Рассмотрим
некоторые направления, характерные для процесса виртуализации.
На первый взгляд
может показаться парадоксальным, но первым направлением виртуализации стало
управленческое консультирование, или, как его нередко называют, консалтинг.
Когда в 1913 году Ф. Тейлор создал первую фирму по управленческому
консультированию, вряд ли он предполагал, что в конечном счете оно приведет к
виртуализации бизнес-систем.
Фактически
виртуализация означает, что подразделения организации, составляющие ее
структуру, «вымываются» во внешнюю среду, структура утрачивает
системообразующее значение, организация становится все более «пустотелой» и
сливается с внешней средой. В предельном случае от организации может остаться
офис, который менеджеру лучше всего разместить дома. Это одно из направлений
виртуализации организаций, превращая ее в бизнес-систему, элементами которой
являются бизнес-процессы, т.е. по сути - потоки работ. Конечно здесь еще не
мало вопросов, особенно в отношении подразделений, занятых материальным
производством, но тенденция проявилась отчетливо, и не замечать ее
исследователи и менеджеры не могут. Что касается материального производства,
как отмечалось, процессы здесь идут в направлении создания «безлюдного»
производства, т.е. к гибким автоматизированным производственным системам.
Второе
направление виртуализации, связанное с первым, но представляющее
самостоятельный интерес в силу своей специфики, формирование виртуального
коммуникационного пространства, позволяющего обеспечивать обмен информацией в
реальном масштабе времени по всей планете и создавать колоссальные базы данных
и базы знаний. Последствия виртуализации для экономики могут быть глобальными и
мало предсказуемыми, приводя к изменению самой природы экономических отношений,
в частности, можно прогнозировать исчезновение института посредников между
производителем и потребителем, прекращение конкуренции и другие. Прологом
подобных изменений становятся такие явления, как электронная коммерция,
электронные деньги (не электронная запись о наличии денег, а настоящие
электронные деньги), электронная подпись и т.д.
Применительно к
конкретной организации виртуальное коммуникационное пространство во многих
случаях делает неактуальными такие требования организации, как своевременный
приход на работу, табельный учет, распорядок дня, работа сотрудников
определенных подразделений в одном месте и т.д. Ведущие научные издания по менеджменту
в нашей стране и за рубежом заполнены публикациями о виртуальных командах,
виртуальных группах, состоящих из находящихся на разных территориях (и даже в
разных странах) работников, общающихся между собой в виртуальном пространстве.
Третье направление
виртуализации затрагивает собственно структурные аспекты организации. Любая
организация — всего лишь специфическая форма осуществления людьми определенной
совместной деятельности. При этом мотивы и характер взаимодействия людей и их
групп в организации определяются целями их деятельности, следовательно, если
меняется содержание деятельности, должна измениться и организация. И если
организация перестает удовлетворять интересам людей и соответствовать их целям,
она должна уступить место новым формам взаимодействия работников. Смысл
организации не в том, что она представляет собой внешне и внутренне, а в том,
какова ее роль в системе, куда она включена как элемент. Эта система
представляется как бизнес-пространство, которое, в свою очередь, включено в социально-культурную
среду.
Четвертое
направление виртуализации определяет социокультурный процесс. Основные
системообразующие факторы традиционной организации — цели и структура.
Поскольку организация в перспективе перестает быть целевой системой, а структура
теряет актуальность, новым системообразующим фактором становится, прежде всего,
организационная культура, но не как корпоративная культура, а как элемент
культуры гражданского общества. С точки зрения социокультурного процесса
внешняя среда становится пространством для цивилизованного сотрудничества
организаций. Такие тенденции набирают силу и станут доминировать в менеджменте
ХХI в.
3.2 Обучающиеся организации
Рассматривая
перспективы развития организаций, следует обратить внимание на «обучающиеся организации»
(learning companies). Этот термин, широко распространившийся в Европе и США в
1990-е гг., в России стал известен недавно. Одна из известных у вас концепций
обучающейся организации принадлежит американцу П.Сенге, другая, «европейская»,
была разработана несколькими авторами: Т. Бойделом, Н.Диксоком и П. Сенджем.
Обучающаяся
организация — это не новая модель построения и развития компании, а скорее
комбинация передовых управленческих инструментов, сведенных воедино.
Концепция П.
Сенге базируется на пяти «умениях организации»:
Первое «умение» —
мастерство в совершенствовании личности. Хотя в бизнес приходят энергичные
люди, мало кто из них достаточно долго остается «на подъеме». Большинство
начинают беречь силы и уже к 30 годам теряют преданность делу, чувство личной
значимости и воодушевление. Однако лишь немногие компании поощряют своих
сотрудников в движении вперед, остальные в результате имеют неиспользованные,
впустую пропадающие ресурсы.
Второе «умение» —
это интеллектуальные модели. Модели как стереотипы в отношении различных
управленческих ситуаций так же укоренены в нас, как и чисто бытовые. Именно
поэтому многие хорошие управленческие идеи так и остаются не воплощенными в
жизнь.
Третье «умение» —
это общее видение. Многие руководители не придают значения тому, что их личное
видение развития организации не понято и не разделяемо всеми сотрудниками, по
мнению П. Сенге, благодаря общему видению люди учатся не потому, что им так
велели, а потому, что им этого хочется.
Четвертое
«умение»- это групповое обучение. Однако в данном случае речь ищет не только о
тренингах или семинарах, но и о свободном обмене мнениями в группах — диалоге,
П. Сенге полагает, что именно диалог между сотрудниками приводит к таким
прозрениям, которые могут быть абсолютно недоступны для каждого в отдельности.
Пятое «умение» —
это системное мышление. Без этой дисциплины все остальные умения остаются
разрозненными приемами, модной новинкой науки управления. При этом жизненно
важно, чтобы все пять «умений» развивались не по отдельности, а системно.
Обучающаяся
организация предполагает, что обучение — не просто накопление знаний, а
осмысленное развитие умения их использовать. Есть много мнений относительно
свойств, которыми должна обладать организация, чтобы считаться «обучающейся».
Авторы «европейской» концепции дают 11 характеристик обучающейся организации:
1. «Обучающийся» подход к
выработке стратегии. Стратегия и политика компании рассматриваются как
непрерывно протекающие процессы, бизнес-планы постоянно меняются, совершенствуясь
с учетом возникающих факторов.
2. «Партисипативная»
политика управления. Работники организации принимают участие в выработке
стратегии и политики компании. Политика организации отражает ценности всего
коллектива, а не только ее топ-менеджмента.
З. Информационная
открытость. Информация в большей степени используется для понимания
происходящего в целях принятия правильных решений, а не как основание для
вознаграждения или наказания.
4. Учет и контроль
деятельности организации. Системы учета, бюджетирования и анализа строятся
таким образом, чтобы они были полезны в процессе обучения и совершенствования
людей. Финансовые системы строятся таким образом, чтобы каждый работник
чувствовал ответственность за те ресурсы, которые находятся у него в
распоряжении.
5. Внутренний обмен
услугами. Каждое подразделение и поставляет, и потребляет услуги.
Подразделения, отделы, секции имеют реальные возможности для того, чтобы
действовать по-своему усмотрению.
6. Гибкие механизмы
вознаграждения. Понятие «вознаграждение» рассматривается шире, чем оплата
труда. Все работники вовлечены в процесс определения оптимальных форм
вознаграждения. Главный принцип определения вознаграждения — вклад работника в
общие результаты деятельности организации.
7. Структура, предоставляющая
работникам возможности. Подразделения и другие <границы> элементов организации
рассматриваются скорее как временная структура, которую при необходимости можно
изменить. Должности и роли в организации распределены таким образом, что
создаются условия для экспериментов и роста. Организация имеет свод регламентов
и процедур, хотя они и не имеют определяющего значения и всегда могут быть
изменены после соответствующего обсуждения.
8. Постоянное «сканирование»
окружающей среды. В обязанности каждого работника входит сбор информации
для организации о том, что делается за ее пределами. На каждом собрании
работников рассматриваются события, происходящие в ее бизнес-окружении.
9. Совместные проекты
организации и связанных групп. Организации выстраивает партнерские отношения
с поставщиками и потребителями услуг. Организация выступает инициатором в
осуществлении совместных проектов с потребителями, поставщиками, не упуская
возможности совместного обучения.
10. Климат, способствующий
обучению. Главный принцип работы для каждого работника организации — всегда
стремиться к изучению и совершенствованию того, что делаешь. Каждый работник
имеет право на ошибку. Работники располагают временем, чтобы обсуждать и
анализировать практику, учиться на собственном опыте.
11. Постоянное саморазвитие
каждого сотрудника. На каждого работника выделяется определенный бюджет для
его саморазвития; он самостоятельно выбирает необходимые для себя темы. В
организации поощряется умение брать на себя ответственность. Индивидуальные
потребности в обучении каждого работника — центральное звено планирования его
карьеры.
Люди учатся всю
жизнь. 20% своих знаний (но не опыта) они получают через формальное
индивидуальное обучение (вузы, курсы повышения квалификации, различные
семинары, тренинги и т. д.). Остальные 80% знаний и, самое главное, опыт они
получают через неформальное обучение на рабочем месте, а также при
взаимодействии с другими людьми и организациями (совещания, конференции,
командировки и т. п.).
Некоторые
организации, осознавая, что все-таки основная часть индивидуального обучения
происходит по неформальным каналам, т.е. на рабочем месте, модифицируют подход
к формальному обучению, разрабатывая программы обучения своих сотрудников и
реализуя их на самом предприятии (приглашают преподавателей вузов, организуют
тренинги, проводят учебу силами своих сотрудников и т.д.). Таким образом,
признаются приоритет и эффективность инвестиций в людей, поскольку руководители
понимают, что именно сотрудники являются нематериальным активом организации.
Хотя инвестиции в
человеческий потенциал связаны с риском потери средств в случае увольнения
сотрудников, они целесообразны по следующим соображениям:
·
развитие
персонала создает предпосылки для сохранения и повышения организации в условиях
растущего динамизма хозяйственной деятельности;
·
на рынке
рабочей силы организация не всегда может найти сотрудников определенных
профессий и уровня квалификации;
·
применение
новых, в т. ч. информационных технологий, неизбежно связано с обучением
персонала работе с новой техникой, и инвестиции в развитие персонала становятся
необходимыми;
·
предпринимательская
культура переживает этап переоценки ценностей.
Помимо
специального обучения сотрудников, организации должны содействовать развитию у
них творческого мышления и анализа ситуаций, выходящих за рамки их должностных
обязанностей. А это невозможно без непрерывного образовательного процесса,
расширяющего интеллектуальный горизонт работников.
Переходя от
управления по принципу «субъект управления — объект управления» к самоорганизации,
обучающиеся организации становятся самообучающимися. Под обучением традиционно
подразумевается накапливание информации по какому-либо вопросу путем
формального образования. С точки зрения самообучающейся организации обучение —
это получение навыков и умения эффективно использовать теоретические знания на
практике. Поэтому для самообучающихся организаций главное — не накапливать
знания, а осознанно совершенствовать умение их использовать. Самообучающиеся
организации также дают возможность своим сотрудникам практически реализовывать
полученные навыки.
Согласно широко
распространенному определению, самообучающаяся организация — это организация,
работники которой обучаются, изучают и совершенствует сам процесс обучения, а
также осознанно изменяют окружающую действительность. Самообучающейся можно
назвать организацию, создающую условия для обучения и развития всех работников,
организацию, находящуюся в процессе постоянного самосовершенствования и
изменяющую таким образом себя и окружающий мир.
Завершая изучение
самообучающихся организаций, следует отметить, что их практика позволила
выработать определенные принципы:
• обучаться
быстрее, чем конкуренты;
• обучаться
внутри организации (друг у друга и внутри рабочих групп);
• обучаться за
пределами организации (у потребителей и поставщиков);
• обучаться по
вертикали (от вершины до основания организации);
• формулировать
вопросы, применяя обучение действием;
• прогнозировать
будущее, создавать сценарии и обучаться на них;
• применять на
практике то, чему научились, и учиться на практике;
• обучаться в
областях, где раньше не обучались.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении
можно сказать, что результативность управления в
значительной мере связана с выбором организационной структуры предприятия.
Структуру
можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того,
чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то
внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам
построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций
изменения и оценкам соответствия задачам организаций.
Совершенство
организационной структуры управления во многом зависит от того, насколько при
ее построении соблюдались принципы построения:
1) Целесообразное
число звеньев управления и максимальное сокращение времени
прохождения информации от высшего руководителя до непосредственного
исполнителя;
2)
Четкое обособление составных частей организационной структуры (состава ее
подразделений, потоков информации и пр.);
3) Обеспечение
способности к быстрой реакции на изменения в управляемой системе;
4) Предоставление
полномочий на решение вопросов тому подразделению,
которое
располагает наибольшей информацией по данному вопросу;
5) Приспособление
отдельных подразделений аппарата управления ко всей системе
управления организацией в целом и к внешней среде в частности.
Следует
отметить, что современное развитие информационных систем приводит к
формированию нового типа предприятий, которые в западной литературе
получили название «виртуальных» компаний (организаций). Под ними
понимают совокупности независимых (чаще всего небольших по размерам)
предприятий, являющихся как бы узлами на информационной сети,
обеспечивающей их тесное взаимодействие. Единство и целенаправленность в
работе этих фирм достигаются благодаря гибкой электронной связи на
базе информационной технологии, которая пронизывает буквально все сферы их
деятельности. Поэтому границы между входящими в них организациями
становятся «прозрачными», и каждая из них может рассматриваться
представителем компании в целом.
Таким
образом, важнейшая задача управления современным предприятием – использование
всех имеющихся возможностей таким образом, чтобы обеспечить эффективное
функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях
жесткой конкурентной борьбы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. «Теория
организации», Питер, 2004 г.
2. Мильнер Б.З. «Теория организации»,
Инфра-М, 1999 г.
3. Алиева В.Г. «Теория организации:
учебник», 3-е изд., Экономика, 2006.
4. Лобанова Т.Н. «Банки:
организация и персонал», Питер, 2005 г.
5. Камионский С.А. «Менеджмент в
российском банке. Опыт системного анализа и управления», 2003 г.
6. Журнал «Управление персоналом» № 1,
2007г.
7. Журнал «Управление персоналом» №
5, 2007 г.
8. www.m-economy.ru
9. www.biznes-planirovanie.ru
10. www.e-lib.info.ru
11. www.library.ru
12. www.exsolver.narod.ru
13. www.el.tfi.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|