Меню
Поиск



рефераты скачать Пути повышения валютного контроля таможенными органами

Пути повышения валютного контроля таможенными органами

 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

 ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕНЫМИ ОРГАНАМИ


 1. 1. Понятие, сущность валютного контроля

 1. 2. Из истории валютного контроля

 1. 3. Общие положения проведения валютного контроля.

 Принципы организации и осуществления контроля

 1. 4. Личный досмотр. Виды валютного контроля

 1. 5. Правовое регулирование порядка перемещения

 валюты через таможню. Таможенное оформление и

 контроль

 1. 6. Структура органов, осуществляющих валютный контроль.

 Полномочия ГТК.

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕНЫМИ ОРГАНАМИ


1.     1. Понятие валюты и валютных ценностей


Валюта - это денежная единица страны, используемая для измерения величины стоимости товаров.

Понятие валюты применяется в трех значениях:

1) денежная единица данной страны, используемая во внешнеэкономических связях и международных расчетах с другими странами (национальная валюта) - рубль Российской Федерации, доллар США, французский франк и так далее, выраженная в том или ином ее типе (золотая, серебряная, бумажная);

2) денежные знаки иностранных государств (иностранная валюта), а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и применяемые в международных расчетах;

3) международная (региональная) денежная расчетная единица и платежное средство (СДР, арабский расчетный динар, андское песо и другие).

В период металлического обращения в качестве денег использовалось золото и серебро. На современном этапе в качестве валюты применяются бумажные деньги. Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" в статье 1 (п.1) так определяет впервые введенное в оборот понятие " валюта Российской Федерации ":

- находящиеся в обращении или изымаемые из обращения, но обмениваемые на рубли банковские билеты Банка России и монеты;

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях России;

- средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в других государствах, с которыми заключены соответствующие соглашения.

К валютным ресурсам относятся:

- ценные бумаги, выраженные в рублях, платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства;

- иностранная валюта - денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящихся в обращении в других государствах, средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных расчетных единицах;

- валютные ценности:

а) иностранная валюта;

б) ценные бумаги (чеки, векселя, аккредитивы), фондовые ценности и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;

 в) драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, радий, рутенний и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий;

г) природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других изделий из этих камней и лома таких изделий.

Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому по Закону устанавливает Правительство Российской Федерации.[1]

 К валютным ценностям также относятся облигации внутреннего государственного валютного займа, которые могут покупаться и продаваться за рубли и иностранную валюту в стране, но, к сожалению, как подмечает Федоров М. В.,  свободный вывоз их из России запрещен[2].

Одной из важнейших задач, решаемых данным Законом, по мнению автора работы, является защита валюты Российской Федерации, для чего закреплены значительные полномочия за Центральным банком Российской Федерации. В частности, Банк России определяет порядок приобретения и использования российской валюты иностранными фирмами. Кроме того, Банком совместно с таможенными органами устанавливаются правила ввоза (вывоза) и пересылки российских рублей через границу, обязательные для всех предприятий и фирм, выполняются другие функции.

Валюта подразделяется на свободно конвертируемую, частично конвертируемую и неконвертируемую (замкнутую).

Свободно конвертируемая валюта - это денежные единицы, свободно и неограниченно обмениваемые на другие иностранные валюты и международные платежные средства, в любой форме и во всех видах операций.

В эту категорию входят: доллар США,  фунт стерлингов Великобритании, японская иена, некоторые другие. Эти валюты наиболее активно используются в международных расчетах, всегда имеются в достаточном количестве на мировом валютном рынке и накапливаются в валютных резервах стран мира. Режим функционирования свободно конвертируемой валюты на практике означает отсутствие каких-либо валютных ограничений.

Частично конвертируемая валюта - это национальная валюта стран, конвертируемость которых в той или иной степени ограничена для определенных держателей, а также и по отдельным видам обменных операций. Как подмечает А. Ханов, этот вид валюты обменивается только на некоторые иностранные валюты и используется не во всех внешнеторговых сделках[3]. В эту группу входят валюты большинства развитых и развивающихся стран. Он делает акцент на то, что степень конвертируемости валюты определяется государством в специальных законодательных актах. Кроме того, подчеркивает  А. Ханов, Законом устанавливается порядок и перечень иностранных валют, на которые может обмениваться национальная валюта, а также количественное выражение такого обмена, разрешается купля-продажа валюты на валютных рынках, указывается круг субъектов таких сделок. Автор данной работы дополняет, что  Закон также регулирует круг и степень ограничения валютообменных операций, условия и порядок их осуществления. И прежде всего, обращает он внимание, это касается внешнеторговых сделок, купли-продажи валюты, открытия валютных счетов.

В зависимости от широты круга лиц и операций, связанных с использованием валюты, выделяют также понятие внешней конвертируемости (ограниченной), которая распространяется только на иностранных физических и юридических лиц и только в текущих (а чаще всего - лишь во внешнеторговых ) расчетах .

С. К. Дубинин напоминает, что существует также понятие внутренней конвертируемости национальной валюты, под которым нужно подразумевать возможность для граждан и организаций страны - резидентов производить покупку иностранной валюты за национальную и оплачивать внешнеторговые сделки без ограничений. Без солидных инвестиций в иностранной валюте,  резюмирует он, особенно на начальной стадии внедрения, внутренняя конвертируемость невозможна[4]. Автор работы солидарен с этим мнением.

Неконвертируемая (замкнутая) валюта - это национальная валюта, функционирующая в пределах одной страны и не подлежащая обмену на другие иностранные валюты. К замкнутым валютам относятся валюты стран, которые устанавливают различные ограничения и запреты на покупку и продажу иностранной валюты, на ввоз и вывоз национальной и иностранной валюты, а также применяют иные меры валютного регулирования.

Покупка и продажа иностранной валюты производится через банки, получившие лицензию Банка России на совершение валютных операций.


1.     3. Этапы развития  валютного контроля в РФ


Валютное регулирование в Российской Федерации прошло в своем развитии несколько этапов, которые можно обозначить следующим образом:

Первый этап:

917-22 года - период валютного администрирования, включая конфискации и реквизиции ("валютный военный коммунизм");

1923-27 года - период валютного регулирования;

1927-87 года - административная валютная политика государства

(государственная валютная монополия);

Второй этап:

1987-91 года - период становления валютных отношений в условиях рынка.

Третий этап:

Март 1991-октябрь 1992 года - действие Закона СССР "О валютном регулировании".

Четвертый этап:

С октября 1992 года - действие Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле"

Первый этап валютного регулирования, начавшийся с момента образования РСФСР (а затем СССР), характеризовался полной централизацией валютных доходов государством, от имени которого на мировых рынках выступали его представители в лице государственных внешнеторговых объединений.

Среди первых мероприятий Советской власти была национализация Государственного банка России, а несколько позднее и всех остальных банковских и кредитных учреждений с объявлением банковского дела государственной монополией. Отличительной особенностью становления валютно-кредитной системы советской России, а затем СССР, являлось, в частности, введение государственной валютной монополии как основополагающего принципа организации международных валютно-кредитных отношений стран, относившихся к социалистическому лагерю.

Государственная валютная монополия означала исключительное право государства в лице уполномоченных им органов на совершение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями, на управление валютными ресурсами страны, находящимися как в ее пределах, так и за границей. Такая валютная политика сводилась, главным образом, к перераспределению валютной выручки и привлеченных иностранных кредитов внутри страны в соответствии с валютным планом, к переговорам о кредитах и финансовых условиях торговых сделок, управлению официальными золото-валютными резервами и надзору за жестко ограниченными валютными операциями физических лиц (у предприятий таких операций вообще не могло быть). Абсолютно все обязаны были держать валюту на счетах в Банке внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанке СССР) - пресловутый принцип концентрации резервов и "единства валютной кассы". Все важнейшие решения принимались Советом Министров СССР, и отдельные министерства и ведомства имели ограниченную свободу действий в данной области даже по техническим и самым мелким вопросам. Все, что специально не разрешалось, было, как правило, запрещено.

Являясь составной частью государственной монополии на банковское дело, то есть сосредоточения в руках государства всех кредитных, расчетных и других банковских операций, связанных с процессом материального производства и обращения, а также организации и регулирования денежного обращения, валютная монополия выполняла ряд специфических функций:

1. Основная функция валютной монополии - планирование платежного оборота с зарубежными государствами путем разработки и контроля за исполнением платежного баланса (сводного валютного плана) и валютных планов отдельных министерств и ведомств. Как неотъемлемый элемент единой системы народнохозяйственного планирования, валютное планирование составляло одну из важнейших задач социалистического государства на всем протяжении его существования.

2. Другая функция валютной монополии заключалась в накоплении золото-валютных резервов и обеспечении их сохранности. Практика создания и регулирования золото-валютных резервов складывалась с учетом внутренних условий развития экономики страны в целом и ее отдельных отраслей, а также с учетом влияния ряда внешних факторов экономического и политического характера, потребностей в валютных ресурсах для покрытия импорта товаров и услуг, размеров текущих и потенциальных поступлений по экспорту, наличия дополнительных источников получения иностранной валюты (в частности, кредитных) и условий доступа к ним, положения на валютных рынках, рынках золота и других драгоценных металлов и так далее.

3. Третья функция государственной валютной монополии состояла в централизованном проведении и регулировании всех международных расчетов, валютных и кредитных операций в соответствии с государственными планами. Проведение в конечном счете всех этих операций через банковские учреждения создавало предпосылки для осуществления единой валютно-кредитной политики, для координации деятельности в валютно-кредитной сфере различных министерств и ведомств, участвующих в развитии внешнеэкономических связей.

4. Четвертая функция валютной монополии - обеспечение надежной защиты экономики страны, в том числе валютно-кредитной системы, от воздействия неприемлемых в тот период рыночных отношений, а также от постоянных попыток монополистических кругов использовать валютно-кредитные инструменты для подрыва основ социалистического хозяйства.

Все эти функции на протяжении всего периода существования советского государства и валютно-кредитной монополии, несмотря на все внешние факторы и субъективные трудности, строго и четко осуществлялись на практике, защищая сложившуюся и действующую в тот момент экономическую систему и полностью ей соответствуя.

Валютная монополия приводила к тому, что использование валютных доходов и обслуживание международных расчетов страны осуществлялось одним банком-монополистом - Внешторгбанком (позднее Внешэкономбанком). Верховный Совет СССР утверждал народохозяйственные планы страны, в которых устанавливались также источники и объемы валютных поступлений, накопления золото-валютных резервов, направление и суммы расходов. Государство в лице Госплана, Минфина, Госбанка СССР определяло потребности регионов и отраслей, а министерства, ведомства, предприятия и местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов.

Фактически валютное регулирование осуществлялось в форме прямого государственного администрирования, "командования", что проявлялось в установлении жесткого курса рубля к иностранным валютам, ограничении числа участников внешнеэкономической деятельности, монопольного положения одного банка в валютной сфере.

До начала проведения реформ валютная монополия государства (как и монополия внешней торговли) была одной из самых популярных догм, так как с ее помощью якобы укреплялась эффективность внешних связей страны, экономика защищалась от неблагоприятных воздействий извне. Советский ученый И.П.Айзенберг по этому поводу писал: "Государственная валютная монополия защищает и обеспечивает самостоятельность и независимость валюты социалистических стран, ограждает ее курс, покупательную способность и внутренние цены на товары от влияния стихийных колебаний товарных цен и валют капиталистических государств" [5]. Примерно то же самое писалось в Финансово-кредитном словаре 1984 года издания, рассматривающем "планово-регулирующую" и "защитную" функции монополии [6].

Валютная монополия государства не является неотъемлемой характеристикой социалистической экономики и была "изобретена" в недрах сталинской административной системы в 30-х годах [7]. В этот период власти почти не уделяли внимания проблемам валютного регулирования, действуя главным образом административными мерами. Любимой формой валютной политики были конфискации, которые в чуть измененной форме применялись к предприятиям до 1987 года. Так в декабре 1921 года были введены реквизиции и конфискации, поставившие валютные ценности, по выражению Д.А.Лоевецкого, "почти в одинаковые условия с оружием и взрывчатыми веществами" [8].

Вместе с тем, в начале 20-х годов правительство страны действовало достаточно гибко и быстро, и уже 15 февраля 1923 года вышел декрет, который современники охарактеризовали "хартией валютных вольностей". Так, этот декрет давал самые широкие права по проведению валютных операций и одновременно санкционировал изъятие иностранной валюты из внутреннего обращения. Это наглядно демонстрирует тот факт, что валютная политика понималась как неразрывная часть экономической политики. Упор в тот период делался на валютное регулирование, на "овладение" валютным рынком, а термин "валютная монополия" просто отсутствовал.

Уже к концу 20-х годов от "валютных вольностей" не осталось и следа, а вся валюта сосредоточилась в руках государства. После сворачивания НЭПа валютная и в целом внешнеэкономическая сфера были надолго отделены от предприятий и населения, что привело к известным результатам. Окончательно валютная монополия оформилась в 1930-37 годах.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.