Меню
Поиск



рефераты скачать Проблемы приватизации собственности в России

            Конкретные экономические и социальные условия, политические факторы определяют конкретные административные средства проведения приватизации и реструктуризации в народном хозяйстве. В качестве примера ниже приведены некоторые из них:

1.      Принятие комплекса мер по декриминализации экономики, по сокращению возможностей чиновничьего произвола. Задача государ­ственного аппарата — разработка четких правил приватизации и их неукоснительное соблюдение.

2.      Эффективный государственный контроль, препятствующий оттоку средств от приватизированных предприятий в спекулятивную сферу или за рубеж.

3.      Совершенствование экономического законодательства, действительная защита прав собственности, интересов акционеров; определение и соблюдение отношения прав менеджеров, акционеров и трудового коллектива; сбалансированный механизм банкротства.

4.      При принятии в государственных регулирующих органах реше­ний, влияющих на приватизацию и реструктуризацию предприятий, предпочтение должно отдаваться экономическим инте­ресам страны.

            В заключении нужно отметить, что в применении к приватизации административные средства регу­лирования подразделяются на три группы мер: запрет, разрешение и принуждение.

            Таким образом, в период перехода от централизованно управляемого хозяйства к рыночному приватизация служит формированию экономического базиса нового общественного строя, системы частной собственности, то есть, играет системообразующую роль. Приватизация, как и всякое революционное преобразование в переходный период, осуществляете в значительной мере административными средствами. Организационные и политические факторы при этом оказывают чрезвычайное воз­действие на процесс, социальную направленность и результаты при­ватизации.























           Глава 2. Практика и результаты российской приватизации


            2.1.  Предпосылки и идеология приватизации в России


            Ряд исследователей, например, А.Подберезкин, считают, что советский опыт хозяйствования довольно серь­езно противостоит постулату о принципиальной неэффективности государствен­ной собственности. По его мнению, проведение в СССР индустриализации в краткие сроки или создание космической отрасли свидетельствует о серьезной претензии на  эффективность [3]. Однако можно отметить, что приведенные выше положительные достижения нивелировались более глобальными процессами в хозяйственной жизни страны, связанными с неэффективным планированием и дисгармоничным развитием индустрии (например, тяжелой и легкой промышленности), отставанием развития науки и техники, нерезультативным использованием ресурсов, сверхмилитаризацией экономики и др. [2]. Результатом этого  в начале 80-х гг. явилось:

  1. в макроэкономическом и политическом плане – кризис советской экономики и снижение конкурентоспособности Советского Союза на международной экономической и политической арене;
  2. в общественном плане - снижение уровня и качества жизни советских людей по сравнению с аналогичными показателями в Западной Европе, США и Японии,  отторжение обществом идеологии социализма на фоне возрастания интереса к западному образу жизни.

            Советская экономика имела базисное противоре­чие между общественным характером производства и государ­ственной формой собственности. Советское государство стремилось представ­лять общество, но в первую очередь — интересы господствующе­го   класса,   каковым  являлась партхозноменклатура. Именно последняя управляла и распределя­ла, а, следовательно, и реализовывала отношение собственности. Можно с увереннос­тью сказать на примере не только Советского Союза и прекратившейся в Восточной Европе социалистической системы, но и современ­ного Китая, что специфическим коллективным собственником в основном выступает партхозноменклатура.

            Противоречие между общественным характером производства и государственной формой собственности нараста­ло, что стало причиной реформ Н.Хрущева, затем, так называемых,  Косыгинских экономических реформ, попыток реформ Ю.Андропова и, наконец, Перестройки М.Горбачева. При этом перед упомянутыми реформаторами всегда стояли два главных вопроса:         

  1. демократизация общественно-поли­тической жизни;
  2. привлечение трудящихся к решению управ­ленческих производственных вопросов.

            Очевидно, что без постановки главного вопроса — об участии общества в управлении и распределении во всем объеме социаль­но-хозяйственных задач никакие реальные реформы не были воз­можны. Этим объясняется огромный порыв общества к демократии во вре­мя Перестройки. В расцвет Перестройки очень быстро выдвинулись группы ученых и политиков (например, Г.Попов, Е.Гайдар, Г.Явлинский, А.Чубайс и др.) которые отвергали приоритет государственной собственности и государ­ственного влияния на экономику (как форму участия государства в собственности). Они получили впоследствии название «реформа­торов» и «либералов». «Реформаторы» предлагали немедленную массовую приватизацию с со­зданием многомиллионного слоя новых собственников, конкурен­цией и минимизацией государственного регулиро­вания экономики. Важно отметить, что эти идеи нашли поддержку у значительного слоя советской партхозноменклатуры. Несомненно, что создание класса массовых частных собственников - это одно из решений задачи участия общества в управлении и распределении. В то же время именно это обеспечивает и массовое участие граждан в решении вопросов управления и распределения на уров­не государства, так как, собственник даже самого малого предприятия очень озабочен такими вопросами, как налоги, экономическая и социальная политика государства, таможенные платежи и прочее.

            Таким образом, России действительно требовалась массовая приватизация с созданием миллионов мелких и средних собствен­ников, а также последующая приватизация известного числа круп­ных предприятий. Но в то же время ей требовалась твердая госу­дарственная власть, обеспечивающая законность в отношении как государственной, так и частной собственности, основанная на ак­тивном участии в решении вопросов управления и распределения всех слоев общества.

            Исследователи выделяют Первый этап приватизации, который пришелся на необычный период 1988 – начало 1992 гг., когда в СССР, затем в России появились первые изменения отно­шений собственности, стали появляться кооперативы. В этот период стали создаваться различные схемы исполь­зования государственной собственности в частных целях (то есть, от­ношения управления и распределения в государственных по юри­дической форме предприятий стали осуществляться некоторыми руководителями предприятий и их партнерами в собственных ин­тересах). Например, рядом с государственным предприятием со­здавались кооперативы, которые использовали основные фонды, сырье, налаженные партнерские связи и т.д. для фактической экс­плуатации этих предприятий в интересах определенных лиц. Однако этот процесс не мог по существу изменить государствен­ный характер основного объема собственности в стране.

            В отношении масштабной приватизации госсобственности первоначально имелось несколько ее программ с принципиаль­но разными подходами. Так, Г.Явлинский выдвинул разработанный проект по формуле:

  1. управляемая распродажа государственной собственности за деньги любому покупателю без специфичных запретов и льгот; при единообраз­ном подходе для всей территории России;

3.       аккумулирование полу­ченных средств предусматривалось в федеральном бюджете.

            По сути дела, речь велась о «венгерском варианте» приватизации.             Реформаторы возражали этому варианту прива­тизации, аргументируя это тем, что ни денег, ни собственников в переходной экономике нет.

            С другим проектом выступил М.Малей, который отвергал идею «тор­говой приватизации» в связи с известным уже аргументом отсутствия денег у населения. Он предлагал «народную приватизацию» по принципу — всем гражданам России поровну и бесплатно. Приватизация должна была затронуть 70% основных производственных фондов промышленности и сельского хозяйства. Все граждане страны должны были получить безвозмездно государственное имущество общей балансовой стоимостью 2 200 млрд. рублей. Каждый граж­данин при реализации этого проекта должен был бы получить свою долю, при этом доля оценивалась в «условных единицах», а не в  инфляционных рублях. Размер каждой доли соста­вил бы 14 тыс. условных балансовых рублей (но расчетам Госко­митета по управлению государственным имуществом СССР) [3, с. 56]. Основной идеей такого механизма являлось наделение граждан приватизационным именным счетом, покупательная способность которого не подвержена инфляции, и она дол­жны была возрастать по ходу выявления рыночной стоимости приватизируемого имущества. Плюсом этого проекта было то, что каждый владелец именно­го счета имел возможность приобрести на него или акции прива­тизируемого объекта, или акции инвестиционного фонда, аккуму­лирующего акции многих предприятий. Последнее снижало неиз­бежные риски покупателя. Предложение М.Малея позволяло не допустить вовлечения именных счетов в рыночный оборот, что не способствовало росту инфляции.

            Однако реформаторы предложили идти по другому пути, и, хотя они согласи­лись и на денежную, и на чековую (ваучерную) прива­тизацию, но при этом отменили основ­ной принцип народной приватизации — передача государствен­ного имущества в собственность граждан в равных долях.

            Таким образом, к 1992 г. были сформулированы общие цели и принципы приватизационной политики российского правительства. К основным из них можно отнести следующие:

1.         разгосударствление предприятий, направленное на рост эффективности производства; стимулирование предприятий к поис­ку новых рыночных стратегий и возрастанию конкурентоспособности их продукции на отечественных и мировых рынках;

2.         сокращение расходов бюджета на дотации государственным предприятиям;

3.         прирост доходов бюджета от продажи предприятий и пакетов акций;

4.         формирование эффективных собственников, передача предприятий новым стратегическим собственникам и привлечение инвестиций для обновления и развития их производственного аппарата;

5.         формирование и развитие рынка капиталов, регулирующего переход инвестиций в наиболее эффективные сферы, и осуществление на этой основе новой структурной и технологической политики;

6.         сохранение «обязательной» части государственного сектора в жизнеспособном состоянии (оборона, естественные монополии) при сокращающемся объеме реально контролируемых государством ресурсов.


            2.2. Этапы и механизмы российской приватизации

            Этап 1. Начальный этап приватизации

            «Малая приватизация» (первая половина 1992 г.). В 1992 г. была проведена денежная или «Малая привати­зация», которая предшествовала чековой приватизации. Она касалась объектов торговли, автотранспорта, сферы услуг и т.п. Менее чем за полугодие 1992 г. в ходе «Малой приватизации» было реализовано     46 815 объектов госсобствен­ности. По итогам 1992 г. за каждый рубль государственного имущества было получено не более 42 копеек, что дало бюджету 39,9 млн. рублей. Для сравнения: приватизация 25 000 аналогичных объек­тов в Чехии принесла чешскому бюджету 1 200 млн. долларов [3, с. 57].

            Тем не менее, подобная экономическая невыгодность мотивировалась ре­форматорами  необходимостью скорейшего созда­ния эффективного собственника.

            Чековые аукционы (1993 – первая половина 1994 гг.) Исследования, проведенные группой А.Бравермана по заказу Госкомимущества, показали, что в России отсутствуют денежные средства для проведения приватизации, для формирования слоя новых собственников. Несомненным выходом было  привлечение иностранного капитала, однако было понятно, что в короткие сроки существенные денеж­ные средства из-за рубежа в Россию привлечь не удастся. В связи с этим было предложено ввести в наличный обо­рот на рынке новое платежное средство — приватизационный чек. Это, помимо проче­го, позволяло скрыть покупателя, в том числе иностранного, та­ким образом, вместо именного чека был предложен чек на предъя­вителя.

            В августе 1992 г. был издан указ Б.Ельцина, утверждающий концепцию ваучерной приватизации. В соответствии с планом реформаторов Госкомимуще­ство принципиально изменило вид и свойство платежных средств, которыми могли распоряжаться граждане при покупке в частную собственность государственных и муниципальных предприятий и имущества. При этом был отменен основ­ной принцип народной приватизации — передача государствен­ного имущества в собственность граждан в равных долях.

            В российской статистке весь производственный потенциал страны оценивался по балансовой стоимости основных фондов. Плановые задания приватизации по регионам страны имели специфическую черту: составленные по 12 отраслям производства, они не совпадали со структурой отраслевой отчетности российских органов статистики. А предприятия наиболее привлекательных отраслей: машиностроение, приборостроение, ре­сурсодобывающие и перерабатывающие были отне­сены к категории «прочие объекты». По определенным реформаторами отраслям средняя стоимость объекта в сфере бытового обслуживания составляла 2 млрд. рублей, в легкой промышленности — 24 млрд. рублей, в то время как средняя стоимость объекта в категории «прочие» — 32 млрд. руб­лей. По состоянию на 1 января 1992 г. в Госкомстате России были учтены 270 000 государственных предприятий, находящихся на самостоятельном балансе, из них к обязательной чековой прива­тизации было предложено 155 638 предприятий с совокупным ус­тавным капиталом  1 520 млрд. рублей [3, с. 59, 60].

            Структура продажи этой собственности представлена ниже в табличной форме [3, с. 61].


Таблица 2. Фактические виды продаж госсобственности, предложенной к чековой приватизации

 

Виды продаж

Размер уставного капитала предприятий,

млрд. руб.

Доля, %

Закрытая подписка

462,7

30,4

Выкуп аренды и продажа предприятий

141,9

9,3

Чековые аукционы

265,3

17,5

Денежные аукционы

12,4

0,8

Продажа акций из ФАРП

59,4

3,9

Инвестиционные конкурсы

16,3

1,1

Остаток нереализованного на чековом этапе уставного капитала

562,0

37,0

Всего:

1 520,0

100,0


Из данных, приведенных в таблице, можно видеть, 37% от предложенного капитала на чековом этапе продано не было. В ходе чековой приватизации было продано 48 172 предприятия с совокупным уставным капиталом 958 млрд. рублей, из них в доход федерального бюджета в денежной форме поступило 149 млрд. рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.