Форма торгового обслуживания – организационный прием, представляющий собой
сочетание методов обслуживания. Различают следующие формы торгового
обслуживания: самообслуживание, продажа товаров по образцам, продажа товаров по
каталогам, индивидуальное обслуживание через прилавок.
Самообслуживание – это форма торгового обслуживания, при которой
покупатель самостоятельно осматривает, отбирает и доставляет отобранные товары
к узлу расчета.
Социальный и экономический эффект самообслуживания
заключается в том, что эта форма дает возможность существенно сократить ту
часть издержек потребления, которая связана с покупкой товаров и,
следовательно, увеличить свободное время покупателей.
Продажа товаров по образцам – это форма обслуживания, при которой покупатель имеет
возможность самостоятельно или с помощью продавца выбрать товары по
выставленным в торговом зале образцам, и после оплаты покупки в кассе получить
товары, соответствующие им, непосредственно в магазине или за дополнительную
плату оформить их доставку на дом.
Особенности этой формы обслуживания заключаются в том,
что в торговом зале выставляют только образцы товаров, предлагаемых к
реализации, а рабочие запасы этих товаров могут находиться в кладовых
магазинов, на складах производителя или оптового поставщика. Это позволяет на
сравнительно небольшой торговой площади представить товары в широком
ассортименте.
Продажа товаров по каталогам – это форма обслуживания, при которой покупатель
имеет возможность совершить покупку, выбрав товар по каталогу в магазине, в
почтовом отделении связи, на оптовом предприятии. Продажа по каталогам может
применяться как для непродовольственных, так и для продовольственных товаров.
Экономическая выгода магазинов от продажи продовольственных
товаров по каталогам обуславливается получением дополнительного товарооборота
на тех же торговых площадях, возможностью рационально использовать труд
работников магазина.
Продажа товаров с индивидуальным обслуживанием, в том
числе с открытой выкладкой, –
это форма торгового обслуживания, при которой покупатели знакомятся с
ассортиментом товаров самостоятельно или с помощью продавца, а проверяет
качество, дает консультацию, упаковывает и отпускает товары продавец.
Магазины, применяющие форму с индивидуальным
обслуживанием, существенно замедляют торговый процесс, увеличивают затраты
времени населения на приобретение товаров, имеют меньшую пропускную
способность. В них менее эффективно используется торговая площадь, выше затраты
ручного труда, требуется большая численность продавцов.[6]
С учетом типа здания и особенностей его
объемно-планировочного решения предприятия розничной
торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенные, встроенно-пристроенные,
пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные,
с подвальными помещениями или без них.
Встроенный магазин — магазин, все помещения которого
располагаются в габаритах жилого здания с выступом за его пределы не более чем
на 1,5 м со стороны продольного фасада и не более чем на 6 м — со стороны
торцов (при устройстве крытых загрузочных
помещений).
Встроенно-пристроенный магазин – магазин,
помещения которого располагаются в габаритах
магазин жилого здания и в объемах, вынесенных за габариты жилого здания более
чем на 1,5 м со стороны продольного фасада и более чем на 6 м — со стороны торцов (при устройстве крытых загрузочных
помещений).
Пристроенный магазин — магазин, ограждающая стена (или
стены) которого являются общими или
смежными со стенами жилого здания.[18]
С учетом функциональных особенностей различают следующие разновидности розничной
торговли:
1.
торговля через
стационарную торговую сеть;
2.
торговля через передвижную
торговую сеть;
3.
торговля пересылкой
(оплаченных, заказанных) товаров.
Стационарная торговая сеть является основой розничной торговли. Она представляет
собой торговые помещения, расположенные в специально оборудованных и
предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях, прочно связанных
фундаментом с земельным участком и подсоединенных к инженерным коммуникациям.
Вся стационарная сеть состоит из объектов розничной и мелкорозничной торговли.
Стационарные объекты розничной торговли:
1.
магазины;
2.
павильоны, имеющие
торговый зал.
Стационарные объекты мелкорозничной торговли:
1.
палатки;
2.
киоски;
3.
торговые автоматы.
Передвижная торговля является нестационарной и представляет собой торговые
объекты, установленные без заглубленных фундаментов, вне зависимости от
присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и
габаритов.
Передвижные средства разносной и развозной торговли:
1.
тележки;
2.
автолавки;
3.
фургоны;
4.
лотки;
5.
магазины-вагоны и
магазины-суда[9]
По форме собственности, предприятия розничной
торговли разделяются на независимых розничных торговцев, торговую сеть,
розничные франшизы, арендуемые отделы и кооперативы .
Независимые розничные торговцы. Они владеют, как правило, одним магазином и
осуществляют персональное обслуживание покупателей. Такие магазины обычно
удобно расположены, в их число входят продовольственные магазины, лавки,
автозаправочные станции и т.д. Это наиболее многочисленная часть розничных
торговцев. В этой сфере торговли во многих странах существует значительная
конкуренция.
Торговая сеть. Это одно из заметных явлений в розничной
торговле последних десятилетий. Они подразумевают совместное владение двумя или
более розничными точками и осуществляют централизованную закупку и сбыт
продукции.
Розничные франшизы. Это юридически оформленные соглашения между
владельцами привилегий, в качестве которых могут выступать производители,
оптовики, организации по предоставлению услуг, и держателями привилегий в лице
предприятий розничной торговли. Такие соглашения позволяют розничным торговцам
осуществлять определенную хозяйственную деятельность под хорошо известной
маркой и по соответствующим правилам.
Арендуемый отдел. Это, как правило, отдел в розничном магазине
(обычно в гастрономе, универмаге или специализированном магазине), который
сдается в аренду. Руководитель такого отдела полностью отвечает за его хозяйственную
деятельность в рамках правил, установленных арендодателем. Свою выгоду
арендатор получает от работы в хорошо известном месте, от большего числа
посетителей и престижа самого торгового предприятия. Эта форма торговли нашла
широкое применение в нашей стране. Многие посетители магазинов пользуются
услугами арендуемых отделов – газетных и книжных киосков, лотков, киосков по
продаже парфюмерии, фототоваров, медицинских препаратов и т. п.
Кооперативы розничной торговли. Они могут создаваться как самими торговцами,
так и потребителями. Объединение независимых розничных торговцев в кооператив
позволяет существенно снизить многие издержки, связанные с закупкой,
транспортировкой и хранением товаров, осуществлять совместное планирование и
рекламу.
Под видом предприятия розничной торговли
следует понимать предприятие, классифицированное по ассортименту реализуемых
товаров. С учетом этого различают универсальные, специализированные магазины, а
также магазины с комбинированным и смешанным ассортиментом.
Универсальные –
реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных
товаров.
Специализированные, в основу построения ассортимента которых положены
товары одной товарной группы или ее части (узкоспециализированные)
Комбинированные – реализующие
несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные
потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на
продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и
т.д.)
Смешанные, ведущие торговлю узким ассортиментом продовольственных товаров, не
связанных общностью спроса.[5]
1.3 Типы предприятий
розничной торговли и их основные характеристики.
В основу классификации розничных торговых предприятий,
предусмотренную ГОСТ Р 51773-2001 «Розничная торговля. Классификация
предприятий», положены только видовой и типовой состав предприятий.[4]
Тип предприятия розничной торговли – предприятие определенного вида,
классифицированное по ассортиментному профилю, торговой площади и формам
торгового обслуживания покупателей.
Так, в соответствии с ГОСТ к универсальным магазинам
относятся 7 типов предприятий, характеризующихся основными признаками,
приведенными в табл. 1.
Таблица 1.
Основные признаки,
характеризующие типы универсальных магазинов
Тип
|
Торговая площадь, м²,
не менее
|
Ассортимент товаров
|
Формы торгового
обслуживания
|
Гипермаркет
|
5000
|
Универсальный ассортимент продовольственных и
непродовольственных товаров
|
Преимущественно самообслуживание
|
Универмаг
|
3500 - городская торговля
650 - сельская торговля
|
Универсальный ассортимент непродовольственных
товаров
|
Самообслуживание, по образцам, по каталогам,
индивидуальное обслуживание через прилавок
|
Универмаг "Детский мир"
|
2500
|
Универсальный ассортимент непродовольственных товаров
для детей
|
Самообслуживание, по образцам, по каталогам,
индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
|
Магазин-склад
|
650
|
Универсальный ассортимент продовольственных (или)
непродовольственных товаров
|
Самообслуживание, продажа товаров в торговом зале преимущественно
из транспортной тары
|
Универсам (Супермаркет)
|
400
|
универсальный ассортимент продовольственных товаров;
широкий ассортимент непродовольственных товаров частого спроса
|
Преимущественно самообслуживание
|
Гастроном
|
400
|
Универсальный ассортимент продовольственных товаров
с преобладанием в нем гастрономии
|
Индивидуальное обслуживание через прилавок
|
Товары повседневного спроса
|
100
|
Продовольственные и непродовольственные товары
частого спроса
|
Преимущественно самообслуживание
|
Специализированные продовольственные магазины (Рыба,
Мясо, Колбасы и т.п.), а также специализированные непродовольственные магазины
(Мебель, Одежда, Обувь и т.п.) должны иметь торговую площадь не менее 18м².
Ассортимент товаров определяется в соответствии со специализацией магазина. Они
могут применять самообслуживание, индивидуальное обслуживание через прилавок
или другие формы обслуживания в зависимости от ассортимента реализуемых
товаров.
К магазинам прочей товарной специализации относят
следующие типы: Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п. их минимальная
торговая площадь – 18м². Ассортимент товаров в таких магазинах формируется
с учетом их специализации. Здесь могут применяться различные формы торгового
обслуживания.
Характеристики неспециализированных
непродовольственных магазинов представлены в табл. 2.
Таблица 2.
Основные признаки,
характеризующие типы неспециализированных непродовольственных магазинов.
Тип
|
Торговая площадь, м²,
не менее
|
Ассортимент товаров
|
Формы торгового
обслуживания
|
Дом торговли
|
1000
|
Товарные комплексы предметов туалета и гардероба для
мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)
|
Самообслуживание, по образцам, по каталогам,
индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
|
Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин и
другие магазины с комбинированным ассортиментом товаров
|
650
|
Товарные комплексы соответствующей специализации
|
Самообслуживание, по образцам, по каталогам,
индивидуальное обслуживание через прилавок и др.
|
Промтовары
|
18
|
Узкий ассортимент непродовольственных товаров,
основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея,
парфюмерия
|
Индивидуальное обслуживание через прилавок
|
Комиссионный магазин
|
18
|
Узкий ассортимент непродовольственных товаров
|
Самообслуживание, индивидуальное обслуживание через
прилавок
|
Неспециализированные продовольственные магазины типа
«Продукты» (минимаркет) должны иметь торговую площадь не менее 18м². Они
торгуют узким ассортиментом продовольственных товаров, основные из которых
хлеб, кондитерские товары, гастрономия, вино-водочные изделия, пиво,
безалкогольные напитки. В них применяется индивидуальное обслуживание через
прилавок.
Магазины со смешанным ассортиментом товаров могут
иметь торговую площадь не менее 18м² и узкий ассортимент продовольственных
товаров, не связанных общностью спроса. Они применяют индивидуальное
обслуживание покупателей через прилавок.
При организации сети магазинов в городах и поселках
городского типа пользуются Номенклатурой типов магазинов. Она включает основные
и дополнительные типы магазинов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|