Однако следует отметить,
что получившая в последнее время широкое распространение и пропагандируемая
Всемирным банком многоопорная система пенсионного обеспечения позволяет
минимизировать социальные риски за счет диверсификации финансовых рисков, и в
этой связи наличие различных опор или компонентов пенсионной системы является
принципиально значимым и важным как основной инструмент диверсификации этих
рисков.
Принимая во внимание
сделанные выше выводы, можно синтезировать еще один принцип функционирования
системы социальной защиты – принцип аддитивности, или диверсификации социальных
рисков по элементам социальной защиты. Принцип аддитивности является
интегрирующим для системы социальной защиты и означает, что уровень социальной
защиты индивида определяется как совокупность уровней его социальной защиты по
каждому элементу системы и не может быть меньше минимального уровня
(социального стандарта), принятого в обществе.
В настоящее время в нашей
республике почти 2,6 млн. граждан, или 26,5% населения, получают различные виды
пенсий. На учете в органах по труду и социальной защите состоит 2454,4 тыс.
пенсионеров, или каждый четвертый житель республики. Соотношение трудовой
пенсии и средней заработной платы в республике за 2004 год составило 41,8%.
Этот показатель, так называемый коэффициент замещения, является одним из самых
высоких на всем постсоветском пространстве. К примеру, в Российской Федерации
он на уровне лишь 28%. Это означает, что в Беларуси работающее поколение
обеспечивает уровень пенсий по отношению к уровню своей заработной платы в 1,5
раза выше, чем в России.
Сейчас в Республике
Беларусь действует распределительная система пенсионного обеспечения. Такая
система предполагает необходимость отчислений определенной суммы, обычно
взимаемой с каждого работника в виде процента от его заработной платы. Эти
средства собираются в единое целое – фонд, из которого используются для
обеспечения выплат пенсионерам. Распределительная система пенсионного
обеспечения работает по формуле:
Число работающих х
Зарплата х Процент отчислений = Число пенсионеров х Размер пенсии.
Эта формула прямо
указывает, что чем меньше пенсионеров приходится на одного работающего, тем
меньший процент отчислений ему надо делать для того, чтобы пенсионеры получали
установленный им размер пенсии. Однако со времен СССР, когда была введена
распределительная система пенсионного обеспечения, социально-экономические и
демографические условия значительно изменились. На сегодняшний день в
республике существует глобальная проблема – старение населения. В соответствии
с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65
лет и старше превышает 7%. В Республике Беларусь этот показатель почти в 2 раза
выше. Именно демографический кризис, связанный с ростом продолжительности жизни
и резким падением рождаемости, привел к тому, что проблема реформирования
пенсионной системы стала одной из наиболее острых в социальной политике
государства. Резко растет доля лиц пожилого возраста в общей численности
населения в отсутствие роста продолжительности жизни – за счет падения
рождаемости. Так, в сравнении с 1990 годом рождаемость в стране упала более чем
на треть; по предварительным данным, к 2025 году доля населения пенсионного
возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) в республике составит 28%.
Нужно отметить, что проблемы
общего старения населения, роста демографической нагрузки, разбалансировки
коэффициентов, обеспечивающих комфортное существование действующего пенсионного
обеспечения, наблюдаются не только в Беларуси, но и в целом в мире. (см.
приложение №№ 5,6,7).
Таким образом, с каждым
годом нагрузка на работающее население по покрытию расходов на пенсионное
обеспечение увеличивается. Выходом из сложившейся ситуации при оставлении
распределительной системы пенсионного обеспечения может быть увеличение размера
отчислений и (или) увеличение пенсионного возраста. Однако введение таких мер
противоречит в целом существующей политике нашего государства, поэтому ожидать
по крайней мере увеличения пенсионного возраста не следует. Когда создавались
первые системы социального обеспечения, ожидаемая в среднем продолжительность
жизни была меньше пенсионного возраста, определенного государством, и,
собственно, социальное обеспечение являлось страхованием на тот случай, если
человек проживет «слишком долго». В большинстве развитых стран вследствие
увеличения продолжительности жизни предполагается, что после выхода на пенсию
люди проживут еще около 20 лет.
Решением сложившейся
ситуации может быть переход от распределительной системы пенсионного
обеспечения к накопительной.
Общий принцип
накопительного метода применяется не только в системах пенсионного обеспечения,
но и в практике граждан, стремящихся накопить какую-то сумму денег, - они
ежемесячно откладывают денежные средства, размер которых находится в прямой
зависимости от того, сколько денег им потребуется при наступлении определенной
даты (пенсионного возраста). Если распределительный метод пенсионного
обеспечения предполагает, что работающие лица обеспечивают средствами других,
фактически находящихся на их иждивении лиц (находящиеся на пенсии получают
деньги за счет налогов, уплачиваемых работающими гражданами, а точнее –
работодателями за своих работников фонду оплаты труда), то при накопительном
методе пенсионного обеспечения соблюдается принцип справедливости: чем больше
человек зарабатывает (и, соответственно, отчисляет в виде процента от
заработной платы), тем большая сумма у него будет накоплена к моменту выхода на
пенсию.
Однако, отчисляя деньги
на длительный срок, мы сталкиваемся с проблемой инфляции, поскольку со временем
на одни и те же деньги мы можем приобрести все меньше и меньше вещей. При этом
инфляция может быть высокой, но может быть и низкой. Инфляция – это плата за
экономический рост, без которого страна рискует стать нищей.
При накопительной системе
во избежание обесценивания денежных средств накопления пускают в оборот, т.е.
инвестируют в какие-либо проекты, обещающие прибыль. На вложенные денежные
средства начисляется процент. Аналогию данной схемы можно провести с
размещением денежных средств на депозит в банке. Положить деньги на банковский
депозит означает получить заранее определенный доход. При этом проценты могут
начисляться по простой ставке или по сложной. В случае применения начисления
процентов по сложной ставке учитывается еще и процент, начисленный за прошедший
период, т.е. реинвестирование – включение в общую сумму инвестиций регулярно
получаемой выгоды. Именно поэтому один из самых лучших методов накопления –
это вкладывать средства так, чтобы иметь возможность реинвестировать регулярно
получаемые доходы. Потому что основная цель накопления – создать максимальный
размер капитала, используя как можно меньше регулярно инвестируемых средств.
Переход к
накопительной системе пенсионного обеспечения также потребует понимания
граждан, что чем больше будут в процессе осуществления трудовой деятельности
отчисления, тем больший размер пенсии будет обеспечен при выходе на пенсию.
Этого трудно достичь при существующей распределительной системе, т.к.
действующая система напрямую зависит от внешних условий – спада производства,
роста безработицы, расширения теневого рынка труда, уменьшения реальной
заработной платы. Так как зависимость величины сбора пенсионных отчислений
полностью зависит от размера зарплаты работающего, то результат очевиден:
снижение числа официально работающих в совокупности с падением реальной
заработной платы снижает величину сбора средств, которые идут на выплату
пенсий. Кроме того, до сих пор существует проблема выплаты работникам двух
видов заработной платы – «белой» и «черной». При этом «белая» зарплата
составляет лишь небольшую величину, фигурируя в официальных отчетах. Введение
накопительной системы пенсионного обеспечения должно улучшить сложившуюся
ситуацию.
Накопительные пенсионные
системы предполагают использование пенсионных взносов для приобретения
финансовых активов. Их совокупность, состоящая к моменту выхода на пенсию из
основного капитала (реально переведенного в систему) и накопленного капитала
(как результат инвестиций), обеспечивает выплаты пенсий. Исследователи
единодушно отмечают большую справедливость данной системы, поскольку она
исходит из необходимости аккумулировать взносы на протяжении всей трудовой
деятельности. Кроме того, когда данная система работает длительное время, она
оказывается значительно устойчивее по сравнению с распределительной системой. В
намеченных преобразованиях пенсионной системы Беларуси делается акцент на
повышение личной ответственности за формирование средств для своего
материального обеспечения в старости, в том числе путем участия в добровольных
программах пенсионного страхования.
Можно сделать вывод о
том, что стратегической задачей является создание стабильно функционирующей
пенсионной системы, отвечающей интересам разных поколений, и обеспечение более
высокого уровня жизни в старости и при нетрудоспособности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из
ключевых задач в сфере пенсионного обеспечения является обеспечение
соответствующего уровня доходов граждан при нетрудоспособности вследствие
старости, инвалидности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных
законодательством. Она полностью согласуется с принятыми программными
документами по социально-экономическому развитию Республики Беларусь на
2006-2010 г.г., предусматривающими в качестве одного из заданий пятилетки –
кардинальное улучшение уровня и качества жизни населения.
Принимаемые в
республике меры по обеспечению экономического роста, повышению оплаты труда
работников (плательщиков страховых взносов), снижению инфляции позитивно влияют
на состояние пенсионной системы в целом: она функционирует стабильно, пенсии
выплачиваются своевременно.
Увеличение
пенсий достигается путем их периодических перерасчетов, в среднем не менее 2-х
раз в год.
Так, за 2005
год в результате произведенных перерасчетов среднемесячная пенсия возросла на
32,6%, а ее реальный рост составил 120,2%. Средний размер пенсии по возрасту в
целом за год по отношению к заработной плате работников достиг 43%.
В текущем
году по решениям Главы государства произведены три перерасчета трудовых пенсий,
основанных на росте средней заработной плате (с 1 января, 1 мая и 1 ноября).
Кроме того, в феврале, мае и августе в связи с увеличением бюджета прожиточного
минимума перерассчитаны минимальные трудовые и социальные пенсии, а также
надбавки и повышения к пенсиям.
Планируется,
что дополнительные расходы на выплату увеличенных пенсий составят около 70
млрд. рублей в месяц.
С начала года
рост пенсий в среднем составил 131,6%. Среднемесячный размер пенсии в январе –
октябре 2006 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2005 года
на 27,8%. Рост реальной пенсии по возрасту за январь - сентябрь 2006 года к
аналогичному периоду прошлого года составил 120,4%.
Повышение и
индексация пенсий у нас в республике воспринимается как данность. Люди отлично
знают об этой тенденции. Пенсионеры активно и со знанием дела обсуждают, когда
в следующий раз и на сколько им увеличат выплаты, сколько каждый из них получит
в следующем месяце.
В будущем
планируется сохранение тенденции поступательного увеличения пенсий. Особое
внимание будет уделено обеспечению реального роста пенсий к концу пятилетия
(2010 год) в полтора раза.
В одном ряду
с повышением благосостояния пенсионеров стоит задача совершенствования
(реформирования) пенсионной системы. В соответствии с установками Главы
государства в рамках созданной распоряжением Премьер-министра рабочей группы
выработаны предложения по совершенствованию пенсионной системы в 2006-2010
г.г., которые включены в программу социально-экономического развития республики
на предстоящее пятилетие. В частности, наиболее кардинальным из них видится
предложение о переходе к исчислению пенсии исходя из объема уплаченных взносов
(вместо исчисления из заработка и стажа). Его реализация позволит более
объективно отражать финансовый вклад в пенсионную систему и будет стимулировать
зарабатывание пенсии. Предполагается также введение системы профессионального
пенсионного страхования, которое позволит расширить возможности для
высвобождения пенсионных средств для обеспечения государственных пенсионных
гарантий. Финансирование досрочных пенсий работникам, занятым в неблагоприятных
условиях труда, предполагается осуществлять за счет целевых страховых взносов
соответствующих работодателей по накопительной схеме.
Заканчивая
работу, мне хотелось бы добавить, что достигнуть достойных пенсий без увеличения
нагрузки на экономику в условиях нашей республики возможно. Для этого, на мой
взгляд, необходимо, прежде всего, избавиться от стереотипов, сложившихся в
пенсионных делах (это, пожалуй, самое главное и самое сложное), отметить
приоритеты и на основе оценки реальных перспектив развития перейти к более
рациональному использованию тех средств, которые имеются в наличии.
Хорошая
пенсия – уверенность в завтрашнем дне!
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Финансы и кредит.
Учебное пособие./Л.Г. Колпина, Г.И. Кравцова, В.Л. Тарасевич и др. под ред.
М.И. Плотницкого. – Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005.
2.
Баскаков В.Н.,
Лельчук А.Д., Помазкин Д.В. Моделирование пенсионной системы РФ., М. 2003.
3.
Чекулаев Н.В.
Богатый пенсионер. М., 2003.
4.
Закон РБ «О пенсионном
обеспечении» (с изменениями и дополнениями) от 17.04.1992г.
5.
Журнал «Охрана
труда № 6 июнь 2005г.»
6.
Журнал «Отдел
кадров № 8 август 2005г.»
7.
Журнал «Отдел
кадров № 6 июнь 2006г.»
8.
Журнал «Отдел
кадров № 5 май 2006г.»
9.
Журнал «Отдел
кадров № 4 апрель 2006г.»
10.
Журнал «Отдел
кадров № 2 февраль 2004г.»
11.
Журнал «Отдел
кадров № 8 август 2004г.»
12.
Пенсионное
законодательство РБ. Сборник нормативных правовых актов./Автор-составитель В.Ф.
Бохан. – Мн.: Дикта, 2003
13.
Финансы. Учет.
Аудит. Научно-практический журнал. Ноябрь 2005г.
14.
Муталимов М.Г.
Экономическая теория: Вводный курс. Учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 1997.
15.
С.В. Бичик.
Основы экономической теории. – Мн.: «Университетское», 2001.
16.
В.Г.
Золотогоров. Энциклопедический словарь по экономике. – Мн.: «Книжный Дом»,
2004.
17.
Финансы
предприятий. Под общей редакцией Н.Е. Заяц, Т.И. Вашлевской. – Мн.: «Выш.
школа», 2005.
18.
Теория финансов.
Под общей редакцией Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко. – Мн.: «Выш. школа», 1998.
19.
П. Самуэльсон.
Экономика. Том 1. – М.: НПО «Алгон», «Машиностроение», 1997.
20.
С.В. Бичик, А.С.
Даморацкая. Словарь экономических терминов. – Мн.: «Университетское», 1998.
21.
Кэмбелл Р.
Макконел, Стэнли Л. Брю. Экономикс. – М.: изд. «Республика», 1992.
22.
Отчет о
численности пенсионеров Свислочского отдела по труду и социальной защите.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|