Предприятия федеральной и
республиканской собственности были проданы по ценам, не превышающим номинальную
стоимость акций, краевая и областная собственность реализована практически по
номиналу акций, и только собственность муниципальная шла по цене, несущественно
превышающей номинальную стоимость акций объекта. Однако муниципальная
собственность составляла малую толику, основная доля собственности — 64% по
объему капитала была собственностью федеральной. Английское аналитическое
агентство «Independent Strategy» в сентябре 1994 г. сообщало, что «... даже
если считать, что в России стоимость основных производственных фондов равна
валовому внутреннему продукту (ВВП), а в ведущих странах Запада фонды превышают
ВВП в 2,4—2,8 раза, то для экономики с ВВП порядка 300—400 млрд. долл. сумма,
вырученная от приватизации, просто ничтожна» [3, с. 67].
Условия равенства прав при
покупке акций для разных социальных слоев населения не выдерживались. При
реализации акций по закрытой подписке членам трудовых коллективов средний курс
приватизационного чека составил 0,7, то есть, на один чек приходился пакет
акций на сумму 7000 рублей, что в 3,3 раза превышало курс открытых
специализированных чековых аукционов. Таким образом, работник, покупающий
акции собственного предприятия по подписке, находился в более привилегированных
условиях по сравнению с гражданами, покупающими те же акции на чековых
аукционах. Отметим, что типовым положением о закрытой подписке не
ограничивалось количество заявляемых для покупки акций, это позволило сообразительным
покупателям пользоваться подставными лицами. В нарушение законодательства о
приватизации, как правило, не декларировались источники доходов при скупке за
чеки крупных и сверхкрупных пакетов акций физическими лицами, осуществлялась
целенаправленная скупка акций за чеки иностранными компаниями через подставные
фирмы и с помощью зафрахтованных физических лиц.
Если, как было объявлено
официально, акционерами стали 40 млн. граждан России, то из 148 млн. выпущенных
в оборот чеков только каждый четвертый чек прошел законную процедуру прямого
обмена на акции приватизированных предприятий, остальные были предъявлены уже в
условиях вторичного рынка ценных бумаг.
Сходства и различия в
практике массовой приватизации в России и Восточной Европе достаточно
очевидны, хотя с определенной долей допущения можно сказать, что российский
вариант в существенных чертах ближе к чешскому опыту. Однако российская
ваучерная приватизация по многим пунктам проигрывает даже опыту Чехии и
Словакии. При всех известных изначальных отличиях недостатки российской ваучерной
приватизации были следствием не проявления каких-то российских особенностей, а
результатом сознательного выбора, то есть, во многом определялись причинами
субъективного порядка.
Таким образом, главными
недостатками осуществленной в России программы чековой приватизации были:
- выпуск чека на предъявителя,
а не именного чека;
- фиксирование номинальной
стоимости чека в рублях, а не в условных единицах;
- отсутствие механизмов
поддержания курсовой стоимости чека в процессе аукционов и ее соответствия
стоимости приобретаемых на него активов;
- локальный характер
аукционов;
- и отсутствие ограничений на
участие в них физических и юридических лиц.
Этап 2.
Денежный этап приватизации
Залоговые
аукционы (вторая половина 1995 г.) исследователи
относят к денежному этапу приватизации. Идея залоговых аукционов была предложена
самими заинтересованными лицами, которых в наши дни принято именовать
олигархами. В книге А.Колесникова «Неизвестный Чубайс. Страницы из биографии»
приведены следующие объяснения: «В марте 1995 года Владимир Потанин предложил
реализовать схему залоговых аукционов, разработанную, по свидетельству Дмитрия
Васильева, Борисом Йорданом, которая в той ситуации показалась единственно
возможным способом пополнить бюджет, дать реальный старт денежной приватизации
и продолжить политику финансовой стабилизации, за которую отвечал Анатолий
Чубайс. После аукциона победивший банк должен был предоставить правительству
кредит под залог принадлежащих ему [государству] акций того или иного
предприятия. Потом, в соответствии с этой схемой, эти заложенные акции должны
были либо быть проданными на конкурсе, либо перейти в собственность кредиторов,
либо правительство вынуждено было вернуть кредит. В результате реализации
залоговых аукционов задание по приватизации было выполнено, что в немалой
степени способствовало фактическому завершению финансовой стабилизации.
Аукционы стали стартовой площадкой для формирования российской олигархии —
класса очень крупных собственников» [1, с. 108].
Таким образом, специальные
залоговые аукционы должны были в конкурсном порядке выявить банки, предлагавшие
наиболее выгодные для правительства условия кредитования. Тем не менее,
исследователи обращают наше внимание на следующие вопросы. Зачем правительству брать
кредит у российских банков и отдавать в залог акции госпредприятий будущим
олигархам, если потом на возврат кредитов денег не будет? И если до залоговых
аукционов В.Потанин и другие участники не были очень крупными собственниками,
то откуда у них взялись деньги на кредит государству, чтобы потом получить такие
важные объекты российской индустрии? Тем не менее, консорциум российских
коммерческих банков в составе банков «Империал», «Инкомбанк», «ОНЭКСИМбанк»,
«Столичный банк сбережений», «Менатеп» и «Международная финансовая компания»
предложил Правительству РФ крупный льготный приватизационный кредит, временно
замещающий собой запланированные в бюджете поступления от приватизации, при
условии передачи им в залог пакетов акций ряда крупнейших российских
предприятий. Вместе с тем, известно, что Правительство сначала одолжило
банкам деньги под мизерный процент: из 9 коммерческих банков, в которых Минфин
России размещал на депозитах временно свободные валютные средства, в залоговых
аукционах участвовали 6 банков (в качестве потенциального кредитора или гаранта).
Тем не менее, в 1995 г.
было проведено 11 из 12 залоговых аукционов. Все банки названного консорциума,
за исключением «Инкомбанка», стали победителями залоговых аукционов. Общая
запланированная сумма кредита по всем заключенным договорам составила 3,57
трлн. рублей, или 1,85% от доходов федерального бюджета за 1995 г. Учитывая,
что выполнение плана по доходам федерального бюджета 1995 г. составило 106%
(при общем дефиците в 48 трлн. рублей), решающего значения для покрытия
дефицита эти кредиты не имели. Анализ состава участников аукционов и их
гарантов показал, что в большинстве случаев состязательность при проведении
аукционов не предполагалась [3, с. 78].
По истечении
установленного срока кредитования (1 сентября 1996 года) в случае невозврата
денег банк-залогодержатель имел право реализовать на рынке имеющийся у него
пакет акций. Как и предполагалось, было принято совместное решение
Правительства и Совета безопасности, которое подтвердило право банков продавать
заложенные пакеты акций. Что и было сделано разными способами, причем - что уже
стало традицией — со многими скандалами между конкурентами. В большинстве
случаев пакеты акций были выкуплены самими кредиторами непосредственно или
через подставные фирмы. Пожалуй, наиболее бесконфликтно прошли продажи
заложенных пакетов акций нефтяных компаний «Сургутнефтегаз» и «Лукойл» [2, с.
166-167].
Таким образом, с
использованием механизма залоговых аукционов были приватизированы крупные
компании:
- нефтегазовый комплекс:
Сургутнефтегаз, Лукойл, Сиданко, Юкос, Сибнефть;
- металлургический комплекс:
Челябинский меткомбинат, Норильский никель, Новолипецкий металлургический
комбинат;
- морские пароходства:
Северо-Западное пароходство, Мурманское морское пароходство,
Новороссийское морское пароходство.
Ниже в табличной форме приведены
данные по самым дорогим залоговым аукционам [3, с. 81].
Таблица 3. Самые
дорогие залоговые аукционы
Компания
|
Пакет
акций,
переданный в залог (ноябрь — декабрь
1995 г.), %
|
Цена пакета акций, переданных в
залог
млн. долл. США (равна кредиту)
|
Рыночная стоимость
пакета акций
на 01.08.1997,
млн. долл. США (справочно)
|
Лукойл
|
5
|
35
|
15 839
|
Юкос
|
45
|
159
|
6 214
|
Сургутнефтегаз
|
40
|
88
|
5 689
|
Сиданко
|
51
|
130
|
5 113
|
Сибнефть
|
51
|
100
|
4 968
|
Норильский никель
|
51
|
170
|
1 890
|
Таким образом, основные выводы,
которые можно сделать в отношении приватизации с использованием механизма
залоговых аукционов, состоят в следующем:
1.
были приватизированы наиболее привлекательные российские предприятия по
ценам, существенно ниже их рыночной стоимости;
2.
одним из эффектов такой приватизации явилось формирование класса
российских олигархов;
3.
по некоторым оценкам, заключенные сделки имеют все признаки притворности,
направленной на отчуждение федеральной собственности в пользу ограниченного
числа лиц.
Инвестиционные
конкурсы (1993-1998 гг.) по продаже объектов приватизации, находящихся
в государственной собственности, были еще одной реалию российской приватизации.
По сути, инвестиционные конкурсы для федерального бюджета являлись убыточной
формой продаж, так как, при продаже пакетов акций на аукционе или коммерческом
конкурсе, продажная цена в результате торгов выросла бы многократно и деньги
сразу бы были направлены в бюджет. Тем не менее, идеология инвестиционных
курсов состояла в том, что государство в условиях мизерности федерального
бюджета поручало инвестору-покупателю осуществить инвестиционную поддержку
приватизируемого производства, подразумевая, что упущенный доход бюджета будет
компенсирован в дальнейшем за счет преобразования действующего производства.
Покупатель, став собственником, как правило, крупного пакета акций,
приобретенного на инвестиционном конкурсе, становился, по сути, исполнителем
государственного заказа по финансовой и производственной реабилитации
приватизированного предприятия.
Формирование
инвестиционных программ при приватизации осуществлял сам эмитент совместно с потенциальным
покупателем, а Госкомимущество их утверждало. Законодательно не был установлен
порядок подбора организаций-разработчиков инвестиционных программ и порядок
согласования программ. Технико-экономическое обоснование инвестиционных
проектов, как правило, не разрабатывалось, проекты инвестиционных программ не экспертировались
отраслевыми проектными институтами.
Через инвестиционные
конкурсы прошли практически все крупнейшие предприятия России: предприятия нефтедобычи
и нефтепереработки, Норильский никель, гиганты горнодобывающей отрасли, черной
и цветной металлургии, порты, предприятия энергетики, связи.
В самом понятии
«инвестиционный конкурс по продаже пакетов акций акционерных обществ,
созданных в порядке приватизации государственных и муниципальных предприятий» соединены
два независимых друг от друга процесса:
- конкурс по приобретению
акций приватизируемых предприятий;
- исполнение инвестиционных
обязательств, принятых как дополнительное условие участия в приватизации.
В качестве критерия для
выявления победителя конкурса могут быть назначены разные показатели: цена
пакета (коммерческий конкурс), социальные условия, сумма инвестиций, сроки
внесения инвестиций, цели и формы инвестирования или любые иные показатели.
Резюмируя опыт продаж на
инвестиционных конкурсах, нужно отметить, что продавец государственного
имущества — РФФИ и территориальные фонды имущества не проводили должной
подготовительной работы, недостаточно изучали истинные намерения покупателей. Впоследствии
выявлялись нарушения в расчетах уровня инвестиций, корыстный сговор инвестора и
эмитента, иные нарушения, связанные с неисполнением инвестиционных
обязательств. По данным РФФИ, всего с начала приватизации было заключено 147
договоров с победителями инвестиционных конкурсов по продаже объектов федеральной
собственности, размер инвестиционных обязательств составлял не менее 2,1 трлн.
рублей, территориальными фондами имущества заключено более 1 219 договоров,
сумма инвестиций оценивается в 8,2 трлн. рублей. РФФИ признает, что из 147
договоров выполнено только 26 [3, с. 88].
В заключении отметим, что,
по мнению главного идеолога приватизации А.Чубайса, инвестиционные конкурсы
были ошибкой, позволившей так называемым инвесторам за бесценок приобретать
пакеты акций предприятий, обещая, что в дальнейшем вложат в это предприятие
большие деньги, и в дальнейшем уклоняться от выполнения этих обязательств [6,
с. 187].
2.3. Выполнение целей
приватизации в России
Государственная программа
приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации
на 1992 г. наметила семь главных целей, приведенных ниже в табличной форме:
Таблица 4. Выполнение
целей приватизации
Цель приватизации
|
Комментарий
|
1. Формирование
слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной
рыночной экономики.
|
Быстрый
передел собственности преследовал в первую очередь не экономические, а
политические цели, поэтому возникший слой акционеров в основной массе не стал
эффективным собственником. Участие в управлении акционерным обществом для
рядовых держателей акций затруднено, так как для этого необходим
соответствующий пакет акций. Кроме того, завершившиеся процессы концентрации
собственности путем скупки акций менеджментом или крупными собственниками
предприятий делают управление акционерным обществом для основной массы рядовых
акционеров малореализуемым.
|
2. Повышение
эффективности предприятий путем их приватизации.
|
Основная
часть приватизированных и государственных предприятий в нашей стране работают
малоэффективно, так как, сама по себе смена формы собственности не обеспечивает
повышение эффективности производства. Повышение эффективности не является
прямым следствием приватизации, оно возможно за счет замены устаревшего
оборудования на новое, применения прогрессивных технологий, успешной реализации
маркетинговой политики, улучшения управления. Эти процессы являются
длительными, требующими дополнительных инвестиций.
|
3. Социальная
защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет
средств, поступивших от приватизации.
|
Реализованная
в нашей стране модель приватизации дала в бюджеты всех уровней доходов меньше,
чем приватизация в бывших соцстранах Европы. Доходы от приватизации в малой
степени отразились на социальной защите населения и развитии социальной
инфраструктуры.
|
4. Содействие
процессу стабилизации финансового положения
в Российской Федерации.
|
Финансовое положение России стабилизировалось
только после 1998 г., и связано это было не с эффектом от приватизации, а, в
первую очередь, эффектами от низкого курса рубля и постепенным ростом цен на
нефть на международных рынках.
|
5. Создание
конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.
|
Можно
констатировать, что технологически отсталое производство на большинстве
предприятий не в состоянии конкурировать с более развитым западным
производством.
|
6. Привлечение
иностранных инвестиций.
|
По объему ежегодно привлекаемых иностранных
инвестиций экономика России серьезно отстает от экономик европейских
государств бывшего соцлагеря.
|
7. Создание
условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации
|
Исследователи сходятся во мнении, данная цель
программы приватизации может считаться выполненной.
|
Подытоживая
вышеизложенное, отметим, что из перечисленных семи целей российской
приватизации можно считать выполненными первую (частично) и последнюю
(полностью).
Заключение
В ходе приватизации в России появились
принципиально новые институты рыночной экономики, которых ранее не было
вообще. Это в первую очередь — инвестиционные фонды (в том числе чековые),
холдинги, нефтяные компании, финансово-промышленные группы. Несомненно, что практика
приватизации в России изменила экономику и общество, однако, важно обратить
внимание на следующие обобщения.
- Не был выполнен ранний
демократический лозунг: «Приватизация для народа — бесплатно, для крупных
собственников — за выкуп». Основная масса населения была решительно
отделена от собственности на средства производства. Возник класс крупных
собственников, а среднее и мелкое предпринимательство — опора рыночного
хозяйства и буржуазной демократии — было создано в совершенно
недостаточных масштабах.
- Формирование частной
собственности в переходный период привело к небывалой даже в странах
развитого капитализма социальной дифференциации населения, посеяло
недоверие к реформам и укрепило традиционное убеждение значительной части
россиян: «Всякое богатство — неправедно».
- Считающаяся заслугой
российских реформаторов приватизация жилья, без сомнения, была шагом
необходимым и положительным. Но и здесь трудно найти социальную
направленность. Привилегированные представители советского общества,
проживавшие в лучших городских районах, домах и квартирах, получили их в
собственность так же бесплатно, как жители «хрущевских» пятиэтажек,
коммунальных квартир и бараков без удобств. Обитателей общежитий
приватизация жилого фонда вообще не коснулась.
- Одним из отрицательных
последствий распределительной приватизации, явилось формирование особого
типа «нового российского капиталиста», ничего общего с настоящим
предпринимателем зрелой рыночной экономики не имеющего.
Общеизвестно, то, что
бесплатно достается, не ценится. Безвозмездно или задешево переданные в
частные руки бывшие государственные объекты или капиталы вовсе не
рассматриваются новым собственником как объекты предпринимательской
деятельности, капиталовложений, оптимизации использования ресурсов. Полученное
имущество им не унаследовано, не накоплено предками, оно не связано с историей
его фамилии, и поэтому на новом собственнике не лежат невидимые обязательства перед
основателями фирмы, партнерами, земляками, потомками.
Во-первых, имущество,
полученное новым собственником, досталось ему не в результате успешной
предпринимательской деятельности в рыночном хозяйстве, а в результате
использования связей с чиновниками, интриг, невыполнения обязательств, а
зачастую теневой или откровенно уголовной деятельности при попустительстве государственных
органов. Поэтому он и дальнейший свой успех, улучшение своего материального
положения видит в использовании этих же путей и инструментов.
Во-вторых, не будучи
профессионально, психологически и этически подготовленным к
предпринимательской деятельности в нормальной рыночной экономике, новый
собственник рассматривает полученную им в ходе приватизации собственность не
как капитал, находящийся в кругообороте, а как источник быстрого личного обогащения.
При таких целевых
установках собственник не заинтересован ни в накоплении амортизационных
отчислений для обновления и расширения основного капитала, ни в финансировании
внедрения результатов НИОКР, ни в подготовке кадров и улучшении социальных
условий на предприятии.
Тем не менее, со временем
действие отрицательных последствий российской модели приватизации ослабнет и
разовьется зрелое рыночное хозяйство с созидательным предпринимательством.
Произойдет это в процессе перепродаж, реорганизаций и банкротств ранее
приватизированных объектов, образования нового типа российских
предпринимателей, не назначенных, а сформировавшихся в условиях рыночной
конкуренции, образованных и социально ответственных.
Несмотря на все трудности
и ошибки приватизации в странах с переходной экономикой, частично объяснимые
отсутствием исторического опыта подобных преобразований, в России приватизация
в основном проведена и создана база частной собственности для рыночной экономики.
В связи с этим очевидно, что задача государства в странах переходной
экономики, в частности в России — не в пересмотре результатов приватизации, а в
устранении ее негативных последствий, в обеспечении экономического роста,
прогрессивных структурных изменений, а также в разработке динамической системы
целей и эффективного инструментария государственного регулирования экономикой.
Список литературы
- Колесников А. Неизвестный
Чубайс. Страницы из биографии. – М.: Захаров, 2003.
- Лопатников Л., Перевал: к
15-летию рыночных реформ в России. – М. – СПб.: Норма, 2006.
- Подберезкин А., Стреляев С.,
Хохлов О., Ястребов Я. Секреты российской приватизации. – М.: Ступени,
2004.
- Попов А., Фроловская Т.,
Фаляхов Р. Год тонкого льда // РБК. – М.: СМТП Пресс, 2007 - № 1.
- Ходов Л. Государственное
регулирование национальной экономики. – М.: Экономист, 2006.
- Чубайс А. Приватизация
по-российски. – М.: Вагриус, 1999.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|