Централизованный
контроль над целой группой банков, входящих в холдинг-компании, приводит к
снижению издержек. Центральная организация может эффективнее управлять
рекламой, аудитом и инвестициями, чем, например, целая группа небольших
банков.
Банковский
консорциум (синдикат) — соглашение между несколькими национальными банками
(или банками разных стран) для проведения совместных крупных финансовых,
организационных операций и реализации иных возможностей банков (например,
размещение ценных бумаг, в том числе государственных; объединение финансовых
ресурсов для финансирования крупных проектов) на временной основе.
Банковский
картель — соглашение между банками (возможно и тайное) — о разделе сфер
деятельности, согласования процентной политики, выплаты дивидендов, условий
кредита и др. Картели в банковском деле предполагают сохранение самостоятельности
его участников.
Банки
могут создавать союзы, ассоциации и иные объединения для координации своей
деятельности, защиты интересов своих членов и осуществления совместных программ.
Помимо
банковских учреждений во второй уровень кредитной системы входят также специальные
финансово-кредитные институты. В их деятельности можно выделить, как правило,
одну или две банковские операции. Они имеют обычно специфическую клиентуру. К
таким институтам относятся кредитные союзы и кооперативы, финансовые и трастовые
компании, страховые компании, инвестиционные фонды, ломбарды и другие учреждения
/2,стр.10/.
Важным
явлением в банковском капитале становится объединение его с промышленным
(торговым) капиталом, создание финансово-промышленных групп (ФПГ). В финансово-промышленные
группы входят предприятия различных отраслей народного хозяйства и
кредитно-финансовые институты. Такая интеграция является взаимовыгодной. Она
позволяет создавать реальные механизмы финансирования деятельности хозяйствующих
субъектов, расширить границы инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных
производств. Связь банковского, промышленного и торгового капиталов позволяют
ускорить реализацию производимой продукции, в короткий срок с помощью банка
мобилизовать финансовые ресурсы для их новых вложений в производство.
Участники
групп имеют общие интересы, совместно формируют капитал, определяют перспективные
направления деятельности, расширяются потенциальные возможности эффективности
единой стратегии хозяйствования. Использование свободных средств для взаимофинансирования,
участие всей группы в погашении задолженности каждого из структурных звеньев
дают экономию платежных средств, улучшаются расчеты /5,стр.322/.
При
кредитном обслуживании предприятий, организаций, входящих в финансово-промышленную
группу, собственным банком ликвидируется многократное встречное кредитование,
улучшается оперативность в выдаче ссуд, снижаются издержки обращения.
Усиливаются позиции в конкурентной борьбе, снижаются риски от колебаний рыночной
конъюнктуры, в том числе и за счет роста капитала, его динамичности.
Создание
финансово-промышленных групп особенно важно в условиях, когда возможности
поддержки различных производств из средств государственного бюджета
ограничены, особенно в области инвестиционной политики. К недостаткам ФПГ
относится то, что ФПГ создаются для удовлетворения интересов олигархов, а не
экономики в целом. В данном случае возникает необходимость в антимонопольном
законодательстве.
1.2.
Роль и
значение банковской системы в экономике государства
Банки
играют важную роль в экономике. Они обеспечивают аккумуляцию временно
свободных денежных средств предприятий, организаций, населения, государства и
др. и передают (на условиях возвратности) денежный капитал из сфер накопления в
сфере использования. Благодаря банкам действует механизм распределения и
перелива капитала по сферам и отраслям производства, через банки могут быть
мобилизованы большие капиталы, необходимые для инвестиций, внедрения новаций,
расширения и перестройки производств, строительство жилья и др.
Банки
способствуют экономии общественных издержек обращения, способствуя ускорению
оборота денег, ускоренным расчетам, переводом денег, выпуском кредитных
орудий обращения вместо наличных денег (векселей, чеков, дебетовых и кредитных
карточек, сертификатов и др.). Велика роль банков и в осуществлении
денежно-кредитной политики государства, так как инструментарии этой политики
проводятся через банки. Денежно-кредитная политика осуществляется
непосредственно через Центральный банк и воздействует на его отношения с
коммерческими банками и остальными звеньями кредитной системы. Банки опосредствуют
воздействие этой политики в другие сферы национальной экономики.
Банками
являются государственные, акционерные, кооперативные и другие организации,
созданные для привлечения денежных средств и размещения их в форме кредита, а
также для осуществления иных операций в соответствии с законом.
Банковская
деятельность — особая отрасль предпринимательской деятельности. Банки
сосредотачивают у себя огромные массы ссудного капитала, управляют им, размещают
его в ссуды и получают плату в виде процента. Банки должны создавать услуги,
отличные от других услуг предпринимательства.
Для
этого необходимы глубокий анализ потребностей рынка, способность подготовить
требуемые услуги, разработать их перечень и технологию банковских операций.
Перечень банковских услуг должен быть, с одной стороны, экономически
целесообразен, а с другой — быть способным к восприятию и удовлетворению финансовых
потребностей рынка, обеспечению максимальной доступности их для населения и
других потребителей /2,стр.5/.
Задачи
банка как предприятия связаны с удовлетворением потребностей в своих услугах
народного хозяйства и населения. Банковский продукт (услуга) по своей природе
относительно не дифференцированный, как это имеет место на предприятиях
отраслей народного хозяйства, где выпускаются товары различного назначения.
Банки имеют дело со специфическим товаром — деньгами, и их услуги связаны главным
образом с движением денег (ссудные, депозитные операции, расчеты и т. д.) или
сопутствуют этому движению (трастовые операции, выдача гарантий, хранение
ценностей и др.)- Им предоставлено исключительное право на осуществление в
установленном порядке деятельности от своего имени.
Банки
в отличие от таких отраслей экономики, как промышленность, сельское хозяйство,
строительство, транспорт, связь, действуют в сфере обмена, а не производства,
хотя и воздействуют на производство только им свойственными методами (выдача,
возврат ссуд, процент).
Современная банковская система - это
важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её
практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой
платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через
вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми
посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным
структурам. Коммерческие банки через свои операции, действуя в соответствии с
денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков,
влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных
денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это
залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при
достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного
хозяйства самым эффективным образом.
Роль
банковской системы в современной рыночной экономике огромна. И все изменения,
происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная
организация банковской системы необходима для нормального функционирования
хозяйства страны.
ГЛАВА
II. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН И РАЗВИТЫХ
ГОСУДАРСТВ
2.1. Анализ
взаимоотношений центральных и коммерческих банков
Национальный банк Республики Таджикистан (НБТ) — высший орган банковского
регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных
учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками НБТ стремится к
поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и
кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако
НБТ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его
соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности
/12, www.nbt.org/
Главная задача Национального банка Таджикистана
заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить
нормальное экономическое развитие страны, т. е. соответствие количества денег в
обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения,
увеличению количества и повышению качества производства разнообразной
продукции, расширению экспортно-импортных операций.
В Республике Таджикистан, по состоянию на 1 января 2004 года,
функционируют 13 банков, 5 кредитных товариществ и 7 банковских финансовых
организаций. По сравнению с 1 января 2003 года количество действующих банков не
изменилось, а небанковских финансовых организаций увеличилось на 1 единицу, в
связи с началом деятельности КТОО “Финансирование торговли” (Рис. 2.1.)
Коммерческие банки являются основными каналами практического
осуществления денежно-кредитной политики Национального банка. НБТ устанавливает
обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования
кредитных операций и денежного обращения.
Рис. 2.1. Составная часть банковской системы
РТ (на 2004г.)
Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием,
валютным регулированием и другими экономическими методами проведения кредитной
политики НБТ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод
прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.
Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан
постоянно хранить на отдельном счете в НБТ. Размер обязательных резервов в
процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в
НБТ устанавливаются Управлением НБТ.
Нормативные
значения и методика расчетов обязательных экономических нормативов, порядок
расчета и лимиты открытой валютной позиции, классификация кредитов и создание
резервов на возможные потери, метод их соблюдения и методика расчетов, формы
соответствующей отчетности и сроки ее представления устанавливаются
Национальным банком Таджикистана.
НБТ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения
банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления
бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций НБТ
имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их
деятельности, требовать разъяснений по полученной информации /12, www.nbt .org /
Опыт зарубежных
стран в развитии банковской системы может быть полезен для совершенствования
банковской системы Таджикистана.
Всем известно,
что Германия является одной из развитых стран мира, и ее банковская система
вполне может отражать всю сущность банковской системы развитых стран. Поэтому в
данной курсовой работе в качестве объекта сравнительного исследования выбрана
данная страна. Изучение деятельности банковской системы Германии путем сравнения
с нашей банковской системой может выявить многочисленные аспекты, которые
помогут нам разработать рекомендации по совершенствованию банковской системы
нашей страны.
Кредитные
учреждения сегодня занимают исключительно сильную позицию в общественной структуре
Германии /16, www.germany.ru/
Немецкий пример
представляет интерес, поскольку экономическая эффективность Германии основана
главным образом на стабильной денежной и валютной системе, либеральном
законодательстве и равновесии социальных интересов.
На начало 2004г.
в Германии насчитывается 550 частных банков (Privatbanken), около 720 общественно-правовых сберкасс (Sparkassen) с их головными институтами –
общественно-правовыми земельными банками (Landesbanken), а также 1.730 товариществ – организованных на
кооперативной основе народных банков (Volksbanken) и т.н. банков крестьянской взаимопомощи. (Рис. 2.2.)
Рис. 2.2.
Составная часть банковской системы Германии (на 2004г.)
Число самостоятельных,
с правовой точки зрения, кредитных институтов составляет 3.000. Из них 1000
относится к малым банкам с годовым оборотом менее 50 млн. евро. В Германии
насчитывается 60 тыс. филиалов банков, при этом одно банковское учреждение
приходится на 1.300 жителей. По плотности банковской сети Германия занимает
лидирующие позиции в мире.
В Германии
управление кредитными учреждениями осуществляют два самостоятельных ведомства —
Федеральный банк и Ведомство по надзору за кредитным делом. Между ними
законодательно распределено исполнение функций управления.
Федеральный банк
(Bundesbank) (Центральный банк Германии) состоит из центрального управления во
Франкфурте-на-Майне, девяти центральных банков земель в качестве главных
управлений и 182 отделений, которые Федеральный банк имеет в наиболее крупных
населенных пунктах. Компетенция и задачи Федерального банка определены
специальным Законом о Федеральном банке от 26 июля 1957 года
(Bundesbankgesetz).
Немецкий
Федеральный банк — федеральное юридическое лицо публичного права. Основной
капитал банка, полностью принадлежащий Федерации как носителю суверенитета
валюты, составляет 145 млн. евро.
Как и все
центральные банки других стран, Немецкий Федеральный банк регулирует с помощью
валютно-денежных полномочий, данных ему законом, денежный оборот и кредитное
обеспечение экономики с целью сохранения стабильности валюты, а также заботится
о банковском исполнении системы расчетов в стране и с заграницей. В своем
распоряжении он имеет целый ряд валютно-политических инструментов, применяемых
банком самостоятельно, без вмешательства других ведомств.
В органы
управления Федеральным банком входят Совет Центральных банков, Совет директоров
и Правления Центральных банков земель.
Верховный орган
Федерального банка — Совет Центральных банков — определяет денежную и кредитную
политику банка. Он выпускает общие директивы для ведения дел и
административного управления банком и разграничивает в рамках закона
компетенцию Совета директоров и Правлений Центральных банков земель, а в
отдельных случаях может давать им прямые распоряжения. В его состав входят
Президент и вице-президент Федерального банка, члены Совета директоров и
президенты Центральных банков земель. Председательствует на заседаниях
Президент, а во время его отсутствия вице-президент Федерального банка. Таким
образом, закон обеспечивает представительство всех экономических регионов
страны в высшем органе Федерального банка. Благодаря тому, что этот орган в
основном принимает решения простым большинством голосов, решения Совета Центральных
банков учитывают интересы не только центра, но и всех регионов страны.
Совет директоров
— центральный исполнительный орган Федерального банка, отвечающий за выполнение
решений Совета Центральных банков.
Роль Федерального
банка в германском обществе очень высока: по закону Совет Центральных банков и
Совет директоров приравнены к верховным федеральным ведомствам, то есть
министерствам Федерации, а Центральные банки земель — к уровню федеральных
ведомств.
Немецкий
Федеральный банк выполняет свою главную задачу по Обеспечению стабильности
валюты и осуществляет такие основные функция центрального банка, как
эмиссионный банк, банк банков, банк государства и управляющий валютными
резервами.
Для осуществления
банковской деятельности на территории ФРГ отделениям иностранных банков из
государств-членов ЕС лицензии не требуется, они подлежат контролю со стороны
государства, зарегистрировавшего банк. Деятельность отделения иностранных
банков из других государств подлежит контролю со стороны Ведомства по надзору
(как и деятельность национальных кредитных учреждений).
Сделав
сравнительный анализ мы пришли к выводу, что требования центральных банков к
коммерческим банкам в Германии одинаково как в РТ, то есть требования по
формированию уставного капитала, нормы обязательных резервов, соблюдение
финансовых нормативов и другие. Отличие есть только в том, что размер уставного
капитала, обязательных резервов и других обязательных нормативов выше, чем в
РТ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|