Потенциал
организации и стратегические возможности определяются ее архитектоникой и
качеством персонала.
Например,
архитектонику организации могут составлять:
-
технология, производственное оборудование,
сооружения, их мощности и возможности;
-
оборудование, его возможности и мощности по
переработке и передаче информации;
-
структура власти, распределение должностных
функций и полномочий принимать решения;
-
организационные задачи отдельных групп и лиц;
-
внутренние системы и процедуры;
-
организационная культура, нормы и ценности,
которые лежат в основе организационного поведения.
Качество
персонала определяется:
-
отношением к изменениям;
-
профессиональной квалификацией и мастерством в
проектировании, анализе рынка и т.п.;
-
умением решать проблемы, относящиеся к
стратегической деятельности:
-
умением решать вопросы, относящиеся к
проведению организационных изменений:
-
мотивацией участия в стратегической
деятельности.
-
Не обладая достаточно полной информацией о
качестве персонала, руководство не может сделать верного выбора стратегии
фирмы.
Таким
образом, деятельность по стратегическому управлению направлена на обеспечение
стратегической позиции, которая обеспечит длительную жизнеспособность
организации в изменяющихся условиях. В коммерческой организации руководитель,
занимающийся стратегическими проблемами, обеспечивает постоянный потенциал
прибыльности. Его задачи состоят в том, чтобы выявить необходимость и провести
стратегические изменения организации; создать организационную структуру,
способствующую стратегическим изменениям.(19, с. 251)
Система
управления коммерческой организацией включает два взаимодополняющих вида управленческой
деятельности - стратегическое управление, связанное с развитием будущего
потенциала организации, и оперативное управление, реализующее существующий
потенциал в прибыль. Стратегическое управление требует предпринимательского
организационного поведения, а оперативное управление функционирует на базе
приростного поведения. (15, c.241)
В
последнее время организации в большей степени испытывают нужду в одновременном
использовании обоих типов поведения, для чего им необходимо создавать такую
структуру своей архитектоники, которая бы позволила успешно развивать и
предпринимательский и приростный типы организационного поведения.
Система
стратегического управления состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа
и планирования стратегии организации, а также управления стратегическими
проблемами в реальном масштабе времени. Управление стратегическими
возможностями организации, при всей ее актуальности, следует рассматривать как
переходную форму стратегического управления.
При рассмотрении
развития рыночных отношений в России можно заключить, что организационное
развитие субъектов рынка проходит в соответствии с объективными экономическими,
системо-генетическими законами и закономерностями развития организаций и
законами системного анализа. В результате исследований были вскрыты следующие
закономерности.
Закономерность запаздывания. Всякая спроектированная
организационная структура в виде управленческой системы или др., по своим параметрам
закономерно отстает от постоянно развивающейся рыночной ситуации. Целью любой
организационно-производственной системы является удовлетворение потребностей
общества, которые носят динамичный, спонтанный, слабо прогнозируемый характер.
Данный процесс имеет свою длительность, чем и объясняется отставание
показателей и функциональных параметров организационных структур от требуемых
на рынке. Данная закономерность определяет действие внешних факторов на
организационную систему.
Закономерность неадекватности. Любая организационная
структура, спроектированная на достаточно конкретные и прогнозируемые условия
рынка, всегда не соответствует ему в силу действия внутренних факторов
организационной системы. Главным фактором, обуславливающим действие данной закономерности,
является человеческий фактор. Следствием закономерности неадекватности является
фактор некомпетентности, данное свойство проявляется тогда, когда организация
полностью или частично изолированно функционируя от других специализированных
организаций, пытается адекватно и своевременно реагировать на все внешние
возмущения. В результате действия вышеприведенных закономерностей
организационная структура становится неэффективной, громоздкой, так как в ней
наблюдается множество остаточных элементов, функционирование которых в
структуре организации нецелесообразно и нерентабельно, приводит к убыткам. В
тоже время новые элементы, адекватные внешним условиям, не всегда могут
эффективно выполнять свои функции, так как не всегда обеспечены полной
информацией и компетентными специалистами, содержание которых в “замкнутых”
организациях не позволяет их полностью загрузить, что приводит к дополнительным
накладным расходам.
В целях снижения действия негативных факторов,
индуцированных вышеперечисленными закономерностями, на организацию предлагается
подход по формированию многоуровневой организационной системы. Сформированная
общая концепция многоуровневой системы основывается на следующих принципах.
Принцип комплексности – определяет наличие в
многоуровневой системе полного перебора функций по управлению организацией в
условиях рыночной экономики. Полный перебор функций определяется декомпозицией
основных направлений деятельности производственной организации в соответствии с
основными декомпозиционными циклами.
Принцип адекватности – определяет необходимый и
достаточный набор элементов организационной структуры управления организацией,
соответствующий условиям внешней среды.
Принцип интегрированности – позволяет методами
вертикальной и горизонтальной интеграции определить гибкие организационные
формы управления внутри многоуровневой системы для повышения компетентности и
снижения времени принятия решений. (19,
c.241)
Принцип экономичности – многоуровневая система позволяет
распределить все задачи по управлению организацией по специализированным
элементам управления многоуровневой системы, чем обуславливаются меньшие
затраты на процесс управления и минимизация ошибок приводящих к убыткам.
Унечский муниципальный район -
муниципальное образование, состоящее из 1 городского и 8 сельских поселений,
объединенных общей территорией, в соответствии с Законом Брянской области от
09 марта 2005 № 3-3 «О наделении муниципальных образований статусом городского
округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и
установлении границ муниципальных образований в Брянской области», наделено статусом
муниципального района.
Границы территории муниципального
района установлены Законом Брянской области от 9 марта 2005 № 3-3 «О
наделении муниципальных образований статусом городского округа,
муниципального района, городского поселения, сельского поселения и
установлении границ муниципальных образований в Брянской области».
Официальным документом, фиксирующим
границы муниципального района, являются схема территории муниципального района
и описание границ, данные в Законе Брянской области от 9 марта 2005 № 3-3 «О
наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального
района, городского поселения, сельского поселения и установлении границ
муниципальных образований в Брянской области».
Унеча
сегодня, как и вся страна, переживает нелегкие времена. Все промышленные
предприятия района приватизированы, работники стали как бы их собственниками,
но экономическое положение пока далеко от стабильности: спад производства не
приостановлен. К сожалению, растет безработица, В сельском хозяйстве сложилась
ситуация, когда реализационные цены на продукцию неадекватны ценам на
энергоносители, промышленные товары.
Район
по этим и другим показателям вошел в число ведущих районов области. Эффективно
ведут хозяйствование труженики сельхозпредприятия "Павловское",
колхозов "Дружба", имени 1 Мая, совхоза "Аленовский".
Заметных успехов район добился в сфере строительства: введено вдвое больше
жилья, чем в предыдущем году. Рост капитальных вложений составил почти 200
процентов.
Перевыполнена
запланированная программа газификации. Свыше километра газопровода проложено в
селе Брянкустичи, частично газифицированы села Рюхово, Красновичи, Писаревка. К
этому времени газифицированы практически все центральные усадьбы коллективных
хозяйств района. Приметой дня стало открытие в селе Красновичи детского приюта,
где дети из неблагополучных семей ощутили, наконец, внимание и заботу. В 1996
году открыта школа-детский сад в селе Брянкустичи. Это, кстати, не единственная
новая школа во всей области, в 2001 году сдана в эксплуатацию школа в селе
Павловка.
Город
развивается согласно генеральному плану застройки. Четверть площади будущей
капитальной многоэтажной застройки приходится на усадебные строения. Изменение
концептуального подхода к решению жилищной проблемы заставило прибегнуть к
услугам проектного института урбанистики г. Санкт- Петербурга. Основными
площадками размещения капитального строительства являются центральный и
юго-западный районы. Будет продолжаться капитальная застройка в квартале АО "Омега"
и в квартале, примыкающем к хлебокомбинату по улице Совхозной на свободных
территориях. Для улучшения транспортной связи между отдельными районами города
запланировано строительство ряда магистралей. Это принципиально новые
магистральные сети, которые должны связать крайние жилые районы, промышленную
зону, зону отдыха и обеспечить выходы на трассы направлением Сураж и Мглин.
Крупными и средними предприятиями района
за первый квартал 2005 года выпущено товаров и услуг в фактических ценах на
255,3 млн. рублей. Более 55% приходится на предприятия промышленности. Ими
произведено продукции на 139,3 млн. рублей, отгружено—на 131,7 млн. рублей,
то есть 94,5% от произведенной. На 120,5 млн. рублей произведено
потребительских товаров, в том числе промышленными предприятиями на 118,5 млн.
рублей.
По договорам строительного подряда выполненный
объём работ в первом квартале 2005 года составил 10424,8 тысячи рублей, или
32,2% к январю—марту 2003 года. Организациями района хозспособом выполнено
строительно-монтажных работ на 167,8 тыс. рублей. За три первых месяца года
построено 10 квартир общей площадью 1081 кв. метр, что составляет 89,5% к
уровню прошлого года.
Оборот розничной торговли продовольственными
товарами составил 26,1 млн. рублей, или 65,2% в общем объёме. Оборот вещевых,
продовольственных и смешанных рынков составил 19,8 млн. рублей. Доля продажи
товаров на рынках в обороте розничной торговли составила 14.4%. Объём платных
услуг составил 20,7 млн. рублей. К уровню прошлого года более, чем в 2,6 раза
возросло оказание жилищных услуг, в 1,3 раза образования. На одного жителя
района в среднем оказано услуг на 450-рублей.
Кредиторская задолженность
организаций, финансируемых за счёт средств федерального бюджета на 1 марта 2005
года, составила 5,6 млн. рублей. Около 45% от этого приходится на оплату труда
служащих.. Из отраслей народного хозяйства наибольшую задолженность имеют
учреждения здравоохранения, физкультуры и социального обеспечения—46,9% в
общем объёме. Дебиторская задолженность сложилась в размере 0,3 млн. рублей.
Кредиторская задолженность организаций,
финансируемых за счёт средств бюджетов субъектов РФ, на 1 марта 2005 года
составила 2,9 млн. рублей, из неё 24,5% приходится на долг по оплате
коммунальных услуг. В январе—феврале 2005 года организациями района получена
прибыль 5,2 млн. рублей. Удельный вес убыточных предприятий составил 50%.
Сумма убытков— в млн. рублей. Общая кредиторская задолженность сложилась в
размере 427,6 млн. рублей, из неё просроченная— 97,3 млн. рублей. Кредиторская
задолженность составляет 214,1 млн. рублей (50,1% в общем объёме).
Задолженность по платежам в бюджет
составила 27,6 млн. рублей, в том числе просроченная—20, 1 млн. рублей.
Дебиторская задолженность составила на 1 марта 2005 года 301,9 млн. рублей, в
том числе просроченная—47,4 млн. рублей. Задолженность покупателей составила
205, 9 млн. рублей, из неё просроченная—38,7 млн. рублей.
Начисленная заработная плата на крупных и
средних предприятиях за январь—март 2005 года в районе составила 3847,3 рубля
и возросла по сравнению с прошлым годом на 34,8%. По сравнению со
среднеобластной (3926,7 рубля) она на 2,1% ниже. По сравнению с другими районами
области заработная плата работников Унечского района значительно выше. Так, в
Мглинском районе она составляет 1848,6 рубля, в Стародубском—2302,7 рубля, в
Суражском— 2531,6 рубля.
На 1 апреля 2005 года просроченная
задолженность по зарплате составила 6,2 млн. рублей и превысила месячный фонд
предприятий-должников в 1,3 раза. В расчёте на одного работника долг составляет
3,2 тысячи рублей. Наибольшая задолженность по зарплате сложилась в отрасли
сельского хозяйства — 2,1 млн. рублей. Задолженности по зарплате в бюджетной
сфере нет.
Среднесписочная численность работников на
крупных и средних предприятиях составила 10,3 тысячи человек и возросла по
сравнению с прошлым годом на 1,2%. Ниже уровня прошлого года сложилась
численность работающих в сельском хозяйстве — на 9,8%, на транспорте — на 4%, в
торговле— на 7,5%. В службе Занятости на 1 апреля 2005 года состоял 271
человек, ищущий работу, что меньше на 30,9% прошлогоднего. Уровень
регистрируемой безработицы на 1.04.2005 г. по району составил 1,3%.
Численность постоянно проживающего в районе населения на 1 января 2005 года
составила 46 тысяч человек, в том числе городского — 28,7, сельского — 17,3
тысячи. Естественная убыль населения остаётся на уровне прошлого года -171
человек. С начала года в районе родилось 102 младенца, умерло 273 человека, в
том числе 2 ребёнка в возрасте до одного года. За первый квартал года в район
прибыло 105 человек, выехало из района 163 человека. Подвижность населения
составляет 6 человек на 1000.
Согласно статистике, уменьшается
естественный прирост населения, что обусловлено продолжающимся снижением
рождаемости, высоким уровнем смертности и сокращением продолжительности жизни.
С этими факторами напрямую связана проблема закрепления на селе молодых
специалистов. В настоящее время их численность в возрасте до 30 лет в сельхоз.
предприятиях области составляет всего 8,5 % от общего числа. Причина заключается,
прежде всего, в том, что сельская молодежь практически не ощущает на себе
заботу государства, не видит перспектив в работе на селе и стремится уехать из
деревни. В нестоящее время в сельскохозяйственном производстве работает 34,7
тыс. человек, или менее 5 % от всего трудоспособного населения области. Но
лишь 63 % руководителей, 39 % главных специалистов и 11 % руководителей
среднего звена, занятых в АПК, имеют высшее образование.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|