обеспечения бесперебойности
выполнения обязательств. Он предоставляется, как правило, в рамках
корреспондентских отношений. Механизм межбанковских корреспондентских отношений
предусматривает открытие корреспондентских счетов одними банками в других для
осуществления платёжных и расчётных операций по поручению друг друга /3,
стр.186/
Привлечение
межбанковского кредита осуществляется либо самостоятельно банком путём прямых
переговоров, либо через финансовых посредников. Если банки сами договариваются
о межбанковском кредите, то их отношения оформляются специальными договорами,
основная масса которых заключается на срок. В условиях инфляционных процессов
самые распространённые сроки межбанковского кредита – 3-4 месяца.
Также
коммерческие банки могут получить кредит от Национального Банка Таджикистана в
порядке рефинансирования и на конкурсной основе.
Среди активных
операций коммерческих банков выделяют: ссудные (включая факторинговые и
лизинговые сделки), инвестиции в ценные бумаги, кассовые и прочие.
Ссудные операции
составляют основу активной деятельности банка в размещении его ресурсной базы.
Они приносят банкам значительную часть их доходов.
Коммерческие
банки предоставляют своим клиентам разнообразные ссуды, которые можно
классифицировать по различным признакам: по типам заемщиков – ссуды
предприятиям, государственным органам власти, населению, банкам; по срокам
использования – возможны ссуды краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1
до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет); в зависимости от сферы функционирования
– ссуды в сферу производства и в сферу обращения; по отраслевой принадлежности
заемщиков – выделяют ссуды в промышленность, сельское хозяйство, торговлю,
транспорт; по характеру обеспечения – ссуды залоговые, гарантированные и
необеспеченные бланковые (основанные на доверии к заемщику); по методам
погашения различают ссуды погашаемые одновременно и частями.
Кредитные
вложения коммерческих банков в экономику страны очень положительно влияет на
ОАО «Банк Эсхата»
является одним из перспективных банков РТ, кредитные
Рис. 2.10. Кредитные вложения ОАО
«Банк Эсхата» в экономику РТ (2004г.)
Из всех кредитов,
вложенных в экономику Таджикистана, в промышленность вложено 17,66%, в сельское
хозяйство – 17,75%, в связь – 3,76%, в транспорт – 1,87%, в торговлю и
общественное питание – 5,55%, в коммерческую деятельность – 2,78%, в
здравоохранение и социальное обеспечение – 0,24%, физическим лицам – 47,5%,
ЖКХ – 0,03% и прочие – 2,86% (рис.2.10 )
А объем
привлеченных средств, как основного источника финансирования активных операций,
вырос за прошедший год в 2,5 раза, достигнув 18 863 909 сомони (с учетом
межбанковских кредитов) (на 01.01.2004г. - 7 609 287 сомони). Рост объема
привлеченных ресурсов практически по всем категориям депозитов в сомони и в
иностранной валюте обкусловлен ростом клиентсокй базы и повышением качеством
услуг.
В 2004 году
продолжали расти показатели как расходов, так и доходов Deutsche Bank.. Несмотря
на резкое снижение нетто процентного дохода в 2004 году, доход от основной
деятельности увеличился на 15% и составил 22,8 млн долл. США ( 19,4 млн долл.
на 31 декабря 2003 года). По состоянию на 31 декабря 2004 года активы банка
составили 17 134 тыс.долл. Прибыль за 12 месяцев 2004 года составила 17 769
тыс.долл. В течение прошедшего года капитал Банка увеличился с 75 568 до 81 812
тыс.долл.
Рис. 2.11. Кредитные вложения
Deutsche Bank в экономику России (2004г.)
Из всех кредитов немецкого
коммерческого банка Deutsche Bank, вложенных в экономику Росии, в органы
местного самоуправления – 47%, в производство – 12,%, в торговлю – 12,%, в
пищевую промышленность – 4%, и прочие – 18% были распределены. (рис.2.11.)
Deutsche Bank
занимает одно из ведущих мест на местном рынке облигаций по объемам торговли;
один из крупнейших валютных дилеров и один из крупнейших депозитариев в России.
В 2004 году
Deutsche Bank начал оказывать российским клиентам услуги по управлению крупным
частным капиталом. Показатели банка в области коммерческих банковских услуг в
2004 году были рекордно высокими: возросшие объемы операций стали результатом
проводимой работы по повышению качества продуктов, а также результатом
расширения масштабов деятельности клиентов банка.
ГЛАВА
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
3.1. Маркетинг
– как фактор повышения эффективности банковской деятельности
Переход к
рыночным отношениям, который в настоящее время является основным направлением
стабилизации экономики Таджикистана, основывается в первую очередь на
оздоровлении финансов и перестройке банковской системы, формировании и развитии
финансового рынка. Роль же новой банковской системы в продвижении страны к
рыночной экономике во многом определяется развитием маркетинга в данной сфере,
взаимоотношениями, которые складываются между различными банками, между банками
и их клиентами, а также формированием рынка банковских услуг, процентной политикой
и другой деятельностью банков.
Усиление
конкуренции и увеличение требований клиентов к банковским услугам приводят к
тому, что все большее число банков обращаются к маркетингу, разрабатывают
стратегические маркетинговые планы, чтобы адаптироваться к изменениям внешней
среды и обеспечить успех в конкурентной борьбе /7, стр.26/
В Таджикистане развитие маркетинга и в промышленности, и в сфере
банковских услуг происходит одновременно и в очень сложных условиях. При
отсутствии опыта, методических разработок, квалифицированных специалистов,
информационной среды каждая организация самостоятельно методом проб и ошибок
осваивает такую непростую область деятельности, как маркетинг.
Надо отметить, что в нашей стране конкурентная среда в сфере услуг
формировалась быстрее, чем в промышленности. Создание двухуровневой банковской
системы привело к образованию множества коммерческих банков. Несмотря на
существующие ограничения, на таджикский финансовый рынок выходят иностранные
банки. Можно с уверенностью говорить об образовании рынка покупателя в сфере
банковских услуг и о начинающейся борьбе за клиентов. Успех в этой борьбе будет
за теми банками, которые сумеют найти свои конкурентные преимущества,
индивидуальность и клиентуру, сумеют приспособиться к запросам клиентов и
создать новые потребности в банковских услугах.
Банковский маркетинг, следовательно, можно определить как поиск и
использование банком наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом
реальных потребностей клиентуры. Это предполагает четкую постановку целей
банка, формирования путей и способов их достижения и разработку конкретных
мероприятий для реализации планов. Главная задача банковского маркетинга
заключается в анализе процессов, происходящих на рынке капитала, то есть
непосредственно в сфере действия кредитно-финансовых институтов, особенно в
банковском секторе, и на рынке ценных бумаг, включая первичный рынок, вторичный
(фондовую биржу) и внебиржевой (так называемый уличный) рынок. Это необходимо
руководству банков для того, чтобы принимать гибкие решения, направленные,
прежде всего, на расширение банковской деятельности и соответственно на
увеличение прибылей /8, стр.365/
Цель банковского маркетинга создание необходимых условий приспособления к
требованиям рынка капитала, разработка системы мероприятий по изучению рынка,
повышение конкурентоспособности и прибыльности.
Как правило, банк
на основе анализа рынка капитала, изменений его объема, изучения
потребительских привычек, учета социально-психологических особенностей объектов
на территории составляет программу по привлечению средств (вкладов, депозитов)
и выдаче кредитов и ссуд. В этом смысле банк обязан определить общие принципы
стратегии конкурентной борьбы и конкретные способы овладения рынком сбыта.
Такой стратегией должны руководствоваться все подразделения банка.
Маркетинг в банковской сфере нацеливается на изучение рынка кредитных
ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование на этой базе
возможностей привлечения вкладов в банки, изменений в деятельности банка. Сейчас,
когда предприятиям и организациям разрешается открывать счета в любом банке,
расширяется основа конкуренции в банковском деле. Маркетинг направляется на
обеспечение условий, способствующих привлечению новых клиентов, расширению
сферы банковских услуг, заинтересовывающих клиентов во вложении своих средств
на счета данного банка.
Для привлечения
вкладчиков в условиях конкуренции банками используется процентная политика,
направленная на привлечение в рамках более длительного срока средств
предприятий, организаций, кооперативов и населения. Использование процентной
политики в маркетинге банков, в частности, установление и регулирование
процентных ставок, осуществляется с одновременным регулированием
процентных ставок за пользование предприятиями и организациями
кредитом. Задача маркетинга в этих условиях состоит в изучении спроса на
кредит, что невозможно без анализа финансового положения каждого предприятия,
клиента, определения сфер наиболее эффективного вложения ссудных средств, совершенствования
качества кредитного обслуживания клиентуры. Важна также оценка банками
состояния самофинансирования в корпорациях, компаниях и предприятиях. Высокий
объем накопления собственных источников за счет амортизации и прибыли, как
правило, снижает спрос на кредит, а сокращение самофинансирования предприятий
по тем или иным причинам (включая экономический спад, инфляцию) способствует
расширению этого спроса.
При проведении
прямого маркетинга упор делается на персональное обслуживание клиента. Данный
способ маркетинга нацелен на создание новых потребностей у уже имеющейся
клиентуры, поскольку адреса объектов прямого маркетинга для отправки буклетов и
другой рекламой информации, включений сообщений в телепрограмму составляются на
основе картотеки банка. С этой же целью применяют и новейший способ
информирования клиента - теле маркетинг, который явился продолжением
банковского обслуживания на дому, вызванного массовым распространением
персональных компьютеров. Установлено, что финансовые институты, используя теле
маркетинг, способны получить такой же доход, какой они имели бы при создании
нового отделения, но без многомиллионных инвестиций и с меньшими операционными
издержками.
Таким образом,
особенности продажи банковских услуг требуют разработок специальных приемов и
методов банковского маркетинга. Банковская практика показала, что наиболее
эффективным методом является тот, при котором продается не столько банковский
продукт, сколько способ решения проблемы клиента банка (снижение накладных
расходов, сокращение затрат рабочего времени, получение определенного процента
и т.д.). Особо следует отметить важность применения инструментов стимулирования
и продвижения инновационных продуктов как одного из методов банковского
маркетинга.
Специфика
предлагаемых банком продуктов требует от потребителей довольно высокой
экономической культуры, вызывает необходимость разъяснения содержания услуги
клиенту, усиливает значение такого фактора, как доверие клиентов. Ведь клиент,
как было сказано выше, доверяя банку свои деньги, вступает в сделку, течение
которой он не может контролировать. Следовательно, неосязаемый характер
банковской услуги как бы удваивается: это неосязаемые действия с неосязаемыми
активами.
Среда, в которой
формировались и развиваются коммерческие банки Таджикистана, представляет
сложное переплетение экономического, социального и политического кризисов,
усиленных противоборством региональных отраслевых (хозяйственных), политических
и криминальных структур. Глубокий затяжной спад производства, резкое снижение
доходов и покупательной способности населения, его сбережений к началу 90-х
годов решающим образом сказались на финансовой стратегии банков и
соответственно объектах межбанковской конкуренции /7, стр.290/
В свое время
коммерческие банки, ввиду жесткой денежно-кредитной политики Национального
Банка, столкнулись с ещё одной проблемой: недостатком финансовых средств.
Привлечение депозитов населения традиционно концентрировалось в Сбербанке,
поэтому большинство новых банков в поиске средств для ссудных и торговых
операций полагались на межбанковский рынок. Несмотря на возможность получения
значительной маржи в период высоких процентных ставок, только очень немногие
банки развивали национальную сеть филиалов для приёма вкладов населения. Эта
зависимость от межбанковского рынка также являлась источником нестабильности. В
том смысле, если банки и другие, конкурирующие с ними финансовые компании,
решали уменьшить свою подверженность рискам, то это приводило к массовому
изъятию вкладчиками своих депозитов.
В поисках оптимального
числа коммерческих банков на данном этапе (на дворе - начало 21 века) следует
признать, что количество банков - не единственная и не самая важная переменная,
которую следует принимать во внимание. Плотность сети банковских филиалов (рассчитываемая
по числу жителей на один филиал) столь же (или даже более) важна, как и число
банков. Более 13 коммерческих банков является одновременно и низким показателем
для Таджикистана, если учитывать размеры и численность населения страны, и
достаточно высоким показателем, если сравнивать с положением в банковском
секторе в начале перестройки.
В Таджикистане
конкуренция существует не столько между прямым и косвенным финансированием,
сколько между официальным и подпольным финансированием. Опыт большинства промышленно-развитых
стран показывает, что рынки капитала не могут процветать при слабой банковской
системе.
Проблема
инноваций в Таджикистане заключается не в придумывании совершенно новых, нигде
в мире не применявшихся операций, а в освоении и адаптации к местным условиям
уже хорошо известных в практике зарубежных банков операций.
На современном
этапе в сфере деятельности коммерческих банков наблюдается тенденция к
универсализации, что объясняется влиянием конкуренции. Для повышения
эффективности банковской деятельности банковское законодательство экономически
развитых стран стимулирует конкуренцию, создавая равные условия для
деятельности различных кредитных учреждений. В рамках данной тенденции (при
параллельном сохранении и развитии специализации) изменяется концепция
взаимоотношений банков с клиентами, создаются принципиально новые направления
развития банковского дела. Это выражается не только в увеличении числа
предлагаемых клиентам услуг, но и в качественном изменении структуры операций,
снижении удельного веса ссудосберегательных операций и увеличении объёмов
операций с ценными бумагами.
Конкуренция
побуждает банки ускоренно развивать нетрадиционные виды финансовых услуг,
которые дополняют их базовые операции. Речь идёт об участии банков (прямо или через
специализированные филиалы) в операциях финансового лизинга, кредитования под
залог недвижимости, покупке дебиторской задолженности (факторинг), гарантийных
операциях и т.д. Это позволяет многим банкам» ослабить давление конкуренции и в
определённой степени возместить потерю традиционных рынков и сокращение
процентной маржи.
Таким образом,
банк – это фирма, предоставляющая финансовые услуги, осуществляющая
профессиональное управление денежными ресурсами общества, а также выполняющая
другие многочисленные функции в экономике. Успех банка зависит от того,
насколько предоставляемые им финансовые услуги отвечают общественному спросу,
насколько они качественны и конкурентоспособны в ценовом отношении /8,
стр.658/
Для таджикских
банков инновации становятся не только критерием конкуренции, но и условием
выживания на рынке. Поэтому большое значение приобретает их способность
энергично приступить к реализации инновационного проекта и эффективно управлять
им.
Сфера инноваций в
области банковских технологий для таджикских банков чрезвычайно обширна. В её
рамках на сегодня наиболее актуальны следующие направления: программное и
компьютерное обеспечение, телекоммуникации, решение проблемы удалённого
доступа, информационная безопасность, универсализация услуг, выполнение банками
новых функций, обусловленных скоростью (временем) выполнения расчетно-платежных
операций. Для крупного банка компьютеризация отделов, внедрение специальной
банковской техники, подключение к международным коммуникационным системам,
осуществляемые в комплексе и сопровождаемые организационной перестройкой, –
необходимое условие работы банков на внутреннем и международном
кредитно-валютном рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|