Пути усовершенствования налогообложения в РБ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструмент
государственной социальной и экономической политики
Основные
понятия и сущность налогообложения
Классификация
налогов
Налоговое
администрирование в РБ
II. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки
2.2. Налоги, относимые на
себестоимость
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли
III.
ПУТИ
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ
3.1. Изменения налоговой нагрузки в
1993-2006 г.г
3.2. Пути реформирования налоговой
системы РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются
необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения
государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается
преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной
источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги
используются для экономического воздействия государства на общественное
производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического
прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее
время.
Проблемы
налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных
деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял
налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что
ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у
подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников
теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для
тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.
Система
налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь,
указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и
Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах
Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник
Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических
изданиях.
Целью написания
данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы
и современного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является на
основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы
РБ.
Для достижения
этих целей определены следующие задачи:
ü
изучение
сущности, классификации и основных понятий налогообложения,
ü
изучение
налогов, как экономической категории государства,
ü
изучение
структуры налогового администрирования,
ü
изучение
налогов по способу их начисления и объекту обложения,
ü
анализ
изменений налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие,
ü
формирование
моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.
Объектом изучения
в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система
государства, налоговое администрирование, налоговые ставки и понятие налоговой
нагрузки.
Предметом
изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.
При проведении исследования применялись
аналитические, экономико-статистические методы и приемы.
Для написания
данной курсовой работы основными источниками информации выступали: учебник
«Налоги» доктора экономических наук Н.Е.Заяц, учебник Василевской Т.И. «Налоги
Беларуси», периодические издания «Директор», «Налоговый вестник МНС РБ»,
«Финансы, учет, аудит», Налоговый кодекс РБ и другие.
Данная работа
состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе
«Понятие и сущность налогообложения» рассматриваются: понятие, сущность и
основные элементы налогообложения, классификация налогов, а также структура и
задачи налогового администрирования.
Во второй главе
«Налогообложение в РБ» освещаются все основные налоги, уплачиваемые субъектами
налогообложения в РБ в разрезе налогооблагаемой суммы, ставок налога и
классифицируются на: налоги, уплачиваемые из выручки; налоги, уплачиваемые из
прибыли, а так же налоги, относимые на себестоимость.
В третьей главе
«Пути усовершенствования налогообложения в РБ» анализируется состояние
налоговой системы в Республике Беларусь с момента ее зарождения и до настоящего
момента, а также предоставляются заключения и рекомендации по улучшению
налоговой системы и снижению налоговой нагрузки.
В заключении
обобщена накопленная информация и сделаны выводы о важности развития и
улучшения современной системы налогообложения в Республике Беларусь в настоящее
время.
I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Основные
понятия и сущность налогообложения.
Обширные функции
современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных
обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по
поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют
прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются
налоги.[7,c.28]
Основными
элементами налогообложения являются:
Налоги – это обязательные платежи
юридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительно
изымаемые государством в форме перераспределения части общественного
продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.
[15,c.116]
Налогообложение – это процесс установления и
взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также
порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых
налогами.
Субъект налога
(плательщик)
- это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.
Объект налога – это предмет, действие или
явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в
соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Источник
налога – это
доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из
которого уплачивается налог.
Налоговая база – это часть объекта
обложения, которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и
служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Налоговая
ставка- это
величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в
процентах, либо в твердых суммах.
Налоговая
нагрузка -
это общая величина налоговой суммы.
Налоговая
льгота – это
предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей
не уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими
налогоплательщиками размере, установленных законодательно.
Уплата налога – это совокупность действий
налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во
внебюджетный фонд.
Налоговая
система
государства - это совокупность действующих в данном государстве существенных
условий налогообложения.
Сущность налогов
выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими
субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального
дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в
том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным
действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в
свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По
своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным
механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер
взимания.[22,c.66]
Налогообложение в
структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных
задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:
1.
фискальная
–
обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу
государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода,
государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса
производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие
экономики в нужном направлении,
2.
регулирующая - состоит в способности
налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост,
устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным
спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового
регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия
государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у
предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения,
предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных
сферах предпринимательства или регионах страны[9,c.51],
3.
стимулирующая - ориентирует налоговый
механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради
достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы,
отсрочки платежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в
том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы
для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический
прогресс общества[3,c.215].
Система
налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из
которых являются:
1.
Каждое
лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по
которым это лицо признается плательщиком.
2.
ни на
кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и
иные взносы и платежи.
3.
налогообложение
в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.
4.
не
допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате,
наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности,
политической и экономической стабильности.
5.
допускается
установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок
таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в
соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[13,c.24]
Принципы и задачи
налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в
себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ,
Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских
органов государственного управления, органов местного управления и
самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговая
система государства складывается в результате его исторического развития под
влиянием множества факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего
основывается на таких экономических показателях, как налоговое бремя
(налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же
время определяющее значение имеют политико-правовые факторы, определяющие
распределение хозяйственно-экономических функций и степень контроля
центральных и местных органов государственной власти.[8,c.46]
Налоговая система
Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым
законодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их установления,
введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговых
органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового
законодательства; а так же форм и методов налогового контроля. [18,c.25]
Классификация
налогов.
Множество
объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам.
Основными классификационными признаками являются:
1.
в
зависимости от каналов поступления различают:
республиканские или общегосударственные
налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного
законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым
относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налоги на доходы;
подоходный налог с физических лиц;
экологический налог;
налоги с пользователей природных ресурсов;
налоги на имущество;
земельный налог;
дорожные налоги и сборы;
таможенная пошлина и таможенные сборы;
гербовый сбор;
оффшорный сбор;
консульский сбор;
экологический сбор за проезд
автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
государственная пошлина;
регистрационные и лицензионные сборы;
патентные пошлины. [13,c.38]
местные или
региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей
территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:
налог с розничных продаж;
налог за услуги;
налог на рекламу;
сборы с пользователей.
2.
по видам плательщиков:
взимаемые с юридических лиц,
взимаемые с физических лиц.
3.
по способу изъятия:
прямые –
направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к
которым относятся:
реальные –
взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня,
учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним
относятся:
·
земельный налог,
·
налог с объектов строений,
·
налог с владельцев транспортных средств,
Страницы: 1, 2, 3, 4
|