Рис. 1.1. Внешняя среда организации
Принципиальное значение для функционирования организаций
имеет обратная связь. Открытые системы постоянно получают информацию из
внешней среды. Это помогает приспособиться и позволяет предпринимать
корректировочные действия по исправлению нежелательных отклонений параметров
системы. Здесь под обратной связью понимается процесс, позволяющий получать
приток в систему информации или денег для модифицирования производства выпускаемой
продукции или налаживания выпуска новой продукции.
Нужно учитывать и то, что организации укомплектовываются
людьми. Очевидно, что при группировке видов деятельности и распределении
полномочий внутри любой организационной системы необходимо учитывать недостатки
и привычки людей.
Поведение членов организации может рассматриваться как ее
внутренняя среда. В организации постоянно возникают проблемы, могущие
изменить ее положение. Чтобы все элементы организации действовали и были
разумно скоординированы, необходимо непрерывное поступление ресурсов.
Производственный аппарат изнашивается, технология устаревает, материалы нужно
пополнять, работники увольняются. Чтобы обеспечить жизнеспособность
организации, эти ресурсы необходимо, не прерывая производственного процесса,
заменять элементами равной производительности.
Другие внутренние проблемы возникают из-за недостатков взаимодействия
и скоординированности разных участков организации. Одной из причин того, что
работники уходят, а акционеры не желают вкладывать свои сбережения, является
неудовлетворенность этих групп условиями труда и вознаграждением за участие в
организации, и это недовольство может стать таким сильным, что возникнет угроза
самому существованию организации. Внутренняя среда организации схематически
показана на рис. 1.2.
Рис. 1.2 Внутренняя среда организации
Для организации характерен циклический характер функционирования.
Выходная продукция системы обеспечивает средства для нового инвестирования, что
позволяет повторять производственный цикл. Доходы, полученные промышленными
организациями, должны быть достаточно адекватными для оплаты кредитов, труда
рабочих и погашения займов, если цикличность деятельности устойчива и
обеспечивает жизнеспособность организации.
Отметим, что организационные системы предрасположены к сокращению
или распадению на части. Поскольку закрытая система не получает ресурсы из
внешней среды, она может со временем сокращаться. В отличие от нее открытая
система характеризуется негативной энтропией, т. е. она может реконструировать
себя, поддерживать свою структуру, избежать ликвидации и даже вырасти, потому
что приток ресурсов извне превышает их отток из системы. Приток ресурсов для
предотвращения энтропии поддерживает некоторое постоянство обмена ресурсами, в
результате чего достигается относительно стабильное положение. Даже несмотря
на то, что существует постоянный приток новых ресурсов в систему и их
постоянный отток, обеспечивается определенная сбалансированность системы. Когда
открытая система активно перерабатывает ресурсы в выходную продукцию, она оказывается
тем не менее способной поддерживать себя в течение определенного времени.
Исследования показывают, что большие и сложные организационные системы имеют
тенденцию к дальнейшему росту и расширению. Они получают определенный запас прочности,
выходящий за пределы обеспечения только выживаемости. Многие подсистемы в
рамках системы имеют возможность получать ресурсов больше, чем требуется для
производства продукции.
С ростом организации ее высшие руководители вынуждены все в
большей мере передавать полномочия по выработке решений нижестоящим звеньям.
Однако поскольку руководители высшего уровня отвечают за все решения, их роль в
организации изменяется: от выработки решений руководители высшего уровня
переходят к управлению процессами выработки решения. В результате увеличение
размеров организаций приводит к необходимости разделения труда в сфере
управления. Одна группа — руководители высшего уровня — обладает первичными
полномочиями и несет ответственность за определение характера системы
управления организацией, т. е. процесса, с помощью которого должны разрешаться
проблемы организации. Другая группа руководителей подчиняется руководству
высшего уровня, ее основная обязанность состоит в выработке решений.
Открытые системы добиваются согласования двух, часто конфликтных
стратегий. Действия по поддержанию сбалансированности системы обеспечивают
взаимодействие с внешней средой, что, в свою очередь, предотвращает резкие
изменения, которые могут разбалансировать систему. Напротив, действия по
приспособляемости системы к различным изменениям позволяют адаптироваться к
динамике внутреннего и внешнего спроса. Одна стратегия, например, ориентирована
на обеспечение стабильности системы путем покупки, технического обслуживания и
ремонта оборудования, набора и обучения работников, использования правил и
процедур. Другая стратегия сосредоточивается на изменении системы посредством
планирования, изучения рынка, развития производства новой продукции и т. п. И
то, и другое необходимо в интересах выживания организации. Стабильные
организации, которые не способны адаптироваться к изменению условий, долго
просуществовать не смогут. То же самое можно сказать о приспособляемых к
изменениям, но нестабильных, т. е. неэффективных, организациях. [12, стр. 38]
Организационная система может достичь своих целей,
используя различные комбинации ресурсов и стратегий. Вот почему необходимо
рассматривать разнообразные формы и способы решения возникающих проблем, а не
искать какой-либо один «оптимальный» выход, приводящий к быстрым результатам.
Под структурой управления понимается упорядоченная
совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих
функционирование и развитие организации как единого целого. Структура управления
определяется также как форма разделения и кооперации управленческой
деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по
соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и
достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется
в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и
ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав
органами управления и работающими в них людьми. [4, стр. 163]
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы,
связи (отношения), уровни и полномочия.
Элементами структуры управления могут быть как отдельные
работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы
аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов,
выполняющих определенные функциональные обязанности.
Отношения между элементами структуры управления
поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные
и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при
иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных
уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья
управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры,
непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в структуре
управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь
может состоять из нескольких уровней.
В структуре управления организацией различаются линейные
и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и
реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми
линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность
организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются
с теми или иными функциями менеджмента.
Соответственно используется такое понятие, как полномочия:
линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных
руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и
подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения
другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала
ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но
не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому
или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать
решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он
получает так называемые функциональные полномочия.[4]
Между всеми названными выше составляющими структуры
управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой
из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и
полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных.[5]
Организационную структуру любой коммерческой фирмы, больницы,
банка, правительственного учреждения и т. п. следует рассматривать с учетом
разных критериев. На эффективность деятельности организации влияют:
1) реальные взаимосвязи между людьми и их работой,
отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;
2) политика руководства и методы, воздействующие на
поведение персонала;
3) полномочия и функции работников организации на различных
уровнях управления (низшем, среднем и высшем).
Рациональная структура организации предполагает комбинацию
указанных трех факторов, обеспечивающую высокий уровень эффективности
производства.
В интересах достижения эффективной координации и
управления всеми видами деятельности организация подразделяется на
соответствующие структурные блоки (департаменты, отделы, службы). Такой подход
к формированию организационной структуры называется департаментализацией.
В зависимости от признаков и критериев разделения организации на блоки принято
различать: функциональную, территориальную, производственную, проектную и
смешанную департаментализацию.
Функциональная департаментализация. Многие организации группируют работников и деятельность в
соответствии с функциями, выполняемыми в рамках фирмы (производство,
маркетинг, финансы, бухгалтерский учет, управление персоналом). Функциональный
состав организации - это наиболее часто применяющаяся схема организации
персонала и деятельности фирмы. Соответствующие департаменты при этом состоят
из экспертов и специалистов в определенных областях, что обеспечивает наиболее
обоснованное и эффективное решение проблем. Недостатком подобной схемы
считается то, что поскольку специалисты работают в одной области интересов,
общие цели организации могут приноситься в жертву целям данного департамента.
Например, бухгалтер может видеть только проблемы своего подразделения, а не
проблемы производства или маркетинга, или всей организации.
Территориальная департаментализация. Другой часто встречающийся подход — создание групп людей на базе
определенной территории, где в той или иной форме осуществляется деятельность
организации. Деятельность организации на данной территории должна подчиняться
соответствующему руководителю, который несет за нее ответственность. Для
больших организаций территориальное деление весьма важно, поскольку физическая
распыленность деятельности вызывает трудности для координации. Преимущество,
часто связываемое с территориальным делением, состоит в том, что оно создает
условия для подготовки управленческого персонала непосредственно на месте.
Производственная департаментализация. Во многих больших компаниях, у которых имеется диверсифицированное
производство, деятельность и персонал группируются на базе продукции. С
увеличением масштаба фирмы сложно координировать усилия различных функциональных
групп, поэтому становится целесообразным и перспективным создание
производственных подразделений. Эта форма организации позволяет персоналу
накапливать опыт в области исследований, производства и распределения
продукции. Концентрация полномочий и ответственности в специальных
департаментах дает возможность руководителям эффективно координировать все
виды деятельности.
Проектная департаментализация.
При проектной департаментализации деятельность и персонал сосредоточены в
подразделении на временной основе. Руководитель проекта отвечает за все виды
деятельности — от начала до полного завершения проекта или какой-то его части.
После завершения работы персонал, занятый на временной основе, переводится в
другие департаменты или привлекается к другим проектам. Руководитель проекта
часто имеет в своем подчинении инженеров, бухгалтеров, руководителей производства,
исследователей. Этот персонал часто приходит из специальных функциональных подразделений.
Во время работы над конкретным проектом ответственный руководитель
рассматривается как лицо, обладающее полнотой власти и правом контроля. В целом
ряде случаев этого не достигается, поскольку персонал, работающий над проектом,
продолжает подчиняться своим постоянным функциональным руководителям. Возникающие
противоречия разрешаются руководителями более высокого ранга.
Смешанная департаментализация.
Оценка названных выше форм департаментализации показывает, что у каждого ее
вида существуют сильные и слабые стороны. Нередко в организациях вводятся
смешанные структуры, особенно когда руководители пытаются одновременно решить
проблемы текущих изменений на рынке, быстрого увеличения предложения товаров и
услуг, внешнего регулирования. Не существует ни одной структуры, которую можно
было бы описать как универсальную. Создание самых различных подразделений
диктуется конкретными условиями функционирования организации.
Рассмотренные выше категории и подходы к построению организаций
свидетельствуют о взаимовлиянии и взаимосвязи между структурой и моделью управления,
используемой в организации.
Организационная структура управления – это упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов,
обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.[6]
Организационная структура,
представляющая собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и
ответственности, создает условия для осуществления предприятием своей
деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется
под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и
изменений во внешней среде. Широкий диапазон структур простирается от
стабильных монолитных образований до динамичных многогранных построений
современных организаций.
Разнообразие организационных структур связано с различиями
в области деятельности, характере и сложности выпускаемых продуктов, размерах,
степени дифференциации и территориальном расположении предприятий. [14, стр.
41]
Ниже рассматриваются сложившиеся к настоящему времени
основные типы организационных структур: функциональная, линейная,
линейно-функциональная, дивизиональная.
Функциональная структуризация
является наиболее широко распространенной формой организации деятельности и
имеет место почти на всех предприятиях на том или ином уровне организационной
структуры. Это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из
которых имеет четко определенную, конкретную задачу и обязанности. Создание функциональной
структуры (рис. 1.3) сводится к группировке персонала по широким задачам,
которые они выполняют (производство, маркетинг, финансы и т. п.). Конкретные
характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют
наиболее важным направлениям деятельности всей организации. В тех случаях,
когда функциональная структура используется частично, одна из функций
(например, финансирование) осуществляется либо на более высоком уровне
управления, либо на одном уровне с подразделениями, структуризованными по продукту,
заказчику или территориальному признаку.
Функциональная организация направлена на стимулирование качества
труда и творческого потенциала работников, а также экономии, обусловленной
ростом масштаба производства товаров или услуг. Вместе с тем поддержание
взаимодействия между разными функциями — задача сложная. Реализация различных
функций предполагает разные сроки, цели и принципы, что делает трудными координацию
деятельности и ее календарное планирование. Кроме того, функциональная
ориентация связана с предпочтением стандартных задач, поощрением узко
ограниченных перспектив и ведением отчетности о результатах деятельности.[7]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|