Рассмотрим более
подробно состав, структуру и динамику основного и оборотного капитала.
Таблица 10 - Состав и динамика основного капитала
Средства предприятия
|
на 31.12.05г.
|
на 31.12.06г.
|
Прирост
|
тыс.руб.
|
доля, %
|
тыс.руб.
|
доля, %
|
тыс.руб.
|
доля, %
|
Основные средства
|
9
|
1,11
|
78
|
100
|
69
|
98,89
|
Долгосрочные финансовые вложения
|
800
|
98,89
|
-
|
-
|
-800
|
-98,89
|
ИТОГО:
|
809
|
100
|
78
|
100
|
-731
|
-
|
Из таблицы 10
видно, что за анализируемый период сумма основного капитала уменьшилась на 731
тыс.руб., причем основной капитал в отчетном году состоит только из основных
средств.
Далее необходимо
проанализировать изменения состава и динамики текущих активов как наиболее
мобильной части капитала, от состояния которых в значительной степени зависит
финансовое состояние предприятия (таблица 11), при этом следует иметь в виду,
что стабильная структура оборотного капитала свидетельствует о стабильном,
хорошо отлаженном процессе производства и сбыта услуг. Существенные ее
изменения говорят о нестабильной работе предприятия.
Таблица 11 - Анализ динамики и состава текущих активов
Вид средств
|
Наличие средств, тыс. руб.
|
Удельный вес, %
|
на 31.12. 2005г.
|
на 31.12. 2006г.
|
Изме нение
|
на 31.12. 2005г.
|
на 31.12. 2006г.
|
Изме нение
|
Денежные средства
|
10
|
119
|
109
|
0,96
|
3,98
|
3,02
|
Краткосрочные финансовые вложения
|
-
|
1250
|
1250
|
-
|
41,8
|
41,8
|
Дебиторская задолженность
|
598
|
1487
|
889
|
57,06
|
49,72
|
-7,34
|
Запасы и затраты
|
220
|
135
|
-85
|
20,99
|
4,5
|
-16,49
|
В том числе:
сырье, материалы и другие
аналогичные ценности
|
-
|
135
|
135
|
-
|
4,5
|
4,5
|
Товары отгруженные
|
220
|
-
|
220
|
20,99
|
-
|
-20,99
|
ИТОГО
|
1048
|
2991
|
1943
|
100
|
100
|
-
|
Как видно из
таблицы 11 наибольший удельный вес в оборотных активах занимает дебиторская
задолженность, произошло ее уменьшение (удельный вес изменился с 57,06% до
49,72%). В отчетном периоде удельный вес – 4,5% приходится на запасы и затраты.
Большая доля
дебиторской задолженности в 2006 году – 49,72% - говорит о неосмотрительной
кредитной политике директора предприятия, а также о неплатежеспособности многих
покупателей. В 2006 году ситуация улучшилась – доля дебиторской задолженности
уменьшилась, а период оборачиваемости задолженности увеличился с 30 до 60 дней
(таблица 9).
Итак, мы уже
знаем, каким капиталом располагает ООО «АС-Авто», и в какие активы он вложен.
Поскольку результаты ФХД предприятия и его финансовое положение зависят не
только от наличия капитала, но и от эффективности его использования, в
следующем пункте будет рассмотрена эффективность использования капитала
предприятия в 2005-2006 годах.
2.3 Анализ финансовых результатов
деятельности предприятия
Финансовые результаты деятельности предприятия
характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Основными
задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
·
систематический
контроль за выполнением планов реализации продукции и получения прибыли;
·
определение
влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые
результаты;
·
выявление
резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
·
разработка
мероприятий по внедрению выявленных резервов.
В процессе
анализа хозяйственной деятельности используются показатели балансовой прибыли,
прибыль от реализации услуг, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая
прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и
услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.
Как видно из
таблицы 12 план по балансовой прибыли выполнен на 39%, по сравнению с прошлым
годом ситуация значительно ухудшилась – получена прибыль в размере 96,900
тыс.руб. Прибыль от реализации услуг составляет наибольшую долю в балансовой
прибыли, а внереализационные расходы резко увеличились с 4% до 30% по сравнению
с прошлым годом.
Таблица 12 - Анализ состава, динамики и выполнения
плана балансовой прибыли за отчетный год
Состав балансовой прибыли
|
2005 год
|
2006 год
|
Сумма, тыс.руб
|
Уд.вес, %
|
План
|
Факт
|
Сумма, тыс.руб.
|
Уд.вес, %
|
Сумма, тыс.руб.
|
Уд. вес, %
|
Балансовая прибыль
|
21
|
100
|
-412
|
100
|
434
|
100
|
Прибыль от реализации услуг
|
28
|
133,3
|
-390
|
94,7
|
428
|
98,6
|
Прибыль от прочей реализации
|
5
|
23,8
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Прибыль от
реализации услуг зависит от объема реализации продукции (Vрп) и ее
себестоимости (С) (то есть от затрат на предоставление услуг). Объем реализации
продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму
прибыли. Увеличение объема рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению
прибыли. Увеличение реализации объема убыточной продукции приводит к уменьшению
суммы прибыли.
Себестоимость
продукции и прибыль находятся в обратной зависимости: снижение себестоимости
приводит к увеличению прибыли и наоборот.
При планировании
цен и выручки предприятием достигнуто договорное соглашение о назначении
стоимости оказываемых услуг в размере 3% от получаемого дохода курируемых
предприятий.
Оценка рентабельности
Полученная
прибыль распределяется Учредителями предприятия на развитие предприятия и на
выдачу дивидендов по акциям.
Показатели
рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом. Они
более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования,
потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или
использованными ресурсами. Показатели рентабельности можно объединить в
несколько групп:
1. показатели,
характеризующие окупаемость издержек производства;
2. показатели,
характеризующие прибыльность продаж;
3. показатели,
характеризующие доходность капитала и его частей.
Таблица 13 - Коэффициенты рентабельности за 2005 –
2006 год
Показатели
|
2005 год, %
|
2006 год, %
|
Рентабельность продаж
|
0,8
|
4,3
|
Рентабельность основной
деятельности (окупаемость издержек)
|
5
|
78,75
|
Рентабельность активов
|
2,5
|
22,7
|
Рентабельность реализации
(коммерческая моржа)
|
0,6
|
4,2
|
Рентабельность собственного
капитала
|
72,4
|
199,5
|
Период окупаемости собственного
капитала
|
16,4
|
2,6
|
Оборачиваемость активов
|
422
|
545,4
|
Вывод:
Как видно из таблицы, все показатели рентабельности
значительно увеличились в 2006 году по сравнению с 2005 годом, рассмотрим
каждый показатель:
1)
Рентабельность
продаж показывает сколько прибыли приходится на единицу реализованных услуг. В
нашем случае мы видим, что в 2006 году с 1 рубля реализованной продукции
предприятия получено чистой прибыли – 4,3%, а в 2005 году – 0,8%. Мы наблюдаем
увеличение показателя в 2006 году. Показатель в 2006 году находится не на очень
низком уровне, но он недостаточен для устойчивости финансового положения
предприятия. Коэффициент рентабельности продаж показывает очень низкий процент
оборотных средств, что говорит о низкой стоимости услуг. Предприятию
необходимо увеличить стоимость и объем предоставляемых услуг.
2)
Коэффициент рентабельности
основной деятельности (окупаемость издержек) показывает, что в 2006году на
каждый рубль затрат предприятие имеет 78,75% прибыли, а в 2005 году 5%. Снова
наблюдаем тенденцию к увеличению показателя рентабельности в 2006 году.
Показатель достаточен для устойчивости финансового положения предприятия.
Коэффициент рентабельности производственной деятельности показывает очень
высокий процент окупаемости издержек, что говорит о малой доле издержек в
доходе предприятия. Предприятию необходимо увеличить долю издержек.
3)
Коэффициент
рентабельности активов отражает эффективность использования основных средств и
прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на
единицу стоимости средств. Мы получили 0,23 руб. прибыли, которая приходится
на 1 единицу стоимости средств в 2006 году и 0,03 руб. прибыли в 2005 году.
Рост этого показателя при увеличении показателя рентабельности всего капитала
свидетельствует об уменьшении мобильных средств, что может быть следствием
образования недостаточных запасов товарно-материальных ценностей, чрезмерного
роста дебиторской задолженности или недостатка денежных средств.
4)
Коэффициент
рентабельности реализации (коммерческая моржа) показывает эффективность
использования собственного капитала. Так как в 2005 году (0,6) показатель
прибыли был ниже показателя 2006 года (4,2).
5)
Рентабельность
собственного капитала фирмы свидетельствует об увеличении показателя с 72,4% до
199,5%, показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Увеличение этого показателя свидетельствует о растущем спросе на
предоставляемые услуги фирмы и об отсутствии активов. Рентабельность основных
средств и прочих активов отражает эффективность использования основных средств
и прочих активов, измеряемую величиной прибыли, приходящейся на единицу
стоимости основных и прочих внеоборотных средств. Этот коэффициент равен
отношению прибыли к средней за период стоимости основных средств и прочих
внеоборотных активов.
Из всего
вышесказанного следует основной вывод о том, что, прежде всего, руководству
предприятия следует принимать меры:
1.
По
снижению издержек;
2. Увеличению
объема предоставляемых услуг, в том числе поиск новых направлений
деятельности;
3. Добиваться
своевременной оплаты предоставляемых услуг.
Основной источник
резерва роста прибыли для анализируемого предприятия – увеличение объема
реализации услуг за счет поиска новых направлений деятельности ООО «АС-Авто».
2.4 Анализ финансовой устойчивости
предприятия
Финансовая
устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования
функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в
изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную
платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого
уровня риска.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|