v
промышленности,
транспорта, связи, обороны и иного назначения,
v
лесного
фонда,
v
водного
фонда.
Размер земельного
налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного
участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности
землевладельца, землепользователя и собственника земель. Размер земельного
налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется по данным
кадастровой оценки земли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных
фиксированных платежей за гектар земельной площади. В 2005 году ставки
земельного налога индексируются на 34%.[16,с.9]
2.3.
Налоги,
уплачиваемые из прибыли.
Налоги,
уплачиваемые из прибыли включают в себя:
1. Налог на
прибыль.
Плательщиками
налога являются: юридически лица РБ, иностранные юридические лица и
международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы,
представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие
отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Прибыль организации
облагается налогом по ставке 24%. Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя
из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей,
имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на
сумму расходов по этим операциям.
2.
налоги
на доходы
подразделяются на:
налог
на доходы по дивидендам и приравненным к ним доходам.
Плательщиками налога
являются юридически лица (включая иностранные юридические лица). Дивиденды и
приравненные к ним доходы, начисленные организациями, облагаются по ставке
15%.
налог
на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.
Плательщиками
налога являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые и
перестраховочные организации, а также иные юридические лица, получившие доходы
от операций с ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-финансовыми
учреждениями и страховыми организациями исчисляется и уплачивается по ставке
30%, а иными организациями по доходам от операций с ценными бумагами – по
ставке 40%.
Налог
рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100,
где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога
не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым
органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не
позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
3.
Налог
на недвижимость.
Плательщиками
налога являются юридические лица РБ, иностранные юридические лица и
международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы;
филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц
РБ, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Налогом облагается
стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся во
владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, и также стоимость
принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых
помещений, гаражей и иных зданий и строений. Годовая ставка для организаций
установлена в размере 1%; для физических лиц – в размере 0,1%.
4.
Целевой
сбор на содержание и развитие инфраструктуры городов и районов.
Плательщиками
налога являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора
установлена в размере 2% от налоговой базы.
Налог
рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100,
где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога
не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам
декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее
22 числа месяца, следующего за отчетным.
5. Целевой
транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного
пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержание
ведомственного городского электрического транспорта.
Плательщиками
сбора являются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбора
установлена в размере 2% от налоговой базы.[16,с.11]
Сбор
рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100,
где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога
не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым
органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не
позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
III. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ.
3.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 г.г.
Высокая налоговая
нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции.
Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа
косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают
задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программ
социального развития.
В течение
последних лет происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему
остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.1.
Таблица
3.1.
Сравнительный
анализ экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в
1995-2003г.г.
Показатели
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
Темпы роста ВВП, %
|
89,6
|
102,8
|
111,4
|
108,4
|
103,4
|
106
|
104,1
|
104,7
|
105,6
|
Реальная налоговая нагрузка на
экономику (без учета ФСЗ), %
|
32,1
|
28,5
|
31,2
|
30,4
|
32,0
|
31,8
|
30,2
|
28,2
|
29,4
|
Реальная налоговая нагрузка на экономику
(с учетом ФСЗ), %
|
42,6
|
39,2
|
41,9
|
41,1
|
42,4
|
42,2
|
41,5
|
39,7
|
40,7
|
Задолженность по платежам в бюджет
и внебюджетные фонды, в % к ВВП
|
4,6
|
7,6
|
1,3
|
0,5
|
0,3
|
0,5
|
0,8
|
0,9
|
1,5
|
Номинальная налоговая нагрузка на
экономику (с учетом ФСЗ), %
|
47,2
|
46,9
|
43,1
|
41,6
|
42,7
|
42,7
|
42,3
|
40,6
|
42,2
|
Источник: [11,c.33 ]
Основная доля
налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что
дает двойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и
приводит к сокращению реальных доходов населения. Динамика их изменений за
предшествующие годы представлена в Таблице 3.2.
Таблица
3.2.
Уровень
налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %
Показатели
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
Налоги и отчисления с ФОТ
|
52,1
|
52,3
|
50,3
|
49,1
|
49,4
|
Чрезвычайный налог
|
3,0
|
2,7
|
2,8
|
0,0
|
0,0
|
Отчисления в фонд занятости
|
1,1
|
1,0
|
1,0
|
0,0
|
0,0
|
Единый платеж от ФОТ
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
3,6
|
3,8
|
Подоходный налог
|
11,9
|
10,2
|
10,6
|
9,9
|
9,7
|
Отчисления на содержание ДДУ
|
2,2
|
2,7
|
0,0
|
0,0
|
0,0
|
ФСЗН
|
33,9
|
35,8
|
35,9
|
35,5
|
35,9
|
Источник: [1,c.37]
Как
свидетельствуют данные таблицы, за счет прямых налогов от ФОТ формируется
около 13% доходов консолидированного бюджета и практически весь
внебюджетный фонд социальной защиты населения. Наибольший удельный вес в
структуре платежей от ФОТ они составляют около 75%. Доля подоходного налога
занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить, что за
анализируемый период наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по
подоходному налогу, что отражает тенденцию снижения общего уровня жизни
населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же провоцирует сокрытие
объекта налогообложения.
С самого начала
становления и развития налоговой системы Республики Беларусь система
налогообложения постоянно корректируется и изменяется. Динамика этих изменений
отражена в Таблице 3.3.
Таблица
3.3.
Динамика
удельного веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003
г.г., млрд.руб.
показатель
|
1993
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
2003
|
Доходы гос.бюджета
|
3,6
|
6,5
|
36,2
|
51,3
|
11,3
|
239,5
|
1054,9
|
3179,3
|
5728,7
|
8204
|
12168
|
Налоговые поступления
|
3,2
|
5,7
|
28,6
|
39
|
85,9
|
205,3
|
923,7
|
2898,5
|
5113,2
|
7219,1
|
10544
|
в % к доходам бюджета
|
88,5
|
87,1
|
78,9
|
76,0
|
77,2
|
85,7
|
87,6
|
91,2
|
89,3
|
88,0
|
86,7
|
В том числе
|
|
Косвенные налоги
|
1,5
|
2,6
|
13,3
|
20,8
|
48,2
|
119,5
|
577,9
|
1862,6
|
3201,9
|
4553,4
|
6658,1
|
в % к доходам бюджета
|
42,2
|
40,2
|
36,8
|
40,6
|
43,3
|
49,9
|
54,8
|
58,6
|
55,9
|
55,5
|
54,7
|
Прямые налоги
|
1,4
|
2,6
|
12,3
|
13,6
|
31,1
|
66,6
|
269,5
|
887,1
|
1609,2
|
2150,8
|
3033,6
|
в % к доходам бюджета
|
37,8
|
40,0
|
34,0
|
26,5
|
28,0
|
27,8
|
25,6
|
27,9
|
28,1
|
26,2
|
24,9
|
Смешанные налоги
|
0,3
|
0,5
|
3
|
4,6
|
6,6
|
19,2
|
76,3
|
148,8
|
302,1
|
514,9
|
852,2
|
в % к доходам бюджета
|
8,5
|
7,7
|
8,3
|
8,9
|
5,9
|
8,0
|
7,2
|
4,7
|
5,3
|
6,3
|
7,0
|
Источник: [12,c.43]
Такое положение
затрудняет реализацию основных функций налогов – распределительную и
стимулирующую. В то же время существование таких налоговых поступлений
позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях сезонных
колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового
положения реального сектора экономики. Тем не менее на перспективу в
республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.
3.2.
Пути реформирования налогообложения в РБ.
Применяемая в
республике налоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей,
используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие
Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в
Евразийском экономическом сообществе вызывает необходимость реформирования
национальной налоговой системы.
Формирование
равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым
условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу
движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития
национальных экономик.[19,c.36]
Основное
направление совершенствования налоговой системы республики и приближения ее к
уровню налогообложения на территории единого экономического пространства –
снижение налоговой нагрузки.
Несмотря на то,
что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят,
проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему
острой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговой
политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую
оценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий их
ведения и применения как на национальной территории, так и в региональном
союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых
отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей,
применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа,
предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отмены целевых
платежей.[15,c.24]
Поэтому
упорядочение бюджетных отношений в части функционирования государственных
целевых фондов является первоочередной задачей налогового законодательства,
позволяющей снизит общую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях
экономики, выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации
налоговой системы в рамках проводимой политики налоговой гармонизации.
Один из вариантов
налогового реформирования предполагает:
ü
Переход
на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем
видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога по
нулевой ставке,
ü
Сокращение
отдельных видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и
дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,
ü
Полную
отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты
труда,
ü
Снижение
ставки взносов на социальную защиту до 26.[11,c.35]
Предложенные
изменения отразятся следующим образом на структуре налоговых платежей и общей
величине налоговой нагрузки:
Таблица
3.4.
Уровень
изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого
варианта реформирования
показатели
|
в % к ВВП при действующей
налоговой системе
|
в % к ВВП при варианте реформирования
|
отклонение
|
НДС
|
8,5
|
5,4
|
-3,1
|
Акцизы
|
2,3
|
2,0
|
-0,3
|
Отчисления в целевые фонды
|
6,5
|
-
|
-6,5
|
ФСЗ
|
11,4
|
8,3
|
-3,1
|
Налог на прибыль
|
4,0
|
4,2
|
+0,2
|
Подоходный налог
|
3,4
|
3,5
|
+0,1
|
Прочие
|
3,6
|
5,0
|
+1,4
|
Общая сумма всех платежей
|
39,7
|
28,4
|
-11,3
|
Источник: [11,c.35]
Основной целью
корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов
государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического
развития). [10,с.6]
Таким образом, в
качестве основных направлений реформирования налоговой системы можно
предложить поэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора
экономики задач:
· Сокращение до минимума, а в
последствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки,
· Снижение налогового бремени
на фонд оплаты труда,
· уменьшение количества
платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с
высокими издержками на их администрирование,
· снижение ставок некоторых
видов налогов по мере расширения базы налогообложения,
· максимальное упрощение налогообложения
индивидуальных предпринимателей.[4,c.32]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив состояние
современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать
определенные выводы.
Налоги -
необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным
источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом
государственного регулировании социально-экономических отношений.[2,c.36]
Хозяйствующие
субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов
и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть
платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти
принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и
накопления.
Для Республики
Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение приобретает
принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий
адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно
создающий гарантию постоянства налоговой нагрузки в течение длительного
времени.
Главные
недостатки налоговой системы РБ можно свести к следующим:
ü
практикуется
многократное обложение разными налогами одной и той же базы,
ü
налоговая
система перегружена большим количеством налогов и платежей,
ü
доминирование
косвенных налогов по сравнению с прямыми,
ü
регулирование
налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов,
инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной
власти,
ü
роль
налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной
профилактики налоговых нарушений.
Вместе с тем
серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение
элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным
актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков.
Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм
налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.
Тем не менее,
налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла
сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего
процесса налогообложения.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Аносов В.
Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения
реального сектора // Финансы, учет, аудит - №11 – 2004, с.37-39.
2.
Аронов
А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ,
2004, - 560с.
3.
Василевская
Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.:
Белпринт, 1999 – 544с.
4.
Винокурова
Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет и
анализ – 2004 - №12, с.31-33.
5.
Горский
К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы – 2004 –№2, с.22-26.
6.
Дуканич
Л.В. Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс,2000. – 416с.
7.
Заяц Н. ,
Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, - №1, -
2004, с.28-30.
8.
Змачинская
Г.Н. Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н.
Змачинская, А.В. Козляков – Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2002. – 64с.
9.
Иванова
И. Налогообложение //Консультант – 2005 - №7, с.51-55.
10.
Изменения
и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в
2004 году - Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненской
области, 2004.
11.
Киреева
Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в
региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 – 2004. с.
32-36.
12.
Киреева
Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор, -
№6 – 2004, с.42-45.
13.
Комментарий
к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В.Авдеенко,
И.С.Андреюк, М.О.Григорчук и др. – Мн.: УП «Светоч», 2003. – 352с.
14.
Мишустин
М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения
эффективности работы налоговых органов //Финансы, №6 – 2003. с.27-33.
15.
Налоги:
Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц,
Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000. – 368с.
16.
Налоги и
сборы, уплачиваемые в бюджет и в государственные бюджетные фоны Республики
Беларусь в 2005 году – Управление налогообложения организаций ИМНС по
Гродненской области, 2005.
17.
О бюджете
Республики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004.
18.
О
концептуальных основах эффективной налоговой системы // Общество и экономика –
2003 - №7-8.
19.
Полежаев
В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы – 2004 -№9, с.36-39.
20.
Рудый
К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран – М.: Новое издание, 2003,
с.41-86.
21.
Сушкова
Т. Особенности налогообложения в 2005 году // Финансовый директор – 2005 - №1,
с.21-30.
22.
Табала
Д.И. Сущность налога и система налогообложения // Вестник БДЭУ – 2003 - №3,
с.65-67.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|