2.2 Выбор структуры банка
Связь
проектирования организации с выбором стратегии и функций проявляется в том, что
прежде чем спроектировать организацию, необходимо ответить на следующие
вопросы: какую идеологию бизнеса исповедует руководство; как и на какого
потребителя ориентирована организация; на каком рынке она собирается работать.
Для получения определенного результата (цели) мы должны знать общее описание
организации (качества, свойства) или, по аналогии с человеком, особенности ее
функционирования (скелет - архитектура, нервная система - система управления и
т.п.), признаки поведения (как себя ведет в разных ситуациях), где
"обитает" (сектор рынка). Все это так или иначе должно отражаться в
структуре организации.
Специализация
внутри банковской структуры обусловливает специализацию банковских
подразделений и четкое распределение между ними функций. Для этого должны быть
приняты решения по таким вопросам, как определение степени специализации и
оптимального масштаба управляемости, установление связей и уровней иерархии,
распределение прав и обязанностей, а также установление пропорции между
степенью централизации и децентрализации, дифференциации и интеграции.
Учитывая
многообразие описаний организаций как сложных технико-экономических и
социальных систем, воспользуемся одной из них для рассмотрения оптимальной
структуры банка. Согласно такому описанию для организационной системы
характерны следующие виды взаимодействий (рис. 1):
взаимодействие
организации с внешней средой (может осуществляться на основе механистического или
органического подходов к типологии организации);
взаимодействие на
уровне "подразделение - подразделение" (реализуется с помощью
комбинаций различных типов структуризации и выступает в рамках организационных
структур: линейной, функциональной, дивизиональной, матричной); взаимодействие
на уровне "индивид-организация" (зависит от организационной культуры
данного учреждения, может придать организации "индивидуалистский" или
"корпоративный" характер).
Рис.
1 Характеристики подходов к типологии организаций
Все мы до сих пор
живем в условиях почти безраздельного господства линейно-функциональной
структуры управления. Массовое распространение она получила в годы
индустриализации, когда системы управления были скопированы с лучших
американских и немецких предприятий вместе со станками и технологиями. Между
тем сегодня на Западе классические линейно-функциональные структуры присущи
лишь мелким и некоторым средним банкам. Естественно, что такая схема построения
банка соответствует определенному типу кредитного рынка. Так, небольшой
провинциальный банк в условиях локального рынка, ограниченного контингента
клиентов, отсутствия активного соперничества конкурирующих банковских
учреждений при неразвитости филиальной сети вполне может иметь так называемую
иерархическую структуру. Для нее характерна предельная простота вертикальных
связей, прямое непосредственное подчинение отделов высшему руководству банка
(рис. 2).
Рис.
2 Иерархическая структура банка
В общей
организационной структуре банка выделяют два типа подразделений: подразделения,
выполняющие линейные функции, и подразделения, выполняющие штабные функции.
Линейные подразделения непосредственно заняты выполнением операционной работы,
например принятием вкладов, выдачей кредитов, покупкой и продажей ценных бумаг
и т.д. Штабные отделы (от слова "штаб") занимаются обслуживанием
линейных подразделений, оказывают им помощь. Примером могут служить отделы
автоматизации, инкассации, кадров, юридический и т.д. Хотя штабные отделы не
должны присваивать себе управленческие функции по отношению к линейным,
подобное администрирование часто происходит на практике, особенно в банках со
сложной линейно-функциональной структурой.
С середины 80-х
годов в крупных компаниях доминирующей стала дивизиональная структура (от
английского division - подразделение): по некоторым оценкам, от
линейно-функциональных структур к дивизиональным перешли 85% из 500 крупнейших
компаний США. Начало популярности дивизиональной структуры относится к 50-м
годам. Именно тогда Америку и другие страны Запада охватила вторая волна
специализации управления (первая - в конце прошлого века - привела к созданию
линейно-функциональных структур). На этот раз западные корпорации переживали
децентрализацию управления, предоставляя оперативно-производственную и
финансовую самостоятельность своим производственным единицам.
Аналогичная тенденция
роста удельного веса дивизиональных структур наблюдалась, например, в Японии
или Великобритании, в то время как удельный вес функциональных структур падал.
Это объяснялось уменьшением веса однопродуктовых фирм, для которых наиболее
эффективной была линейно-функциональная структура.
В сущности все
недостатки линейно-функциональных структур, не позволяющие им быстро
приспособиться к новым меняющимся условиям рынка, сводятся к одному: затруднено
движение информации. Это относится как к горизонтальным коммуникациям (когда
руководители и специалисты разных функциональных отделов просто не могут понять
проблемы друг друга), так и к вертикальным (когда руководители штабных и
линейных служб дают противоречивые указания и рекомендации рядовым работникам
банка).
Так, в банковской
организации, которая управляется централизованно, в главном офисе принимается
большинство решений по вопросам оперативного управления, причем речь может идти
не только о конкретных кредитных или инвестиционных сделках, но и о найме или увольнении
сотрудников, продвижении на более высокие должности, покупке оборудования и
т.п.
Но,
дивизиональная структура часто порождает дублирование функций управления, что
означает рост управленческого аппарата в целом. Правда, специалисты считают, и
это подтверждает опыт западных компаний, что эти расходы оправданны, поскольку
такая структура позволяет организации становиться более мобильной в условиях
жесткой конкуренции. Однако эффект от внедрения дивизиональных структур не
наступает автоматически.
В этом отношении
интересен опыт крупнейшего коммерческого банка Австрии Кредитанштальтбанк,
дивизиональная структура управления которого показана на рис. 3. В течение
многих лет банк придерживался линейно-функциональной модели управления работой
отделений. Процесс принятия решений был чрезмерно бюрократизирован, по каждому
вопросу требовалось согласование на трех-пяти уровнях. В условиях резкого
усиления конкуренции и борьбы за долю кредитного рынка подобная структура банка
приводила к значительным потерям, утрате конкурентных позиций. Затем была
проведена коренная реорганизация управления, смысл которой заключался в том,
чтобы повысить самостоятельность низовых звеньев, их инициативность и
ответственность. Была создана дивизиональная структура банка, включающая 18
региональных управлений (центров, «дивизионов»), каждому из которых была
подчинена группа отделений определенного района. Управления имели в своей
структуре соответственно функциональные отделы и наделялись достаточно большими
полномочиями в отношении проведения банковских операций и контроля.
Рис.
3 Структура управления Кредитанштальтбанка
Аналогичен пример
крупного шведского банка Sparbanken. Его сеть составляет 130 отделений и 974
филиала. Территориальные (местные) отделения ведут самостоятельную
деятельность, но в рамках, установленных вышестоящей организацией. Примерно 80%
управленческих решений отделения принимают самостоятельно. Тем не менее
существует несколько направлений деятельности банка, по которым право принятия
решений принадлежит только его Центральному управлению. К ним относятся
международные операции, кредитование крупных клиентов, установление минимальной
и максимальной процентных ставок по кредитам и депозитам, ведение единой
кадровой политики, определение ставок заработной платы. Банк имеет единый
баланс, централизованно оплачивает все налоги и сборы, устанавливает для своих
отделений сметы расходов, в пределах которых они и функционируют. В
деятельность отделений не вмешиваются до тех пор, пока они получают прибыль.
Так же обстоят
дела в российском Сберегательном банке. Разветвленная сеть этого огромного
банковского учреждения насчитывает более 30 тыс. филиалов. Естественно, что
организационная структура столь крупного банка требует постоянного совершенствования
с целью гибкого маневрирования ресурсами и адекватного реагирования на
изменения конъюнктуры финансового рынка. В этой связи банком регулярно
предпринимаются меры по оптимизации структуры на основе укрупнения своих
филиалов (отделений) для улучшения обслуживания клиентов и укрепления их
финансового положения, расширения сети специализированных филиалов,
предоставляющих определенные виды услуг, и на основе универсализации отдельных
филиалов, находящихся в крупных населенных пунктах.
Тем не менее,
специалисты считают, что оргструктуры большинства российских компаний
(независимо от их происхождения) по многим параметрам не соответствуют не
только условиям современной рыночной экономики, но и общим правилам построения
корпоративных структур.
В освоении самая
простая структура - это линейно-функциональная. Более сложная - дивизиональная,
она требует более высокого уровня культуры корпорации. Но самая сложная -
матричная. Фактически матричная, или холдинговая, структура - это соединение
первой и второй, т.е. в одном банке применяются две системы одновременно:
банковская организация "прошивается", скажем, по вертикали функциями
управления и одновременно по горизонтали - проекциями, которые представляют
собой дивизионы. Следовательно, если организация не научилась работать в
линейно-функциональной и дивизиональной структурах, то матричная для нее будет
очень сложна. Ведь здесь возникает другой эффект: число связей и точек контроля
в матричной структуре существенно превышает таковое в первых двух и поэтому требует
очень высокой культуры менеджмента и культуры корпорации, навыков и умения
работать, более сложного технического обеспечения, логистики, информационных
обменов, системы контроля.
К матричной
структуре организаторы переходят, когда выбранная стратегия направлена на
получение высококачественного результата по большому количеству проектов. Сама
работа очень сложна, а недостатки, связанные с использованием временных целевых
групп как неустойчивых образований, компенсируются их преимуществами (например
реализацией поставленных целей с соблюдением ресурсных ограничений по времени
или по средствам). Если компания "Дженерал моторс" и автомобильная
промышленность были родоначальниками дивизиональной структуры, то компании IBM
и аэрокосмическому производству принадлежит первенство в широком использовании
на практике матричной структуры и ее элементов (рис. 4.).
Рис.
4 Матричная организационная структура многонациональных корпораций
Прежде всего для
таких бизнес-организаций, как банки, важным является не только выполнение
определенных функций, а зарабатывание прибыли. Следовательно, главным
становится выделение центров, которые будут ее зарабатывать, т.е. центров
прибыли, или центров финансовой ответственности. Тогда организационная
структура должна в известном смысле подчиняться структуре финансовой, быть
организационным каркасом, т.е. одним из способов достижения финансовых целей,
которые стоят перед банковским учреждением. В большинстве же российских банков
финансовая структура, как ни странно, просто отсутствует.
Центром прибыли
можно назвать структурное подразделение банка, осуществляющее определенный
набор операций, конечная цель которых максимизация прибыли, подразделение,
способное оказывать непосредственное воздействие на прибыльность, а также
отвечать перед вышестоящим руководством за реализацию поставленных перед ним
целей и соблюдение уровней расходов в пределах установленных лимитов.
В настоящее время
многообразие в области построения управленческих структур проявляется в полной
мере. Вместе с тем понятно, что в рамках одной работы рассмотреть и перечислить
все комбинации возможных структур нельзя. Поэтому для каждого банковского
учреждения необходимо искать свои решающие правила, алгоритм поведения на рынке
финансовых услуг. Следует также посмотреть аналогии и схемы, которые были
применены в различных банках, фирмах, в другое время. Но даже заимствуя опыт
других организаций, необходимо понимать, что готового решения все равно нет.
Его нужно создавать, пользуясь известными алгоритмами и примерами в рамках
специальной процедуры организационного развития.
Глава 3: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
3.1 Виртуализация бизнес-систем
В последнее время
в странах с развитой рыночной экономикой существенно изменяется организационная
структура предприятий, что связано, прежде всего, с коренной перестройкой
деловых процессов в условиях внедрения новейших информационных и
коммуникационных технологий. Изменения настолько глубоки и радикальны, что
можно говорить о революции в сфере бизнеса, сопоставимой по своим последствиям
с промышленной революцией XVIII-XIX вв.
Обобщая тенденции
развития организационных структур, можно отметить, что для организации будущего
характерными представляются:
- интеграция
- автоматизация и
развитие персонала вместо рационализации труда и рационализации структуры
- сетизация
-
деменеджеризация
-
деструктуризация
- информатизация
- виртуализация
- социализация
Особого внимания
требует проблема виртуализации организаций. Это сложное явление необходимо
исследовать в контексте системных процессов, характерных для современного
менеджмента.
В конце XX века отчетливо проявился
парадигматический кризис, когда в рамках существующего мировоззрения уже не
«рождаются» новые парадигмы, и надо менять на системном уровне мировоззрение.
Его обстоятельная характеристика составляет тему самостоятельного исследования:
здесь лишь кратко отметим основные признаки кризиса.
I. Концепция «субъект управления –
объект управления» постепенно уступает место концепции самоорганизации, иначе
говоря, кибернетический подход уступает синергетическому.
II. Некоторые исследователи, остающиеся
на позициях традиционного, классического менеджмента, понимая неизбежность
кризиса, принимают экстраординарные меры для сохранения «старого доброго
менеджмента». В результате создается необычный образ, отражающий под новым
ярким названием традиционное для менеджмента явление. Попытки подменить поиск
путей по преодолению кризиса в теории менеджмента консервацией старого
содержания под новомодным терминологическим оформлением, в свою очередь,
неизбежны. Теория менеджмента должна пройти этот трудный участок пути к новой
парадигме.
III. Организация как средство достижения
предпринимательских целей в современных условиях исчерпывает ресурсы своего развития,
прежде всего в структурном аспекте. Имеется в виду тектоцентрический кризис
менеджмента. Во второй половине XX века организации очень быстро прошли путь от линейных до матричных и
сетевых структур. При этом выяснилось, что процесс эволюции организационных
структур имеет предел, вслед за которым наступает виртуализация
бизнес-процессов, а вид структуры становится неактуальным. Поскольку структура
служит основным атрибутом организации как системы, то и сама организация
перестает быть актуальным инструментом бизнеса, уступая место новому
инструменту, который все чаще называют бизнес-системой.
Главные отличия
бизнес-системы от организации:
- организация –
искусственное образование, создаваемое с заранее заданными целями, а
бизнес-система представляет собой естественным образом сформировавшуюся,
проблемно-ориентированную нецелевую систему;
- организация
имеет четко выраженные границы, тогда как в бизнес-системе аналоги
организационных границ отсутствуют;
- организация
создается как альтернатива внешней среде, для нее это, прежде всего
пространство, где ведется конкурентная борьба за выживание, тогда как
бизнес-система гармонично эволюционирует вместе со средой, являясь ее
естественной частью;
- проблемы
становления бизнес-систем неразрывно связаны с проблемами виртуализации
бизнес-процессов, которые являются элементами бизнес-систем в виртуальном
пространстве.
Таким образом,
научно-техническое, экономическое и социо-культурное развитие общества
обусловило появление тенденций, поставивших под сомнение незыблемость
тектоцентрической парадигмы в менеджменте, которая базируется на постулате
организационной сущности бизнеса. Долгое время роль организации как основного
инструмента бизнеса сомнению не подвергалась. Совершенно обоснованно считалось,
что именно организация, с одной стороны, создает общественное богатство, а с
другой – является существенным субъектом социокультурного процесса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|