Цель организационного
проектирования – разработка новых организационных систем или предложений по
изменению существующих систем.[15]
Результат организационного
проектирования – комплект технической, организационной и планово-экономической
документации, необходимой для создания и осуществления на практике
организационной, производственной системы.[16]
Содержание процесса разработки новой организационной
структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку
целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное
обеспечение (включая численность работающих), разработку регламентирующих
процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы,
процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.[17]
Этот процесс можно организовать по трем крупным стадиям:
- формирование общей структурной схемы аппарата управления;
- разработка состава основных подразделений и связей между
ними;
- регламентация организационной структуры.
Формирование общей структурной схемы во всех случаях имеет принципиальное значение, поскольку при этом
определяются главные характеристики организации, а также направления, по
которым должно быть осуществлено более детальное проектирование как организационной
структуры, так и других важнейших аспектов системы (внутриорганизационного
экономического механизма, способов переработки информации, кадрового
обеспечения). К принципиальным характеристикам организационной структуры,
которые определяются на этой стадии, можно отнести цели производственно-хозяйственной
системы и проблемы, подлежащие решению; общую спецификацию функциональных и
программно-целевых подсистем, обеспечивающих их достижение; число уровней в
системе управления; степень централизации и децентрализации полномочий и
ответственности на разных уровнях управления; основные формы взаимоотношений
данной организации с внешней средой; требования к экономическому механизму,
формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.[18]
Основная особенность второй стадии процесса проектирования
организационной структуры управления — разработки состава основных
подразделений и связей между ними — заключается в том, что предусматривается
реализация организационных решений не только в целом по крупным
линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и по самостоятельным
(базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач
между ними и построение внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями
понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления,
бюро, сектора, лаборатории), на которые организационно разделяются
линейно-функциональные и программно-целевые подсистемы. Базовые подразделения
могут иметь свою внутреннюю структуру.[19]
Третья стадия — регламентация организационной структуры
— предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления
и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава
внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей);
определение проектной численности подразделении, трудоемкости основных видов
работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ
между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение;
разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях (в том
числе на основе автоматизированной обработки информации); разработку порядка
взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ;
расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в
условиях проектируемой организационной структуры.[20]
Совокупность документов, разработанных на всех стадиях
организационного проектирования, образуют проект организационной
структуры управления.
Глава 2. Проектирование организационной структуры управления
создаваемого предприятия – фотосалона «Rada»
Целью курсового проекта является разработка организационной
структуры системы управления для создаваемого предприятия – фотосалона под
названием «Rada».
Предприятие создается для выполнения работ и оказания
услуг в целях удовлетворения потребительского спроса и получения прибыли. Оно
самостоятельно осуществляет свою деятельность, использует прибыль, оставшуюся
в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.
Отношения предприятия с другими предприятиями,
организациями, учреждениями, органами государственного и муниципального
управления и гражданами регламентируются законодательством.
Деятельность создаваемого предприятия направлена на
оказание различным слоям населения услуг фотосалона:
- изготовление в салоне черно-белых фотоснимков для
документов;
- изготовление в салоне черно-белых и цветных
художественных, в том числе комбинированных фотоснимков;
- изготовление вне салона черно-белых фотоснимков для
документов;
- изготовление вне салона черно-белых и цветных
художественных фотоснимков;
- художественная фотосъемка по предварительным заказам
населения;
- изготовление портретов с негатива или фотоснимка
заказчика;
- наклейка фотоснимков в альбом, на бланк, развертку и др.
Миссия фотосалона может быть сформулирована следующим
образом: максимальное удовлетворение потребностей самого широкого круга
клиентов путем оказания услуг фотосалона, индивидуального и чуткого подхода
высококвалифицированных работников к каждому клиенту при обеспечении
справедливого отношения к своим сотрудникам.
Миссию организации можно конкретизировать следующими
целями:
1) увеличивать в течение 3 лет выручку от реализации
продукции, ежегодно на 50%;
2) постоянно увеличивать перечень оказываемых услуг;
3) установить приемлемые цены на все виды оказываемых услуг;
3) проводить ежегодные маркетинговые исследования
потребностей потребителей;
4) повысить квалификацию работников, связанных с оказанием
услуг и работой с клиентами;
5) открыть новый фотосалон и оснастить его оборудованием.
При проектировании организации после установления миссии и
целей необходимы анализ внешней среды и оценка внешних факторов.[21]
Анализ внешней среды представляет собой процесс,
посредством которого контролируются внешние по отношению к организации факторы,
для определения возможностей и угроз для создаваемой организации.[22]
Анализ внешней среды, по сути, сводится к наблюдениям за
изменениями макросреды и исследованиям рыночной среды. Оценим основные внешние
факторы применительно к проектируемому предприятию бытовых услуг населению –
фотосалону «Rada»:
1. Инфляция. Непрекращающийся рост цен приводит к
обесцениванию денежных средств, возмещающих затраты предприятия, что в конечном
итоге заставляет предприятие искать источники пополнения оборотных средств, а
также к увеличению затрат на коммунальные платежи (вода, отопление, свет) и цен
на реализуемую продукцию, что может привести к снижению спроса. Таким образом,
инфляция может представлять серьезную угрозу для достижения целей организации.
2. Налоговая ставка. В отношении бытовых услуг населению
как вида предпринимательской деятельности на территории Астраханской области
применяется единый налог на вмененный доход.[23]
Изменение налоговых ставок приведет либо к положительному, либо отрицательному
влиянию на деятельность организации.
3. Рыночные факторы. В настоящее время появилось достаточно
большое количество фирм, оказывающих услуги фотоателье и фотолабораторий.
Поэтому с точки зрения уровня конкуренции в этой области организации достаточно
трудно удерживать свое положение. Однако рынок услуг по организации данного вида
фотосалонов не насыщен, кроме того, предлагается ввести новые виды услуг,
гибкую систему оплаты и систему скидок, что даст возможность занять устойчивое
положение на рынке.
На основе проведенного анализа внешней среды можно сделать
вывод, что постоянное наблюдение за изменениями макросреды и исследования
рыночной среды позволяют рассчитывать на то, что предлагаемые услуги создаваемого
фотосалона «Rada» будут пользоваться устойчивым спросом, с
тенденцией роста по мере развития деятельности и расширения номенклатуры
оказываемых услуг.
Фотосалон создается как субъект малого предпринимательства,
осуществляющий свою деятельность в условиях рыночной экономики от имени
индивидуального предпринимателя.
Управление фотосалоном осуществляется ее учредителем
(директором), который в большей степени заинтересован в достижении стабильного
положения организации, чем в текущих личных выгодах на ближайшее время.
В состав персонала фотосалона планируется включить главного
бухгалтера, главного специалиста, специалистов по работе с заказами от
населения, приемщика заказов от населения.
Проектная численность персонала фотосалона приведена в
таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Проектная численность персонала
№
|
Должность
|
Кол-во человек
|
1
|
Директор
|
1
|
2
|
Главный
бухгалтер
|
1
|
3
|
Приемщик
заказов от населения
|
1
|
4
|
Главный
специалист
|
1
|
5
|
Специалисты
по работе с заказами от населения
|
3
|
Итого
|
7
|
Структура проектируемой организации должна быть такой,
чтобы обеспечить реализацию ее миссии, достижение ее целей и эффективное
решение стоящих перед организацией задач. Для проектируемой организации в
соответствии с обозначенными миссией и целями, численностью персонала и
управления учредителем наиболее подходящей является линейно-функциональная
структура.
Линейно-функциональная структура реализует принципы единоначалия,
линейного построения структурных подразделений фотосалона и распределения
функций управления между ними. При такой структуре управления всю полноту
власти берет на себя линейный руководитель фотосалона. При разработке конкретных
вопросов и подготовке соответствующих решений ему помогает аппарат, состоящий
из функциональных подразделений.
Уровнями управления проектируемой организационной структуры
выступают:
- высший - институциональный уровень (директор).
Деятельность руководителя обусловлена целями и стратегиями развития системы в целом,
здесь реализуется большая часть внешних связей;
- средний - управленческий уровень, объединяющий
руководителей среднего звена и их аппарат.
- низший - производственно-технический уровень,
объединяющий руководителей низового звена, находящихся непосредственно над
рабочими (старший мастер, мастер). Они ответственны за обеспечение
производственного процесса всеми видами услуг и за работу с клиентами.
Отношения между элементами структуры управления
поддерживаются благодаря связям. В организации выделяются вертикальные и
горизонтальные, линейные и функциональные связи.
Вертикальные связи соединяют
иерархические уровни в организации и в ее частях.
Горизонтальные связи образуют
связи между двумя и более равными по положению в иерархии или статусу частями
или членами организации.
Линейные связи определяют
отношения, в которых директор реализует свои властные права и осуществляет
прямое руководство подчиненными, т.е. эти связи идут в организационной иерархии
сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды,
указания и т.п.
Функциональные связи реализуются
посредством информационного обеспечения координации деятельности.
Организационная структура управления проектируемого
фотосалона «Rada» представлена на рис.2.1.
Рис. 2.1. Организационная структура управления фотосалона «Rada»
Отдел по работе с заказами населения имеет свою внутреннюю
структуру.
Возглавляет отдел главный специалист, которому
непосредственно подчиняются специалисты отдела.
Структура отдела по работе с заказами населения представлен
на рис.2.2.
Рис.
2.2. Структура отдела по работе с заказами от населения
Для эффективной работы созданной организационной структуры
важно четко и ясно определить функциональные обязанности и полномочия каждой
службы и работников.
Основные обязанности и полномочия функциональных
подразделений фотосалона коротко изложены в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Обязанности и полномочия функциональных
подразделений фотосалона
Функциональное
подразделение
|
Обязанности и полномочия
|
Главный
бухгалтер
|
Обеспечение
правильной постановки и достоверности учета, контроль за сохранностью
собственности, правильным расходованием денежных средств и материальных
ценностей, финансовых ресурсов.
|
Главный
специалист
|
Контроль
обеспечения выполнения фотографами работ, организация и обучения персонала.
|
Отдел
по работе
с
заказами от населения
|
Обеспечение
поточной организации работ, ритмичности и повышения эффективности изготовления
фотографий, изготовление фотографий в установленные сроки, улучшение качества
производства.
|
Приемщик
заказов
от
населения
|
Прием
и оформление заказов от населения, выдача заказов.
|
Обязанности, задачи, полномочия каждой управленческой
должности определяются в должностной инструкции[24]. В приложении 1 приведена
должностная инструкция главного бухгалтера.
С целью повышения эффективности работы для проектируемого обеспечить
наличие обобщенных формальных правил и стандартов работы, обеспечивающих
однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей. В приложении 2
приведены правила бытового обслуживания населения.
Важным условием эффективного труда является отбор сотрудников
с точки зрения профессиональной подготовки, личных качеств, ценностных
установок.
Отбор будущих сотрудников фотосалона во многом зависит от
характера должности, на которую подбирается кандидат, однако в общем виде может
быть представлен следующей схемой: Первичный отбор –> Собеседование с
руководителем –> Испытание –> Решение о найме.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|