Меню
Поиск



рефераты скачать Психологический климат как фактор успеха туристической деятельности

Во втором случае мы имеем дело с рефлексией - явлением, суть которого состоит во взгляде на самого себя и, я частности, в рассуждении от другого лица, в воображении себя на чужом месте. Рефлексия - обязательный прием в любой стратегии - военной, политической, шахматной.[4] Прибегая к рефлексии, субъект учитывает, что и объект может пользоваться ею. И тогда пытается разгадать, как объекту предоставляется ход его собственных, в том числе рефлексивных, рассуждений. Это уже двойная рефлексия. Чем глубже и дальновиднее стратегия, тем больше в ней уровней рефлексии.

Важная особенность рефлексии - осмысленность: рефлексия всегда требует постановки вопроса, рассуждения, а значит времени и условий для обдумывания. Следует предостеречь от формального использования рефлексии, когда рассуждения от лица объекта ведутся без учета его реальных интересов, ожиданий, зависимостей, а по существу - все с той же точки зрения субъекта, которая лишь приписывается объекту. "Представив" себя подобным способом на чужом месте, субъект легко убеждается в справедливости своих требований к объекту и приходит к выводу, что у того просто не может быть никаких возражений.[8] Сохранение же им позиций, не устраивающих субъекта, воспринимается как особая несговорчивость, упрямство, эгоизм. Чтобы по-настоящему встать на чужую точку зрения, надо хорошо представлять себе положение другого человека, его интересы, зависимости и в меру сил отрешиться (на время) от своих установок и взглядов на ситуацию. Hо это отнюдь не пренебрежение собственными интересами. Напротив, это лучшее средство их защиты. Действуя вслепую, без учета интересов окружающих, очень легко случайно нанести кому-то ущерб и оказаться втянутым в конфликт. Если же хорошо знаешь, чужое мнение, запросы, пристрастия, гораздо легче найти такие пути или способы удовлетворения собственных нужд, которые помогут избежать лишнего столкновения, выбор оптимального способа воздействия. Весь предшествующий разговор должен облегчить руководителю выбор такого способа воздействия на другого человека, который обеспечивает наибольший желаемый эффект при наименьшем риске неблагоприятных результатов.

Приведем ряд рекомендаций, которые могут быть использованы при решении этой задачи.[8]

А. В качестве первого и весьма действенного средства является бездействие - способность воздержаться от поступка, от высказывания, умение слушать не перебивая. Это позволяет уменьшить накал эмоций, обостряющих конфликт, затрудняющих взаимопонимание (даже и вне конфликта). Однако молчать, когда хочется говорить, не очень-то легко. К тому же собственные мысли, возражения, уточнения надо не просто сдерживать, а фиксировать в памяти для ответного слова и одновременно следить за ходом чужой мысли, чтобы не потерять предмет спора. Большим подспорьем в подобных обстоятельствах могут стать лист бумаги и карандаш в руках.

Б. Пользоваться в полемике только надежными безупречными аргументами. Иногда бывает соблазнительно в добавление к таковым присоединить для пущей убедительности еще один или несколько, и в ход идут не вполне надежные. Однако такое добавление нередко оборачивается поражением в споре, поскольку слабый аргумент немедленно становится мишенью для возражений, а опровержение хотя бы одного аргумента часто выглядит как опровержение всего доказательства.

В. Никакие заслуги не следует оставлять незамеченными. Даже те, что воспринимаются как должное. Однако оценки надо выносить по-разному: одного участника похвалить, другого - поблагодарить, третьему - сообщить, что о его поступке известно.

Г. Hе превращать похвалу в наказание: никогда не противопоставлять того, кого отмечаешь, другим, дабы их не сталкивать.

Д. Чтобы добиться чего-либо от человека, надо стараться вызвать у него соответствующее побуждение, действуя по формуле: "человек сам должен захотеть поступать так, как мне нужно".

Е. Выражая недовольство, делая замечание, не затрагивать личное достоинство человека - осуждать только поступки. Так, чтобы высказать человеку упрек, но не обострить с ним отношения, не следует говорить: "Ты эгоист!" Лучше сказать: "Ты ведешь себя, как эгоист". Такая фраза не только выражает недовольство поведением человека, но и дает ему понять, что оно не вяжется с более высоким представлением о нем. Это создает дополнительный стимул к изменению поведения - не только исправить поступок, бросающий на тебя тень, но и поддержать хорошее мнение о себе.[12]

Другой пример. "Ты обманываешь" и "Это неправда". Смысл как будто один и тот же. Hо в первом случае ложь неразрывна с се автором и значит становится его личной характеристикой. Вторая фраза относится только к какому-то отдельному высказыванию независимо от его источника. Она как бы допускает любые причины, по которым сказанное не соответствует истине, в том числе и не имеющие отношения к говорящему. Еще мягче прозвучит: "Это неверно". Здесь остается лишь фактическая оценка содержания и почти полностью устраняется моральное осуждение.

Человеку обычно далеко не безразлично, какие мотивы приписывают его поступкам окружающие. В зависимости от этого может меняться (порой диаметрально) все его последующее поведение.

Если в действиях человека усматривают положительные мотивы, это становится поощрением для продолжения его деятельности, повышает терпение, настойчивость в достижении результата. Признание мотивов положительными или извинительными облегчает человеку выход из неловкого положения, в которое он поставил себя своим поступком, позволяет ему без ущерба для собственного достоинства исправить ошибку, изменить поведение.

Приписывание отрицательных, низменных мотивов ущемляет достоинство человека и резко затрудняет выход из ситуации.

Безропотно принять замечание в подобном случае - значит согласиться с высказанным или подразумеваемым обвинением.[12] Это трудно еще и потому, что сам "обвиняемый" обычно видит нечто смягчающее его вину или вовсе извиняющее его, но не замеченное другими.

Столкнувшись с неблагожелательной оценкой своих намерений, человек обычно стремится оправдаться или защититься. Защита может заключаться в простом пренебрежении неприятным замечанием. Может быть отвергнуто само "обвинение" или право "обвинителя" на замечание подобного рода. Попытка оправдаться, а тем более активная защита, особенно против руководителя, приобретают нередко такую форму, которая затрагивает интересы и достоинство собеседника и тем самым ведет к конфликту. Подчеркнем, что порой бывает необходимо прибегнуть именно к более острым, лично ориентированным формулировкам, но делать это без достаточных оснований, по небрежности, когда гораздо больше пользы могли бы принести смягченные, тактичные выражения," и неразумно и некультурно.

Ж. Оценку чужих действий начинать с положительных моментов и лишь, затем высказывать критические замечания. Проявив внимание к успехам, достигнутым результатами, руководитель демонстрирует свою объективность и доброжелательность. Последующая критика с этих позиций, скорее всего, будет воспринята как справедливая. Если же сразу начать с осуждения какихто действий, то это вызовет настороженность, внутреннее (а иногда и явное) сопротивление, стремление оправдаться, противопоставить положительные стороны своего поступка. Такая критика может совершенно не дойти до адресата. И тогда вместо пользы она принесет вред. Высказав свои замечания, руководитель ждет, что они возымеют действие. Hо, не будучи принятой, критика, естественно, не меняет поведения критикуемого, а лишь создает у него эмоциональное напряжение, впечатление необъективного отношения и побуждает к защитным действиям. Отношения обостряются.

Чтобы обеспечить доходчивость и действенность критических замечаний, следует также позаботиться, чтобы психологический барьер не возник по ходу дальнейшего обсуждения. Для этого надо постараться предусмотреть все смягчающие обстоятельства, особые условия, которые критикуемый мог бы привести в свое оправдание, самому их назвать и, если требуется, аргументировано отвергнуть.

Критика - всегда сочувственная, доброжелательная и уважительная - должна звучать только тогда, когда она может быть воспринята по существу, без излишних эмоций.[6] Лучше воздержаться от справедливого замечания (временно или вообще), прейти мимо какого-то нарушения, чем вызвать нездоровую реакцию человека или группы.

Руководителю не следует бояться самокритики. Более того, она должна быть высказана до того, как в его адрес прозвучат претензии, особенно в тех случаях, когда критика не звучит, но мыслится участниками.

Строгость и объективность к себе лишь укрепят авторитет руководителя в группе. Hапротив, боязнь обсуждения своих действий, стремление скрыть, замолчать какие-то промахи-симптомы неуверенности в себе. Быть может, такому руководителю удастся избежать неприятностей в отдельных эпизодах, когда его ошибки останутся незамеченными. Но шило в мешке не утаишь. Рано или поздно подобный руководитель утратит и доверие группы и авторитет. Не надо стесняться показать свою заслугу - скромно и сдержанно, но весомо - там, где она оказалась незамеченной и не получила оценки. Это не только позволяет руководителю избежать впечатления "черной неблагодарности", но дает ему возможность Предстать перед группой в более полном освещении и способствует росту его авторитета. Участники, как правило, положительно принимают подобные действия: каждой группе хочется иметь хорошего руководителя, и все, что говорит в его пользу, радует всех ее членов.

Удалось ли добиться намеченного? Если да, то насколько, что именно определило успех?[2] Если нет, то почему, и нет ли возможности решить задачу другим способом или частично? Как представляется результат контакта объекту? Какие уроки можно извлечь из успеха или неудачи? Ответы на эти (и аналогичные) вопросы позволяют добиваться максимально возможных результатов, вносят систему в работу с людьми, способствуют скорейшему формированию опыта. Рассмотренные выше условия, способствующие успеху в работе с людьми, не изолированы друг от друга, а, напротив, выступают в неразрывной связи. Поставить реально выполнимую задачу во взаимоотношениях с человеком или группой невозможно без умения правильно оценивать людей, без знания своих способностей и возможностей. В то же время познание других- путь к углублению знания о себе, и наоборот. Вспомним известные слова К. Маркса: "...человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека.

Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку".[1]

Понять другого и разобраться в себе, а тем более оказать на кого-то целенаправленное воздействие, немыслимо без учета своих и чужих надежд и опасений. Hаиболее продуктивным их сопоставление становится с применением рефлексии. Hаконец учет достигнутого эффекта служит контролем степени владения перечисленными факторами и позволяет учиться на собственных ошибках и успехах.


Глава 2 Психологический климат- как фактор успешной деятельности в туристических фирмах


2.1. Исследование и анализ психологического климата в

туристических фирмах

 

При исследовании и анализе психологического климата в туристических фирмах я стала исследовать туристическую фирму «Роза ветров».

"Роза Ветров" - известная в Чите туристическая фирма, которая за 10 лет зарекомендовала себя как надежная стабильная компания, предлагающая самое большое количество туров за рубеж, по России, в том числе детские туры. Фирма сотрудничает с крупными московскими туроператорами, имеет множество наград за высокие показатели в работе. Туры, предлагаемые "Розой Ветров", отличаются широким диапазоном цен - от недорогих до VIР-туров, оптимальным соотношением цены и качества услуг. Благодаря высокой квалификации сотрудников и полной автоматизации их рабочих мест оформление документов занимает не более пяти минут. О деятельности турфирмы рассказывает Татьяна ЩУКИНА, генеральный директор ООО "Сибирское туристическое агентство "Роза Ветров". Деятельность этой турфирмы дает представление о структуре туризма в регионе. В общем объеме туров "Розы Ветров" туризм по России составляет лишь 16 процентов, 4 процента - это въездной туризм и 80 - зарубежный, причем 60 процентов - поездки в Китай.

В КНР из Читы эта фирма направляет самое большое количество туристов, доля "Розы Ветров" в продаже туров в КНР в регионе составляет 14 процентов. Китай - наш ближайший сосед, так что дорога обходится не слишком дорого, а страна чрезвычайно интересная. Ее великолепная природа, древняя культура, утонченное искусство всегда привлекали туристов. Их партнеры в КНР - ведущие туристические фирмы - отделения "Интуриста" в Пекине, Харбине, Маньчжурии. Вместе с ними мы разработали экскурсионные туры в Пекин и Харбин, туры на отдых в Бэйдайхэ и Дялянь, индивидуальные туры на остров Хайнань, поездки для родителей с детьми в Харбин и многие другие увлекательные путешествия. В Чите мы тоже принимаем китайских экскурсантов, сотрудничая в этой области в основном с коллегами в Маньчжурии. Приятно, что китайские партнеры отмечают высокое качество нашей работы.

Если говорить о внутреннем туризме, то наибольшей популярностью у клиентов пользуются путешествия на Байкал, в Приморье, отдых на Горном Алтае, в Новосибирской области, в Сочи, Анапе, Геленджике, экскурсии в Санкт-Петербург. Школьники летом чаще всего отправляются на отдых в Артек, Евпаторию, Приморье, а в зимние и весенние каникулы - в Москву, Петербург, Иркутск, по "Золотому кольцу". Дети из области приезжают посмотреть Читу. Есть много других туров.

В ближайшее время появятся новые туристические маршруты, разработанные совместно с турфирмами Владивостока и Улан-Удэ. Думаю, что клиентам понравится, например, международный тур "Транссиб-ДВ".

Благотворно отразилась на туристическом бизнесе политика государства по снижению налогового бремени, переход на упрощенную систему налогообложения позволил увеличить оборотный капитал. Теперь у есть собственный новый офис в центре города, это позволит нам усовершенствовать структуру деятельности. В наших планах создание информационной службы по туризму, собственного веб-сайта, благодаря чему клиенты смогут пользоваться самыми современными технологиями при выборе и приобретении турпродукта.

Компанией разработано множество маршрутов, включающих лечебно-оздоровительный туризм и санаторно-курортное лечение, помимо этого она специализируется на культурно-познавательных, экскурсионных, образовательных, приключенческих, горнолыжных программах, конгресс- и incentive-туризме. Занимается отправкой болельщиков на такие крупнейшие спортивные соревнования, как Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу, хоккею, гонки «Формула-1», теннисные турниры.

О коллективе этой туристической фирме хочется сказать что это удивительно слаженный коллектив. Где все поддержат того или иного сотрудника в не лучший для него момент. Когда заходишь в офис этой туристической фирмы так и бросаются в глаза всевозможные грамоты, благодарственные письма. Так же когда заходишь тебя встречают люди, которые действительно тебе рады и готовы помочь тебе и подобрать тот тур, который ты действительно хотел бы, и который будет подходить тебе и в материальном плане.


2.2 Методы исследования психологического климата


Социально-психологический климат – наиболее целостная психологическая характеристика группы, которая связана с особенностями отражения группой отдельных объектов (явлений и процессов), имеющих непосредственное отношение к совместной групповой деятельности.[17] К числу наиболее значимых объектов отражения относятся взаимоотношения «по горизонтали» и по «вертикали», содержание деятельности, некоторые ситуационные элементы деятельности. Особенности отражения членами группы этих объектов (явлений и процессов) и выступают в качестве эмпирических показателей психологического климата. Оптимизация психологического климата является важным резервом повышения эффективности групповой деятельности. Для разработки мероприятий по оптимизации психологического климата необходимо диагностировать его уровень развития и особенности, а также выявить те факторы, которые в данной группе могут быть использованы для коррекции и развития психологического климата.[15]


1. Наблюдение является одним из наиболее часто используемых в психологии исследовательских методов. Наблюдение может применяться в качестве самостоятельного метода, но обычно оно органически включается в состав других методов исследования, таких, как беседа, изучение продуктов

деятельности, различные типы эксперимента и т.д.Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация объекта. Наблюдение наряду с самонаблюдением является старейшим психологическим методом. Как научный эмпирический метод наблюдение широко применяется с конца XIX века в клинической психологии, психологии развития и педагогической психологии, в социальной психологии, а с начала XX века - в психологии труда, т.е. в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментатора нарушает процесс взаимодействия человека со средой. Тем самым для наблюдения особое значение имеет сохранение "внешней" валидности.[1]Различают несистематическое и систематическое наблюдение: несистематическое наблюдение проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии. Для исследователя, проводящего несистематическое наблюдение, важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях; систематическое наблюдение проводится по определенному плану. Исследователь выделяет регистрируемые особенности поведения (переменные) и классифицирует условия внешней среды. План систематического наблюдения соответствует схеме квазиэксперимента или корреляционного исследования (о них речь пойдет далее)[15].Различают "сплошное" и выборочное наблюдение: в первом случае исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения, во втором случае он обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов, например, фиксирует только частоту проявления агрессии либо время взаимодействия матери и ребенка в течение дня и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.