| Пути интеграции банковской системы Республики Таджикистан в мировую банковскую систему |
Основной метод распространения
банковских продуктов — персональная продажа, в процессе которой менеджеры банка
должны убедить потенциального покупателя отдать предпочтение именно их продукту
или услуге. Таким образом, персональную продажу банковских услуг можно считать
также одним из методов стимулирования сбыта, который в последнее время
приобретает всё большее значение. Так, в 1970–1980-х гг. английские
коммерческие банки для улучшения обслуживания клиентов розничного рынка
назначили в каждом отделении «персональных банкиров», не входящих в число
управленческого персонала, задача которых состояла непосредственно во
взаимодействии с клиентами: они отвечали на вопросы, давали консультации. В
крупных филиалах английские коммерческие банки назначают финансовых экспертов,
которые консультируют клиентов по вопросам финансов, страхования, инвестиций.
Совершенствование персонального обслуживания клиентов корпоративного рынка
включает в себя также увеличение числа специально подготовленных консультантов
для малых фирм, работающих в местных отделениях банка.
Система
стимулирования, или коммуникационная стратегия, является следующим элементом
комплекса маркетинга. Банк заинтересован в создании и поддержании
благоприятного имиджа своих продуктов в глазах реальных и потенциальных
клиентов, контактных аудиторий. С учётом этого комплекс стимулирования включает
следующие элементы: непосредственное стимулирование сбыта, создание
благоприятного образа банка в глазах широкого круга общественности и рекламы.
Стимулирование
работников банка предполагает поощрение усилий сотрудников банка по оказанию
какого–либо вида банковских услуг, поощрение к улучшению обслуживания
существующих клиентов или привлечению новых, поощрение к совершенствованию
банковских продуктов.
Для
стимулирования посредников, при помощи которых осуществляется продвижение
банковских услуг, используются совместная реклама, системы специальных скидок
/7, стр.212/
Следующий элемент
коммуникационной стратегии — Public Relations (PR), предполагающий
целенаправленную деятельность банка для выработки достижения взаимопонимания с
окружающими его субъектами с целью доброжелательного отношения к своей
деятельности. В основе PR лежит умение и желание наладить контакт, выгодную
обоюдную связь с общественностью.
PR включает
полное информирование о продуктах и услугах банка всех субъектов (целевые
аудитории, органы государственной власти и управления, СМИ), анализ ситуации и
прогнозирование возможной реакции тех или иных субъектов на деятельность банка.
Эта деятельность может быть направлена как на внешнюю среду, так и на
сотрудников самого банка. разъяснение социальной роли банковского бизнеса — ещё
одна задача PR, так как банк несёт ответственность перед обществом, где
осуществляется его деятельность. Поэтому одна из задач банка — выполнять
определённые социальные обязанности. На практике деятельность в данном
направлении предполагает решение задач поддержки и развития инициативы
собственных сотрудников (отношения внутри банка), содействие созданию новых
возможностей для молодёжи (образование), поддержку малоимущих слоёв населения
(благотворительность) и др.
Таким образом, человеческие
отношения представляют собой воздействие на общественное мнение, сложившееся в
результате деятельности банка, его рекламы и благотворительных мероприятий. В
свою очередь банк может планировать мероприятия в этой сфере для будущего
влияния на общественное мнение /8, стр.743/
Отметим, что
понятие PR родилось в США в начале XIX века. Ежегодные затраты в США на PR составляют несколько млрд. долларов.
У нас пока такой
деятельности нету, то есть фирм, предоставляющие услуги по формированию
общественного мнения. Услугами таких фирм могли бы пользоваться и банки,
понимая, что репутация — главный фактор выбора банка.
Третий элемент
коммуникационной стратегии составляет реклама. Формы и средства рекламы
довольно разнообразны, однако банковские работники начинают осознавать, что
большие затраты на рекламу не обеспечивают автоматически необходимой
эффективности рекламы по широте охвата, степени воздействия на аудиторию,
точности достижения поставленных целей.
Собрать
информацию о финансовой среде страны, о возможностях и положении на рынке
других банков и кредитно–финансовых организаций, структуре и социальном составе
клиентов довольно сложно.
Для проведения
аналитической работы банки создают определённую систему маркетинговой
информации: аналитический аппарат, оборудование, методические приёмы,
предназначенные для сбора, оценки и распространения конкретной и достоверной
информации. Для работы по расширению рынка создаётся банк маркетинговой
информации. Система планирования маркетинга включает разработку стратегии,
политики и тактики деятельности в рыночной экономике. Стратегия определяется
на основе системы прогнозов и планов долгосрочного развития (для банков от 18
месяцев до 5–10 лет), политика — среднесрочными планами (1–5лет), а тактика —
краткосрочными (до 1 года), оперативными, гибкими планами (программами). При
этом разрабатывается несколько их вариантов.
Отмечу, что
исследование рынка позволяет: определить оптовый и розничный рынок, на котором
работает банк, и перспективы его развития; выяснить состояние конкуренции на
рынке и её влияние на стратегию банка; прогнозировать общие тенденции развития
целевого рынка банковских услуг.
До сегодняшнего
дня в РТ практически нет организаций, которые бы занимались сбором, обобщением
и анализом информации, т.е. отсуствуют маркетинговые и исследовательские
центры. Пока каждая организация вынуждена сама собирать интересующие её
сведения, тратя на это значительные средства и время, что, однако, не
гарантирует достоверность и полноту собранной информации.
До сегодняшнего дня, к сожалению, у
нас нету наших отечественных маркетинговых фирм, которые могли бы провести
маркетинговые исследования для наших предприятий и фирм. Что помогло бы найти
свою нищу на рынке постоянной конкуренции, завоевать еще больщое количество
клиентов и добиться совей цели, то есть получение прибыли.
Банкам тоже, как и всем фирмам и
предприятиям на коммерческой основе важно иметь большой авторитет и большое
количество клиентов, что и приведет к успешной деятельности. Это во многом
зависит и от качества отношений работников банка к свлим клиентам. Важна не
только реклама успешной деятельности банка или разные заманчивые предложения, а
именно профессиональное обслуживание клиентов. Поэтому внедрение и
использование консалтинговых услуг было бы желательно для банков. А в
зарубежных банках это уже считается как обязательная составная операция.
3.2. Использование современных методов безналичного
расчета и консультационных услуг коммерческими банками
Одним из последних банковских продуктов является услуга –
«Интернет-банкинг». Повсеместное распространение вычислительной техники и
распространение INTERNET-технологий привели к революционным изменениям в
системе документооборота. Все большее число организаций ведет всю документацию
в электронном виде, что значительно упрощает и ускоряет обработку документов.
Система Интернет-банкинг является программным продуктом, использующим передовые
Интернет-технологии, и предназначена для осуществления документооборота между
банком и его клиентами в электронном виде в любое время суток, из любой точки
земного шара.
Для нормальной работы клиенту достаточно стандартного
WEB-обозревателя Microsoft Internet Explorer. При этом работа с системой
происходит как работа с обычной HTML-страницей. Клиент банка может использовать
любой компьютер, подключенный к Интернет, на котором установлен требуемый
обозреватель.
При использовании электронных средств связи для проведения
документооборота, скорость последнего вырастает в несколько раз. Отсылаемые
клиентом документы сразу же попадают в банк и передаются на исполнение. Большая
часть документов может быть обработана автоматически, что еще больше ускоряет
их выполнение. При использовании традиционных бумажных форм такая оперативность
попросту невозможна.
Применение в системе Интернет-банкинг самых современных
разработок в области защиты информации дает полную гарантию безопасности.
Работая с системой, клиент может быть уверен в конфиденциальности переданной им
информации. Использование электронного ключа, являющегося аналогом подписи
клиента под электронным документом, исключает возможность передачи другими
лицами документов от имени клиента /9, стр.764/
Накладные расходы при Интернет-банкинге минимальны. Многие
банки не только не берут платы за обслуживание через Интернет, но даже
обрабатывают Интернет-транзакции по более низким расценкам. Плюс оперативность,
плюс возможность наблюдать за операциями в режиме реального времени и работать
круглосуточно, без выходных.
При анализе отчета о прыбылях и убытках Deutsche Bank выяснилось,
что проводя данный механизм расчетов банк сократил в среднем следующие расходы
по части:
-
экономия
расходов на содержании офиса;
-
экономия
по канцелярским материалам;
-
экономия
заработной платы обслуживающего персонала;
-
сокращение
износа основных средств.
Сумма при среднем расчете состовляло около 2 300 тысяч
долларов США
Клиент, пользующийся системой Интернет-банкинга может, не
покидая своего места, совершать следующие виды операций:
-
продавать
или покупать безналичную валюту, причем, что немаловажно, делать это он может
всегда, не считаясь со временем суток и днями недели;
-
оплачивать
коммунальные услуги вкупе со счетами провайдеров, операторов сотовой связи и
прочих поставщиков услуг;
-
оплачивать
покупки в интернет- и обычных магазинах. Этот способ, кстати, позволяет вполне
законно сэкономить на пятипроцентном налоге с продаж – он не взимается при
оплате покупки банковским переводом;
-
свободно
распоряжаться своими счетами – открывать их, пополнять или закрывать, класть
деньги на депозиты, совершать внутри- и межбанковские переводы – иначе говоря,
практически любые платежи по произвольным банковским реквизитам;
-
получать
выписки по счетам и информацию о состоянии счета.
Системы интернет-банкинга, также, незаменимы и для
отслеживания операций с пластиковыми картами - любое списание средств с
карточного счета оперативно отражается в выписках по счетам, подготавливаемых
системами, что так же способствует повышению контроля со стороны клиента за
своими операциями.
Растущая популярность интернет-банкинга во всем мире лишний
раз подтверждает, что этот нетрадиционный вид банковских услуг имеет устойчивый
и платежеспособный спрос и ее нужно у нас тоже внедрить.
Но внедрение интернет-бэнкинга у нас еще считается
маловозможным. Есть несколько причин.
Во-первых, для осуществления операций по интернету, банкам
нужны большие компьютерные сервера, которые стоят больших вложений.
Во-вторых, не у каждого предприятия или компании есть доступ
к интернету, поскольку интернет услуги только только развиваются в нашей
стране. А также расходы дял доступа тоже будут высокими.
В-третьих, не каждый человек может пользоваться интернетом.И
еще должна быть современная система безопасности передачи и приема данных.
Конечно, будет лучше для каждого банка внедрение интернет-бэнкинга.
Таким образом можно сократить расходы, увеличить скорость обращения средств и
облегчить работу и себе и клиентам.
Другой операцией которую желательно было бы у нас в банках
развить – это консалтиновые услуги.
В современной рыночной экономике консультационные услуги
давно являются важнейшим элементом поддерживающей ее функционирование
инфраструктуры. Консалтинг выделяется статистикой в отдельную отрасль, в
которой, например в США занято 700 тыс. человек, а годовой оборот составляет 50
млрд. $ . Ни одно серьезное экономическое и управленческое решение в странах с
рыночной экономикой, причем не только в развитых, но и в так называемых
развивающихся (Индия, Бразилия), не обходится без использования консультантов:
экономистов, юристов, маркетологов, и т.д., индивидуальных, а чаще объединенных
в консультационные фирмы /7, стр.195/
Одним
из первых профессиональных консультантов в области экономики стал основатель
теории научного управления предприятия Фредерик Тейлор. Первая фирма по
менеджмент консалтингу – «Служба исследований в бизнесе» -- была образована в
1914 г. в Чикаго, а в 20-х годах такие фирмы появились в Европе (в первую
очередь в Англии и Германии).
В
Республике Таджикистан деятельность консалтинговых компаний для финансовых
учреждений регулируются законадетельством Республики Таджикистан. Согласно
закону РТ «О банках и банковской деятельности», консалтинговые услуги являются
одной из операций которое разрешается провести кредитным учреждениям имеющие на
проведение таких услуг лицензию НБТ.
В
Таджикистане функционирует ООО «Финконсульт», которая получила лицензию НБТ на
проведение консультатционной деятельности и аудирование финансовых и других
учреждений. Потребность в предоставление более качественных консультационных
услуг для сушествующих и вновь создаваемых кредитных учреждений в РТ, не может
быть удовлетварено услугой одной организации. В связи с этим коммерческие банки
РТ обращаются за помощью на проведение таких услуг в международные или
зарубежные компании. Также следует отметить, что все коммерческие банки и
кредитные учреждение должны предоставлять годовой отчет в НБТ с заключением
лицензированных аудиторских компаний.
Можно
выделить некоторые положительные и отрицательные стороны использования
зарубежных консультантов в условиях РТ (табл.3.1.)
Достоинством
зарубежных консалтинговых фирм является хорошее владение методами
консультирования и детальное знание рыночной экономики западного типа. Кроме
того, аудиторские и другие заключения иностранных фирм пока в большей степени
признаются за рубежом, что важно для привлечения иностранных инвесторов и
других партнеров. Стоимость услуг таджикских аудиторских фирм является их
преимуществом, которая примерно в 4-5 раз ниже, чем у зарубежных коллег.
Отрицательной стороной для банка является то, что их результаты не признаются
зарубежом, что плохо влияет на привлечение зарубежных инвесторов
Таблица 3.1.
Приемущества
и недостатки использования зарубежных консультантов.
|
Преимущества
|
Недостатки
|
1)
перенос
зарубежного опыта;
2)
новая
постановка задач;
3)
новые
решения;
4)
новая
деловая и общая культура;
5)
хорошее
владение методикой консалтинга;
6)
подготовка
к выходу на зарубежных партнеров.
|
1)
высокая
стоимость услуг;
2)
большие
требования к организации и предварительной подготовке клиента;
3)
языковый
барьер;
4)
затрудненные
коммуникации в силу культурных различий;
5)
высокие
требования к бытовым условиям (проживание, питание, транспорт и т.д).
|
Инфраструктура рыночной
экономики включает в себя и некоторые другие профессиональные услуги,
оказываемые хозяйственным руководителям. Отличие таких услуг от
консультационных, состоит в том, что помощь руководителю оказывается не в форме
советов, рекомендаций и совместной выработки решений, а путем непосредственного
выполнения определенных организационных, технических или информационных
функций.
Можно выделить 10 видов таких
услуг:
1) аудит;
2) бухгалтерское
обслуживание;
3) юридические
услуги;
4) обеспечение
информационными технологиями;
5) инжиниеринг;
6) инвестиционная
деятельность;
7) рекрутмент;
8) реклама
и отношения с общественностью;
9) деловая
информация;
10) тренинг.
С консалтингом
вышеперечисленные услуги роднит то, что эта услуга осуществляется на основе
научных и профессиональных знаний и, так же как и внешнее консультирование,
предоставляется на коммерческих началах. Кроме того многие развитые банки,
оказывающие традиционно банкоские услуги, одновременно занимаются и
консультированием в своей области. Таким образом можно отметить, что происходит
определенное переплетение консалтинга и других видов банковских услуг, при
этом консалтинг выступает в качестве одной из дополнительной доходоприносящей
части этой системы /8, стр.353/
Нет сомнения,
что возникшие в последнее время финансовые проблемы на большинстве банках и
других предприятиях нашей страны связаны, прежде всего, с неудовлетворительным
использованием ими своих финансовых ресурсов. Характерна плохая ориентация
менеджеров предприятий в сложившихся экономических условиях в изменениях инфраструктуры
рынка. Поэтому все большее значение получает практика финансового
консультирования бизнеса.
Одним из наиболее
эффективных методов упорядочения движения финансовых ресурсов, которые все
чаще рекомендуют консультанты — внедрение автоматизированной системы. Прежде
всего, рекомендуется освоить подсистему планирования и анализа финансовых
потоков с анализом прибылей-убытков, что открывает возможность для планирования
поступлений и платежей предприятия, определения сроков привлечения и объемов
заемных средств, рационального управления временно свободными финансовыми
ресурсами, формирования движения финансовых потоков как в целом по
предприятию, так и на уровне подразделений. Технология эта, как уже отмечалось,
достаточно проста. Но успех в основном зависит от постановки управленческого
учета. Подсистема планирования и анализа финансовых потоков гарантирует финансовую
устойчивость финансов предприятия и позволяет предупреждать появление
критических ситуаций.
Далее обычно
рекомендуется тщательно подготовить программу по прибылям и убыткам. Обычный
совет — внедрение системы управления оборотными средствами, ассортиментом и
издержками предприятия, что призвано гарантировать увеличение прибыли. Вся
дальнейшая работа по более эффективной организации управления денежными
потоками вряд ли будет успешна, если не будет полностью закончена работа по
постановке управленческого учета и его согласованию с бухучетом.
Следующий шаг в
работе консультанта — налаживание системы контроля за исполнением бюджета,
анализа выполнения плановых заданий, корректировки планов.
В последующем
должна осуществляться работа по планированию сводного бюджета, управления
собственным и заемным капиталом. Во всем предприятии должна быть внедрена
стройная система бюджетирования. Целесообразно применение автоматизированной
системы управления, включающей планирование, бухучет и отчетность.
Финансовый
консультант — фигура одна из ключевых на рынке. Его роль при принятии решений
о путях управления финансами консультируемого предприятия чаще всего
определяющая. В роли финансового консультанта обычно выступает крупный
инвестиционный банк или компания, активно действующая в конкретном сегменте
рынка и располагающая на нем ведущими позициями /8, стр.254/
Цель финансового
консультирования — повышение экономической эффективности управления ресурсами,
прежде всего — активами предприятия. Это на практике осуществляется
посредством:
— формирования
доходного и достаточно не рискового инвестиционного портфеля;
— максимально
рационального использования временно свободных средств в наиболее доходных
сегментах финансового рынка;
— уменьшения
непроизводственных расходов.
Консультанты по
финансам способны разработать стратегию развития предприятия, предложить
наиболее рациональную в конкретных условиях систему управления, помогут
выбрать оптимальную модель управления капиталом, определят варианты и предложат
уполномоченный финансовый институт при формировании рынка акций
консультируемого предприятия.
Deutsche Bank
обладает большой базой профессиональных финансовых консультантов, которые
занимаются вопросами развития и совершенствования финансовых учреждений.
Результаты проведенных анализов показывают, что данный банк при проведении
консалтинговых услуг получил доход в размере 1 500 тыс.долл. Консультации
были проведены большим компаниям, так и малым финансовым учреждениям.
Рис. 3.1. Услуги
Deutsche Bank-а другим компаниям
В целом было
оказано такие услуги в 2004г. 39 компаниям по таким вопросам, как:
бухгалтерское обслуживание, обеспечение информационными технологиями,
инвестиционное банкирование, деловая информация и трейнинг. (рис. 3.1.)
Например, были проведены трейнинги и бухгалтерское обслуживание таким компаниям
как Opelwerk, Duesseldorf Flughafen,
Quelle AG, инвестиционная деятельность - Sparkasse Bochum, Essen, Private
Versicherung Ltd, Plus AG и тд.
В рамках
финансового консалтинга в последнее время появилось много нового. Среди
подобных проблем: совершенствование управления капиталом, формирование оптимального
портфеля из краткосрочных финансовых инструментов, разработка инвестиционной
политики, совершенствование взаимодействия с акционерами и кредиторами.
Анализируя эти
два нововедения для наших банков, можно отметить, что банки через внедрения
интернет-бэнкинга и консультационных услуг могут расширить круг своих клиентов,
приобрести более стабильную финансовую устойчивость и получить дополнительный
доход, при минимальных капиталовложений для внедрения этих систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковская
система - одно из центральных звеньев системы рыночных структур. Развитие ее
деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма и эта
сфера динамично развивается и сегодня. Длительное время банки были
государственными органами и выступали одной из “несущих конструкций”
административно-командной системы управления экономикой. Сегодня, строя
рыночную экономику, мы вынуждены в короткие сроки выйти на уровень современного
мирового уровня организации банковского дела.
В последнее время
банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в
нетрадиционные для банковской сферы финансового предпринимательства, включая
операции с ценными бумагами, лизинг и факторинг и иные виды кредитно-финансового
обслуживания, постоянно расширяя круг и повышая качество предоставляемых услуг,
конкурируя за привлечение новых перспективных клиентов.
-
Проводя
анализ деятельности банков РТ и Германии, мы рассмотрели недостатки и сходство
нашей с немецкой банковской системой.
В зарубежных
странах основными источниками доходов иностранных банков являются процентные
доходы, поэтому при управлении доходной базой коммерческого банка, большое
внимание должно быть уделено процессу получения процентных доходов. Повышение
процентных доходов следует осуществить через привлечение новых клиентов и
вкладчиков.
В своей дальнейшей
деятельности для улучшения финансового состояния банк мог бы вести работу по
следующим направлениям :
-
активное
развитие операций по перечислению всех видов доходов граждан во
вклады;
-
повысить
эффективность работы с иностранной валютой;
-
активное
развитие кредитных операций банка;
-
изменить
структуру активов, увеличив ликвидные активы и активы приносящие
доход;
-
повысить
качество кредитного портфеля;
-
создать
маркетинговое подразделение, развивать рекламную деятельность банка;
-
развивать
консалтинговые услуги.
В данной курсовой
работе также были рассмотрены основные операции и услуги, предоставляемые коммерческими
банками своим клиентам, а также различные способы конкурентной борьбы банков за
клиентов. Так, например, банковская услуга по интерактивному обслуживанию
клиентов через глобальную сеть Интернет («Интернет-бэнкинг») получила широкое
распространение и сразу стала пользоваться большой популярностью у клиентов
всех банков, т.к. в настоящее время большинство юридических и физических лиц
ведут свой документооборот в электронном виде, что облегчает и ускоряет работу.
И подводя итог к
сказанному, можно определенно сделать вывод о том, что в условиях конкуренции
между банками успех сопутствует тем банкирам, которые лучше владеют
современными методами банковского дела и постоянно расширяют свою деятельность
новыми операциями и услугами, необходимыми их потенциальным клиентам.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая
Л.П. Банковское дело. – М.: Питер, 2003.-380с.
2. Реформа в банковской системе
Таджикистана. Выступление Заместителя Председателя Национального банка Таджикистана
Эшова Д. на конференции «Реформирование банковских систем государств СНГи
Балтии», Вестник Национального банка Таджикистана №7-8, 2002.
3. Пещанская И.В. Организация
деятельности коммерческого банка. – М.: ИНФРА-М, 2001.- 364с.
4. Шеремет А. Д. Финансовый
анализ в коммерческом банке. – М.: Финансист, 2000.- 276с.
5. Жуков Е.Ф. Банки и банковские
операции. – М.: Юнити, 2000. – 480с.
6. Лаврушин О.И. Российская
банковская энциклопедия. – М.: ЭТА, 1995.-252с.
7. Жуков Е.Ф. Менеджмент и
маркетинг в банках. – М.: Юнити, 2000.- 312с.
8. Питер С.Роуз. Банковский
менеджмент. – М.: Дело, 1997. – 800с.
9. Миллер Р.Л., Ван-Хуз Д.Д.
Современные деньги и банковское дело. – М.: Инфра-М, 2000. – 830с.
10. Закон Республики Таджикистан
"О банках и банковской деятельности", 23.05.98, №648
11.
Положение
№ 83 «О кредитных обществах» от 26.01.99.
12. www.nbt.org
13. www.eskhata.com
14. www.deutsche-bank.ru
15. www.vorota.de
16. www.germany.ru
17. www.deutschland.de
18. www.bundesverband.de
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|