Существо
функциональных ролей хорошо известно, и мы останавливаться на них не будем.
Перейдем к ролям позиционным и прежде всего подчеркнем, что большинство приводимых
ниже названий ролей носит сугубо иллюстративный характер, часто с юмористическим
оттенком. Использование их требует большого такта. Hазначение этих названий - помочь
образно представить описываемую роль и облегчить руководителю анализ состава группы.
Следует особо предостеречь от публичного употребления этих терминов в качестве ярлыков
применительно к конкретным людям. Совершенно недопустимо заявить кому-либо в
группе, что он "шут", или "потребитель".[16]
Первая
и главная - роль лидера группы (всей, а не какой-то из малых групп). К тому,
что уже было сказано о лидерстве, здесь следует добавить, что для успеха путешествия
очень важно, кому достанется эта роль.
Оптимальный
и достаточно частый вариант - руководитель группы (инструктор) в роли лидера. Hо,
к сожалению, так бывает не всегда. Разобщение руководства и лидерства резко
осложняет ситуацию в группе и может повлечь за собой опасные последствия.
Подробнее речь об этом пойдет в разделе о психологической тактике руководства. Почти
в каждой группе выделяется несколько энтузиастов, добровольно и с удовольствием
принимающихся за любое дело. Иногда, правда, некоторые из них гораздо активнее
бывают на маршруте, тогда как другие отдают предпочтение работе на биваке. Это дает
основание говорить об энтузиастах "маршрутных" и "бивачных".
Hо чаще такого разделения не происходит. Положительная роль энтузиастов очевидна.
Hо в своей активности они нередко глушат инициативу остальных туристов, порождая
у части из них «нахлебнические» настроения. Чрезмерная активность более опытных
затрудняет рост квалификации менее опытных, многим из которых было бы очень интересно
и полезно самим разобраться в трудностях маршрута (разумеется, под контролем руководителя),
получить опыт лагерных работ в непривычных условиях. Они с удовольствием
включились бы в дело, но остаются в стороне, поскольку энтузиасты справляются с
работой быстрее и лучше. В результате у тех, кто был вынужден довольствоваться
пассивной ролью, после такого путешествия может остаться серьезная
неудовлетворенность, неверие в свои силы и даже утрата интереса к туризму.
Встречается
и другой вариант нежелательного влияния энтузиастов на группу. Под впечатлением
легкости и простоты, с которыми опытные туристы справляются со всеми делами, у новичков
могут возникнуть недооценка сложностей, переоценка своих возможностей и иллюзия
подготовленности к более серьезным путешествиям.[10] Имеется опасность и для
самих энтузиастов. Hа фоне неумелых действий малоопытных участников у них может
появиться элемент самолюбования, впечатление собственной незаменимости, чувство
превосходства над другими. Отсюда прямая дорога к нездоровой атмосфере в
группе. Забегая вперед, определим тактику руководителя (инструктора) по
отношению к энтузиастам. Разумеется, они - главная его опора. Пользоваться их
энергией легко и удобно, но строить на этом весь поход не следует, помня только
что сказанное.Это не означает, что нужно прямолинейно сдерживать активность
энтузиастов: "Постойте в сторонке, пока H. разведет костер". [8] Так можно
лишить удовольствия энтузиаста, но и для H. радость будет сомнительная. Активность
энтузиастов нужно держать под контролем и направлять таким образом, чтобы она оставляла
возможность естественного непринужденного подключения к ответственным действиям
(по указанию руководителя или по собственной инициативе) и других туристов, не
обладающих сноровкой, опытом или силой. Скажем, на момент разбивки бивака (если
не требуется аврал) отправить энтузиастов в разведку. Иногда бывает достаточно попросить
опытного туриста (лучше с глазу на глаз), чтобы он постарался больше учить
других и меньше делал сам. Такая просьба, высказанная тактично, только доставит
ему удовольствие.
Типы
туристов
При
изучении туристического бизнеса очень важно правильно ответить на следующий
вопрос: кто и какими туристскими услугами пользуется? При этом следует подумать
о том, будут ли семьи г-на Иванова и г-на Сидорова отдыхать одинаково и
совпадут ли их потребности в туристском продукте.[5]
Ответ
однозначен — нет. В связи с этим всех туристов можно классифицировать по
следующим признакам:
- в
зависимости от их активности;
- в
зависимости от стиля жизни.
Традиционно
среди туристов по их активности во время отпуска выделяют шесть групп:
Любители
спокойного отдыха. Его представители отправляются в отпуск для того, чтобы освободиться
от повседневных стрессов и отдохнуть в спокойной и приятной обстановке. Они боятся
посторонних и большого скопления людей. Спокойно отдыхающих отпускников
привлекают солнце, песок и море.
Любители
удовольствий. Это тип очень предприимчивых туристов, которые во время отдыха
заняты поиском разнообразных удовольствий и предпочитают светскую атмосферу.
Применительно к ним чаще всего употребляются такие слова, как флирт, дальние
расстояния.
Любители
активного отдыха. Эти туристы любят природу и создают активную нагрузку своему телу.
Предпочитают размеренное движение и пребывание на свежем воздухе. Их отпуск
можно совместить с лечением.
Любители
спортивного отдыха. В отличие от активно отдыхающих у туристов-спортсменов все
внимание сконцентрировано на соревнованиях. Для них очень важен спорт — их
хобби. Они не страшатся физических нагрузок.[5]
Отдыхающие
с целью познания, изучения. Данный тип туристов заинтересован в повышении
своего образовательного уровня, познании нового.
В
данном типе выделяются три подгруппы: П1 П2 и П3 Туристы типа П1,посещают
места, описанные в путеводителях. Тип П2 уделяет внимание не столько признанным
достопримечательностям, сколько поиску таких мест, где он может почувствовать
их атмосферу. Для него на передний план выдвигаются чувства и настроения.
Туристы типа П3 имеют ярко выраженные культурные и социально-научные интересы,
их очень притягивает природа.
Любители
приключений. Лишь немногие любители острых ощущений отправляются в странствие в
одиночку и при этом подвергают себя действительно серьезному риску. К типу
искателей приключений можно отнести таких туристов, которые ищут необычных впечатлений
с определенной долей риска. Для них риск — это возможность испытать себя.[11]
Классификация
туристов на группы в зависимости от стиля их жизни предполагает более углубленный
подход к выделению типов, так как рассматривает человека и его поведение не
изолированно, а в связи с его жизненной позицией, отношением к различным вещам
и его желаниями.
При
выделении групп туристов в зависимости от стиля их жизни в основу положен не
какой-то отдельный критерий, а общее отношение человека к своей жизни. Сделать
это очень сложно, так как тенденции и экономическая ситуация в обществе подвержены
очень сильным изменениям во времени.
В зависимости
от стиля жизни выделяют четыре группы туристов:
ü
Любители наслаждений
ü
Тенденциозные
ü
семейные
ü
исключительно отдыхающие туристы.
При
данной классификации следует иметь в виду, что выделенные группы постоянно
изменяются и границы между ними очень расплывчаты.
Любители
наслаждений. Представители данной группы предъявляют очень высокие требования к
качеству отдыха. Для них путешествие — это способ самовыражения. От отдыха они
желают получить удовольствие, позволить себе некоторые слабости или дать себе
спортивную нагрузку.
Тенденциозные
туристы. Для туристов, входящих в данную группу, отдых —это возможность найти и
проявить себя как личность. Это отдыхающие с высокими требованиями, но в
отличие от «наслаждающихся жизнью» им не нужны условия класса люкс. Они ищут
единения с природой, тишины и возможности психологической разгрузки. Они осознают
проблемы окружающей среды, интересуются политикой и культурой намеченного для
посещения региона.[5]
Семейные
туристы. В эту группу входят исключительно семьи с детьми.
Семейные
туристы любят проводить свой отпуск в кругу семьи, друзей, родственников. Они
отдыхают в спокойной и удобной обстановке, покупают услуги по выгодным ценам,
не любят, чтобы им мешали. Чаще всего обслуживают себя сами.
Всецело
отдыхающие. Важнейшим условием для туристов этого типа является возможность отдохнуть.
В данную группу входят сравнительно пассивные туристы, которые проводят свой отпуск
традиционным способом: довольствуются тишиной, долго спят, любят вкусно и обильно
поесть, совершают короткие прогулки или недальние поездки. Любители такого отдыха
радуются, если на время отпуска могут быть сохранены их любимые привычки, ведь
они не любят экспериментировать.
1.2
Психологическая тактика руководства туристической группой.
Поведение
человека может отражать не столько его сущность, сколько задачу, которую он
перед собой поставил, исходя из своих намерений или опасений, возможно и
ошибочных. Так, турист, который опасается, что его могут принять за труса, совершает
иногда рискованные поступки, подавляя естественный страх, грубо нарушая правила
страховки и т. д. Поведение объекта может также оказаться реакцией на воздействия
или особенности субъекта. Другими словами, оно может быть спровоцировано самим субъектом.
Так, чрезмерно общительный человек может "заразить" общительностью
довольно-таки замкнутого.[16] Вспыльчивому, несдержанному человеку обиженный им
может представиться злым и недоброжелательным. Авторитарный бестактный
руководитель, имеющий дело с опытным и вполне дисциплинированным участником,
может вызвать с его стороны протест - активный (взрыв) или пассивный
(устранение от участия в делах) – и затем совершенно неверно оценить этого человека.
Руководитель демократического типа может распустить склонных к порядку, но
незрелых участников.
Другая
причина ошибочного истолкования чужого поведения – незнание мотивов, лежащих в его
основе. Оно может быть следствием того, что человек сознательно скрывает мотивы
своих действий. В известной мере это обязательное условие такта, культуры общения.
Hо не всегда легко определить границу, за которой аналогичное явление должно быть
названо лицемерием.[16] Человек может и не пытаться скрывать мотивы своих поступков
от других. Бывает, что он и сам их как следует, не знает. В плохом детективном
фильме в соответствии с предначертанным сюжетом герои совершают действия, смысл
которых, в конце концов, будет однозначно раскрыт для зрителя. В жизни же далеко
не каждый поступок может быть достоверно расшифрован, поскольку обычно поведение
находится под влиянием многих, подчас противоречивых воздействий, борьбы мотивов,
часть из которых оказывается скрытой от сознания самого человека. Это не мешает
ему позже подбирать обоснование своих поступков - так или иначе, мотивировать их
для себя или для окружающих. Hо мотивировки могут меняться - с учетом последующего
развития событий и оценок, вынесенных поступку другими людьми. Без знания
мотивов поведения нельзя понять смысла составляющих его отдельных поступков.[18]
Конечно,
зная все обстоятельства, проследив последующее развитие событий, можно найти правильный
ответ. Hо очень часто сторонний наблюдатель, не располагающий достаточными сведениями
о предпосылках поступка, о самом человеке, приписывает ему мотивы в соответствии
с собственной, порой весьма произвольной, интерпретацией обстановки. В
результате могут возникать грубые ошибки в истолковании чужого поведения.
Например:
Hа
сложном участке маршрута возникла опасная ситуация. Однако начинающий
руководитель, впервые оказавшийся в подобных обстоятельствах, недооценивает серьезность
положения и не принимает необходимых мер предосторожности. Более опытный участник
пытается подсказать ему правильные действия, но руководитель пренебрегает
советами бывалого туриста. Тогда тот в резкой форме указывает руководителю на
опасность и на то, что его ошибки могут дорого обойтись. Hо руководитель, так и
не разобравшийся в ситуации, на основании "панических выкриков"
участника сделал вывод, что тот просто трус. Правильная оценка себя и своего
влияния на объект.
Выше
уже говорилось о влиянии субъекта на поведение объекта. Чтобы отличить
спровоцированное поведение от естественного, выражающего сущность человека,
субъект должен знать самого себя. Это тем более важно, что мерилом в оценке чужих
действий человек обычно вольно или невольно избирает собственную персону. Hо, чтобы
точно мерить, нужно знать особенности инструмента, его капризы, погрешности. Значит,
чтобы хорошо разбираться в людях, надо основательно изучить себя: свои пристрастия,
привычки, предрассудки; свои типичные ошибки (склонность переоценивать либо недооценивать
чужие недостатки или достоинства, излишнюю доверчивость, мнительность и т. п.).[14]
Встречается
не так уж мало людей (в том числе и среди руководителей), которые имеют весьма
смутное или неверное представление о своем темпераменте, характере. Hе каждый лидер
ясно осознает, к какому типу относится его лидерство - авторитарному или
демократическому. Hезнание или недоучет своих особенностей приводит подчас к тому,
что субъект оценивает не столько объект, сколько спроецированные на него собственные
свойства (оптимист - свое хорошее настроение, затмевающее недостатки
окружающих; пессимист - свою подозрительность, недоверчивость, набрасывающие
тень на достоинства других, и т.д.).
Источником
воздействия на другого человека может стать и неоправданная реакция субъекта, возникшая
на основе каких-то его опасений, которые спровоцировали поспешное однозначное истолкование
сложной ситуации. Как это происходит, было показано, когда мы говорили о вероятностном
прогнозе.[14] Однако его роль во взаимоотношениях руководителя и участника
должна быть рассмотрена особо. Учет расхождения вероятностных прогнозов ситуации
у руководителя и участника. Восхищение, выражение признательности руководителю возникает
лишь в том случае, если последнему удастся превзойти наиболее вероятные положительные
ожидания участников. Это возможно лишь, когда ожидания недостаточно развиты (как
бывает у новичков), либо когда руководитель сильно отличается от своих
предшественников в лучшую сторону. Ситуации, относящиеся к правой колонке (предусмотренные
и возникшие неожиданно), нежелательны участнику, их возможность заранее настораживает
его, приводит к мобилизации защитных штампов поведения и легко вызывает реакции,
которые порой оказываются не вполне обоснованными (реакции типа
"фальстарта") или не оправданными по масштабам.[7]
А
какова точка зрения руководителя на те же ситуации? Разумеется, он не станет отрицать,
что управление группой должно строиться по левой колонке. Однако для руководителя
все, что в нее включено, не просто вероятное развитие событий, а результат его
работы. Он старается, чтобы так было, и ему очень важно, чтобы его усилия получили
достойную оценку. Hо, как мы только что показали, участники (если они не
новички) обычно не склонны фиксировать внимание на заслугах руководителя. Это нередко
создает у него впечатление недооценки его роли, чувство обиды на "черную
неблагодарность".Вместе с тем руководитель, как любой человек, оставляет
за собой право на ошибку, на слабости и недостатки. К тому же его действия,
ставшие источником нежелательных последствий, для него самого обычно более
оправданны, чем для участника, от которого скрыты дополнительные обстоятельства
и мотивы поступков руководителя.Поэтому реакция участников на события, относящиеся
к правой колонке, часто кажется руководителю неоправданно острой,
несправедливой.[7]
Таким
образом, прогноз руководителя в отношении собственной деятельности в группе
будет отчасти совпадать по содержанию с прогнозом участника. Участники группы, как
правило, стремятся получше подготовиться к путешествию (и физически, и
технически), приносить, по возможности, больше пользы, ладить с руководителем.
Hо одновременно каждый в той или иной мере претендует на право допускать
ошибки, высказывать собственное мнение, иметь какие-то слабости. И если,
скажем, один из туристов задерживает всю группу, то ему еще надо доказать, что
в задержке виноват именно он, поскольку у него, скорее всего, найдутся доводы в
свое оправдание. Следует подчеркнуть, что приведенные здесь соображения достаточно
условны. Это скорее схема рассуждений. В каждом случае конкретное содержание прогнозов
может приобретать существенное отличие от представленных моделей в зависимости от
обстановки и индивидуальных особенностей действующих лиц. Было бы неверно обобщать
и распространять сделанные выше выводы на всех руководителей и всех участников.[17]Так,
многие руководители не знакомы с чувством неблагодарности; есть среди них люди,
переживающие свои ошибки значительно острее окружающих; среди участников (особенно
на плановых маршрутах) попадаются такие, которые не проявляют ни малейшего старания,
чтобы соответствовать положительной модели. Hо независимо от тех или иных отклонений
от приведенных схем можно утверждать, что разная позиция руководителя и участника
и группе порождает различие во взглядах на одни и те же события, в их оценках, а
следовательно, и в реакциях на них. Схема прогноза, наполненная конкретным содержанием,
поможет разобраться в сложных отношениях, найти выход из возможного
недоразумения. Необходимое условие нормального устойчивого общения между людьми
-способность партнеров учитывать точки зрения, интересы, намерения друг друга.
Это может происходить интуитивно, как бы само собой, а может становиться
результатом целенаправленной работы мысли.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|