Периодизация этапов психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению
Санкт-Петербургский Государственный Университет
Культуры и Искусств
Факультет искусств. Кафедра народных инструментов.
Äèïëîìíàÿ
ðàáîòà
Периодизация этапов
психофизиологической подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступлению.
Выполнил
студент 532гр
Зуев Д. В.
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, старший преподаватель: Бычков О.В.
Рецензент:
доцент Бирюков В.П.
Санкт-Петербург
2007
Содержание
Введение______________________________________ 3
ГлаваI. Начальный этап подготовки к
концертному
выступлению_________________________ 6
1.1.
Нейротизм и реактивность нервной системы____________ 6
музыканта
1.2.2. Режим и гигиена
занятий, выступлений_________________ 8
1.2.3. О количестве
занятий_________________________________ 12
1.2.4.
Предварительные проигрывания________________________ 13
1.3. Оценка
предварительного проигрывания и работа
над
ошибками____________________________________________ 15
1.4.Оптимальное концертное
состояние____________________ 17
1.4.1. Методы овладения
оптимальным концертным
состоянием_____________________________________________ 18
1.4.2. Медитативное
погружение___________________________ 21
1.4.3. Ролевая
подготовка___________________________________ 23
1.4.4. Выявление
потенциальных ошибок_____________________ 24
1.4.5. Эмоциональный
компонент оптимального
концертного
состояния___________________________________ 26
1.4.6. Мыслительный
компонент оптимального концертного
состояния
концентрированное внимание__________________ 27
ГлаваII.Доминантный этап подготовки к
концертному выступлению ____________________________________
31
2.1.Самоконтроль и волевая
регуляция______________________ 32
2.1.1.Воля________________________________________________ 33
2.1.2.Психомоторика______________________________________ 35
2.1.3.Самоконтроль
психических состояний__________________ 36
2.2. Формирование сценическое самочувствие по
системе К. С.
Станиславского______________________________ 39
2.3. Воспитание
творческого воображения__________________ 48
2.4. Мышечные
напряжения_______________________________ 52
2.5.Взаимоотношения
музыканта и слушателя______________ 53
Глава III. Предконцертный период подготовки
к
публичному
выступлению______________ 56
3.1. Советы мастеров музыкальной педагогики
и
исполнительства_____________________________________ 56
3.2.
Память______________________________________________ 58
3.3. Перспективное
мышление______________________________ 62
Заключение________________________________________
64
Список
использованной литературы_________________ 66
Введение
Выступление — результат
напряженного творческого труда артиста и является для него ответственным
актом, стимулирующим его дальнейший творческий рост. Различные свойства натуры
исполнителя, воля, интеллект, глубина эмоций, творческая фантазия,— все это, в
той или иной мере проявляется во время публичного выступления.
«Сценическое самочувствие» (Станиславский)
представляет собой единство интеллектуальной и эмоциональной сферы артиста,
устремленное на лучшее выполнение творческой задачи. В этом единстве важным
началом является интеллект — «бдительное око», следящее за тем, чтобы
содержательная эмоция не подменялась аффектированным возбуждением, чтобы
вместо жизни образа на сцене или эстраде не проявился бы грубый натурализм. Из
этого следует, что сценическое, творческое волнение артиста никогда не должно
выходить за свои эстетические пределы и переходить в сферу обыденного
«переживания». Подготовка к концертному выступлению, таким образом,
превращается в наиважнейший этап формирования музыканта-исполнителя, а
успешность его выступления на сцене будет напрямую зависеть не только от
качества и надежности выученных произведений, но и от уровня его
психологической готовности к общению с публикой. Работа профессионального
музыканта представляет собой один из наиболее сложных видов человеческой
деятельности, требующей многолетнего каждодневного труда, нередко физически и
психически изнурительного. Нагрузки непрерывно растут из-за постоянно
увеличивающейся конкуренции среди входящих в жизнь молодых музыкантов. И
сегодня победителем нередко оказывается тот, кто оказался более выносливым,
более работоспособным, более собранным, более крепким физически и морально.
Сколько существует человечество и его деятельность, столько же существует
извечная проблема объективной оценки состояний человека. К сожалению его силы,
ограничены, а увеличение нагрузки (умственной или психомоторной) сверх
дозволенной ему природой вызывает состояние глубокого утомления: музыкант
теряет свежесть, чувство радости от исполнения. В таком состоянии тщетно
надеяться на высокие результаты. Излишнее волнение не позволяет пользоваться
ни возможностями деятельной стороны разума, ни энергопотенциалом а, порой
приводит к краху всего задуманного и наработанного за долгое время и что самое
страшное - это может произойти во время ответственного выступления. Отсутствие
свежести, то есть оптимального - лучшего из всех возможных психического состояния,
отрицательно отразится на качестве мышления, чувств и воображения а, в
состоянии переутомления их функции окажутся, награни исчезновения. И всё же
волнение волнению рознь. Взволнованность или некоторая «приподнятость»
настроения перед выступлением не только естественна и желательна, как
показывает практика, она часто спасает исполнение от будничности.
Так как настроиться на нужный ритм перед
выступлением и донести до слушателя лучшее, на что способен, какие механизмы
включить для достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению
с публикой? Эти вопросы волнуют, сегодня, множество музыкантов, будь то ещё
обучающийся или же давно выступающий перед публикой концертный исполнитель.
Решение, несомненно, кроется в подготовительном этапе, который и будет главным
объектом моей работы. Несомненно, каждому исполнителю будет интересно: сколько
длится подготовительный период, какие приёмы саморегуляции психических
состояний нужно применять и в какой момент, какие задачи на разных временных
отрезках нужно успеть решить музыканту, как грамотно построить процесс
подготовки так, чтобы он не превратился в сумбурное испытывание разных приемов
и методик работы. Ценные советы по психологической подготовке исполнителя к
концертному выступлению содержатся в книгах, статьях выдающихся музыкантов и
педагогов – Л.А.Баренбойма, Г.Г.Нейгауза, Г.М.Когана, С.И.Савшинского и др. Но,
к сожалению, эти рекомендации не систематизированы, не объединены в
самостоятельную книгу и самое главное - не дают ясного анализа временной
периодизации в подготовке к публичному выступлению.
Цель работы: обосновать
необходимость введения комплекса психотехнических приёмов, способствующих
коррекции эстрадного волнения у музыканта в исполнительскую практику,
определить временную периодизацию этапов подготовки к концертному выступлению.
Задачи:
1.
Определить комплекс мер для достижения
оптимального сценического состояния;
2.
Выявить потенциальные ошибки при
подготовке к выступлению, а также выявить конкретные цели и задачи исполнителя
в каждом периоде подготовки к публичному выступлению.
3.
Обозначить основные периоды в
подготовительной работе к концертному выступлению.
4.
Рассмотреть и предложить, исполнителям
на музыкальных инструментах, элементы актерской техники для преодоления
эстрадного волнения.
5.
Выяснить влияние механизмов самоконтроля
и волевой регуляции на индивида с точки зрения психофизиологии.
Глава I.Начальный этап подготовки к концертному выступлению.
1.1.
Нейротизм и реактивность нервной системы музыканта
Нейротизм
— обозначение внутренней психологической неустойчивости человека.
Начальный период в подготовительной работе музыканта к ответственному
выступлению оказывает большое влияние на формирование комплекса эмоциональных
состояний и устойчивых психофизиологических ощущений, воспроизводимых его
организмом,
впоследствии на концертной арене.
И первый временной отрезок, отделяющий музыканта от встречи с публикой, будь то
конкурсное выступление или давно запланированный концерт, призван решить ряд задач:
1)оценка уровня
нейротизма и реактивности своей нервной системы 2)построение режима и гигиены
занятий и выступлений. 3)Послеконцертная оценка предварительного выступления и
работа над ошибками.
4)выбор
механизмов и приемов достижения оптимального концертного состояния.
Цель работы на начальном этапе – формирование
устойчивости нервной системы к внешним раздражителям (депрессантам)
воздействующим на исполнителя, достижение оптимального концертного состояния.
Чтобы грамотно построить работу на начальном этапе,
прежде всего, нужно объективно оценить уровень нейротизма и реактивности своей
нервной системы, от этих факторов будут во многом зависеть временные рамки
первого этапа подготовки и особенности использования приемов саморегуляции
психических состояний музыканта. Одним из важных показателей уровня
реактивности нервной системы является способность к накоплению и расходованию
психической энергии. Индивиды различаются чувствительностью к окружающей обстановке.
Одинаковые по своей силе стимулы вызывают у одних людей больший эффект, у
других — меньший. Сила, с которой индивид отвечает на воздействия внешней
среды или внешних раздражителей, принято называть реактивностью,
которая может быть высокой и низкой. Между ответом нервной системы на стимул — реактивностью
и силой раздражителя существует обратная зависимость. Чем выше реактивность,
тем меньший по силе стимул необходим, чтобы вызвать реакцию. Поэтому
музыкантов можно условно разделить на низкореактивных — дающих слабую реакцию
на стимул, и на высокореактивных — дающих сильную реакцию на тот же стимул.
Для того чтобы нервная система нормально
функционировала, ей нужно находиться в определенном оптимальном режиме
возбуждения. Реактивность тесно связана с возбудимостью индивида, его способностью
давать реакцию на самый слабый раздражитель.
Возбудимости и реактивности противостоит работоспособность
и выносливость, которые связаны с силой нервной системы. Чем меньше
реактивность, тем больше выносливость, тем сильнее должен быть раздражитель,
при котором достигается максимум работоспособности. Чем сильнее реактивность,
тем слабее должен быть раздражитель, при котором нервная система впадает в
охранительное торможение.
Поскольку каждый исполнитель имеет свое оптимальное
рабочее напряжение, то низкореактивные индивиды стремятся, как бы поднять
уровень своего напряжения до оптимума через увеличение числа воспринимаемых
раздражителей. Высокореактивные индивиды, быстро достигающие чрезмерного
возбуждения и предела работоспособности, будут предпринимать действия по
снижению уровня напряжения. Оптимальный уровень возбуждения будет таким образом
представлять собой определенную зону, в рамках которой музыкант производит в
процессе исполнения наименьшие физиологические затраты при максимуме производительности.
Экстраверты отличаются общительностью, открытостью и
яркостью переживаемых эмоциональных состояний, обращенностью во внешний мир. Но
они могут быть излишне импульсивны, и склонны к спонтанности поступков. Интроверты
характеризуются обращенностью в свой собственный мир, замкнутостью, склонностью
к уединению. Они мало общительны, но обладают настойчивостью, глубиной чувств
и размышлений.
У исполнителей-интровертов с высоким уровнем
неиротизма, трудности в концертной практике, как правило, связаны с раскрытием
художественного замысла на сцене. «Раскрыться», выразить себя на публике - вот
та проблема, которая должна быть решена в первую очередь музыкантами склонными
к интроверсии. Степень воздействия на такого музыканта со стороны наставника, педагога
всегда играет важную роль, ведь именно такой человек может вовремя зажечь,
«раскачать» скрытые, углубленные переживания, обратить весь внутренний
потенциал во вне, на обращение со слушателем. Таким людям не требуется
длительный период для подготовки к ответственному концерту или конкурсу,
поскольку устойчивость нервной системы к воздействиям факторов депрессантов,
обуславливает их стабильность в исполнении. При сочетании экстраверсии с
высоким уровнем неиротизма, музыканты больше подвержены эстрадному волнению,
негативным внешним воздействиям, несмотря на это, эмоциональный тонус, внешняя
отзывчивость, экспрессивность этих исполнителей всегда будет высока. Для
подготовки к сценическому выступлению таким исполнителям требуется более
длительный период, тренировка (закалка) психики экстраверта требует большого
контроля. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения и момент
перед выходом на сцену, может характеризоваться как «эстрадная лихорадка». Даже
единичное неудачное или сорванное выступление может навсегда оставить
негативные последствия - чувство неуверенности и боязнь сцены. Одной из драм,
которая развертывается на концертно-исполнительной сцене, является то, что те
из музыкантов, которые обладают более тонко организованной нервной системой и
отличаются впечатлительностью
и ранимостью, а, следовательно, и одухотворенностью
исполнения, особенно болезненно переживают стресс публичного исполнения.
Людей, принадлежащих к так называемому «слабому» типу высшей нервной деятельности,
наш выдающийся русский физиолог И.П.Павлов прямо называл «художественным»
типом, т.е. особо предрасположенным к творческому виду деятельности. Однако
этот тип оказывается наиболее уязвимым в атмосфере концерта.
1.2.2.Режим и гигиена
занятий, выступлений.
Оптимальному концертному
состоянию противостоят такие два неблагоприятных для выступления состояния, как
эстрадная лихорадка и апатия.
В первом случае нарастающее волнение перестает
уравновешиваться усиливающимся процессом торможения. Это происходит в силу
того, что у большинства людей сила возбуждения нервной системы сильнее силы
торможения. Сильное волнение проявляется в напряженных и лихорадочных
движениях, треморе рук и ног, торопливой речи с проглатыванием слов и отдельных
слогов, а также в акцентированной мимике и жестикуляции. Движения становятся
напряженными, плечи — слегка приподнятыми, дыхание — учащенным и поверхностным.
Кожа на лице начинает покрываться красноватыми пятнами, ладони становятся
влажными. Понятно, что долго пребывать в таком состоянии человек не может.
Нервная система начинает истощаться и после какого-то периода времени организм
входит в состояние апатии — полного безразличия к тому, что с ним может
произойти в данный момент. В таком состоянии человек делается вялым, замыкается
в себе, может появиться сонливость. Движения становятся неуклюжими, пропадает
координация, речь замедляется, становится тихой, маловыразительной, с длинными
паузами. Музыкант испытывает недомогание и слабость. Так бывает в результате
долгого ожидания очередности выступления не только у музыкантов, но и у
начинающих спортсменов, актеров, артистов цирка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|