Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей,
способностей, качеств и места среди других людей. Самооценка относится к
фундаментальным образованиям личности. Она в значительной степени определяет ее
активность, отношение к себе и другим людям. [15, стр. 125]
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет,
например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В
общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое
переживает человек по отношению к самому себе.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно (завышать либо
занижать свои успехи, достижения). Самооценка может быть высокой и низкой,
различаться по степени устойчивости, самостоятельности, критичности. [10, стр.
55 ]
Процесс
формирования глобальной самооценки противоречив и неравномерен. Это обусловлено
тем, что частные оценки, на основе которых формируется глобальная самооценка,
могут находится на разных уровнях устойчивости и адекватности. Кроме того, они
могут по-разному взаимодействовать
между собой: быть согласованными, взаимно дополнять
друг друга или противоречивыми, конфликтными. В глобальной самооценке отражается сущность личности.
Итоговым измерением Я, формой существования глобальной самооценки является самоуважение личности. Самоуважение — устойчивая
личностная черта, и поддержание его на определенном уровне составляет важную
заботу личности. Самоуважение личности определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует какие цели перед собой ставит.
Совокупность
таких целей образует уровень притязаний личности. В его основе лежит такая самооценка,
сохранение которой стало для личности потребностью. [14, стр. 126] Уровень
притязаний – это тот практический результат, которого субъект рассчитывает достичь
в работе. В своей практической деятельности человек обычно стремится к
достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой,
способствуют ее укреплению, нормализации. Как фактор, определяющий
удовлетворенность или неудовлетворенность деятельностью, уровень притязаний
имеет большое значение для лиц, ориентированных на избежание неудач, а не на
достижение успехов. Существенные изменения в самооценке появляются в том
случае, когда сами успехи или неудачи связываются субъектом деятельности с
наличием или отсутствием у него необходимых способностей. [10, с. 418]
Следовательно,
функции самооценки и самоуважения психической жизни личности состоят в том, что они выступаю
внутренними условиями регуляции поведения и
деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации
деятельности личность постоянно соотносит свои возможности,
психические ресурсы с целями и средствами деятельности.
Это имеет
огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения
норм поведения, следования положительным образцам.[13,с.79] Для шестилеток
характерна в основном еще не дифференцированная завышенная самооценка. К
семилетнему возрасту она дифференцируется и несколько снижается. Появляется
отсутствующая ранее оценка сравнивания себя с другими сверстниками. [17, с. 13]
Традиционно
главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы
приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность
семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в
течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на
личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней
закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем
наполовину сформировался как личность.
Семья может
выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора
воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что
никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки,
дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не
заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не
может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может
сделать семья.
Семья – это
особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую
роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители
нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса
неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу,
нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и
т.д. Благодаря тому, как семья относится к будущему своего ребенка, зависит и
представление ребенка о будущем.
Не секрет, что
некоторые дети оценивают свое семейное будущее так, как живет его семья,
сравнивает отношения мужчины и женщины с отношениями отца и матери в семье.
О том, кем видят
себя в будущем учащиеся-школьники пойдет речь во второй главе курсового
исследования.
В
исследовании принимали участие ученики средней школы «39 г. Витебска от 10-17
лет.
В
курсовом исследовании автор применил тест «Автопортрет». Ребятам было
предложено оценить себя в прошлом, настоящем и будущем. Результаты теста
приведены в Таблице 1.
Для
практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки
личности служит тест «Автопортрет». Тест адаптирован Р.Бернсом (США). «Вы
можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не
можете сделать это на работе. Все это отразится в вашем рисунке».
В
настоящем исследовании тест используется в двух аспектах: 1) Для выявлением
себя в рамках психологического времени. 2) Для выяснения особенностей «Я образа»,
представления о себе.
В
первом случае ребёнку предлагалась инструкция: «Нарисуй себя в прошлом (какой
ты был маленький); нарисуй себя в настоящем (какой ты сейчас); нарисуй себя в
будущем (каким ты станешь потом)».
Во
втором случае инструкция звучала так: «Нарисуй свой настоящий портрет «Я
реальное» (какой ты есть на самом деле); нарисуй свой идеальный портрет «Я
идеальное» (каким бы я хотел стать); нарисуй свой фантастический образ «Я
фантастическое» (каким бы я стал, если бы не было никаких ограничений).
В
обоих случаях каждому из воспитанников предоставлялся лист 11 формата невысокой
зернистости (сложенный пополам), простой карандаш М №2, а также коробка цветных
карандашей (как дополнительное средство выражения). Предлагалась одна из
изложенных выше инструкций с дополнительной фразой: «Если есть желание, можешь
раскрасить нарисованные автопортреты, если нет, оставь черно-белый вариант».
По
завершении рисования первого варианта методики «Автопортрет», каждому ребёнку
были заданы дополнительные вопросы поясняющего характера:
1.
Какого возраста нарисованный?
2.
Себя ли ты нарисовал?
3.
В каком из нарисованных состояний (прошлом,
настоящем или будущем) ты чувствовал бы себя наилучшим образом?
Обработка
теста «Автопортрет» была произведена по варианту изложенному в «Энциклопедии
психологических тестов».
Принципы
применения рисунка в психологической диагностике:
1.Для
детей младшего школьного возраста рисование является игрой; в атмосфере игровой
деятельности должно протекать и их рисование в рамках теста.
2.Следует
применять единый формат бумаги одинаковой зернистости и одинаковый рисовальный
материал, например, всегда карандаш №2, пастели одинаковых оттенков, цветные
карандаши нескольких цветов и т.п.
4.В
индивидуальной диагностике следует, прежде всего, исходить из рисунков, за
возникновением которых имелась возможность наблюдать.
6.Рисунок
следует рассматривать как результат деятельности. Эта деятельность может
(однако не должна) являться полем проекции интенсивных переживаний.
7.Больше
ошибок в психологической диагностике было вызвано преувеличенной проективной
интерпретацией рисунка, чем опущением проективной интерпретации.
8.Рисунок
никогда не следовало бы использовать в качестве единственного отправного пункта
проективной интерпретации.
9.Прожективные
тенденции следует проверять при помощи исследований, сопоставления с
результатами дальнейших испытаний и т.п.
10.Рисунок
может явиться индикатором как творческих способностей, так и патологических
процессов (функциональных и органических).
11.Рисунок
является тем менее надёжным указателем умственного развития, чем старше
ребёнок.
Таблица 1.Обработка теста «Автопортрет».
№п/п
|
Имя Фамилия
|
Возраст
|
Индивидуальное представление об «Я- образе»
|
Психологическое восприятие времени
|
Принятие себя
|
Наиболее значимое состояние
|
Я-вчера
|
Я-сегодня
|
Я-завтра
|
прошлое
|
Настоящее
|
Будущее
|
Прошлое
|
Настоящее
|
Будущее
|
Прошлое
|
Настоящее
|
Будущее
|
1.
|
Настя А.
|
12
|
10
|
12
|
11
|
7
|
13
|
23
|
Не-я
|
Не-я
|
Не-я
|
|
+
|
|
2.
|
Денис А.
|
13
|
7
|
11
|
10
|
2
|
13
|
24
|
Я
|
Я
|
Я
|
|
|
+
|
3.
|
Юля А.
|
14
|
10
|
10
|
10
|
7
|
8
|
15
|
Я
|
Не-я
|
Я
|
+
|
|
|
4.
|
Лена Б.
|
15
|
13
|
15
|
16
|
1
|
15
|
17
|
Я
|
Не-я
|
Не-я
|
+
|
|
|
5.
|
Яна В.
|
12
|
15
|
10
|
12
|
3
|
11
|
20
|
Я
|
Я
|
Я
|
+
|
|
|
6.
|
Артур Г.
|
12
|
12
|
8
|
14
|
1
|
10
|
20
|
Не-я
|
Не-я
|
Не-я
|
+
|
|
|
7.
|
Таймас Г.
|
13
|
14
|
14
|
14
|
6
|
13
|
24
|
Я
|
Я
|
Я
|
+
|
|
|
8.
|
Люба Г.
|
12
|
11
|
13
|
15
|
7
|
9
|
15
|
Я
|
Не-я
|
Не-я
|
+
|
|
|
9.
|
Наташа Ж.
|
11
|
12
|
14
|
16
|
6
|
10
|
13
|
Не-я
|
Не-я
|
Не-я
|
+
|
|
|
10.
|
Руслан И.
|
17
|
9
|
11
|
9
|
2
|
4
|
15
|
Я
|
Я
|
Я
|
|
+
|
|
11.
|
Ринат М.
|
17
|
10
|
12
|
14
|
6
|
15
|
25
|
Я
|
Я
|
Я
|
+
|
|
|
12.
|
Ксюша М.
|
11
|
11
|
11
|
14
|
2
|
9
|
12
|
Я
|
Я
|
Я
|
+
|
|
|
13.
|
Рината О.
|
8
|
15
|
11
|
14
|
2
|
8
|
12
|
Не-я
|
Я
|
Я
|
+
|
|
|
14.
|
Валя О.
|
11
|
13
|
15
|
17
|
1
|
10
|
20
|
Не-я
|
Я
|
Я
|
|
|
+
|
15.
|
Серёжа О.
|
12
|
16
|
16
|
17
|
1
|
7
|
13
|
Я
|
Я
|
Я
|
|
|
+
|
16.
|
Тоня П.
|
12
|
21
|
24
|
24
|
5
|
12
|
15
|
Я
|
Не-я
|
Не-я
|
+
|
|
|
17.
|
Слава П.
|
13
|
11
|
14
|
15
|
1
|
10
|
15
|
Я
|
Я
|
Я
|
|
|
+
|
18.
|
Витя С.
|
12
|
8
|
12
|
13
|
5
|
11
|
20
|
Я
|
Я
|
Я
|
|
|
+
|
19.
|
Катя С.
|
10
|
11
|
13
|
15
|
3
|
8
|
20
|
Не-я
|
Я
|
Не-я
|
+
|
|
|
20.
|
Юля С.
|
16
|
16
|
6
|
12
|
5
|
6
|
7
|
Я
|
Не-я
|
Не-я
|
+
|
|
|
21.
|
Булат У.
|
17
|
9
|
10
|
12
|
1
|
2
|
3
|
Я
|
Я
|
Я
|
+
|
|
|
22.
|
Таня Х.
|
12
|
13
|
13
|
16
|
7
|
12
|
18
|
Я
|
Я
|
Я
|
|
|
+
|
23.
|
Паша Х.
|
10
|
16
|
17
|
18
|
3
|
11
|
42
|
Я
|
Я
|
Я
|
|
+
|
|
24.
|
Аня Х.
|
17
|
13
|
14
|
14
|
2
|
7
|
17
|
Я
|
Я
|
Я
|
|
|
+
|
25.
|
Саша Ш.
|
11
|
7
|
9
|
13
|
5
|
12
|
33
|
Я
|
Я
|
Я
|
|
|
+
|
26.
|
Нина Ш.
|
16
|
11
|
12
|
14
|
4
|
5
|
6
|
Я
|
Я
|
Я
|
|
|
+
|
Страницы: 1, 2, 3
|