета или,
как его еще называют, магазина у дома будет более востребован с точки зрения
развития в ближайшее время. Причем это касается и таких мегаполисов, как
Москва, и небольших городов с населением 10-50 тыс. человек. Однако, этот
формат никогда не получит такого существенного развития, как, например, гипермаркет
или дискаунтер.
В настоящий
момент процесс развития розничных форматов в России перешел на качественно
новый уровень: речь уже идет о формировании разных концепций внутри одного
формата, прежде всего ценовых концепций и связанных с ними ассортиментной
политике, качестве обслуживания покупателей, подходах к повышению лояльности
целевой группы покупателей уже не только к формату, а к конкретной концепции
сети и даже к конкретному бренду.
Какой
из форматов продовольственной розничной торговли будет доминирующим на рынке в
будущем, сказать сложно. Международный опыт свидетельствует о том, что
приверженность покупателей тому или иному формату зависит от большого
количества факторов, вплоть до исторических и культурных особенностей страны
Однако то, что современные форматы будут активно развиваться, подтверждает
статистика. Россия находится на первых позициях в регионе EEMEA (Eastern
Europe, Middle East, Africa/Восточная Европа, Ближний Восток, Африка) по общему
количеству магазинов современного формата, однако по количеству магазинов на
миллион жителей существенно отстает от других стран мира, а следовательно,
розничная торговля здесь имеет огромные возможности для дальнейшего
развития.[13]
Заключение.
Рассмотрев поставленные мною вопросы при написании курсовой
работы можно предложить следующие приоритетные направления развития розничной
торговли:
• совершенствование
нормативно-правовой базы, разработка и введение новых нормативов и стандартов, регламентирующих деятельность на
потребительском рынке;
• создание эффективной системы
управления (координации) потребительским рынком для более полного
удовлетворения спроса на товары и услуги;
• реконструкция и модернизация
объектов в соответствии с градостроительными
требованиями и новейшими научно-техническими достижениями;
•
развитие и оптимизация структуры
торговых сетей; развитие системы гипер- и супермаркетов, «магазинов у дома» и мелкорозничных
рынков;
•
приоритетное развитие социально
ориентированной сети торгового обслуживания для малообеспеченных категорий граждан, в том числе и
магазинов-дискаунтеров;
• обеспечение территориальной
доступности товаров для всех социальных
групп населения; формирование адресных программ развития торговой сети; размещение новых предприятий там, где ощущается дефицит торговой сети;
• упорядочение и качественные
улучшения объектов мелкорозничной торговой
сети, быстрейшее решение вопросов по ликвидации торговли в неустановленных местах; перевод
мелкорозничной сети в современные торговые комплексы;
• постепенный переход на
преимущественно магазинные формы продажи (самообслуживание,
торговлю через прилавок); внемагазинные формы торговли должны сохраниться для реализации сельхозпродукции,
изделий народных промыслов, сезонных
распродаж;
• учет приоритетов
потребителей: экономия времени и денег; наличие в торговых центрах
культурно-развлекательных мероприятий;
• повышение качества товаров и
культуры обслуживания; забота о здоровье потребителей.
Список
используемой литературы:
1.
Гражданский
кодекс Российской федерации: Части первая, вторая, третья (по сост. на 10 фев.
2005 г.). – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 479 с. – (Правовая библиотека)
2.
ГОСТ Р
51303-99 Торговля. Термины и определения.
3.
ГОСТ Р
51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования.
4.
ГОСТ Р
51773-2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.
5.
Дашков
Л.П. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых
предприятий: Учебник для студентов Высших учебных заведений. 6-е изд., перераб.
и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. – 520 с.
6.
Егоров
В.Ф. Организация торговли: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2004. – 352 с.:
Ил. – (Серия «учебник для ВУЗов»).
7.
Памбухчиянц
О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник: - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº», 2005. – 636 с.
8.
Половцева
Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 248 с.
9.
Щур Д.Л.
Труханович Л.В. Основы торговли. Настольная книга руководителя, главбуха и
юриста. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999. – 704 с.
10.
Валерий
Миронов «При отсутствии доступа»; журнал: Новости торговли № 01. 2007 стр. 26.
11.
Гафиятуллин
М.М., к.э.н., старший преподаватель «Специфика развития торговых сетей в
Республике Татарстан» Современная торговля: Теория и практика. Материалы межвузовской
научно-практической конференции. 22-26 марта 2005 г. Часть 2. – Казань: КИ
РГТЭУ. – 2005. – 88 с. стр.32-33
12.
Леонид
Игнатьев «Тренды российского ритейла»; журнал: Российская торговля № 12. 2006
стр. 17-18
13.
Наталья
Кузнецова «Ритейл российский сценарий»; журнал: Новости торговли № 03. 2007
стр.18-20
14.
Наталья
Шилина «Как выйти на рынок вендинга»; журнал: Российская торговля № 1-2. 2006
стр. 34
15.
Полина
Бубенцова «Mixed-USE, или борьба на выжимание»; журнал: Новости торговли № 03.
2007 стр. 29
16.
Хисамутдинова
Д.В., Шайхутдинова Ф.Н., Авилова В.В. «Основные тенденции развития
потребительского рынка Республики Татарстан» Современная торговля: Теория и
практика. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Казань:
Отечество, 2006. – 256 с. стр. 126-127
17.
www.gks.ru
18.
www.dolevandreynarod.ru
19.
www.nrn.ru
20.
www.gazeta.etatar.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4
|