Проблемы приватизации собственности в России
Введение
В
рыночной экономике некоторые объекты государственной собственности по мере того,
как они начинают представлять интерес для частных индивидуальных или
ассоциированных собственников капитала, приватизируются. Приватизация — это
переход объектов из государственной собственности в частную.
В
обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент
государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада
частного сектора в хозяйственной развитие. В более узком понимании приватизация
означает полную или частичную передачу права собственности на капитал
определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному
лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества – она
является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством
физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав
распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных
ограничений на деятельности предприятия.
Как правило, в пользу
приватизации выдвигаются, две группы аргументов:
1.
Идеологические: рыночная экономика должна базироваться на частной
собственности.
2.
Экономические: государственные предприятия недостаточно реагируют на
изменения рыночной ситуации, бюрократизированы, содержат лишний персонал, экономически
неэффективны.
Таким
образом, можно сформулировать главную цель приватизации – повышение
эффективности использования объектов хозяйствования.
Отметим,
что существует практика возвращения имущества из государственной собственности их
бывшим владельцам, которая называется реприватизацией. Так, например,
реприватизируют в некоторых странах землю, ранее национализированную у
иностранцев. Существует также процесс, обратный приватизации – это национализация
— переход частной собственности в собственность
государства. Объектами могут быть земля, промышленные предприятия, банки, транспорт, связь.
Как правило, реприватизация затрагивает
отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Отдельные государства прибегают к
национализации в периоды кризисных
потрясений, войн и других форс-мажорных обстоятельств.
Приватизация активно проводилась в Европе в 80-е гг. XX века. Так, в
Великобритании в этот период было распродано 16 из 51 государственных
корпораций. Аналогичные процессы наблюдались во Франции, где
приватизация в 80-е гг. довольно быстро сменила национализацию, так как экономическое
положение страны требовало повышения показателей развития экономики, в
результате чего частный
сектор пополнился 1100 предприятиями,
входившими в состав 12 групп [3, с. 28, 31].
В
зарубежной экономической литературе нет единого определения термина
«приватизация». Так, в практике западноевропейских государств применяются
формулировки, означающие:
1. переход прав
собственности от государства в пользу частных лиц (частного сектора) или
смена государственной собственности на частную, как, например, в США;
2. делегирование
частным лицам прав по распоряжению государственным имуществом;
3. полную продажу
государственных предприятий частным лицам или же продажу лишь части
активов таких предприятий.
Например, в Великобритании
приватизация означает сокращение участия государства в капитале предприятия до
уровня менее 50%. В ряде менее развитых стран (например, Индонезии, Малайзии,
Турции) приватизация признается и при сохранении государством большей части
активов в своей собственности.
Приватизации иногда
придается более широкое значение. В частности, в США согласно официальным
документам федерального правительства приватизация рассматривается как
долгосрочная стратегия расширения частного сектора за счет сокращения
общественного. В Японии термин «приватизация» одновременно с продажей
собственности правительства частным лицам предполагает снятие ограничений,
касающихся функционирования государственных предприятий, и в целом означает
несколько вариантов преобразования государственных компаний: в акционерные
общества с последующей продажей акций, в государственные предприятия, сдаваемые
в аренду и в частные предприятия.
Феномен
приватизации как политического и социально-экономического
процесса перехода имущества из общественной, государственной,
церковной, коллективной собственности в частную известен в истории
человечества на протяжении нескольких веков. Во многих странах в период абсолютизма
разделения между имуществом монархов и
государственным имуществом не было. Поэтому переход королевских земель в
частную собственность во время буржуазных революций в Европе был своеобразной приватизацией. Раздел и распродажа церковных
и монастырских земель во время Французской революции также были приватизацией. Следует
отметить, что в России приватизация проводилась еще Петром I. По его
указу на льготных условиях были отданы в частные руки около трех десятков
промышленных предприятий. Основные побуждающие мотивы — развитие
предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала к
производительному использованию. Как своеобразную приватизацию можно
рассматривать наделение крестьян землей при осуществлении Великой реформы 1861 г. за счет ранее не разделенных пахотных земель и угодий
поместий. Наконец, наши современники
были свидетелями и участниками самой массовой приватизации в истории человечества — передачи государственного
имущества в бывших европейских социалистических странах и республиках бывшего
СССР в частные руки.
Работа над проблематикой приватизации
невозможна без ясного понимания такого феномена, как «собственность», так как
приватизация есть не что иное, как передача объектов из собственности
государственной в собственность частную. Проблема собственности разработана
достаточно подробно К.Марксом, на чем во многом и сегодня основывается
понимание этого феномена современными исследователями. Сутью отношения
собственности является целый комплекс более частных отношений — управления,
распределения, обмена и потребления, важнейшими из которых являются два
первых. Управление и распределение составляют неразрывную связь, ибо управление
распределяется, а распределение управляется, то есть, собственно, их синтез и
составляет суть отношения собственности.
Такой подход к пониманию феномена
собственности помогает ясно взглянуть на рассматриваемые проблемы приватизации
и помогает избавиться от некоторых стереотипов, например, мнения о том, что
приватизация способствует повышению эффективности как отдельных предприятий,
так и экономики в целом. Повышение эффективности каждого отдельного
предприятия через его приватизацию не является законом. Часть предприятий, например,
может быть морально устаревшей настолько, что их упразднение частным
владельцем будет эффективнее, чем ликвидация их через многочисленные бюрократические
процедуры государства-собственника. Более того, изменение экономической конъюнктуры
понижает рентабельность и делает успешное вчера предприятие убыточным сегодня. Может
быть очевидным, что поддержание его производственной жизнеспособности (в силу
важности данного производства для общества) является делом государственной, а
не частной заботы. Не стоит также абсолютизировать гипотезу о большей
эффективности приватизированных предприятий перед государственными, так как российский
опыт показывает, что эффективность как экономики в целом, так и многих
предприятий снизилась вследствие приватизации.
Таким образом, можно констатировать, что
существует определенная непроработанность проблематики приватизации. Например,
пока нет ясности в отношении того, какие формы собственности выступают в
качестве переходных, а какие со временем должны исчезнуть или
трансформироваться в определяющие.
Отечественные
и зарубежные исследователи и аналитики отмечают, что практике приватизации в
России сопутствовали серьезные ошибки. Приватизация в условиях перехода от
централизованно планируемого хозяйства к рыночному сопоставима по своим последствиям с
первоначальным накоплением капитала, но со следующими особенностями:
1.
Первоначальное накопление капитала в переходный период происходило в
постсоциалистической, а не в постфеодальной стране, как в современных развитых
странах, и ему был предпослан высокий уровень индустриализации, а не домашнее
хозяйство.
2.
Приватизация осуществлялась в высоко монополизированной экономике и не нарушила
господства монополий.
3.
Приватизация происходила в условиях отсутствия мощных гражданских
институтов — независимых профсоюзов, партий, имеющих постоянный электорат,
эффективных органов местного самоуправления. В стране за годы советской власти была
разрушена духовно-нравственная среда и господствовало атеистическое
мировоззрение.
Именно
эти особенности приватизации вместе с бесконтрольностью со стороны
государственной власти привели к сосредоточению бывшего
государственного капитала в руках немногих и минимальной социальной
направленности приватизации. Тем не менее, несмотря на все
трудности и ошибки приватизации, частично объяснимые отсутствием исторического
опыта подобных преобразований, приватизация в основном проведена и создана база
частной собственности для рыночной экономики.
В
развитых странах изучают и оценивают отрицательные черты первоначального
накопления капитала и негуманность раннего капитализма, но именно на основе этих
процессов сформировалась и развилась современная рыночная экономика с ее научно-техническими
достижениями и уровнем жизни. Специфическая
особенность России состоит в том, что ей пришлось не просто проводить
приватизацию каких-то отраслей, но почти с нуля создавать систему новых
экономических отношений, что породило глубокую трансформацию социальных
отношений и самого государственного устройства. Рассмотрение проблемы
приватизации, а шире — построения рыночного (капиталистического) хозяйства в
России требует некоторого обращения к недавней истории, в связи с чем тема подведения итогов приватизации
актуальна для России. Первые достаточно робкие попытки анализа и обобщения в
нашей стране начались еще в 1990-е годы, продолжаются они и до сих пор.
Несомненно, что анализ проблем приватизации собственности и осмысление
последствий приватизации в России целесообразно делать, сопоставляя понимание
функций, принципов и практики проведения приватизации в зрелой рыночной
экономике и в экономике переходного периода с этапами и механизмами проведения
приватизации в нашей стране.
Глава
1. Приватизация и ее место в системе государственного регулирования экономики
1.1. Функции приватизации
I. Общие
(типовые) функции. Посредством приватизации государственной
собственности решается множество задач: повышение рентабельности предприятий,
сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет,
ликвидация или уменьшение внутренней и внешней задолженности, борьба с
монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса
населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление
профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в
политических целях и многое другое.
Для
стран, переходящих от командно-административной системы к рыночной,
немаловажным является также развитие многоукладности экономики и становление
института частной собственности. Приватизация в постсоциалистических странах
рассматривается как инструмент коренного изменения отношений собственности и создания
социальной базы нового общественного строя — широкого среднего класса. В общем
же виде к целям приватизации предприятий относятся повышение эффективности
отдельных предприятий и экономики в целом, решение финансовых проблем
правительства, а также ослабление монопольного положения государственного
сектора.
Ниже рассмотрим
последовательно основные функции приватизации, начав с укрепления
социально-экономической системы, основывающейся на частной собственности.
II. Функция укрепления
общественного строя. Государственный сектор, однажды
возникнув, превращается в составную часть народного хозяйства. Он может
увеличиваться во время войн, кризисов, необходимости создания объектов инфраструктуры
или экспериментальных производств. Его доля может сокращаться в экономике и
без приватизации за счет более быстрого развития частного сектора. Размеры госсектора
и его роль в национальной экономике — это количественный, но и
социально-экономический показатель, так как устойчивость общественного строя
наряду с прочим зависит от степени господства определяющих экономических
отношений собственности и предпринимательства в народно-хозяйственном
комплексе в целом. Разрастание государственного сектора сужает поле деятельности
частного предпринимательства и создает угрозу существующему строю.
Приватизация
чрезмерно разросшегося государственного сектора соответствует интересам
укрепления социально-экономического строя в той мере, в которой этот сектор не
являются необходимым для сохранения этого строя элементом. Таким образом,
вопрос о приватизации конкретных объектов госсектора встает тогда, когда
частный национальный капитал может существовать без соответствующего
государственного объекта или когда жизненно важный для народного хозяйства
объект стал настолько рентабельным и конкурентоспособным, что не нуждается в
государственных капиталовложениях, дотациях и льготах.
Отметим,
что время приватизации — годы благополучного хозяйственного развития,
отсутствия военно-политических потрясений, глубоких кризисов, обновления
основного капитала в общехозяйственных масштабах, а время роста
государственного сектора за счет нового строительства или национализации
предприятий и отраслей частных владельцев — годы подготовки к войне, войны,
послевоенной разрухи, кризиса экономического или вызванного внешними
обстоятельствами, например потерей колоний, резким снижением национальной
конкурентоспособности. Разумеется, эти суждения относятся к обществу,
существующему в рамках одного и того же социально-экономического строя.
III. Социально-политическая
функция. Эта функция приватизации в условиях
стабильной рыночной экономики содействует расширению социальной базы
общественной системы и государственной политики, особенно среди социальных групп,
непосредственно заинтересованных в приватизации. Расширение
социально-политической базы проявляется в поддержке правительственного курса
во время выборов, референдумов, а также в средствах массовой информации,
общественных движениях, в виде материальной поддержки предвыборной кампании
соответствующих партий.
Каждый
строй или его модификация оказывались жизнеспособными не столько в результате
идеологической убежденности населения, сколько благодаря неразрывной связи
личных хозяйственных интересов граждан с этим строем. Например, устойчивость американского
капитализма долго объяснялась поддержкой, оказываемой ему миллионами
фермеров, получивших за символическую плату большие участки плодородных земель.
Приватизация
государственной собственности дает правительству уникальную возможность
выступить благодетелем собственного населения, надолго стабилизировать
социально-экономическую обстановку в стране, обеспечить себе массовую
поддержку избирателей.
IV. Глобальные
народно-хозяйственные функции. К ним можно отнести следующее:
- Привлечение капитала
внутри страны.
Для
многих развитых стран мира характерен избыток капитала, который имеет
относительный характер и определяется соотношением рентабельности вложений
капитала внутри страны и за рубежом. Приватизация эффективных или перспективных
объектов на время расширяет сферу приложения частного национального капитала
внутри страны, вызывает затраты на реструктуризацию приватизированных компаний
и их модернизацию, способствует оживлению конъюнктуры в стране, росту спроса и
занятости. Часть избыточного частного капитала, которая в других условиях была
бы вывезена за границу, остается в стране, частично поступает в доход
государства в виде платы за приватизированные объекты, а частично включается в
хозяйственный оборот.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|