Представление учащихся о собственном будущем
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету:____________
на тему:
«представление учащихся о собственном будущем»
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
ДЕТСТВО КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 5
1.1
Исторический анализ понятия "детство". 5
2.1
Эмоции и самосознание учащихся. 10
ГЛАВА
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ О СОБСТВЕННОМ БУДУЩЕМ.. 15
ГЛАВА
3. БУДУЩЕЕ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 29
Семья, молодежь,
дети... Для народов всего мира эти три категории святы. На них ориентируется
государственная политика, благодаря им существуют и развиваются государства.
Может быть, мы еще не до конца осознали важность инвестиций "в
молодежь", новое поколение нашего общества?
Социологи и
экономисты утверждают, что все затраты на поддержку юных окупаются не раньше,
чем через 30 лет. Это утверждение, на мой взгляд, спорно. Однако ясно одно -
результаты наших усилий мы увидим не завтра. Так стоит ли... Стоит. Мы живем в
непростых экономических условиях, нас всех одолевают проблемы. Но жить только
сегодняшним днем нельзя, иначе эти проблемы обязательно умножатся. Без
революций и катаклизмов изменить наше общество, нашу жизнь смогут только они -
новое поколение. Уже сейчас дети и молодежь знают - их будущее зависит от них
самих. Задача взрослых - помочь, подсказать, не остаться в стороне. А значит
надо, чтобы на страницах городских газет, телевидении и радио обсуждались
детские, молодежные и семейные проблемы. Тем для дискуссий более чем
достаточно.
Детство—период,
когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие
психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей,
жизнеспособность и целеустремленность. Все это является основой будущего
человека.
Проблеме
осознания будущего ребенка посвящено немало исследований в отечественной
психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп
вопросов. В работах Б. Г. Ананьева[1]
, Л. И. Божович[2],
Л. С. Выготского,[3]
в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о
становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В
другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде
всего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками
окружающих. Исследования А. А. Бодалева по социальной перцепции заострили
интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.
Целью курсовой работы является
проанализировать особенности представления учащихся о собственном будущем.
Актуальность курсовой работы заключается
в том, что наше будущее в руках современных детей и подростков. От того, что
будет заложена в детей обществом, государством и семьей сегодня зависит то,
какими будет наше будущее завтра. Выявить проблемы, с которыми сталкиваются
дети сегодня – основная задача государства. Не секрет, что многие учащиеся
опасаются за свое будущее и не представляют себя в нем.
В ходе работы
следует выполнить ряд задач:
1.
Определить объект исследования.
2.
Определить методы работы.
3.
Провести практическое исследование
5. На
основе полученных результатов сделать выводы.
В
ходе работы использовались такие методы, как опрос,
анкетирование, статистическая обработка и анализ результатов.
Объектом исследования
стали учащиеся средней школы №39 г. Витебска в возрасте 10-17 лет.
Работа
состоит из трех глав, заключения-вывода и списка используемой литературы.
Сегодня
любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что
детство — это период усиленного развития, изменения и обучения. Но только
ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых
невозможно представить “себе процесс развития. О парадоксах детского развития
писали В.
Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Соколянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что
парадоксы в детской психологии — это загадки развития, которые ученым еще
предстоит разгадать. Свои лекции в Московском университете Д. Б. Эльконин
неизменно начинал с характеристики двух основных парадоксов детского развития,
заключающих в себе необходимость исторического подхода к пониманию детства. Рассмотрим их.
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для
поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по
типам деятельности и способам ее регуляции человек — наиболее совершенное
существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду
заметно падение совершенства — у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы
поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в
ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при
рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю
детства.
В
ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры
человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз.
Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на
данные антропологов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного
европейца, можно предположить, что новорожденный современного человека ни в
чем существенном не отличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет
назад.
Как
же получается, что при сходных природных предпосылках уровень психического
развития, которого достигает ребенок на каждом историческом этапе развития
общества, не одинаковый? Детство — период, продолжающийся от новорожденности до
полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период
становления ребенка полноценным членом человеческого общества. При этом
продолжительность детства в первобытном обществе не равна продолжительности
детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детства человека — продукт
истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячи лет назад. Поэтому
нельзя изучать детство ребенка и законы его становления вне развития человеческого
общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительность детства
находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры
общества.
Как известно,
теория познания и диалектика должны складываться из истории философии, истории
отдельных наук, истории умственного развития ребенка и детенышей животных,
истории языка[4]
. Заостряя внимание именно на истории умственного развития ребенка, следует
отличать ее как от развития ребенка в ортогенезе, так и от неравномерного
развития детей в различных современных культурах.
Проблема
истории детства — одна из наиболее трудных в современной детской психологии,
так как в этой области невозможно проводить ни наблюдение, ни эксперимент.
Этнографам хорошо известно, что памятники культуры, имеющие отношение к детям,
бедны. Даже в тех, не очень частых случаях, когда в археологических раскопках
находят игрушки, это обычно — предметы культа, которые в древности клали в
могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире. Миниатюрные изображения
людей и животных использовались также в целях колдовства и магии. Можно
сказать, что экспериментальным фактам предшествовала теория.
Теоретически
вопрос об историческом происхождении периодов детства был разработан в трудах
П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина.
Ход психического развития ребенка, согласно Л. С. Выготскому, не подчиняется
вечным законам природы, законам созревания организма. Ход детского развития в
классовом обществе, считал он, "имеет совершенно определённый классовый
смысл". Именно поэтому, он подчеркивал, что нет вечно детского, а
существует лишь исторически детское. Так, в литературе XIX века многочисленны свидетельства
отсутствия детства у пролетарских детей. Например, в исследовании положения
рабочего класса в Англии, Ф. Энгельс ссылался на отчет комиссии, созданной
английским парламентом в 1833 году для обследования условий труда на фабриках:
дети иногда начинали работать с пятилетнего возраста, нередко с шестилетнего,
еще чаще с семилетнего, но почти все дети неимущих родителей работали с
восьмилетнего возраста; рабочее время у них продолжалось 14-16 часов.
Принято
считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в Х1Х-ХХ
веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запрещаться
детский труд. Разумеется, это не означает, что принятые юридические законы
способны обеспечить детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в этой
среде и, прежде всего, девочки и сегодня выполняют работы, необходимые для
общественного воспроизводства (уход за малышами, домашние работы, некоторые
сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и существует
запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая
положения родителей в социальной структуре общества. "Конвенция о правах
ребенка", принятая Юнеско в 1989 году и ратифицированная большинством
стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ребенка в
каждом уголке земли.
Исторически
понятие детства связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с
определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому
периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много
интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским
демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к
истории детства в зарубежной психологии значительно возрос, а исследования
самого Ф. Ариеса признаны классическими.
Ф.
Ариеса интересовало, как в ходе истории в сознании художников, писателей и
ученых складывалось понятие детства и чем оно отличалось в различные
исторические эпохи. Его исследования и области изобразительного искусства привели
его к выводу, что вплоть до XIIÏ века искусство не
обращалось к детям, художники даже не пытались их изображать. Детские образы в
живописи XIII века встречаются лишь в религиозно-аллегорических сюжетах. Это
ангелы, младенец Иисус и нагое дитя как символ души умершего. Изображение
реальных детей долго отсутствовало в живописи. Никто, очевидно, не считал, что
ребенок заключает в себе человеческую личность. Если же в произведениях
искусства и появлялись дети, то они изображались как уменьшенные взрослые.
Тогда не было знания об особенностях и природе детства. Слово
"ребенок" долго не имело того точного значения, которое придается ему
сейчас. Так, характерно, например, что в средневековой Германии слово
"ребенок" было синонимом для понятия "дурак". Детство
считалось периодом быстро проходящим и малоценным. Безразличие по отношению к
детству, по мнению Ф. Ариеса, было прямым следствием демографической ситуации
того времени, отличавшейся высокой рождаемостью и большой детской смертностью.
Признаком преодоления безразличия к детству, как считает французский демограф,
служит появление в XVI веке портретов умерших детей. Их смерть, пишет он,
теперь переживалась как действительно невосполнимая утрата, а не как вполне
естественное событие. Преодоление равнодушия к детям происходит, если судить
по живописи, не раньше XVII века, когда впервые на полотнах художников
начинают появляться первые портретные изображения реальных детей. Как правило,
это были портреты детей влиятельных лиц и царственных особ в детском возрасте.
Таким образом, по мнению Ф. Ариеса, открытие детства началось в XIII веке, его
развитие можно проследить в истории живописи XIV-XVI веков,
но очевидность этого открытия наиболее полно проявляется в конце XVI и в
течение всего XVII столетия.
Развитие
общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая
концепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в
баловании и увеселении их, а в психологическом интересе к воспитанию и
обучению. Для того чтобы исправить поведение ребенка, прежде всего, необходимо
понять его, и научные тексты конца XVI и XVII веков полны комментариев
относительно детской психологии. Отметим, что глубокие педагогические идеи,
советы и рекомендации содержатся и в произведениях русских авторов XVI-XVII
веков.
Концепция
рационального воспитания, основанного на строгой с дисциплине проникает в
семейную жизнь в XVIII веке. Внимание родителей начинают привлекать все стороны
детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни
принимает на себя не семья, а специальное общественное учреждение — школа,
призванная воспитывать квалифицированных работников и примерных граждан. Именно
школа, по мнению Ф. Ариеса, вывела детство за
пределы первых 2-4 лет материнского, родительского воспитания в семье. Школа,
благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре способствовала дальнейшей
дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом
"детство". Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал
"класс". Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только
меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие
тонкие слои. Класс стал поэтому определяющим фактором в процессе дифференциации
возрастов внутри самого детства и отрочества.
Эмоции играют
важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать
на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку
нравится, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его
эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха,
радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится,
восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Меняется и внешнее проявление
эмоций. Это уже не младенец, который плачет и от страха, и от голода.
Одной из причин
такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного
уровня тревожности.
Под тревожностью в
психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное
состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в
ожидании неблагополучного развития событий.[18,с.109]
Тревожные дети
живут, ощущая постоянный беспричинный страх при мыслях о своем будущем.. Они
часто задают себе вопрос: ”А вдруг что-нибудь случится?” Повышенная тревожность
может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую),что,.. в свою
очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе (“Я же ничего не
мог!”). Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве
одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению
личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой
самооценкой).
Часто причиной большого числа страхов у детей является и сдержанность
родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений,
опасностей и тревог о будущем ребенка. Излишняя строгость родителей также
способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении
родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери
или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не задумываясь,
родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми угрозами вроде:
«Заберет тебя дядя в мешок», «Уеду от тебя» и т. д.
Возможен вариант, когда ребенок находит психологическую защиту «уходя в
мир фантазий». [15, стр. 134] В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые
конфликты, в мечтах находит удовлетворение его невоплощенные потребности.
Фантазии - Одно из замечательных качеств, присущих детям. Для нормальных
фантазий (конструктивных фантазий) характерна их постоянная связь с
реальностью. С одной стороны, реальные события жизни ребенка дают толчок его
воображению (фантазии как бы продолжают жизнь); с другой стороны - сами
фантазии влияют на реальность - ребенок испытывает желание воплотить свои мечты
в жизнь. Фантазии тревожных детей лишены этих свойств. Мечта не продолжает
жизнь, а скорее противопоставляет себя жизни. Этот же отрыв от реальности- и в
самом содержании тревожных фантазий, которые не имеют ничего общего с фактическими
возможностями с фактическими возможностями и способностями, перспективами
развития ребенка. Такие дети мечтают вовсе не о том, к чему действительно лежит
у них душа, в чем они на самом деле могли бы проявить себя. [7, стр.35 ]
Страницы: 1, 2, 3
|