Психологический климат как фактор успеха туристической деятельности
Забайкальский институт предпринимательства Сибирского Университета
Потребительской Кооперации
Кафедра Социально-Культурного Сервиса и Туризма
Курсовая работа
По дисциплине:
Техника и технология в социально-культурном сервисе и туризме
Тема: «Психологический климат- как фактор успеха туристической
деятельности »
Выполнила:
Студентка
группы 852
Гавриленко
Д.С.
Проверила:
Ковалёва
Н.М.
Чита
2007
План курсовой работы
Введение
Глава 1 Формирование
психологического климата в туристических фирмах
1.1. Факторы формирования
туристической группы
1.2. Психологическая
тактика руководства туристской группой
Глава 2 Психологический
климат- как фактор успешной деятельности в туристических фирмах
2.1 Исследование и анализ
психологического климата в туристических фирмах
2.2 Методы исследования
психологического климата
Глава 3 Пути
совершенствования психологического климата
3.1. О развитии и
совершенствовании навыков общения
Заключение
Литература
Введение.
Конфликты
в группе могут не только испортить впечатление от путешествия, но и привести к серьезным
происшествиям. Важнейшим из факторов успеха является психологический климат в
туристской группе. Хотя психологические факторы не всегда учитываются при организации
путешествий. Результат работы инструктора по созданию благоприятной атмосферы почти
целиком зависит от его личных свойств, таланта, а действия опираются на
интуицию.
Успех
путешествия определяется целым комплексом условий. Для того чтобы путешествие было
успешным, оно, прежде всего, должно оправдать надежды, удовлетворить запросы
всех его участников. Каждый человек, отправляясь в путешествие, наряду с надеждами
имеет разного рода опасения неблагоприятного развития событий. Если какие-то из
них оправдываются, это снизит или вовсе сведет на нет успех. Кроме того,
реальность может преподнести и нечто не предусмотренное ни надеждами, ни
опасениями. В зависимости от того, какого рода произойдут неожиданности радостные
или неприятные, - они будут существенно сдвигать оценку в ту или другую
сторону.
Неожиданности
отрицательного плана, по сути дела, примыкают к опасениям: человек осведомлен о
принципиальной возможности неожиданных оборотов дела и опасается их, хотя не
знает конкретно, в чем именно они могут заключаться. Следовательно, надежды и
опасения, составляющие ожидания членов группы, являются основными инструментами,
с помощью которых измеряется успех путешествия. Однако этим роль ожиданий не
исчерпывается. Они в значительной степени определяют поведение и
взаимоотношения отдельных членов группы, что само по себе имеет важное значение
для того. как будет происходить и чем закончится путешествие. Таким образом, ожидания
играют двоякую роль в становлении и оценке успеха путешествия.
Объекты
исследования – психологический климат
Цель исследования
– доказать что психологический климат является фактором успеха туристической
деятельности
Задачи курсовой
работы: изучить факторы формирования туристической группы и психологическую
тактику руководства, проанализировать методы исследования психологического
климата, выявить психологический климат в туристических фирмах, рассмотреть
пути развития и совершенствования навыков общения.
Глава
1 Формирование психологического климата в туристических фирмах
1.1 Факторы формирования туристической группы.
Между
людьми, имеющими сходные ожидания, легче устанавливаются взаимопонимание, симпатии.
Происходит их сближение, объединение в первичную группу. Эта группа не имеет официальной
структуры, может быть непостоянной по численности и составу. Чем крупнее туристская
группа, тем больше образуется в ней малых групп. Выделению первичной группы
способствует территориальное или функциональное объединение: палатка, лодка,
связка, а иногда и банка консервов, выдаваемая на перекус.
Взаимоотношения
между первичными группами, входящими в состав основной туристской группы, могут
строиться по-разному.
В каждой
малой группе обычно происходит противопоставление остальным на основе объединения
своей группы, подразделение на "мы" и "они". Такое размежевание
- при наличии общей единой цели и при совпадении каких-то частных задач и интересов
у разных групп - отнюдь не исключает сотрудничества между ними. Продуктивному
взаимодействию малых групп способствует, во-первых, возникновение интереса, внимания
к другим группам или отдельным их представителям и, во-вторых, желание привлечь
'внимание к себе, произвести впечатление на других. Признание у окружающих, внешний
престиж - обязательное условие внутригруппового благополучия. Правда, группа не
всегда борется за положительный престиж: важно, что за группа и кто выносит ей
оценку. (Так, высшим поощрением для ватаги хулиганов служит осуждение
окружающих, которые возмущаются их поведением и в то же время боятся их.) Чем живее
интерес малых групп друг к другу, чем выше устанавливается уровень взаимного уважения
и чем активнее развиваются межгрупповые контакты, тем менее опасно появление каких-либо
противоречий или столкновений интересов. Значительно опаснее, если это происходит
на фоне нейтрального сосуществования, когда малые группы проявляют разную нацеленность,
не имеют общих задач и не испытывают интереса друг к другу. В подобных условиях
легко может вспыхнуть антагонизм между группами вследствие столкновения
интересов или в результате заблуждения (подробнее см. в разделе о конфликтных
ситуациях). Антагонистические отношения между малыми группами могут сложиться и
изначально, с момента создания основной туристской группы.[1]
Общие
нормы, стиль и "почерк" всей группы формируются из сочетания влияний каждой
малой группы и представляют как бы "равнодействующую"отдельных
группировок. Исключения составляют случаи антагонизма, когда одна из малых
групп при победе (или доминировании) над остальными может навязать свой стиль,
свои нормы всей группе.
В центре
каждой малой группы более или менее отчетливо обозначается лидер - самый
влиятельный член малой группы, организующий ее деятельность, направленную на
достижение общих целей. Лидер - выразитель групповых интересов и оценочных
мнений, блюститель норм, принятых в этой группе. Он может выдвигаться изнутри -
из числа объединившихся на равных членов группы, а может доминировать с самого
начала, собирая группу вокруг себя. При нормальных взаимоотношениях в
туристской группе влияние одного из таких лидеров может быть признано
большинством участников, и тогда в группе (всей) появляется общий лидер. Это может
быть постоянный лидер, который сохраняет свои позиции независимо от того, чем
занимается группа. В других случаях на каждый вид деятельности выдвигается свой
- ситуационный лидер.
Hапример,
на марше диктует темп, выбирает путь один турист, бивачными работами дирижирует
другой, вечером у костра задает тон третий и т. д.
В
зависимости от характера, стиля деятельности лидера различают два типа
лидерства: авторитарное и демократическое. Авторитарный лидер заметен в группе сразу.[9]
Он резко доминирует над остальными членами, уверен в себе, пользуется непререкаемым
авторитетом. Его почитают, им восхищаются. Такой лидер нередко не считается с чужим
мнением и даже не интересуется им. Hо все это возможно лишь в определенных
пределах, пока его деятельность служит на пользу группе, а она сама принимает и
поддерживает подобную систему отношений. Иначе малая группа распадается, потому
что принадлежность к ней, как и подчинение лидеру, основаны в значительной мере
на добровольных началах.[7] По-иному выглядит деятельность демократического
лидера. Распознать его в группе бывает не так-то просто. Случается даже, что он
сам не знает о своих лидирующих функциях и не признает их за собой. Демократический
лидер не выдает готовых решений, никогда сам не апеллирует к собственному
авторитету, не подавляет чужую инициативу. Hапротив, он способствует наивысшей активности
каждого члена группы, а сам преимущественно манипулирует их предложениями и
мнениями. Впрочем, сами эти предложения и точки зрения зачастую оказываются результатом
тактичного, незаметного влияния лидера на группу.
Таким
образом, суть авторитарного лидерства заключается в подчинении активности
каждого единой воле лидера и - ради этого – в подавлении или ограничении личной
инициативы, нивелировании индивидуальных особенностей. Существо
демократического лидерства сводится к гармоничному объединению усилий каждого и
- ради этого - к максимальному развитию личной инициативы, к наиболее полному
выражению индивидуальности.
Какому
же типу лидерства отдать предпочтение?
Преимущества
демократического лидерства очевидны. Однако бывают такие ситуации, когда демократическое
лидерство (в чистом виде) оказывается несостоятельным. Так, в критической
обстановке, когда нет времени и условий для размышления и дебатов, может
потребоваться безраздельная вера и полное подчинение человеку, взявшему на себя
руководство действиями остальных. Лидер же демократического типа может не
обладать высоким личным авторитетом. Ему иногда недостает решительности, уверенности
в себе, воли и энергии. Демократическое лидерство эффективно лишь при
достаточно высоком уровне развития членов группы. Оптимальный вариант лидерства
представляет соединение обоих типов в пропорциях, которые соответствовали бы обстановке,
свойствам личности самого лидера и конкретному составу группы.[14]
В
понятие "малая группа" входит любое объединение людей, когда между
ними устанавливается непосредственный личный контакт. Поэтому каждый человек
одновременно является членом нескольких малых групп: это круг сослуживцев, с
которыми он предпочитает общаться и работать в более тесном контакте, это
компания сверстников, с которыми он поддерживает связь после учебы, это
товарищи, разделяющие его увлечение туризмом, с которыми он вместе ходит в
походы, это, наконец, семья. Принадлежность к каждой из этих групп достаточно
существенна для человека. Ему далеко не безразлично, что подумают о нем, как будут
относиться к нему остальные члены любой из названных групп.
Группа,
мнением которой человек дорожит, принадлежность к которой старается сохранить,
называется референтной (или эталонной).
Степень
значимости групп для их членов может быть разной. Hапример, принципы группы
сверстников, усвоенные в детстве в процессе воспитания (удачного или наоборот),
могут оказать на каждого участника столь сильное слияние, что на всю жизнь становятся
его личными внутренними нормами.[7] Вместе с тем бывают и совершенно случайные группы
(например, люди в очереди, пассажиры в купе). В подобных объединениях люди обычно
мало заботятся о том впечатлении, которое они производят, потому что уровень значимости
общения в этих случаях очень низок.
Группы
воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими групповых норм, т. е.
осуществляют социальный контроль. Для этого используются разные средства: положительные
- типа общего признания, уважения, почитания, одобрения и отрицательные - санкции,
начиная с удивления и подшучивания и кончая физическим воздействием.
Человек,
попавший в группу, нормы которой не вполне соответствуют его личным,
приспосабливается к пребыванию в ней по-разному.
Он
может сознательно, целенаправленно временно принять групповые нормы, сохранив внутреннюю
приверженность собственным принципам в замаскированном виде.[14] Человек поворачивается
к группе лишь несколькими своими гранями, остальные остаются в тени, не
выпячиваются. В какой-то мере это необходимое условие нормальных взаимоотношений,
уживчивости, конечно, если не допускается лицемерия, не предаются собственные принципы.
В противном случае речь уже идет об откровенном приспособленчестве.
Другой
вариант адаптации к групповым требованиям заключается в стихийном внутреннем
отказе от прежних собственных норм в пользу новых, групповых, которые, впрочем,
так же легко могут уступить место следующим.Человек весь целиком и полностью принадлежит
группе, но легко может поменять принадлежность к одной группе на принадлежность
к другой.[4] Однако человек не обязательно подчиняется групповым нормам. Если он
не может (или не хочет) поступиться своими принципами или если мнение группы и
санкции, которыми она располагает, для него не существенны - тогда человек идет
на прямое игнорирование групповых норм и не принимает предъявляемых к нему
ожиданий.
Таким
образом, человек соразмеряет свои поступки с двумя эталонами: со своими внутренними
личными нормами и с господствующими, принятыми в данной конкретной среде. Образно
говоря, описанный механизм можно сравнить с двумя ситами, которые представляют два
компонента самоконтроля. Первый компонент - внутреннее сито, которое у человека
всегда с собой. Оно как бы часть его самого. Это его личное представление о
должном и дозволенном. Второй компонент - это сито, которым наделяет человека
окружение. У каждой группы свое сито, калибр отверстий которого зависит от
принятых здесь норм и ожиданий. Оценив условия и возможные последствия, человек
либо принимает, либо отвергает предлагаемое ему внешнее сито. Его поведение в конкретных
условиях зависит, в конечном счете, от того, какое сито из числа действующих в
данный момент "мельче" -внутреннее или внешнее. Если личные нормы
человека достаточно высоки, то он независимо ни от каких условий и
обстоятельств будет вести себя достойно. Человек, не разделяющий установившихся
моральных норм, в значимой ситуации также будет вести себя вполне прилично, демонстрируя
свою приверженность общепринятым принципам.[3] Однако такое поведение представляет
для него известную нагрузку. Человеку приходится "носить маску", которая
постепенно утомляет его. Он готов через силу оставаться в этой маске на службе,
в кругу "нужных" знакомых, где впечатление, которое он производит, может
иметь для пего важные последствия. Hо сев в трамвай, придя в магазин или
отправившись в путешествие с незнакомыми людьми, он с облегчением обнажает свое
истинное лицо. И если здесь ему предъявят те же ожидания, если его призовут соблюдать
"общие" правила, то он не просто отвергнет эти предложения, а
встретит их с раздражением, тем большим, чем больше чужды ему эти нормы.[12]
Плановая
туристская группа представляет собой временное и чаще всего совершенно случайное
объединение людей: путевка, т. е. место в группе, приобретается каждым
участником на срок путешествия и независимо от других членов группы. Лишь иногда
люди отправляются уже готовыми компаниями. Случайность подбора определяет весьма
неустойчивые средние нормы, которые устанавливаются в такой группе. Сказанное в
значительной степени относится и к самодеятельной группе, собравшейся по объявлениям
в клубе туристов или каким-либо другим способом объединившейся незадолго до
путешествия и только ради данного путешествия. Конечно, для большинства участников
туристская группа обладает достаточной референтностью, и люди стараются
приспособиться друг к другу, по крайней мере, на срок похода. Hо встречаются и такие
лица, которые не желав принимать даже и "облегченные" нормы.
Остальные участники не являются для них значимыми, лицами. Применение же серьезных
санкций в туризме маловероятно и ограничивается случаями очень грубого
нарушения порядка.
Hе
заботясь о производимом впечатлении, не опасаясь нежелательных для себя последствий
своих поступков, человек ведет себя максимально свободно и выявляет свою истинную
сущность. Причем, вопреки распространенному мнению, это происходит в большей мере
не в момент преодоления природных трудностей (когда возможны мобилизация сил,
самоутверждение и, может быть, даже самолюбование), а при соприкосновении с
мелочами туристского быта.[13] Как человек держится на привале, как ведет себя
на биваке при лагерных работах, при раздаче пищи? Как дежурит, сколько места
занимает в палатке? Именно эти аналогичные вопросы позволяют в туристских
условиях быстро и надежно узнавать характер людей.
Ролевая
структура туристической группы.
Любая
совместная деятельность требует разделения функций между участниками. Существует
двоякое распределение ролей в туристской группе. Прежде всего, различают роли,
обеспечивающие жизнедеятельность группы и достижение ею основных целей. Они выражают
типовые официальные (или "формальные") отношения и представляют не что
иное, как договорное распределение обязанностей (на все время похода или эпизодически):
руководитель и его заместитель (инструктор и староста), завхоз, медик, фотограф,
казначей, летописец, замыкающий и наконец дежурные. Все эти роли можно назвать
функциональными.[7] Они одинаковы почти во всех группах, хотя, конечно,
исполнение их в большой мере зависит от того, кто именно и как возьмется за дело.
В процессе совместной деятельности конкретных участников между ними возникают индивидуальные
личные (или межличностные, "неформальные")отношения, которые
оказывают существенное влияние на взаимную расстановку людей в группе. Несмотря
на многообразие и неповторимость возникающих при этом комбинаций, все же
удается отметить какие-то более часто встречающиеся варианты, типичные
сочетания. Это позволяет выделить роли второго типа. Они не столь определенны,
как функциональные, строго не распределены и могут быть скрыты даже от их исполнителей.
Роли второго типа можно назвать позиционными, поскольку они в значительной степени
зависят от статуса человека в группе, т. е. от той позиции, которую занимает он
сам и которую ему отводят остальные.[15]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|