Проблемы, возникающие при разрешении
конфликтов в трудовых коллективах:
В процессе работы
в охранных структурах у любого человека могут возникнуть трудности как
профессионального, так и личного характера. Это связано, прежде всего, с тем,
что работа охранника подразумевает какой-либо риск, как для жизни, так и для
здоровья. Есть еще и другой фактор, и при этом немалозначительный: в охранные
предприятия в основном устраиваются бывшие сотрудники МВД, где специфика работы
выражена еще ярче.
3.7. Пути разрешения конфликтов в
трудовых коллективах
По мнению автора,
главной проблемой является повышенная нервозность среди сотрудников. Данная
нервозность, несомненно, будет отражаться на результатах работы предприятия в
целом. К примеру, может сузиться круг клиентов предприятия, вследствие чего
упадет рентабельность предприятия. Это будет вызвано недовольством клиентов
сотрудниками предприятия. Чтобы таких проблем не возникало необходимо
предпринять ряд мер по нормализации психологического состояния сотрудников.
Для эффективного
выполнения задач по психологической разгрузке сотрудников необходимо иметь
психолога, желательно с опытом работы. Необходимость психолога объясняется
следующими факторами:
- Именно психолог
может оказать квалифицированную помощь ;
- На психолога
будет возложены задачи по выявлению, предотвращению и профилактике конфликтов;
- Штатный
психолог будет наиболее четко ориентироваться в сложившихся ситуациях.
- Вести фиксацию
конфликтных ситуаций в коллективе.
- Участвовать в
подборе персонала и в формировании групп по объектам (по типу темперамента, по
складу ума, личностным характеристикам).
- разрабатывать
систему мониторинга по конфликтным ситуациям.
Данный список не
исключителен.
Особенную опасность
таят в себе латентные конфликты. Они могут развиться в затяжные и сложные
конфликты, которые урегулировать в дальнейшем будет очень сложно. Для
своевременного предотвращения таких конфликтов необходимо четко знать состояние
коллектива, общий психологический фон и примерную психологическую устойчивость
каждого члена коллектива.
В связи с этим
рассмотрим ряд предложений, которые бы пособствовали снижению конфликтов в
трудовых коллективах.
1. Введение
должности штатного психолога.
Естественно на
это потребуются определенные затраты.
Организация
рабочего места: приобретение компьютера – 15000 рублей; стола – 5000 рублей; 3
стула – 4000 рублей, литература – 5000 рублей; оформление кабинета – 7000
рублей; канцелярские товары -800рублей. Общие затраты на оформление рабочего
места составили: 15000+5000+4000+5000+7000+800=36800 рублей
Заработная плата,
которая будет выплачиваться психологу в размере 8000 рублей.
1) 8000 * 12 =
96000 рублей в год;
2) 96000 * 15% =
14400 рублей (уральский коэффициент);
3) 96000 * 35% =
33600 рублей (максимальная премия в год).
4) 96000 + 14400
+ 33600 = 144000 рублей (фонд оплаты труда годовой).
При этом ЕСН
составит 37 440 рублей в год, т. е. 144 000 * 26% = 37 440 рублей.
Общие затраты:
- материальные
затраты равны 36 800 рублей;
- фонд заработной
платы равен 144 000 рублей;
- отчисления от
фонда заработной платы (ЕСН = 26%) составляют 37440.
36 800 +144 000 +
37 440 = 218 240 рублей за год.
Затраты в месяц
составляют: 218 240 : 12 = 18187 рублей.
Эффект от
уменьшения текучести кадров (ежемесячный) рассчитывается по формуле:
Эт = Зн * Р * (Кт
1 – Кт 2),
Где Зн – затраты
на новичка; Р – среднесписочная численность работников; Кт 1,2 – коэффициент
текучести соответственно на начало и конец месяца, равный числу уволенных
работников, деленному на среднесписочную численность работников (Рув / Р).
Рабочих часов в
месяц у психолога 176 (22 дня * 8 часов).
18187 : 176 = 103
рубля 33 копейки за час работы у психолога.
Так как
заработная плата директора составляет 18 000 рублей, то час его работы
равен 193 рубля 3 копейки.
1) 18 000
*12 = 216 000 рублей в год;
2) 216000 *15% =
32 400 рублей (уральский коэффициент);
3) 216000 * 35% =
75600 рублей (максимальная премия в год);
216000 + 32400 +
75600 = 324000 рублей (годовой фонд оплаты труда).
При этом ЕСН
составит 84240 рублей в год, т.е. 324000 * 26% = 84 240 рублей.
Общие затраты в
год составляют 324000 + 84 240 = 408 240 рублей, а затраты в месяц
34 020 рублей (408 240 рублей : 12 месяцев).
Таким образом,
час работы директора равен 34020 рублей : 176 часов = 193 рубля 3 копейки.
Исходя из этого,
затраты на новичка будут составлять:
Заместитель
директора по кадрам – 2 часа;
Директор – 0,6
часа.
Затраты равны 2
часа* 103,33 рубля + 193,3 рубля * 0,6 часа = 322,64 рубля.
Эт = Зн * Р *
(Кт1 – Кт2)
Эт = 322,64 *84 *
(0,3 – 0,1) = 5420 рублей 4 копейки в год.
То есть введение
должности психолога будет неэффективным, так как эффект от уменьшения кадров,
не покроет и треть затрат на него в месяц.
2. Ограничиться
проведением психологического мониторинга один раз в год с целью выяснения
возникновения конфликтов.
а) маркетинг
рынка труда – изучение информации 16 часов;
б) подбор
персонала (привлечение) и прием – 16 часов
в) отбор
персонала – 4 часа на человека тратит инспектор по кадрам, руководитель 1,2
часа на человека;
г) увольнение – 2
часа на человека.
На человека
психолог будет тратить 0, 72 часа:
На маркетинг
рынка труда (изучение информации) - 8 часов;
Подбор персонала
– 10 часов.
Так как за год
уволилось 25 человек, то 18 : 25 = 0,72 часа, а директор 1,2 часа.
Тчел = (0,72 + 4
+ 2) * 103,33 + 193,3 * 1,2 = 926,36 рублей.
Эт = 926,36 * 84
* (0,3 – 0,1) = 15563 рубля.
Привлечение работ
психолога позволит сэкономить время, которое генеральный директор тратит на
разрешение конфликтов и сосредоточиться на решении главных задач организации.
Если удастся
понизить уровень текучести кадров за счет работы психолога раз в год, то
предприятию можно уложиться в сумму 15563 рубля. Затраты на привлечение услуг
специализированного психолога будут составлять 15 563 рубля в год.
Работа психолога
будет благоприятно влиять на атмосферу в трудовом коллективе, психологические
тренинги будут снижать напряженность, связанную с работой и взаимоотношениями в
коллективе. Исходя из этого, можно сделать вывод, что текучесть кадров
уменьшится примерно на 5,4%
15563
/289133*100% = 5,4%.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликт –
столкновение противоположно направленных целей интересов, позиций, мнений или
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми
или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия.
Проведенный
анализ управления конфликтами на предприятии путем включенного наблюдения
автора в естественные условия показал, что в процессе деятельности ООО ЧОП
«Полад» ежедневно возникают разногласия, которые перерастают в конфликты.
Конфликты проявляются, как столкновения между:
- клиентами и
генеральным директором;
- генеральным
директором и охранниками;
- между
сотрудниками предприятия.
Как показал
первичный анализ по управлению конфликтами в охранном предприятии, генеральный
директор стремится решить возникающие конфликты при помощи компромисса, и часто
достаточно успешно. На первый взгляд ситуация в плане разрешения конфликтов
выглядит положительно. На наблюдение показало, что в коллективе существуют
недомолвки между директором и подчиненными по поводу методов руководства.
Коллектив предприятия считает, что директор не знает истинного положения дел в
коллективе, а следовательно принимает неверные решения в плане распределения
фонда оплаты труда, премий, не поощряет инициативу работников и не отмечает
отличившихся. Руководство ограничивается общением с исполнительным директором,
и через него отдает все приказы и распоряжения. Директор ООО ЧОП «Полад»
чувствует возникшую напряженность, старается быть более открытым и лояльным по
отношению к трудовому коллективу, вызывая тем самым еще большее недоверие с его
стороны.
Таким образом,
анализ показал, что генеральный директор отлично справляется с периодически
возникающими открытыми конфликтами, но в коллективе так же существует скрытый
конфликт, который накаляет социально-психологический климат в коллективе,
снижает результативность труда и является деструктивным фактором в деятельности
предприятия.
Для определения
конфликта на анализируемом предприятии было проведено исследование
социально-психологического климата в коллективе. Для этого был проведен метод
тестирования, в рамках которого применялись две методики: диагностики
предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса и диагностики самооценки
мотивации одобрения Д Марлоу и Д. Крауна. диагностика проводилась путем опроса
Работников предприятия. Результаты теста позволили выдвинуть экспериментальную
гипотезу между выбором индивидами стратегии избегания и их стремлением к
одобрению есть взаимосвязь. Для подтверждения гипотезы был рассчитан
коэффициент корреляции Спирмена. Расчеты подтвердили выдвинутую гипотезу.
Как удалось
выяснить, лидером конфликта является один из охранников, достаточно
амбициозный. Он начал брать на себя руководящую позицию, при этом, не имея
таких прав. Он является неформальным лидером конфликта.
Для разрешения
скрытого конфликта в коллективе, предлагаются следующие мероприятия:
1.
«Обезоруживание»
выявленного неформального лидера. Для этого необходимо отметить старание и
работу неформального лидера путем награждения его грамотой и денежной премией
или ценным подарком на общем собрании коллектива.
2.
необходимо
сплотить коллектив, дать работникам предприятия почувствовать себя частью
большого и дружного коллектива. Для этого необходимо периодически проводить
корпоративные мероприятия: спортивные соревнования, совместное проведение
праздничных мероприятий с выездом всего коллектива за город и т. п.
3.
Уделить
большое внимание стимулированию труда работников. Проводить награждения,
приуроченные к определенным датам с вручением денежных премий и ценных призов.
Проводить трудовые соревнования и по итогам года вручать путевки в санатории
Удмуртии и присваивать звание «лучший работник года». Уделить больше внимания
решению жилищных и бытовых проблем работников предприятия.
4.
Создать
положительный психологический настрой. Для этого необходимо проводить раз в
месяц организационные собрания с участием администрации предприятия, где будут
решаться наболевшие вопросы.
5.
Уделить
особое внимание условиям труда. Выяснить как именно хотели бы улучшить условия
труда работники, и предпринять все усилия для решения обозначенных проблем.
Внедрение данных
мероприятий позволит решить возникший конфликт на предприятии, также это
позволит получить ряд других продолжительных плюсов, а именно:
- возникновение
атмосферы доверия;
- повышение
мотивации работников;
- развитие
корпоративной культуры на предприятии;
- улучшение
условий труда;
- повысит
устойчивость имиджа организации.
Как показала оценка
эффективности проекта привлечения работ специализированного психолога, наиболее
эффективными эти мероприятия будут, если руководить ими будет специалист: на
5,4% уменьшится текучесть кадров, а так же понизится уровень конфликтных
ситуаций.
Список
литературы
1. Трудовой Кодекс РФ принят
Государственной думой 21 декабря 2001 года (с изменениями на 30 июня 2006 года)
2. Налоговый кодекс РФ 1 часть
принята Государственной думой 16 июля 1998 года (с изменениями на 29 июля 2004
года); 2 часть принята государственной думой 19 июля 2000 года (с изменениями
на 30 декабря 2006 года)
3. Е. В. Воробьева «Заработная плата
в 2007 году» 10-е издание М., издательство «ЭКСМО» 2007 г. с. 59-66
4. Н. П. Кондраков. «План и
корреспонденция счетов бухгалтерского учета. 7500 проводок.» М., 2005 г.
5. Н. П. Кондраков «Бухгалтерский
учет» М., издательство «ИНФРА-М» 2006 г. с. 246-270
6. Анцупов А.Я.,
Шипилов А.И. Проблема конфликта. Аналитический обзор/ Междисциплинарный
библиотечный указатель. М., 2004г.-259 с.
7. Волгин А. П.,
Матирко В. И., Модин А. А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики
(опыт ФРГ). - М.: Дело 2002 - 279 с.
8. Горнев А.З.
"Проблемы управления персоналом" -М.: Бином, 2001 - 311 с.
9. Грачев М.В.
Супер кадры. Управление персоналом в международной
корпорации. - М.
:Дело ЛТД 2005г. - 354 с.
10. Десслер Г.
Управление персоналом. М. БИНОМ. 2001- 451 с.
11. Дмитриев А.,
Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. В 3-х томах. М.,
2006г. - 2005.
12. Дэнэ Д.
Примирение разногласий. Как создать оптимальные взаимоотношения на работе и
дома. М., 2003.-417 с.
13. Егоршин А.П.,
Управление персоналом. - Н.Новгород НИМБ, 2001 – 298 .
14. Здравомыслов
А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-пресс, 1998.318 с. 15. Инкин Б.М.
"Основы управления персоналом" -М.: Высшая школа, 2001 432 с.
16. Исаенко А.Н.
Новое в теории и практике управления персоналом. - США: Пресса, 2007г. - 198 с.
17. Маусов Н.К.,
Кулапов М.Н., Журавлев П.В. Управление карьерой персонала в условиях
производства (социально-экономический аспект), учебное пособие. - М.: изд-во
Рос. Экон. акад., 2003 - 487 с.
18. Маслов Е-Б.
"Управление персоналом предприятия" -М.: ИНФА-М, 2005- 238 с.
19. Мастенбрук У.
Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М.: Ин фра-М, 2002г.
- 254 с.
20. Мескон М.Х.,
Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. (Пер.
Сангл. ) - М.:
Дело, 2005г. - 654 с.
21. Плешин Ю.И.
Управление персоналом: учебное пособие. - СПб, 2001 324с.
22. Моргунов Е.Б.
Управление персоналом: исследование, оценка, обучение. М.: Бизнес-школа
«Интел-синтез», 2000. - 260 с.
23. Моргунов Е.Б.
Личность и организация. Конспекты лекций. М.: Тривола, 1999. - 110 с.
24. Ньюстром
Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте.
С.-Петербург: Питер, 2003г. - 448 с.
25. Проблемы
управления трудовыми ресурсами на современном этапе: Межвуз. сб. -Л., 2006г. -
289 с.
26.Силин А.Н.
Управление персоналом. Учебник по кадровому менеджменту. - Тюмень:ТГУ, 2004 -
321 с.
27. Скопылатов
А.И., Ефремов О.Ю. "Управление персоналом" Справочное
28. Старобинский
Э.К. "Как управлять персоналом" - М.: Бизнес-школа Интелсинтез, 2005
- 486 с.
29. Травин В. В.,
Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента .-М.:"Дело", 2007г. - 365
с.
30. Управление
персоналом. В 5-ти кн. М.: ШБ ОУВ, "ЛИНК"Фалмер, Роберт М.
Энциклопедия современного управления. В 5-ти томах. 129 – 301 с.
31. Фишер Р., Юри
У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1998.- 254 с.
32. Хучек М.
Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. М., 2006г. - 234 с.
33. Шекшня С.В.
Управление персоналом современной организации. Учебно-практическое пособие.
Издание 3-е, переработанное и дополненное. - М.: ЗАО «Бизнес-школа
«Интел-Синтез», 2003г., с. 214.
34. Малиновский
П., Методы оценки персонала, - М. 2006 - 298 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
|