Таблица 2. Анализ и интерпретация результатов по тесту
«Автопортрет» (выборка 26 чел.из Табл.1.)_
№п/п
|
Имя Фамилия
|
Возраст
|
Индивидуальное представление об «Я- образе»
|
Я-реальное
|
Я-идеальное
|
Я в будущем
|
1.
|
Настя А.
|
12
|
13
|
10
|
10
|
2.
|
Денис А.
|
13
|
8
|
8
|
8
|
3.
|
Юля А.
|
14
|
10
|
10
|
12
|
4.
|
Лена Б.
|
15
|
12
|
11
|
11
|
5.
|
Яна В.
|
12
|
12
|
12
|
12
|
6.
|
Артур Г.
|
12
|
7
|
9
|
7
|
7.
|
Таймас Г.
|
13
|
8
|
9
|
9
|
8.
|
Люба Г.
|
12
|
13
|
12
|
12
|
9.
|
Наташа Ж.
|
11
|
9
|
9
|
9
|
10.
|
Руслан И.
|
17
|
14
|
12
|
14
|
11.
|
Ринат М.
|
15
|
6
|
6
|
6
|
12.
|
Ксюша М.
|
11
|
9
|
10
|
11
|
13.
|
Рината О.
|
17
|
10
|
9
|
9
|
14.
|
Валя О.
|
11
|
12
|
9
|
-
|
15.
|
Серёжа О.
|
12
|
11
|
11
|
11
|
16.
|
Тоня П.
|
12
|
10
|
10
|
8
|
17.
|
Слава П.
|
13
|
9
|
9
|
10
|
18.
|
Витя С.
|
12
|
8
|
10
|
10
|
19.
|
Катя С.
|
10
|
|
|
|
20.
|
Юля С.
|
16
|
6
|
6
|
4
|
21.
|
Булат У.
|
17
|
9
|
6
|
9
|
22.
|
Таня Х.
|
12
|
14
|
13
|
-
|
23.
|
Паша Х.
|
10
|
10
|
9
|
7
|
24.
|
Аня Х.
|
17
|
11
|
10
|
10
|
25.
|
Саша Ш.
|
11
|
9
|
10
|
10
|
26.
|
Нина Ш.
|
16
|
11
|
11
|
11
|
|
|
|
|
|
|
Анализ свидетельствует о следующем:
1. Значительная часть ребят (62%
от выборки) считают себя в настоящий момент младше по возрасту, чем они есть на
самом деле (12% считают себя старше и 26% реально соотносят себя со своим психологическим
временем). Этот факт, сам по себе, свидетельствует об инфантильности ребят.
2. Наиболее значимым и
комфортным состоянием большинство детей считает свое прошлое (54% от выборки);
для 12% - значимо настоящее и 34% возлагает надежды на будущее.
3. Для некоторых ребят образ
самого себя заряжен отрицательно, они не принимают и не любят себя (В прошлом
– 6 «не-я» из 26 «Я»(23%); в настоящем – 8 «не-я» из 26 «Я»(31%); в будущем -
8«не-я» из 26 «Я»(31%)).
4. Трое ребят вообще отказались
от задания, мотивируя отказ неумением. Исследователь предполагает, что дети в
данном случае использовали механизм психологической защиты – избегание, который
в свою очередь свидетельствует об определённых внутриличностных проблемах.
В процессе работы
некоторые ребята пытались переговорить друг с другом, некоторые рассуждали
вслух, можно было заметить, что, как ни странно, все самое лучшее некоторые
ребята оставляют все-таки в прошлом.
Во окончания практического
задания автор курсовой работы побеседовал с ребятами о том, каким они
представляют собственное будущее.
Результаты беседы помещены в
главу 3.
Кем в будущем видят себя современные
подростки?
Когда разговор с витебскими
школьниками зашел о профессиях, то, безусловно, наиболее ярко и красочно
подростки представляют профессии мира культуры, искусства, науки. В этом ряду
цирковой номер, модели высокой моды, сцены кукольного спектакля соседствуют с
тематикой традиционных промыслов, компьютеризацией, героикой освоения космоса.
Что до повседневности, то ее представили практически все отрасли и сферы
деятельности. На первом плане здесь здравоохранение, транспорт, строительство,
армия.
Но не все ребята представляют, кем
хотят стать. Многие не знают сущности многих профессий. Некоторые выбирают
будущие профессии по профессиям своих родителей.
В процессе беседы прозвучал вопрос о том, чего ребята бояться в
будущем?
Наибольшую угрозу для здоровья и
жизни, по мнению подростков, представляют инфекционные болезни, войны,
экологическая обстановка, террористические акты. У взрослых: экологическая
обстановка, войны, инфекционные болезни, террористические акты,
безденежье.
На вопрос «Как вы думаете, сможете ли
вы повлиять на то, чтобы ситуация в будущем улучшилась?» почти 90% ребят
ответили утвердительно.
«Что вы могли бы предпринять для
состояния мира во всем мире?» Ребята отвечают: проводить побольше массовых
международных мероприятий, которые могут вызывать радость: концертов, ярмарок,
выставок, спортивных состязаний.
Удивление у автора работы вызвало то,
что большинство ребят уверено в том, что каждый из них сможет повлиять на
будущее своей страны.
Кстати, в ответах ребят ни раз звучали слова «наша Беларусь»,
«наша Родина», что говорит о том, что у ребят значительно развит патриотизм и
любовь к своей стране. Во многом это достигается путем проведения в школе
тематических мероприятий на тему «Беларусь мая Радзiма” и т.п.
На вопрос на кого вы хотели бы быть
похожими в будущем ребята отвечают: на родителей, на дедушек и бабушек
(рассказывают о войне и участии в военных действиях их близких), старших
братьев и сестер.
Как ни странно, немного ребят хотят
быть похожими на героев книг и кинофильмов. Многие ребята ответили на этот
вопрос так:
Артур Г., 12 лет.: Я не хочу ни на кого быть
похожим.
Слава П. 13 лет.: Я хочу стать водителем. У
меня нет кумира, мне просто нравятся большие машины, скорость.
Как ни странно, в будущем ребята
хотят иметь большие семьи, в которых будут воспитываться 2 и более ребенка:
Руслан. И., 17 лет: Я очень хочу иметь большую,
крепкую семью с большим количеством детей. Только я думаю, мне будет трудно
прокормить большую семью, поэтому я должен хорошо зарабатывать.
Юля А., 14 лет: Мне нужно отлично учиться,
чтобы получить хорошо оплачиваемую работу. Я хочу большую семью, с тремя
детьми, но, я думаю, я сама должна буду помогать мужу зарабатывать деньги.
Большая часть ребят отдает должное
тому, что для хорошего будущего нужно получить отличное образование.
На вопрос кто должен помочь ребятам в
будущем, многие назвали родителей:
Яна В., 12 лет: Я надеюсь, что мне помогут
мои родители. Я всегда советуюсь с ними, когда решаюсь на что-то. Они всегда
дают мне правильный ответ.
Многие ребята рассчитывают исключительно
на себя:
Юля С., 17 лет: Я рассчитываю исключительно
на себя. Я всегда сама принимаю решения.
Нина Ш, 16 лет.: Я часто ошибаюсь, но я
привыкла учиться на своих ошибках. Мой опыт останется со мной. Мне кажется, так
мне будет проще жить в будущем.
Большинство девочек и девушек,
говоря о собственном будущем, слишком пассивно. Вместо том, чтобы что-то
предпринять самим, они позволяют событиям идти своим чередом.
Говоря о будущей карьере, девушки воспринимают
карьеру как личный рост, как самореализацию. Юноши же понимают под карьерой
престижные и перспективные должности. Юноши соотносят выполняемую ими работу
исключительно со своими представлениями о карьере, т.е. рассматривают ее как
продвижение по службе, преуспевание. Девушки разделяют два понятия:
выполняемую работу и карьеру. Работа для них осуществляется "здесь и
сейчас", а карьера является исключительно личной
целью, о результатах достижения которой может судить только сама девушка.
С самого детства мальчики настроены
на то, что они будут работать, чтобы по меньшей мере суметь прокормить себя.
Только незначительная часть женщин в девочек задумывается над этим вопросом.
Большинство же из них надеется найти ком-то, кто будет их содержать. Разница в
настрое и направлении мышления, вытекающая из различных представлений,
складывающихся еще в детстве, огромна.
Юноши рассматривают карьеру как
существенную составную часть своей жизни. Мальчики думают, что если возникают
какие-либо проблемы личном характера, то ищут возможности
"передергивать" личную и профессиональную "карты". Девушки
же настаивают на четком разграничении личных и профессиональных проблем, в
случае конфликта они однозначно выбирают тот или иной путь.
Другое типичное различие между
юношами и девушками относится к понятию "личная стратегия".
Ребята определяют ее как достижение
поставленной цели. Когда перед ними стоит новая задача, они постоянно задаются
вопросом: "Что мне это даст?" Это решающий вопрос, так как он ставит
на карту их будущее.
Элемент времени отсутствует в
рассуждениях у девушек. Они лишь думают о том, как можно лучше решить проблему
в данном месте и в настоящий момент, не учитывая, какие последствия эта
проблема будет иметь для них в будущем.
Уже во время игры в футбол мальчики
учатся тому, как необходимо
объединяться в команду, что можно выиграть и проиграть, что отдельные
члены команды могут иметь плохой характер. Ведь команда должна насчитывать
одиннадцать игроков!
Как правило, девочки не приобретают
опыта действовать в составе команды. Если они занимаются спортом, то
предпочитают одиночные виды спорта, такие, как конный спорт или теннис.
Большинство девушек никогда не узнает, что означает "командный дух",
они не учатся объединяться в группы и побеждать всем вместе. Поэтому на вопросы
о будущем девочки в основном говорят лишь о себе, в отличие от мальчиков,
которые уже в школьном возрасте представляют свою совместную команду с друзьями
(фирмы, компании, предприятия).
Следующим типичным различием в
мышлении мальчиков и девочек о будущем является их оценка риска.
Для юношей риск означает потерю или
прибыль, победу или поражение, опасность или шанс. Девушки оценивают риск как
принципиально отрицательный момент. Для них он означает потерю, опасность,
боль. По возможности они избегают риска.
В остальном девушки склонны в противоположность юношам в
своем рассуждении о будущем чаще всем придерживаться взгляда: "Я буду именно
такая, какая есть, нравится это другим или нет!"
В результате опроса можно сделать вывод о том, что разница в
мышлении девушек и юношей обусловливает то, что большое количество
мальчиков учатся ладить между собой, а девочки очень редко считают это
необходимым.
В заключение беседы автор курсовой работы поинтересовался: вы
хотите побыстрее стать взрослыми?
Громовое «Да» прозвучало в ответ. Это «да» может стать
заключением ко всей проделанной работе…
В заключение
курсовой работы следует сделать некоторые выводы и разработать некоторые
рекомендации.
В процессе курсового
исследования выявилось, что многие дети почти до последних выпускных классов
испытывают трудности с профориентацией. Многие из них, чтобы избежать проблемы
выбора, выбирают профессии своих родителей, многие старшеклассники выбирают
место учебы по признаку «там меньше конкурс», «там не нужно сдавать математику
которую я не знаю». Некоторые ребята, примерно знающие кем они хотят стать в
будущем, только поверхностно знакомы со структурой будущей профессии, ее
обязанностями и правилами.
Автор курсовой работы
предлагает решение этой проблемы. Скорректировать эмоциональные установки
вступающим в жизнь помогут профориентаторы. Каждая школа должна разработать
буклеты с описанием многих профессий, приглашать на классные часы
представителей разных профессий, преподавателей вузов и сузов и т.п.
Автор курсовой
работы считает, что снять же подростковую слепоту на мир востребованных
профессий информацией о потребностях рынка труда - задача общества.
Становление
самосознания, без которого невозможно формирование личности, - сложный и
длительный процесс, характеризующий психическое развитие в целом. Оно протекает
под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь
взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей самосознания детей
трудно верно реагировать на их поступки, выбрать соответствующее порицание или
поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Огромное значение в
становлении личности ребенка играет семья и родители. Но никак не обойтись и
без влияния общества и государства.
Для того чтобы
максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи
на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические
факторы, имеющие воспитательное значение. Семье необходимо:
-
Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
-
Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни
сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
-
Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно
принимать решения;
-
Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
-
Уважать право ребенка на собственное мнение;
-
Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к
равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным
опытом;
-
С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру
и самосовершенствоваться.
Как показало курсовое
исследование – у детей в целом радужные представления о собственном будущем, и
задача государства – оправдать все надежды детей и сделать все возможное, чтобы
каждый ребенка получил хотя бы минимум – отличное образование.
Немалую роль в становлении
ребенка, как личности, играет школа, которая является настоящей путевкой в
будущую жизнь учащегося. От того, как школа научит ребенка общаться,
чувствовать себя в обществе, проинформирует о нравственности и добре, расскажет
и познакомит с миром профессий зависит то, каким будет будущий гражданин нашей
Республики.
1. Альманах психологических
тестов. Рисуночные тесты. Под ред. Р.Р. и С.А. Римских., М.,1997.
2. Белопольская Н.Л.
Половозрастная идентификация. Методика исследования детского самосознания.,
М.,1995.
3. Бехтерев В. М. Сознание и его
границы. 1888.
4. Бодалев А. А. Восприятие и
понимание человека человеком. М., 1982.
5. Божович Л. И. Личность и ее
формирование в детском возрасте. М., 1968.
6. Божович Л. И. Этапы
формирования личности в онтогенезе - Вопросы психологии.—1979.—№ 2, 4.
7. Воловик В. М. Семейные
исследования в психиатрии и их значение для реабилитации больных. — В кн.:
Клинические и организационные основы реабилитации психических больных. Под ред.
М. М. Кабанова, К. Вайзе. М.,1980.
8. Выготский Д. С. Младенческий
возраст. Собр. сочинений. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 269—317.
9. Выготский Д. С. Мышление и
речь. Собр. сочинений. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.С. 5— 361.
10. Выготский Л. С. Избранные
психологические исследования. М., 1956.
11. Выготский Л. С. История
развития высших психических функций. Собр. сочинений.Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5—328.
12. Выготский Л. С. О
психологических системах. Собр. сочинений. Т. 1. М.: Педагогика,1982. С.
109—131. Т. 1.,М.: Педагогика. С. 78—98.
13. Выготский Л. С. Развитие
личности и мировоззрение ребенка. — В кн.: Психология личности. Тексты. Под
ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., 1982.
14. Кон И. С. Категория «Я» в
психологии. — Психол. журн.,1981, т. 2, № 3,с.25-37.
15. Кон И. С. Открытие «Я». М.,
1978.
16. Левин К.. Дембо Т„ Фестингер
Л., Сирс П. Уровень притязаний. — В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред.
Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея, М.,1982.
17. Леонтьев А. И. Деятельность.
Сознание. Личность. М.,1975.
18. Мещерякова С. Ю. Особенности
аффективно-личностных связей с взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье и
домах ребенка - Возрастные особенности психического развития детей.— М., 1982.
19. Мухина В.С. Возрастная
психология, М, 1997.
20. Мухина В.С. Психологическая
помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа – Вопр.
психологии,1989,№1,с.32-39.
21. Психологическая диагностика
детей и подростков. Под ред. К.М.Гуревича, Е.М. Борисовой., М.,1995.
22. Рабочая книга школьного
психолога. И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. Под ред.
И.В.Дубровиной, М., 1991.
23. Савонько Е. И. Оценка и
самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста, - Вопр.
психологии,1969. № 4.
24. Сафин В. Ф. Устойчивоть
самооценки и механизм ее сохранения. — Boпp. психологии, 1975, № 3.
25. Трусов В.П.
Социально-психологические исследования когнитивных процессов, Л., 1980.
26. Чамата П. P. К вопросу о
генезисе самосознания личности. — В кн.: Проблемы сознания. М., 1968.
27. Чамата П. Р. Об условиях и
путях формировании самосознания ребенка. М., 1956.
28. Чеснокова И. И. Проблема
самосознания в психологии. М., 1977.
29. Чеснокова И.И. Особенности
развития самосознания в онтогенезе. – В кн.: Принцип развития в психологии.,
М.,1978.
30. Шнирман А. Л. Формирование
отношений к коллективу и pазвитие самосознания старших школьников.—Изв. АПН
РСФСР,1948, вып. 18.
31. Шорохова Е. В. Проблема «Я» и
самосознание. — В кн.: Проблемы сознания. М„ 1966.
32. Шорохова Е. В. Проблема
сознания в философии и естествознании. М., 1961.
33. Эльконин Д. Б. К проблеме
периодизации психического развития советского школьника. — Вопр. психологии,
1971,№ 4.
34. Энциклопедия психологических
тестов. Мотивационные, интеллектуальные, межличностные аспекты. Под ред. А
Карелина., М.,1997.
35. Юферева Т. И. Особенности
формирования психологического пола у подростков, воспитывающихся в семье и в
интернате - Возрастные особенности психического развития детей.— М., 1982.
[1] Ананьев Б. Г. К постановке проблемы развития детского
самосознания. — Изв. АПН РСФСР, вып. 18. М., 1948.
[2] Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском
возрасте. М., 1968.
[3] Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение
ребенка. — В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А.
А. Пузырея. М., 1982.
[4] Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического
развития советского школьника. — Вопр. психологии, 1971,№ 4.
Страницы: 1, 2, 3
|