И только в 1987
году правительство предоставило предприятиям более или менее реальные права
оставлять себе часть валютной выручки от экспорта и только в 1988 году
появились первые признаки того, что власти готовы ликвидировать государственную
валютную монополию.
На втором
этапе развития валютного регулирования, начавшегося в 1987 году,
практически все участники хозяйственной деятельности получили право
самостоятельно выступать на внешнем рынке. Предприятия, учреждения,
организации, наряду с государством, стали получать в свое распоряжение
иностранную валюту от участия во внешнеэкономической деятельности. В это же
время началась широкомасштабная реформа банковской системы, выразившаяся, в
частности, в создании большого числа независимых от государства коммерческих
банков, имевших право открывать и вести валютные счета клиентов и проводить
валютные международные расчеты.
Отражением
своеобразия этого этапа являлось отсутствие специального органа валютного
регулирования (существовавшая при Совете Министров СССР Государственная
внешнеэкономическая комиссия выполняла и другие функции). Кроме того,
источником валютного регулирования являлись решения Совета Министров СССР и
нормативные акты министерств и ведомств. Все это настоятельно требовало
разработки специального законодательства по вопросам регулирования валютных
отношений.
Третий этап развития валютного
регулирования в стране начался с принятия в марте 1991 года Закона СССР "О
валютном регулировании", который впервые ввел в юридическую практику такие
важные понятия как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная
валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные
операции" и многие другие. По Закону основным органом валютного
регулирования стал Государственный банк СССР, что принято в мировой практике.
Государственный банк СССР разработал письмо от 24 мая 1991 года № 352
"Основные положения о регулировании валютных операций на территории
СССР", в котором подробным образом были урегулированы важнейшие стороны
валютных отношений участников валютных операций. В этот период ускоренное
развитие получает валютный рынок. Только в течение двух лет (начало 1991 года -
начало 1993 года) Центральный банк Российской Федерации выдал лицензии на
организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шести
специализированным межбанковским валютным биржам: Московской ,
Санкт-Петербургской, Уральской региональной, Сибирской, Азиатско-Тихоокеанской
и Ростовской. В дальнейшем межбанковский и биржевой валютный рынок развивался
еще более бурными темпами и стал важнейшим и самым ликвидным сегментом
финансового рынка страны.
Развал Союза ССР
и провозглашение суверенитета Российской Федерации поставил задачу скорейшей
разработки и принятия собственного валютного законодательства. 9 октября 1992
года после повторного рассмотрения в Верховном Совете был принят Закон
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле".
С принятием этого Закона начался новый этап валютного
регулирования в Российской Федерации.
Назначение
данного Закона, как следовало из его названия, состояло в том, чтобы определить
основные правовые параметры валютного регулирования и контроля на территории
России. Сохраняя преемственность с аналогичным союзным Законом, российский
Закон не являлся копией союзного документа и воспроизводил лишь те юридические
нормы, которые согласуются с суверенитетом Российской Федерации и отвечают
требованиям эффективного управления валютно-финансовой сферой в условиях
реформ. С учетом накопленного опыта в новом Законе значительно изменена
структура, уточнены и развиты основные понятия валютного регулирования, впервые
дано понятие "валюта Российской Федерации", введена новая статья
"Защита валюты Российской Федерации" (ст.2), с важнейшим положением о
том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации
без ограничений.
Значительно
изменился в новом Законе раздел о валютном контроле (раздел III Закона),
органами которого назывался Центральный банк Российской Федерации, ставший
преемником Государственного банка СССР как орган валютного контроля, и
Правительство Российской Федерации. Также впервые в юридический оборот введен
институт "агентов валютного контроля". Центральный банк приступил к
подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного
регулирования и валютного контроля.
Итак, с принятием
Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном
контроле" в 1992 году было положено начало развитию собственного валютного
законодательства суверенной России.
Завершая данную
главу, хотелось бы подчеркнуть, что до 1989-90 годов, "при старом
порядке", валютный режим затрагивал непосредственно лишь узкий круг лиц и
организаций, в основном советских граждан, выезжающих за рубеж (и командирующие
их организации), и приезжающих в СССР иностранцев (а также оплачивающие их
расходы фирмы , ведомства и так далее). Во внешней торговле, в условиях ее государственной
монополии, все разницы, возникавшие за счет различного уровня внутренних и
внешнеторговых цен (при данном валютном курсе) поглощались государственным
бюджетом, вследствие чего производители экспортной продукции и потребители
импортных товаров могли совершенно не интересоваться курсом рубля. Теперь эта
система ушла в прошлое вместе с всеобъемлющей государственной собственностью,
Госпланом и валютной монополией государства. "Значительная свобода цен,
либерализация внешней торговли для предприятий с различной формой
собственности, увеличение движения физических лиц через границы и другие
факторы в рамках происходящих изменений системы делают курс рубля одним из
важнейших экономических параметров. Он складывается в условиях значительных
размеров фактической внутренней конвертируемости, то есть свободы обмена рублей
на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке по меняющемуся курсу. Это в
общем соответствует принципам рыночной экономики".[9]
Вместе с тем,
думается, что надежды, возлагаемые на либерализацию внешнеэкономической
деятельности, в полной мере не оправдались. Дерегулирование внешнеэкономических
отношений на рубеже 1980-90 годов было преждевременным, в частности потому, что
оно разрушило одну из основных возможностей концентрации финансовых ресурсов в
целях проведения структурной перестройки экономики. Сейчас Россия оказалась в
противоречивой ситуации: с одной стороны - развал финансов и спад экономики в
целом, а с другой - либерализация международных валютно-финансовых отношений и
принятые на себя обязательства перед Международным валютным фондом.
Однако возврат к
государственной монополии внешней торговли и валютной монополии был бы еще
большей ошибкой. Сейчас требуется на иных, рыночных, принципах проводить
внешнеэкономическую и валютную политику государства.
1.
3. Общие правила и положения проведения валютного контроля.
Взаимодействие ГТК и Банка РФ
Развитие валютного рынка невозможно без действенной
системы контроля, целью которого является обеспечение соблюдения норм валютного
законодательства Российской Федерации всеми резидентами и нерезидентами на
территории страны при операциях с валютными ценностями. Эффективный контроль за
соблюдением валютного законодательства является важнейшим элементом валютного
регулирования.
К основным
направлениям валютного контроля относятся:
-
определение
соответствия проводимых валютных операций
действующему
законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
- проверка
выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а
также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке
Российской Федерации;
- проверка обоснованных
платежей в иностранной валюте;
- проверка
полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по
операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.
Д. А. Рыжков
обращает внимание, что валютный контроль в России нацелен не только на то,
чтобы с помощью эффективной системы единого валютно-таможенного контроля
приостановить утечку экспортной выручки и сделать обоснованными платежи в
иностранной валюте за импортируемые товары, но и защитить экономику от вливания
в нее "грязных" денег из других стран, в которых определенные слои
предпринимателей стремятся использовать финансовую систему России для отмывания
доходов, полученных преступным путем[10].
Автор данного
исследования, изучив труды Д. А. Рышкова, солидарен с его высказыванием, но,
как отмечает он, в то же время факты торговли наркотиками в нашей стране и
совершение других корыстных преступлений трудно отрицать, а значит, существуют
доходы, которые их владельцы хотели бы легализовать, то есть налицо проблема
отмывания "грязных" денег.
В российском
законодательстве пока нет специальных законодательных актов, непосредственно
направленных на борьбу с отмыванием денег, поэтому большой интерес в данной
области может представить опыт стран, давно столкнувшихся с этим явлением.
Валютный контроль
в России осуществляется органами валютного контроля и их агентами.
В соответствии с
Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" органами
валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации и
Правительство Российской Федерации.
В пределах своей
компетенции органы валютного контроля издают нормативные акты, обязательные к
исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Основные
полномочия органов и агентов валютного контроля в соответствии со ст.12 Закона
"О валютном регулировании и валютном контроле" следующие:
- осуществлять
контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными
операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий
и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;
- проводить
проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.
Органы валютного
контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по
валютным операциям резидентов и нерезидентов.[11]
И. Г. Доронин
обращает внимание, что одним из важных направлений деятельности органов
валютного контроля на современном этапе является формирование в стране
цивилизованного валютного рынка, создание таких условий, при которых возможно
более эффективное использование валютных ресурсов в интересах развития
экономики России [12].
Он констатирует,
что наметившийся в последние годы "отток" или "невозврат"
валютной выручки от экспорта товаров и услуг российских предприятий наносит
значительный ущерб экономике страны, который проявляется не только в том, что
из нее выкачивается сырье и идет процесс расхищения ее недр, но и в том, что
оседание валютной выручки в другой стране способствует созданию дополнительных
рабочих мест для ее рабочих, развитию экономики в целом, в то время как в нашей
стране идет обратный процесс[13].
Г. Миронов и Г
Шагалов приводят данные, согласно которым видно, что превышение вывоза над
ввозом капитала в виде кредитов, прямых и портфельных инвестиций, которое может
трактоваться как бегство капитала в связи с ограниченностью возможностей
инвестирования этих средств во внутренней экономике, по оценкам экспертов Центробанка
России, опубликованным в печати, составляло, начиная с 1992 года, более четырех
миллиардов долларов ежегодно[14].
В связи с этим 12
октября 1993 года была утверждена совместная инструкция Центрального банка
Российской Федерации № 19 и Государственного таможенного комитета Российской
Федерации № 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за
поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров",
вступившая в силу 1 января 1994 года относительно товаров стратегического
экспорта (сырьевых товаров, определенных в перечне Правительства Российской
Федерации) и с 1 марта 1994 года для всех других экспортируемых товаров,
действующая и поныне.
Таможенные органы
осуществляют валютный контроль в соответствии с валютным законодательством
государства применительно к таможенному контролю[15].
При выявлении таможенными органами в ходе
осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства,
являющихся одновременно нарушениями таможенных правил либо правонарушениями,
посягающими на нормальную деятельность таможенных органов, лица несут ответственность
в соответствии с таможенным законодательством. В иных случаях ответственность
за нарушения валютного законодательства, выявленные таможенными органами,
наступает в соответствии с другими актами национального законодательства (ст.
201 ТК РФ).
Валютный контроль
на таможне возложен на таможенные органы (ст 86 ТК РФ). М. И. Сухов обращает
внимание, что в ходе проверок таможенные органы вправе знакомиться с любой
информацией (включая банковскую документацию), касающейся осуществления
валютного контроля. При рассмотрении общих принципов перемещения товаров и
транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, отмечает
он, согласно ст. 26 ТК они подлежат таможенному контролю [16].
В соответствии со ст. 180 ТК таможенный контроль проводится
должностными лицами таможенных органов Российской Федерации "путем
проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей; таможенного
досмотра (досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра как
исключительной формы таможенного контроля); учета товаров и транспортных
средств; устного опроса физических лиц и должностных лиц; проверки системы
учета и отчетности; осмотра территорий и помещений складов временного
хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон и
магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и
транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется
деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской
Федерации".
Автор данного
исследования подмечает, что одновременно возможны и иные формы таможенного
контроля, подчеркивается в вышеуказанной статье, предусмотренные ТК и иными
актами законодательства Российской Федерации. В качестве примера он приводит
контролируемые поставки, организация и проведение которых регламентируется
статьями гл. 37 ТК.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|