·
сельскохозяйственный налог.
личные – это налоги на доход
или имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода или
по декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовое положение
налогоплательщика. К ним относятся:
·
подоходный налог с населения,
·
налог на прибыль предприятий,
·
налог на прибыль иностранных юридических лиц от
деятельности на территории РБ,
·
налог на доходы.
косвенные
– это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:
акциз – налог с оборота,
взимаемый со стоимости товаров массового производства,
налог на добавленную стоимость, который
является частью вновь созданной стоимости,
таможенная пошлина –
косвенный налоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход
бюджета государства.
4.
по объекту обложения:
платежи, уплачиваемые из выручки от
реализации:
·
НДС,
·
Акцизы,
·
Платежи по общему нормативу 3,9%
(сельскохозяйственный сбор, отчисление в жилищно-инвестиционный фонд),
·
Налог на продажу в розничной торговле,
·
Налог с продаж автомобильного топлива,
·
Таможенные сборы.
платежи, включаемые в себестоимость
продукции, работ, услуг:
·
единый платеж от фонда оплаты труда,
·
отчисления в Фонд социальной защиты населения,
·
платежи за землю,
·
экологический налог,
·
отчисления в центральные инновационные фонды,
·
сбор на содержание и размещение отходов,
·
государственная пошлина.
платежи, уплачиваемые из прибыли:
·
налог на недвижимость,
·
налог на доходы,
·
налог на прибыль,
·
транспортный сбор,
·
сбор на содержание и развитие инфраструктуры
города.
сборы, относимые юридическими лицами на
финансовый результат:
·
оффшорный сбор – объектом налогообложения
является перечисление денежных средств резидентом РБ нерезиденту,
зарегистрированному в оффшорной зоне.[17,с.12]
Налоговое
администрирование в РБ.
Одно из
важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства – это
обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины
налогоплательщиков. Уплата налогов оказывает мощное регулирующее воздействие на
жизнь общества.
В начале рыночных
преобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночного
хозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинство
государственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось не
готовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджет
осуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов в
бюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]
Возникла
необходимость в создании самостоятельной государственной структуры,
обеспечивающей не только сбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением
законодательства о налогах и предпринимательстве, но и осуществляющей
разработку методологической базы по налогообложению и доведение ее до сведения
налогоплательщиков. Весной 1990 года такая структура появилась: в составе
Министерства финансов на базе инспекции государственных доходов была образована
Главная государственная налоговая инспекция при Министерстве финансов БССР. В
течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно
преобразовывалась: это была и Главная государственная налоговая инспекция при
Кабинете Министров Республики Беларусь, и Государственных налоговый комитет
Республики Беларусь. И, наконец, Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О
совершенствовании системы республиканских органов государственного управления
и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики
Беларусь» Государственный налоговый комитет РБ был преобразован в Министерство
по налогам и сборам Республики Беларусь.
В РБ к числу
государственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятся
также таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочиями
налоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).
Специфика
вопросов, решаемых органами налогового администрирования, предопределяет
содержание их деятельности и функции.
Функции налоговых
органов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговых
органов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции Республики
Беларусь».
Основные задачи
налоговых органов – это:
1.
контроль
за соблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,
2.
обеспечение
правильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,
3.
обеспечение
учета налогов,
4.
разработка
предложений по совершенствованию налогового законодательства и организации
работы государственных налоговых органов,
5.
осуществление
валютного контроля в пределах своей компетенции,
6.
предупреждение,
пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
7.
привлечение
к ответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренных
законодательством о налогах и предпринимательстве,
8.
подготовка
налоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с их
налоговыми службами, изучение опыта их работы,
9.
издание
методических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взимания
налогов.[14,c.29-30]
Налоговые органы
используют правовые и не правовые формы управления.
Правовой
считается деятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия и
осуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций,
методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принято
считать организационные действия.
Одним из
важнейших институтов налогового законодательства является налоговый контроль,
который определяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью
внесения в бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. По
временному критерию различаются предварительный, текущий и последующий
контроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит от
многих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общей
организации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующий
контроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточным
уровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов и
государства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой.
Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мере
развития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет
последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный и
текущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры,
возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны в
равной мере сочетаться с последующим контролем.
Основными
условиями осуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и
учет поступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводиться
посредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросов
налоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и
внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режим
и правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируются
соответствующими нормативными правовыми актами.
Следует иметь в
виду, что выполнение главной задачи налогового администрирования – обеспечение
«собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективности
работы налоговых администраций, сколько определяется прежде всего
возможностями самой экономики. [5,c.23]
II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.
2.1.
Налоги,
уплачиваемые из выручки.
Налоги,
уплачиваемые из выручки, подразделяются на:
1. Налог на
добавленную стоимость.
Плательщиками
налога являются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в
связи с перемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с
таможенным законодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленные
подразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либо
иной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты по
реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты
интеллектуальной собственности на территории РБ; обороты по реализации товаров
(работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности за
пределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.[21,c.26]
Зачетный метод
исчисления налога на добавленную стоимость заключается в том, что
налогоплательщик вместе с выручкой за реализованные товары (работы, услуги)
получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ,
услуг), но и дополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет. В свою
очередь каждый налогоплательщик сам производит различные платежи за товары
(работы, услуги) в пользу других субъектов хозяйствования и при этом также,
кроме стоимости товара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница
между полученным и уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она
положительная, или возвращается (зачитывается) государством налогоплательщику,
если она отрицательная.[16,с.10]
С 01.01.2005г.
вступило в силу Соглашение между Правительством РБ и Правительством Российской
Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте или импорте
товаров, выполнения работ, оказании услуг, следовательно, с 2005 года при
экспорте товаров применяется принцип взимания налога на добавленную стоимость
по стране назначения – освобождение от налога экспортируемых (ввозимых)
товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.
Ставки налога на
добавленную стоимость:
0%: при реализации
экспортируемых товаров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и
иных подобных работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией
экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные
перевозки, а также экспортируемых услуг по производству товаров из
давальческого сырья (материалов).
10%: при реализации
производимой на территории РБ продукции растениеводства, животноводства,
рыбоводства и пчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных
товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по
согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ
продовольственных товаров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом
Министров РБ по согласованию с Президентом РБ.
18%: во всех других случаях
реализации товаров (работ, услуг),
9.09%: при реализации товаров
(работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,
15.25%: при реализации товаров
(работ, услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.
Освобождаются от
налогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:
ü
лекарственные
средства, а также медицинская техника,
ü
услуги по
уходу за больными,
ü
услуги по
содержанию детей в дошкольных учреждениях,
ü
услуги в
сфере образования, связанные с учебным процессом,
ü
жилищно-коммунальные
услуги, оказываемые населению,
ü
услуги по
перевозке пассажиров государственным транспортом,
ü
услуги
связи населению,
ü
услуги
адвокатов населению.
2. Акцизы.
Плательщиками
акцизов являются: организации и индивидуальные предприниматели производящие
подакцизные товары, ввозящие их на таможенную территорию РБ и (или) реализующие
ввезенные на таможенную территорию РБ подакцизные товары; филиалы, представительства
и иные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельный
баланс и текущий либо иной банковский счет.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|