Развитие розничной торговли в РФ и Татарстане
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
КАЗАНСКИЙ
ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Кафедра коммерческой деятельности на рынке товаров и
услуг
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Экономика отрасли (торговли)»
Тема:
«Развитие розничной торговли в Россиии и Республике Татарстан»
Выполнила: Проверила:
Казань 2007
Содержание.
Введение
Глава 1. Теоретические основы
розничной торговли
§ 1.1 Сущность и функции розничной торговли
§ 1.2 Классификация предприятий розничной торговли-
§ 1.3 Типы предприятий розничной торговли и их
основные характеристики
Глава 2. Тенденции развития
розничной торговли в РФ и РТ
§ 2.1 Особенности розничной торговли в России и
Республике Татарстан на современном этапе экономики
§ 2.2 Состояние развития розничных торговых сетей
§ 2.3 Эволюция форматов розничной торговли
Заключение
Список используемой литературы
введение.
Торговля является
важнейшей отраслью экономики страны,
состояние и эффективность
функционирования которой непосредственно влияют как на уровень жизни населения,
так и на развитие производства потребительских товаров. Она составляет около
27% внутреннего валового
продукта РФ; по размеру налоговых поступлений в федеральный бюджет
торговля занимает второе место среди основных отраслей экономики.
Значительные
перемены в экономической и политической жизни страны, произошедшие в течение
последних лет, повлекли за собой существенные изменения в характере и условиях
функционирования всех отраслей народного хозяйства, в том числе и в розничной
торговле. В настоящее время
розничная торговля РФ претерпевает кардинальные изменения. Эти изменения
связаны, прежде всего, с резким сокращением
неорганизованной торговли, стремительным и масштабным развитием российских розничных сетей, возникновением острой конкуренции между
крупными отечественными и глобальными
международными розничными сетями.
Моя курсовая
работа состоит из двух глав: в первой главе мною представлены теоретические
аспекты розничной торговли; во второй освещены некоторые тенденции в развитии
розничной торговли Российской федерации и Республики Татарстан.
В первой главе я
представила на рассмотрение классификацию предприятий розничной торговли по
нескольким признакам; также в этой главе показаны основные характеристики типов
предприятий розничной торговли.
Задача второй
главы рассмотреть состояние развития структуры розничной торговли за последние
несколько лет; показать на сколько изменилась структура продовольственного и
непродовольственного сегментов рынка; рассмотреть проблемы развития розничных
торговых сетей на современном этапе экономики; проанализировать изменение
форматов предприятий розничной торговли с учетом особенностей экономического
развития страны.
Глава
1. Теоретические основы розничной торговли.
1.
Сущность
и функции розничной торговли.
Розничная
торговля – вид
предпринимательской деятельности в сфере торговли, связанный с реализацией
товаров непосредственно потребителю для личного, бытового, семейного, домашнего
использования. Это наиболее распространенное определение понятия розничной
торговли, содержащееся в нормативно-правовых документах.[2]
Данный вид
деятельности имеет договорной характер, и его юридическая основа закреплена
Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной
купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по
продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный
для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с
предпринимательской деятельностью. Покупатель в свою очередь обязан принять
товар и оплатить его по цене, объявленной продавцом.[1]
Функции розничной торговли определяются ее сущностью и
заключаются в следующем:
·
удовлетворение
потребностей населения в товарах;
·
доведение
товаров до покупателей путем организации пространственного их перемещения и
подачи к местам продажи;
·
поддержание
баланса между предложением и спросом;
·
воздействие
на производство в целях расширения ассортимента и увеличения объема товаров;
·
совершенствование
технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей.[8]
Следовательно, процесс розничной торговли складывается
из целенаправленной продажи товаров, обслуживания покупателей, торговых и
послепродажных услуг.
Услуга розничной торговли – это результат взаимодействия продавца и покупателя,
а также собственной деятельности продавца по удовлетворению потребностей
покупателя при купле-продаже товаров.[7]
Классификация услуг торговли и общие требования к ним
установлены ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».[3]
Услуги розничной торговли включают:
1.
реализацию товаров;
2.
оказание помощи покупателю
в совершении покупки и при ее использовании;
3.
информационно-консультационные
услуги;
4.
создание удобств
покупателям.
Процесс услуги реализации товаров состоит из
следующих основных этапов:
·
формирование ассортимента;
·
приемка товаров;
·
обеспечение хранения;
·
предпродажная подготовка;
·
выкладка товаров;
·
предложение товаров
покупателю;
·
расчет с покупателем;
·
отпуск товара.
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и
при ее использовании относят:
·
прием и исполнение заказов
на товары;
·
организацию доставки
товаров;
·
упаковывание купленных в
магазине товаров;
·
комплектование и улучшение
упаковывания подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по
заказам;
·
оценку и прием на комиссию
вещей на дому у комитентов;
·
оценку ювелирных изделий
на дому;
·
оценку антиквариата на
дому;
·
прием стеклопосуды;
·
реализацию товаров в кредит;
·
организацию работ по
послепродажному обслуживанию;
·
организацию приема заказов
на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров,
приобретенных в магазине;
·
предоставление кабины или
салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в
продаже;
·
предоставление кабин для
зарядки фотоаппаратов.
Информационно-консультационные услуги включают:
·
предоставление информации
о товарах и их изготовителях, об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видео
средствами;
·
консультации специалистов
по товарам;
·
проведение рекламных
презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).
В состав услуг по созданию удобств покупателю
входят:
·
организация и создание
мест отдыха;
·
предоставление услуг
комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
·
гарантированное хранение
купленных товаров;
·
прием и хранение вещей
покупателей;
·
организация питания
покупателей;
·
реализация продуктов
питания с потреблением на месте;
·
парковка личных автомашин
покупателей на организованную стоянку у магазина.[7]
1.2 Классификация
предприятий розничной торговли.
В основу классификации розничных торговых предприятий
могут быть положены следующие признаки:
·
Особенности устройства;
·
Форма торгового
обслуживания;
·
Тип здания и особенности
его объемно-планировочного решения;
·
Функциональные особенности
предприятия;
·
Форма собственности;
·
Вид предприятия.
По особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, павильоны,
киоски, автомагазины, палатки, торговые автоматы и т.п.
Магазин – специально оборудованное стационарное здание или его часть,
предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное
торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также
помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.
Павильон – оборудованное
строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товаров. Может быть
рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
Киоск – оснащенное торговым
оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещение для хранения
товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится
рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные
средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки),
палатки, а также торговые автоматы.
Автомагазины и
другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей
небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых
станах, отгонных пастбищах и т.д. Они широко используются и производственными
предприятиями для реализации своей продукции в городах.
Палатка – легко возводимая
сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и
помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день
торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
Торговые автоматы устанавливают
в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления
людей (в парках, на вокзалах и т.д.)[5]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|