Меню
Поиск



рефераты скачать Пути усовершенствования налогообложения в РБ

v               промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения,

v               лесного фонда,

v               водного фонда.

Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности  землевладельца, землепользователя и собственника земель. Размер земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения определяется  по данным кадастровой оценки земли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. В 2005 году ставки земельного налога индексируются на 34%.[16,с.9]

2.3.        Налоги, уплачиваемые из прибыли.

 

Налоги, уплачиваемые из прибыли включают в себя:

1. Налог на прибыль.

Плательщиками налога являются:  юридически лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Прибыль организации облагается налогом по ставке 24%. Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходя из суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

2.          налоги на доходы подразделяются на:

                        налог на доходы по дивидендам и приравненным к ним доходам.

Плательщиками налога являются юридически лица (включая иностранные юридические лица). Дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные организациями, облагаются по ставке 15%. 

                        налог на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности.

Плательщиками налога являются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые и перестраховочные организации, а также иные юридические лица, получившие доходы от операций с ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-финансовыми учреждениями и страховыми организациями исчисляется и уплачивается по ставке 30%, а иными организациями по доходам  от операций с ценными бумагами – по ставке 40%.

Налог рассчитывается как:

НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.

Плательщик налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

3.          Налог на недвижимость.

Плательщиками налога являются юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы;  филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющих отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Налогом облагается стоимость основных средств, являющихся  собственностью или  находящихся во владении плательщиков, объектов незавершенного строительства, и также стоимость принадлежащих физическим лицам  жилых домов, садовых  домиков, дач, жилых помещений, гаражей и иных зданий и строений.  Годовая ставка для организаций установлена в размере 1%; для физических лиц – в размере 0,1%.

4.                 Целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры городов и районов.

Плательщиками налога являются организации и индивидуальные предприниматели.  Ставка сбора установлена в размере 2% от налоговой базы.

Налог рассчитывается как:

НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.

Плательщик налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

5.  Целевой транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержание ведомственного городского электрического транспорта.

Плательщиками сбора являются организации и индивидуальные предприниматели.  Ставка сбора установлена в размере 2% от налоговой базы.[16,с.11]

Сбор рассчитывается как:

НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемая база, С- ставка налога.

Плательщик налога не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.

III. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ.

3.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 г.г.

Высокая налоговая нагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции. Ситуацию в реальном секторе усугубляет  существование  значительного числа  косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые  в полной мере  не решают  задачу  формирования  доходной части  бюджета  и финансирования программ социального развития.

В течение последних лет  происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему  остается самой высокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.1.

Таблица 3.1.

Сравнительный анализ экономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в 1995-2003г.г.

Показатели

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Темпы роста ВВП, %

89,6

102,8

111,4

108,4

103,4

106

104,1

104,7

105,6

Реальная налоговая нагрузка на экономику (без учета ФСЗ), %

32,1

28,5

31,2

30,4

32,0

31,8

30,2

28,2

29,4

Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), %

42,6

39,2

41,9

41,1

42,4

42,2

41,5

39,7

40,7

Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП

4,6

7,6

1,3

0,5

0,3

0,5

0,8

0,9

1,5

Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), %

47,2

46,9

43,1

41,6

42,7

42,7

42,3

40,6

42,2

Источник: [11,c.33 ]

Основная доля налоговых изъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что дает двойной  негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводит к сокращению реальных доходов населения.  Динамика их изменений за предшествующие годы  представлена в Таблице 3.2.

Таблица 3.2.

Уровень налоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %

Показатели

1998

1999

2000

2001

2002

Налоги и отчисления с ФОТ

52,1

52,3

50,3

49,1

49,4

Чрезвычайный налог

3,0

2,7

2,8

0,0

0,0

Отчисления в фонд занятости

1,1

1,0

1,0

0,0

0,0

Единый платеж от ФОТ

0,0

0,0

0,0

3,6

3,8

Подоходный налог

11,9

10,2

10,6

9,9

9,7

Отчисления на содержание ДДУ

2,2

2,7

0,0

0,0

0,0

ФСЗН

33,9

35,8

35,9

35,5

35,9

Источник: [1,c.37]


Как свидетельствуют данные  таблицы,  за счет прямых налогов  от ФОТ  формируется  около 13% доходов консолидированного  бюджета  и практически  весь внебюджетный  фонд  социальной защиты населения.  Наибольший удельный вес  в структуре платежей от ФОТ  они составляют около 75%. Доля подоходного налога  занимает 19% в общей сумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить,  что за анализируемый период  наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу, что  отражает тенденцию снижения общего уровня жизни населения и сокращения получаемых ими доходов, а так же  провоцирует  сокрытие объекта налогообложения.

С самого начала становления и развития налоговой системы Республики Беларусь система налогообложения постоянно корректируется  и изменяется. Динамика этих изменений отражена в Таблице 3.3.


Таблица 3.3.

Динамика удельного веса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003 г.г., млрд.руб.

показатель

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Доходы гос.бюджета

3,6

6,5

36,2

51,3

11,3

239,5

1054,9

3179,3

5728,7

8204

12168

Налоговые поступления

3,2

5,7

28,6

39

85,9

205,3

923,7

2898,5

5113,2

7219,1

10544

в % к доходам бюджета

88,5

87,1

78,9

76,0

77,2

85,7

87,6

91,2

89,3

88,0

86,7

В том числе


Косвенные налоги

1,5

2,6

13,3

20,8

48,2

119,5

577,9

1862,6

3201,9

4553,4

6658,1

в % к доходам бюджета

42,2

40,2

36,8

40,6

43,3

49,9

54,8

58,6

55,9

55,5

54,7

Прямые налоги

1,4

2,6

12,3

13,6

31,1

66,6

269,5

887,1

1609,2

2150,8

3033,6

в % к доходам бюджета

37,8

40,0

34,0

26,5

28,0

27,8

25,6

27,9

28,1

26,2

24,9

Смешанные налоги

0,3

0,5

3

4,6

6,6

19,2

76,3

148,8

302,1

514,9

852,2

в % к доходам бюджета

8,5

7,7

8,3

8,9

5,9

8,0

7,2

4,7

5,3

6,3

7,0

Источник: [12,c.43]


Такое положение затрудняет реализацию основных функций налогов – распределительную и стимулирующую. В то же время существование таких налоговых поступлений  позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях  сезонных колебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансового положения реального сектора экономики.  Тем не менее  на перспективу в республике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.

 

3.2. Пути реформирования налогообложения в РБ.

 

Применяемая в республике налоговая  система имеет общепризнанный набор  налоговых платежей, используемых в европейских странах и в странах СНГ, однако  активное участие Беларуси в региональных экономических группировках и, в частности, в  Евразийском экономическом сообществе  вызывает необходимость реформирования  национальной налоговой системы.

Формирование равной  налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условием формирования единого налогового пространства, обеспечивающим  свободу движения товаров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальных экономик.[19,c.36]

Основное направление совершенствования налоговой  системы республики и приближения ее к уровню налогообложения на территории единого экономического  пространства – снижение налоговой нагрузки.

Несмотря на то, что определенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят, проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнему острой. Введение целевых фондов  не должно идти вразрез с общей налоговой политикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутую оценку влияния на экономические процессы  каждого платежа,  последствий их ведения и применения как на  национальной территории, так и в региональном союзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовых отношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей,  применении льгот и санкций. Также должна быть определена  программа, предусматривающая наряду с налоговой  политикой политику поэтапной отмены целевых платежей.[15,c.24]

Поэтому упорядочение бюджетных  отношений в части функционирования государственных целевых  фондов является первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизит общую  нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики,  выровнять базы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамках проводимой политики  налоговой гармонизации.

Один из вариантов налогового реформирования предполагает:

ü                Переход на единую ставку изъятия налога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемых оборотов с учетом полного возмещения сумм налога  по нулевой ставке,

ü                Сокращение отдельных  видов ставок акцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) в соответствии с аналогами в Российской Федерации,

ü                Полную отмену отчислений от выручки в целевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,

ü                Снижение ставки взносов на социальную защиту до 26.[11,c.35]

Предложенные изменения отразятся следующим образом на структуре налоговых платежей и общей величине налоговой нагрузки:

Таблица 3.4.

Уровень изъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемого варианта реформирования

показатели

в % к ВВП при действующей налоговой системе

в % к ВВП при варианте реформирования

отклонение


НДС

8,5

5,4

-3,1


Акцизы

2,3

2,0

-0,3

Отчисления в целевые фонды

6,5

-

-6,5


ФСЗ

11,4

8,3

-3,1


Налог на прибыль

4,0

4,2

+0,2


  Подоходный налог

3,4

3,5

+0,1


Прочие

3,6

5,0

+1,4

Общая сумма всех платежей

39,7

28,4

-11,3

Источник: [11,c.35]

Основной целью корректировок налоговой системы является достижение баланса интересов государства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономического развития). [10,с.6]

Таким образом, в качестве основных направлений реформирования  налоговой системы можно предложить поэтапное решение наиболее  актуальных для реального сектора экономики задач:

· Сокращение до минимума, а в последствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки,

·  Снижение налогового бремени на фонд оплаты труда,

· уменьшение количества платежей за счет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокими издержками на их  администрирование,

· снижение ставок некоторых видов налогов по мере расширения базы  налогообложения,

·  максимальное упрощение налогообложения индивидуальных предпринимателей.[4,c.32]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Изучив состояние современной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделать определенные выводы.

Налоги -  необходимое звено  экономических  отношений в обществе. Они являются основным источником  доходной части бюджетов всех уровней и эффективным  инструментом государственного регулировании социально-экономических отношений.[2,c.36]

Хозяйствующие субъекты  уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов и сборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособность налогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства и справедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.

Для Республики Беларусь в связи со становлением налоговой системы особое значение  приобретает принцип  разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватность налогов меняющейся экономической ситуации и одновременно  создающий гарантию постоянства  налоговой нагрузки в течение длительного времени.

Главные недостатки налоговой системы РБ  можно свести к следующим:

ü         практикуется многократное обложение разными налогами одной и той же базы,

ü         налоговая система перегружена  большим количеством налогов и платежей,

ü         доминирование косвенных налогов по сравнению с прямыми,

ü         регулирование налогов осуществляется с помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических  материалов, принимаемых органами исполнительной власти,

ü         роль налоговой инспекции сужена до наложения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.

Вместе с тем серьезным недостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементов ее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконным актам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков. Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм  налогового законодательства  и противоречивостью их интерпретации.

Тем не менее, налоговая система Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимо лучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процесса налогообложения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                 Аносов В. Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положения реального сектора // Финансы, учет, аудит - №11 – 2004, с.37-39.

2.                 Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2004, - 560с.

3.                 Василевская Т.И., Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт, 1999 – 544с.

4.                 Винокурова Т.П. Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет  и анализ – 2004 - №12, с.31-33.

5.                 Горский К.В. Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы – 2004 –№2, с.22-26.

6.                 Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс,2000. – 416с.

7.                 Заяц Н. , Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, - №1, - 2004, с.28-30.

8.                 Змачинская Г.Н.  Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н. Змачинская, А.В. Козляков – Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2002. – 64с.

9.                 Иванова И. Налогообложение //Консультант – 2005 - №7, с.51-55.

10.            Изменения и дополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004 году - Управление налогообложения   организаций   ИМНС   по   Гродненской области, 2004.

11.            Киреева Е. Пути реформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения в региональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, - №5 – 2004. с. 32-36.

12.            Киреева Е. Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор, - №6 – 2004, с.42-45.

13.            Комментарий к Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В.Авдеенко, И.С.Андреюк, М.О.Григорчук и др. – Мн.: УП «Светоч», 2003. – 352с.

14.            Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективности работы налоговых органов //Финансы, №6 – 2003. с.27-33.

15.            Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000. – 368с.

16.            Налоги и сборы, уплачиваемые в бюджет и в государственные бюджетные фоны Республики Беларусь в 2005 году – Управление налогообложения   организаций   ИМНС   по   Гродненской области, 2005.

17.            О бюджете Республики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004.

18.            О  концептуальных основах эффективной налоговой системы // Общество и экономика – 2003 - №7-8.

19.            Полежаев В.А. О развитии модели налогообложения // Финансы – 2004 -№9, с.36-39.

20.            Рудый К.В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран – М.: Новое издание, 2003, с.41-86.

21.            Сушкова Т. Особенности налогообложения в 2005 году // Финансовый директор – 2005 - №1, с.21-30.

22.            Табала Д.И. Сущность налога и система налогообложения // Вестник БДЭУ – 2003 - №3, с.65-67.


Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.