Меню
Поиск



рефераты скачать Пути усовершенствования налогообложения в РБ

Пути усовершенствования налогообложения в РБ

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

I. Налоговая как инструмент государственной социальной и экономической политики

             Основные понятия и сущность налогообложения

             Классификация налогов

             Налоговое администрирование в РБ

II. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки

2.2. Налоги, относимые на себестоимость

2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли

III.             ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ

3.1. Изменения налоговой нагрузки в 1993-2006 г.г

3.2. Пути реформирования налоговой системы  РБ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги - основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящее время.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения  А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Система налогообложения регламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретами Президентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета Министров РБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах Национальной Экономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях.

Целью написания данной работы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы и современного налогообложения в Республике Беларусь.  Также  целью является на основании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.

Для достижения этих целей определены следующие задачи:

ü                изучение сущности, классификации и основных понятий налогообложения,

ü                изучение налогов, как экономической категории государства,

ü                изучение структуры налогового администрирования,

ü                изучение налогов по способу их начисления и объекту обложения,

ü                анализ изменений налоговой системы Республики Беларусь за последнее десятилетие,

ü                формирование моделей и рекомендаций по совершенствованию налогообложения в РБ.

Объектом изучения в данной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства, налоговое администрирование,  налоговые ставки и понятие налоговой нагрузки.

Предметом изучения выступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.

При проведении исследования применялись аналитические, экономико-статистические методы и приемы.

Для написания данной курсовой работы основными источниками информации выступали:  учебник «Налоги» доктора экономических наук Н.Е.Заяц,  учебник Василевской Т.И. «Налоги Беларуси»,  периодические издания «Директор», «Налоговый вестник МНС РБ», «Финансы, учет, аудит», Налоговый кодекс РБ и другие.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

В первой главе «Понятие и сущность налогообложения» рассматриваются: понятие, сущность и основные элементы налогообложения, классификация налогов, а также структура и задачи налогового администрирования.

Во второй главе «Налогообложение в РБ» освещаются все основные налоги, уплачиваемые субъектами налогообложения в РБ в разрезе налогооблагаемой суммы, ставок налога и классифицируются на: налоги, уплачиваемые из выручки; налоги, уплачиваемые из прибыли, а так же налоги, относимые на себестоимость.

В третьей главе «Пути усовершенствования налогообложения в РБ»  анализируется состояние налоговой системы в Республике Беларусь с момента ее зарождения и до настоящего момента, а также предоставляются заключения и рекомендации по улучшению налоговой системы и снижению налоговой нагрузки.

В заключении обобщена накопленная информация и сделаны выводы о важности развития и улучшения современной системы налогообложения в Республике Беларусь в настоящее время.

I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

                        Основные понятия и сущность налогообложения.

 

Обширные функции современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются налоги.[7,c.28]

Основными элементами налогообложения являются:

Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет,  установленные и принудительно изымаемые  государством в форме перераспределения части  общественного продукта, используемого  на удовлетворение общегосударственных потребностей. [15,c.116]

Налогообложение – это процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

Субъект налога (плательщик) -  это юридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.

Объект налога – это предмет, действие или явление (доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.

Источник налога – это доход субъекта (прибыль, заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачивается налог.

Налоговая база – это часть объекта обложения, которая образуется в результате  учета всех льгот и изъятий и служащая  предметом непосредственного применения налоговой ставки.

Налоговая ставка- это величина налога в расчете на единицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердых суммах.

Налоговая нагрузка -  это общая величина налоговой суммы.

Налоговая льгота – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков при наличии возможностей не  уплачивать налог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере, установленных законодательно.

Уплата налога – это совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или во внебюджетный фонд.

Налоговая система государства - это  совокупность действующих в данном государстве существенных условий налогообложения.

Сущность налогов выражается в отношениях  между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения  национального дохода на  общегосударственные нужды.  Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое  распоряжение части доходов населения на условиях  безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее  движение средств в бюджет, а  приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.[22,c.66]

Налогообложение в структуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:

1.                 фискальная – обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение  с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности  влиять на развитие экономики в нужном направлении,

2.                 регулирующая -   состоит в способности налогов воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства  на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения  общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны[9,c.51],

3.                 стимулирующая -  ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочки платежей, налоговых каникул.  Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобы на ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический  прогресс общества[3,c.215].

Система налогообложения государства базируется на определенных принципах, основными из которых являются:

1.             Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2.             ни на кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и  иные взносы и платежи.

3.             налогообложение в РБ основывается на признании всеобщности и равенства.

4.             не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб  национальной безопасности  РБ, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности.

5.             допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны  происхождения товаров  в соответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[13,c.24]

Принципы и задачи налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс  РБ;  Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие  вопросы налогообложения.

Налоговая система  государства складывается в результате его  исторического развития под влиянием множества факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего основывается на таких  экономических показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет), соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время определяющее значение имеют политико-правовые  факторы, определяющие распределение хозяйственно-экономических  функций и степень контроля центральных и местных органов государственной власти.[8,c.46]

Налоговая система Республики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговым законодательством  налогов РБ, сборов (пошлин);  порядка их установления, введения и отмены; установления прав и  обязанностей плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых актами налогового законодательства;  а так же форм и методов налогового контроля. [18,c.25]


                        Классификация налогов.

Множество объектов налогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основными классификационными признаками являются:

1.          в зависимости от каналов поступления различают:

                        республиканские или общегосударственные налоги (взимаются центральным правительством на основании государственного законодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которым относятся:

налог на добавленную стоимость;

акцизы;

налог на прибыль;

налоги на доходы;

подоходный налог с физических лиц;

экологический налог;

налоги с пользователей природных ресурсов;

налоги на имущество;

земельный налог;

дорожные налоги и сборы;

таможенная пошлина и таможенные сборы;

гербовый сбор;

оффшорный сбор;

консульский сбор;

экологический сбор за проезд автотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;

государственная пошлина;

регистрационные и лицензионные сборы;

патентные пошлины. [13,c.38]

                          местные или региональные налоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории и поступают в местный бюджет), к которым относятся:

налог с розничных продаж;

налог за услуги;

налог на рекламу;

сборы с пользователей.

2.                 по видам плательщиков:

                         взимаемые с юридических лиц,

                         взимаемые с физических лиц.

3.                 по способу изъятия:

                         прямые – направлены на имущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которым относятся:

                         реальные – взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающего среднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:

·              земельный налог,

·              налог с объектов строений,

·              налог с владельцев транспортных средств,

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.