Пенсионерам, проживающим
в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, выплачивается 10% назначенной
пенсии, но не менее 20% минимальной пенсии по возрасту в месяц. В тех случаях,
когда размер их пенсии превышает стоимость содержания в этих домах-интернатах,
выплачивается разница между пенсией и стоимостью содержания, но не менее 10%
назначенной пенсии и не менее 20% минимальной пенсии по возрасту в месяц.
Инвалидам войны и другим
участникам войны пенсии выплачиваются в таком же порядке, но не менее 25%
назначенной пенсии и не менее 20% минимальной пенсии по возрасту.
Если у пенсионера,
проживающего в доме-интернате для престарелых и инвалидов, имеются дети, то
пенсия выплачивается в следующем порядке: на одного ребенка - 25%, на двух
детей – 33%, на трех или более детей – 50% назначенной пенсии, самому
пенсионеру – оставшаяся часть премии за вычетом стоимости содержания в
доме-интернате, но не менее 10% назначенной пенсии и не менее 20% минимальной
пенсии по возрасту.
Детям, потерявшим обоих
родителей, а также детям умершей одинокой матери за период нахождения на полном
государственном содержании выплачивается 50% назначенной пенсии. Пенсии
перечисляются в банк на лицевые счета детей.
Другим детям, находящимся
на полном государственном содержании, выплачивается 25% назначенной пенсии.
За время пребывания
пенсионера на стационарном лечении в больнице, клинике, госпитале и других
лечебных учреждениях, а также лепрозории пенсия выплачивается полностью.
Пенсия может
выплачиваться по доверенности. Доверенность может быть выдана на срок не свыше
одного года. Доверенность на получение пенсии должна быть удостоверена
нотариально, либо организацией, в которой доверитель работает или учится, либо
жилищно-эксплуатационной организацией, осуществляющей эксплуатацию дома, в
котором он проживает, либо администрацией стационарного лечебного учреждения, в
котором он находится на излечении.
Начисленные суммы пенсии,
не востребованные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время не
более чем за 3 года перед обращением за получением пенсии.
Суммы пенсии, не
полученные своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию,
выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Суммы пенсии,
причитавшиеся пенсионеру и оставшиеся недополученными в связи с его смертью, не
включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые
относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца.
Однако родители, супруг (супруга), дети, а также члены семьи, проживавшие
совместно с пенсионером на день его смерти, имеют право на получение этих сумм
и в том случае, если они не входят в круг обеспечиваемых пенсией по случаю
потери кормильца.
При обращении нескольких
членов семьи причитающаяся им сумма пенсии делится между ними поровну.
В случае смерти
пенсионера его семье или лицам, не являющимся членами семьи, но производившим
похороны пенсионера, выплачивается пособие на погребение в размере,
установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Пенсии, назначенные в
Республике Беларусь до выезда гражданина на постоянное место жительства за
границу, выплачиваются за 6 месяцев вперед перед отъездом за границу.
Пенсии, назначенные
вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, выплачиваются за
все время пребывания за границей.
При приеме на работу
пенсионера наниматель обязан известить об этом в 5-дневный срок орган,
выплачивающий пенсию.
Удержания из пенсий могут
производиться:
А) на основании судебных
решений, определений, постановлений и приговоров, исполнительных надписей
нотариальных контор;
Б) на основании решений
комиссий по назначению пенсий для взыскания сумм пенсий, излишне выплаченных
пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны.
Размер удержания из
пенсии исчисляется из суммы, причитающейся пенсионеру к выплате.
Из пенсии может быть
удержано не более 50% пенсии: на содержание членов семьи (алименты), на
возмещение ущерба от хищений имущества предприятий и организаций, на возмещение
вреда, причиненного увечьем или другим повреждением здоровья, а также в связи
со смертью кормильца, на возврат переполученных сумм заработной платы в
предусмотренных законодательством случаях.
По всем остальным видам
взысканий может быть удержано не свыше 20% пенсии.
1.4 Персонифицированный учет.
В целях усиления
взаимосвязи пенсий и пособий с результатами труда, усиления достоверности
сведений о стаже и заработках, создания предпосылок для контроля за уплатой
страховых взносов гражданами, повышения заинтересованности в уплате страховых
взносов, упрощения и ускорения процедуры назначения пенсий и пособий в нашей
республике начался этап реформирования пенсионного дела с ориентацией на
персональный характер социального страхования. Он регламентирован законом
Республики Беларусь от 6.01.1999г. «Об индивидуальном (персонифицированном)
учете в системе государственного социального страхования». Суть реформы
заключается в переходе от одноуровневой системы социальной защиты граждан к
многоуровневой, включающей несколько видов пенсий: социальных пенсий, выплачиваемых
за счет обязательных страховых вносов и дополнительных пенсий, формируемых по
накопительному принципу.
Для выплаты пенсий за
счет обязательных страховых взносов вводится индивидуальный
(персонифицированный) учет заработков каждого работающего. С этой целью
работодатели регистрируют в ФСЗН работника, на которого открывается
индивидуальный лицевой счет (ИЛС) под номером, соответствующим номеру паспорта
нового типа. Этот номер закрепляется за гражданином в течение всей его жизни.
Он может работать в нескольких местах, сообщая свой номер всем работодателям.
При этом информация о всех доходах, уплате из них взносов в ФСЗН, страховом
стаже, местах работы будет аккумулироваться в одном ИЛС. Это избавит граждан от
поиска сведений за весь трудоспособный период, облегчит начисление пенсий,
обеспечит рост поступлений в ФСЗН. Реформа объединила интересы работников,
работодателей и ФСЗН.
1.5
Направления деятельности Свислочского районного исполнительного комитета в
области пенсионного законодательства.
Важнейшим направлением в
деятельности Свислочского РИКа является выполнение в полном объеме требований
пенсионного законодательства.
На учете в управлении
состоит 7853 получателей пенсий, из них 6077 пенсионеров по возрасту, 1007
получают пенсию по инвалидности, 496 - по случаю потери кормильца, 109 человек
– получатели социальных пенсий.
Расходы на выплату пенсий
за прошлый год составили 18013133428 рублей, за 10 месяцев текущего года -
18291133563 рубля. В 2005 году на пенсию оформились 322 человека, за 10 месяцев
текущего года - 305 человек.
Управление по
труду и социальной защите работает совместно с сельскими исполнительными
комитетами, предприятиями, организациями, что позволило выработать определенную
систему назначения пенсий, обеспечивать предоставление льгот всем категориям
населения нашим законодательством. Комиссия по назначению пенсий своевременно
рассматривает документы, контролирует сроки подготовки документов в трудовых
коллективах. Практикуются выезды работников управления в коллективы, сельские
Советы. Проводится учеба с инспекторами по кадрам, разъясняются изменения в
пенсионном законодательстве, проверяется правильность оформления подготовленных
документов и достоверность их содержания. Проводятся встречные проверки
достоверности представления документов для назначения пенсий.
Коллектив управления
использует разнообразные формы пропаганды пенсионного законодательства. Это
лекции, беседы, выступления в печати.
Благодаря тесной
взаимосвязи с администрацией предприятий, организаций, совхозов, правлениями
колхозов успешно решаются вопросы соблюдения требований законодательства о
своевременном представлении на пенсию рабочих, служащих, колхозников,
извещения о приеме на работу пенсионеров. В результате пенсии по возрасту, как
правило, назначаются в день достижения пенсионного возраста. Отсутствуют
переплаты пенсий.
Специалисты управления
уделяют немало внимания работе по перерасчету пенсий в связи с пополнением
стажа и изменением заработка пенсионеров. В 2005-2006 годах перерассчитано 295
пенсий.
В последние годы
пенсионная система приобрела особую значимость, так как затрагивает интересы не
только уже получающих пенсии людей, но и тех людей, кто вступил и даже вступает
в трудовую деятельность (т.е. работает на будущую пенсию). Это означает, что
система пенсионного обеспечения касается практически каждого гражданина нашего
государства, независимо от социального статуса и возраста.
В целях недопущения
снижения уровня материального обеспечения пенсионеров постоянно производятся
перерасчеты пенсий, исходя из фактически сложившегося роста средней заработной
платы. Так, в течение 2005 года перерасчеты трудовых пенсий производились 138
раз, в 2006 году - 157 раз, в том числе минимальные размеры пенсий, а также
социальные пенсии перерассчитывались в связи с изменением бюджета прожиточного
минимума.
В течение истекшего года
сохранялась тенденция опережающего роста пенсий по отношению к росту
среднемесячной заработной платы и цен на потребительские товары и услуги.
Итак, мы пришли к выводу:
в последние годы как в республике, так и в нашем районе пенсионная система
сработала стабильно. Вовремя выплачивались пенсии. Перерасчеты пенсий в связи с
ростом минимальной и средней заработной платы обеспечивали повышение реального
содержания пенсий, сопоставимого с ростом доходов работающего населения.
Однако не настолько
окрепла наша экономика, чтобы без преобразований в самой пенсионной системе
обеспечивать дальнейший рост пенсий по отношению к заработной плате. Запас
фонда по финансированию все повышающихся пенсий иссяк. Ситуация обострилась
также в связи с возросшей задолженностью предприятий, организаций, колхозов как
в республике, так и в районе. Повысилась задолженность и по оплате страховых
взносов в фонд социальной защиты населения. Учитывая сложившуюся напряженную
ситуацию с финансированием расходов на социальные выплаты, выплата пенсий
согласно письму Министерства труда и социальной защиты № 09-4/439 от
27.03.2002г. начинается на 5 дней позднее.
Вместе с тем
покупательская способность доходов, к которым относятся и пенсии, остается
низкой. Максимальная пенсия составляет 1025560 рублей, а минимальный размер
пенсии в районе - 21200 рублей.
Сложность положения еще и
в том, что дети, внуки не всегда могут помочь, поскольку уровень денежных
доходов основной части работающих граждан также невысок. К тому же пенсия в
сельской местности выше заработной платы работающих.
Проблема эта не простая и
многогранная, особенно на фоне усиливающегося старения населения. Ее решению
должна содействовать проводимая в республике реформа пенсионного
законодательства. Райисполком, управление по труду и социальной защите видят
свою задачу в организации широкой разъяснительной работы среди населения о
новых изменениях в пенсионном законодательстве, нацеливании трудовых
коллективов на обеспечение сохранности архивных документов, проявление заботы о
том, чтобы ни один документ, подтверждающий стаж работы людей, не был утерян.
Забота о ветеранах войны
и труда – одна из важнейших сфер деятельности районного, поселкового и сельских
исполнительных комитетов.
Правовые основы и меры
социальной защиты этой категории граждан, а также гарантии деятельности
ветеранских общественных организаций установлены законом Республики Беларусь «О
ветеранах».
Управление по
труду и социальной защите обслуживает 7853 получателя пенсий, среди них 29
ветеранов ВОВ, 790 человек достигли 80-летнего возраста и старше, долгожителей,
переступивших 100-летний рубеж - 15 человек, 34 семьи погибших воинов, 158
семей умерших инвалидов войны, 197 узников фашистских лагерей.
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ, СТРУКТУРЫ ПЕНСИЙ.
2.1 Анализ динамики
численности пенсионеров.
Для анализа динамики и
структуры пенсий я воспользовалась данными Отчетов о численности пенсионеров и
суммах назначенных пенсионерам месячных пенсий Свислочского отдела по труду и
социальной защите по состоянию на 1.01.2005г. и на 1.01.2006г.
Таблица 1.1
Отчет на
1.01.2006г.
Наименование
Показателей
|
Численность
пенсионеров, чел.
|
Общая сумма назначенной. мес.
пенсии, рублей
|
Средний размер назначенной месячной
пенсии, рублей.
|
всего
|
м
|
ж
|
всего
|
м
|
Ж
|
Всего пенсионеров
|
8030
|
2653
|
5377
|
1570471484
|
195576
|
206086
|
190390
|
1. Трудовые пенсии
|
7808
|
2541
|
5267
|
1535380393
|
196642
|
207821
|
191249
|
А) по возрасту
|
6191
|
1790
|
4401
|
1258222631
|
203234
|
221220
|
195919
|
Б) по инвалидности
|
1026
|
522
|
504
|
195607042
|
190650
|
196084
|
185022
|
В) по потере корм-ца
|
515
|
215
|
300
|
63291474
|
122896
|
120556
|
124573
|
Г) за выслугу лет
|
65
|
9
|
56
|
15154229
|
233142
|
271510
|
226976
|
Д) служ. гос. аппарата
|
2
|
1
|
1
|
2020
|
1010
|
1013
|
1007
|
Е) за засл. перед респ.
|
9
|
4
|
5
|
3102997
|
344777
|
342459
|
346632
|
2. Социальные пенсии
|
119
|
73
|
46
|
11260446
|
94626
|
99337
|
87148
|
3. Пенсии военнослуж.
|
103
|
39
|
64
|
23830645
|
231365
|
292870
|
193886
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|