Исполнитель-музыкант достигает своей цели, если ему
удается подвести слушателей к открытию нового, к пониманию ранее не осознанного
ими. Тогда слушатели приходят к тем идейно-эмоциональным выводам, которые и
представляют собой сверхзадачу исполнителя, выполнимую им только в состоянии
оптимального сценического самочувствия.
Глава III. Предконцертный период подготовки к публичному
выступлению.
3.1.Советы
мастеров музыкальной педагогики и исполнительства.
Наконец программа подготовлена,
концерт объявлен. Наступил последний день перед выходом на сцену. Само название
«предконцертный» говорит о близости его к предстоящему и довольно волнующему
событию – выходу на концертную арену. И от того, на сколько правильно
исполнитель будет действовать в последние 24 часа, будет напрямую зависеть
качество и успешность его выступления, и исход всего подготовительного периода.
Вся подготовительная работа, по сути, была направлена на достижение
оптимального концертного состояния и донесение до слушателя наилучшего из
возможных вариантов исполнения – живого и одухотворенного. К сожалению, многие
из музыкантов часто недооценивают важность и значимость предконцертного периода
подготовки к публичному выступлению. Как не странно, но растерять, все что
наработал и все что «выносил», за довольно продолжительный период, можно в
самые последние минуты, отделяющие музыканта от волнующего момента начала
исполнения.
Как избежать возрастания нервного
напряжения, возникновения «волнения паники» перед выходом на сцену,
предотвратить неожиданные выпадения текста произведения из памяти (нередко
ведущие к срыву всего выступления в целом) вот вопросы и одновременно задачи
требующие разрешения в этой главе.
Многие музыканты, методисты,
педагоги и исполнители обращались к проблеме подготовки к выступлению в последний
день. Основываясь на их опыте, приведу лишь немногие, но, несомненно,
основополагающие тезисы, проливающие свет на данную проблему.
В этот день следует, прежде всего, хорошо выспаться. Некоторые
музыканты предпочитают днем вообще не заниматься или играют другие пьесы (так
поступал С. В. Рахманинов). «Думается, что в день концерта все же полезно
проиграть в среднем темпе, спокойно, без эмоций всю программу, на что уйдет
часа два. Этого вполне достаточно. Ни в коем случае не следует переутомлять свои
руки и чувства в этот день. Нужно сохранить свежесть чувств до вечера»23. Ф.Бузони и К.Таузиг также советовали не усердствовать за инструментом
в день концерта.
Перед концертом желательно пообедать заранее. Когда человек
немного голоден, его ощущения обострены, что очень важно на сцене.
«Некоторые исполнители в день выступления продолжают
зубрить отдельные пассажи, бесконечное количество раз проигрывают предстоящую
программу, растрачивая понапрасну нервную энергию и эмоции. Успокоения это,
как правило, не приносит, а вред ощутимый, поскольку все силы расплескиваются
до концерта.
На концерт желательно прийти заблаговременно, примерно
за час, приготовить устойчивый стул, найти наилучшую точку на сцене,
ознакомиться с акустикой в зале, разыграться, просто побродить по сцене,
настроиться для предстоящей игры». [2]4
Наряду с психологической подготовкой один из важных
факторов успешного выступления — состояние рук. Одни музыканты, должны как
следует разыграться перед концертом, другие почти всегда в хорошей форме.
Вообще руки не надо излишне нежить, иначе в холодную погоду будет трудно
разыгрываться. Если руки ледяные и долго не согреваются, можно выполнить ряд
физических упражнений, например, несколько раз "хлопнуть себя с размаху
(от плеча) в обнимку", "по-извозчичьи" или "проделать
несколько других энергичных гимнастических движений, убыстряющих
кровообращение во всем теле", поднять руки вверх, крепко сжать их секунды
на 2—3 в кулаки и плавно опустить расслабленные руки, склонившись в поясе на
4—5 секунд. Весьма полезны упражнения, которые советует Й.Гат. Приведу два из
них: "Ударяйте кончиками пальцев сперва по подушечкам первого сустава,
затем по середине ладони, наконец, по нижней части ладони". Ударять можно
каждым пальцем отдельно. "Подтягивайте 5-й палец как можно ближе к кисти,
прикасаясь им к ладони, затем словно гладящим движением проведите кончиком его
по ладони, до основы пальца. То же проделайте по очереди с остальными
пальцами"25. После того как руки разогрелись, можно очень быстро привести их в
хорошую форму, проиграв гаммы, арпеджио и т. д. — что кому удобнее.
В день концерта и особенно перед
выходом на сцену надо стараться меньше разговаривать, не находиться в шумной
компании, не растрачивать понапрасну энергию. Волнение в этот момент, конечно,
большое, оно повышается от сознания ответственности. По словам К. С.
Станиславского, различаются два вида волнения: "волнение в образе" и
"волнение вне образа". Чтобы излишне не увлечься своим драгоценным
"я" и чтобы волнение не перешло в панику, полезно несколько
отрешиться от излишнего ощущения ответственности.
Совершенно противопоказаны мысли
наподобие: "А что обо мне скажут, если я сыграю неудачно!?" Лучше в
таком случае слегка подтрунить над собой. Хотя чрезмерное волнение мешает, но
и излишнее спокойствие — плохо. Наилучшие творческие достижения получаются
тогда, когда исполнителю неодолимо хочется на сцену. Творческое волнение
помогает мобилизовать психику, исполнительский аппарат.
Важный педагогический момент: если концерт играет ученик,
то педагогу не следует давать последние наставления, касающиеся интерпретации.
У каждого ученика свой, индивидуальный психологический настрой и подобные советы
перед выходом на сцену могут лишь вызвать скованность, неуверенность. Полезнее
в данном случае помочь ему психологически настроиться на максимальную отдачу.
3.2. Память
По мнению многих музыкантов,
одной из главных причин, вызывающих волнение и даже некоторый страх у артиста,
является боязнь забыть текст. «По-моему, память — почти единственная причина
волнения перед публичным выступлением, — писал Ф.Бузони. — Волнуются, прежде
всего, потому, что боятся „забыть"»26. Если
говорить искренне, то приходится признаться, что этот страх сковывает
исполнителя.
Боязнь забыть текст может привести к скованности и
психики, аппарата. Иногда бывает, что и забудешь текст, - в этом случае надо
постараться не заострять на этом серьезного внимания иначе от выступления к выступлению
нервозность и недоверие к своей памяти будут усугубляться. Главное, чтобы такие
моменты не западали глубоко в психику. Известны случай, когда талантливые музыканты
вообще вынуждены были отказаться от артистической карьеры вследствие выпадения
памяти. Они никак не могли совладать с собой на публике, игра становилась
судорожной, и терялись почти все лучшие исполнительские качества музыканта.
Понятно, что одно дело - забыть текст во время домашних занятий, а другое - на
публике, на глазах у всех. Многое зависит от того, как выучивался текст
произведения. Нельзя заучивать текст по фразам, «зубря» их "от и
до" по нескольку раз.
Чаще всего выпадение памяти случается в эпизодах, заученных
формально, механически. Запоминать следует музыку, а не формальную
последовательность нот. Важно, чтобы интонация запоминалась с эмоциональной
осмысленностью, под влиянием логики развития. Например, никто не забывает текст
там, где продолжение как бы само напрашивается.
Существует три вида музыкальной памяти: зрительная, музыкально-слуховая
и двигательная. Можно считать решающей для запоминания музыкально-слуховую
память, включающую в себя и фактуру произведения, и образно-эмоциональную
сферу. Однако ни в коем случае нельзя недооценивать двигательное запоминание, теснейшим
образом поддерживающее слуховое. "Двигательные моменты, — писал советский
психолог Б.Теплов, — приобретают принципиально-существенное значение... тогда,
когда требуется произвольным усилием вызвать и удержать музыкальное
представление"27.
В начальной стадии работы главная роль принадлежит
сознательному освоению всех деталей музыкального произведения и его структуры
в целом. Постепенно сознательно контролируемые игровые процессы автоматизируются
и переходят в сферу подсознательного. Автоматизируется все, что относится к
технологии исполнения, благодаря чему во время концертного выступления мы, не
скованные техническими задачами, имеем возможность направлять все свое внимание
на полноценное воссоздание художественного образа. Включение на сцене сознания
в технологические процессы за редкими исключениями нежелательно и может подчас
привести к забыванию текста.
До концерта, когда лучше избегать
многочасовых занятий на инструменте. Еще один важный
"предконцертный" момент: в последние минуты перед выходом на сцену
следует категорически избегать лихорадочных выхватывании коротких эпизодов
программы и их поспешных проигрывании "для закрепления в памяти".
Кроме лишней нервозности такая суетливость ничего не принесет. Что есть — то
есть. Лучше внутренне собраться, представить себе темп, характер первого
произведения, проверить правильность включенных регистров, два-три раза
глубоко вздохнуть, и смело выходить на сцену — побеждать.
Концерт. Слушатели пришли на
концерт, они в ожидании предстоящего события. С появлением на сцене исполнителя
на него устремляются все взоры, и сам выход артиста может или настроить публику
на нужный лад, или несколько расслабить (мешковатая или сгорбленная фигура не
может выглядеть эстетически привлекательной на сцене). Следует еще раз проверить
устойчивость стула, слегка переждать успокаивающийся шум в зале, одновременно с
этим окончательно настраиваясь на исполнение. Нелишне еще раз проверить
правильность включения нужной для начала концерта клавиатуры (касается
исполнителей на баяне и аккордеоне), готовой или выборной, а также регистров.
Это может несколько успокоить. Но долгие приготовления нежелательны, они
расхолаживают нетерпеливую, настороженную публику.
Очень важно почувствовать
акустику зала. В хорошем зале играть легче, сама акустика этому способствует. К
сожалению, далеко не каждый концертный зал наилучшим образом соответствует
звучанию инструмента. Если нет достаточного резонанса, если звук глохнет, как в
вате, баянисту следует уметь себя сдерживать, не пережимать, иначе инструмент
будет захлебываться, взвизгивать, а тугую акустику зала все равно не пробьет.
Особенно это относится к произведениям, требующим большой эмоциональной отдачи
от исполнителя.
Призвание исполнителя — формировать особое состояние
души слушателя. Очень важно установить контакт между сценой и залом. Лучшие
достижения артиста связаны с созданием особой художественной атмосферы в зале.
Иногда на сцене так сливаешься с исполняемым произведением, что вдруг начинаешь
ощущать: это твое произведение, ты его автор, и начинаешь убеждать в этом
публику. Такие минуты — самые вдохновенные у артиста. На сцене, как и в жизни,
надо уметь властвовать собой. Н.Метнер писал: "Вообще власть над материей
приобретается лишь тогда, когда она обретена над самим собою"28. Безудержные, бесконтрольные приступы темперамента не помогают
раскрытию художественного образа и могут вызвать в публике недоумение и даже
улыбку. Антон Рубинштейн признавался Л. Толстому, что если, играя на эстраде,
он сам взволнован, то его игра не доходит до слушателя. Ф. Шаляпин говорил, что
на сцене всегда присутствуют два Шаляпина, один поет, другой контролирует.
Словом, разум и интуиция всегда должны контролировать чувства и, если
потребуется, вовремя их отрегулировать.
Известно, что сцена диктует свои
определенные требования к артисту. В основном эти требования мы прекрасно
знаем. Немаловажное значение имеет само сценическое поведение: выход и уход со
сцены, поклоны, поведение за инструментом — словом, то, что мы называем
артистизмом.
Музыкант должен быть в образе на протяжении всего концерта.
Отталкивающее впечатление производит картинность, манерность, поза. Ведите себя
естественно: собранно, но не скованно, свободно, но не развязно. Не
разглядывайте публику в зале! Заканчивать исполнение любого произведения
следует всегда на сжим. Если произошла случайность и мех оказался разжатым —
свести его лучше, нажав обеими ладонями максимальное количество клавиш нижнего
регистра. Это гораздо бесшумнее, чем использование клавиши-отдушника.
Перед исполнением каждого произведения необходимо
проверять правильность включенных регистров-переключателей.
Следует научиться выдерживать паузы между произведениями,
между частями, но не передерживать их. У исполнителя постепенно вырабатывается
общая динамика концерта. Суете на сцене не место!
Главным условием
совершенствования исполнителя является его постоянная неудовлетворенность
собой. И даже после весьма успешного концерта не следует почивать на лаврах,
сладостно перебирая в памяти несомненные исполнительские удачи и восторженные
слова похвалы. Надо к себе относиться более требовательно, нежели публика.
Настоящий артист сам себе самый строгий судья.
3.3. Перспективное мышление
Во время концерта могут появиться
какие-то неожиданности, случайности, шероховатости. В конце концов, немудрено
где-то и пассаж смазать или зацепить не ту ноту. Важно научиться не придавать
этому никакого значения, чтобы мимолетная фальшь не перебила ход мыслей.
Главное — сохранить течение музыки. Ганс фон Бюлов как-то, полушутя, сказал,
что концертирующему музыканту не грех кое-где и промахнуться, иначе слушатели
не заметят, насколько трудна пьеса. Непопадания на сцене чаще всего случаются
от психической скованности. Свобода психики и аппарата дает большую
уверенность, и наоборот, уверенность в своих силах помогает освободиться от
скованности. Здесь все взаимосвязано.
Необходимо воспитывать у
исполнителя умение «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за
незначительной помарки можно провалить все выступление. На практике это
выглядит так: исполнитель, допустив одну ошибку (фальшивая нота, неверно сыгранный
пассаж и т. д.), начинает активно переживать свою неудачу, т.е. мысленно
возвращаться к ней, что, безусловно, отвлекает от решения чисто творческих
задач. Он перестает думать о следующей фразе, фрагменте и т. п., и тем самым
совершает вторую ошибку, так как игровые движения исполнителя, не подкрепленные
мыслью, неизбежно приведут к срыву — остановке. Следовательно, особую важность
приобретает развитие у музыканта навыков перспективного мышления за
инструментом, что помогает преодолеть допущенную ошибку и способствует
успешному выступлению на эстраде.
На сцене может случиться и так,
что в какой-то момент исполнитель запутывается в тексте, не знает, что играть
дальше. Эти моменты — серьезный экзамен для психики и нервов солиста. Здесь
важно не растеряться, не превратить случайность в катастрофу.
Заключение
Исполнительская деятельность
музыканта – неимоверно сложный, напряженный и вместе с тем ответственный
процесс. Готовясь к выходу на сцену, исполнитель затрачивает огромное
количество энергии, как физической, так и эмоциональной. Чтобы самостоятельно
определить слабые стороны своей творческой индивидуальности и выбрать наиболее
полезную и продуктивную методику психофизиологической подготовки к концертному
выступлению, нужно обладать немалым объемом знаний о этой проблеме.
В своей работе я попытался
обосновать необходимость введения комплекса психотехнических приёмов,
способствующих коррекции эстрадного волнения у музыканта в исполнительскую
практику, определить временную периодизацию этапов подготовки к концертному
выступлению. А так же рассмотрел теоретические аспекты сценического волнения в
музыкальном исполнительстве: влияние механизмов самоконтроля и волевой
регуляции на индивида, с точки зрения психофизиологии, обозначил понятие
оптимального сценического состояния и нейротизма и реактивности нервной системы
музыканта.
Руководствуясь своим небольшим
опытом, рекомендациями выдающихся музыкантов и научными трудами психологов в
этой области, я представляю ряд практических методов по воспитанию оптимального
сценического самочувствия: предварительное проигрывание, медитативное
погружение, ролевая подготовка перспективное мышление, концентрированное
внимание.
Затрагивая тему сценического волнения
нельзя обойти стороной опыт выдающихся театральных деятелей. В частности, в
работах К.С.Станиславского этой проблематике уделяется большое внимание. Здесь
можно выделить некоторые, на мой взгляд, полезные для музыкантов исполнителей
элементы актерской техники: установление «сценической доминанты», «сверхзадачи»
и «сквозного действия»; ограничение уровня эмоциональной активации в
экстремальных условиях публичности; создание «кругов внимания».
Описывая подготовительную работу
музыканта к концертному выступлению, я попытался выделить и систематизировать
основные временные периоды, отделяющие исполнителя от выхода на сцену. Каждый
из этапов обосновывает необходимость внесения корректив в тактику подготовки
музыканта. Наряду с первоначальными, возникают все новые задачи, требующие
своевременного решения, возникают новые психологические ощущения, вследствие
приближения волнующего события и уровень готовности, к показу на публике
программы, а следственно, появляется и необходимость внедрения новых методов
подготовки музыканта к выходу на публику.
Дать однозначный рецепт, для того
чтобы твое выступление всегда имело успех, не возьмется, пожалуй, не один из
методистов и музыкантов исполнителей. Каждый человек неповторимая
индивидуальность, и следственно, методы подготовки всегда должны основываться
на индивидуальных качествах внутренней и внешней среды человека. Поэтому,
изучая себя, свои сильные и слабые стороны, анализируя и запоминая ощущения,
которые предшествовали удачному выступлению, мы можем затем сознательно
воспроизводить подобное состояние перед последующими выступлениями.
Общение с публикой, зрительской
аудиторией – всегда творческий процесс и предполагает взаимную связь исполнитель-музыкант
не только воздействует па аудиторию, но и испытывает на себе ее влияние.
Музыка для исполнителя является связующим звеном и одновременно средством
общения с аудиторией. Преодоление эстрадного волнения должно идти по пути
творческого желания общения со слушателем. Именно общение несет в себе истинный
и непреходящий смысл всей подготовительной работы музыканта исполнителя. Полная отдача воплощению музыкального
образа, непрекращающийся диалектический процесс открытия прекрасного в
исполняемом, жажда выявить все это в реальном звучании – вот путь преодоления сценического
страха.
Список используемой литературы.
1.
Баренбойм.Л.А«Музыкальная педагогика и
исполнительство» Л.:Музыка
2.
Бассин Ф. В. «О некоторых современных тенденциях
развития теории «бессознательного»: установка и значимость. В кн.:
Бессознательное. Природа, функции, методы, исследования. Тбилиси:
Мецниереба, 1985. т. IV, с. 435.
3.
Гат Й. «Техника фортепианной игры». —
М.—Будапешт, 1967, с. 226.
4.
Бузони Ф. «О пианистическом мастерстве» — В
кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 1
5.
Булыго К. «Проблемные ситуации в обучении
баяниста». В кн.: Баян и баянисты. Вып. 6. М.: Сов. композитор,
1984, с. 69—86.
6.
«Вопросы воспитания музыканта-исполнителя». Сборник
трудов. Вып. 68 /государственным музыкально-педагогический институт им.
Гнесеных; ответственный редактор кандидат педагогических наук Б. Л.
Кременштейн. М.:Издание Гос. муз.-пед ин-та им. Гнесеных 1983г. с.168
7.
«Вопросы музыкального исполнительства и
педагогики». Труды ГМПИ им.Гнесеных, выпуск XXIV. 1976г.
М.:Печатник с.290
8.
«Вопросы музыкально-исполнительского искусства».
Выпуск 4. редактор Екатерина Сазонива. М.:Музыка 1967г. с.374
9.
«Вопросы музыкально-исполнительского искусства».
Пятый сборник статей. М.:Музыка. 1969г., с.358
10. ГринбергМ.И «Статьи. Воспоминания. Материалы» сост. А.Г. Ингер. М.:
Сов. Композитор, 1987. с.304
11. Иванников.В.А «Психологические механизмы волевой регуляции».
М.:Издательство МГУ 1991. с.142
12. Капустин.Ю.В «Музыкант и публика» Л.:Знание, 1976г. с.40
13. Капустин.Ю.В «Музыкант-исполнитель и публика» Исслед.-Л.:Музыка,
1985г., с.160
14. Кирнарская.Д.К. «Психология специальных способностей. Музыкальные
способности – М.: Таланты XXI век», 2004. с.469
15. Клименко В.В «Психологические тесты таланта».- Харьков: Фолио, СПб:
Кристалл 1996г.- с.414 (Семейный альбом)
16. Коган.К. «У врат мастерства». М.; Музыка, 1969, с.132
17. Крайг.Г., Бокум Д. «Психология развития» 9-ое издание – СПб: Питер,
2004. 940с.: ил. (Серия «Мастера психологии»)
18. Кузовлев В. «Дидактический принцип доступности и искусство
педагога». В кн.: Баян и баянисты. Вып. 2.М.: Сов.композитор, 1974, с. 3—11.
19. Маккиннон Л. «Игра наизусть». Л.: Музыка, 1967, 125 с.
20. Метнер.Н.К «Повседневная работа пианиста и композитора» М.:Музгиз,
1963.
21. Нейгауз.Г.Г «Об искусстве фортепианной игры». М.: Госмузиздательство,
1961, 318с
22. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепьянной игры: Записки педагога». 5-е
издание – М.:Музыка, 1988г., 240с.
23. Никифоров.Г.С «Самоконтроль человека» - Л.: Издательство Ленинградского
университета. 1989. 192с.
24. Петрушин Валентин Иванович «Музыкальная психология: Учебное пособие
для студентов и преподавателей» М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС,
1997г., 384с.
25. Пятигорский.Г. «Виолончелист. Исполнительское искусство зарубежных
стран», вып.5. 1970 М.. Музыка, с. 127-215.
26. Савшинский.К.С «Работа пианиста над музыкальным произведением». М. —Л.:
Музыка, 1964, 183 с.
27. Савшинский.К.С «Режим и гигиена работы пианиста». Л.: Сов. композитор,
1963,114 с
28. Станиславский.К.С Собрание сочинений в 9-и томах. Т.3. «Работа актера
над сбой в творческом процессе воплощения»/Вступительная статья Б. А.
Покровского; общая редакция А. М. Смелянского. М.:Искусство, 1990. 508с.
29. Теплов.Б.М « Психология музыкальных способностей». —
М.—Л., 1947, с. 255.
30. Фейнберг С.Е «Пианизм как искусство». М.: Музыка, 1969, 586 с.
31. Липс.Ф.Р «Искусство игры на баяне».- М.: Музыка, 1998.– 144с
32. Шумилин А. Т., Цепов В. М.» Инкубация в творческом поиске». В кн.: V-й семинар по проблемам методологии и теории творчества. Симферополь,
1986, 64с
33. Гольденвейзер.П. «О фортепианном исполнительстве. Вопросы
музыкально-исполнительского искусства» вып.2.Стр73
[1] Нейгауз Г.Г «Об искусстве фортепианной игры».
М.: Госмузиздательство, 1961,стр173
3 Нейгауз Г.Г «Об искусстве фортепианной игры».
М.: Госмузиздательство,
1961,стр.152.
4
«Rolling Stones in their own words». (1977) London, p.46
5
Кирнарская.Д.К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности –
М.: Таланты XXI век», 2004. стр320.
6 Станиславский К. С.
Собр. соч.: В З т. Стр. 269
7 Станиславский К. С.
Собр. соч.: В 8 т, т З.стр. 270
8 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т, т
З.стр. 271
9 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8т, т З.
стр271
10 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8т. т 2. Стр. 324-325
11 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8
т. т 2.Стр. 321
12 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. т 6.стр. 79
13 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. т 2. Стр. 99
14 Станиславский К. С. Собр. соч. В8т. т
1.Стр. 43-44
15 Станиславский
К. С. Собр. соч. В8т. т 1.Стр. 301
16 Станиславский К. С. Собр. соч. В 8т. т 2.Стр. 101
17 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. т 6
Стр235
19 Станиславский К. С. Собр. соч. В 8т. т 2
Стр102
20 Станиславский К. С. Собр. соч. В 8т. т 2 Стр121
21 Станиславский К. С. Собр.
соч. В 8т. т 2.Стр. 122
22 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. т
2.Стр. 94
24 Коган Г. М. «У врат мастерства». Работа
пианиста. — М., 1969, с. 324.
25 Гат. Й. «Техника фортепианной игры». — М.—Будапешт,
1967, с. 226.
26 Бузони Ф. «О пианистическом
мастерстве». — В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып№1.с69
27Теплов Б. «Психология
музыкальных способностей». — М.—Л., 1947, с. 255
.
28 Метнер Н. К. «Повседневная работа пианиста и
композитора». — М., 1963, с. 19.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|