— Различные
издания книг XIX века — 30 %
— Богословская
литература ХХ века — 50 %
— Православные
брошюры (в основном, апологического и негативного характера) — 20 %
— Издания жизнеописаний
и творений святых отцов и классических православных текстов на русском языке —
30 %
— Творения
религиозных писателей Русского Зарубежья — 15 %
— Религиозные
произведения ныне живущих авторов — 40 %
— Творения
священнослужителей — 45 %
— Творения мирян
— 35 %
— Переводы
иностранных православных авторов — 10 %.
На данный момент
отделом религиозной литературы ВГБИЛ им. М.И. Рудошенко осваиваются следующие
перспективные направления в развитии бюллетеня:
— возможность его
использования в процессе книгообмена, публикация данных в Интернете (с
бюллетенями за 1997-1998 гг. можно ознакомиться по адресу: www.libfl.ru/eng/relig.html) ;
— составление
списков религиозной литературы по темам, консультации о возможности
приобретения тех или иных изданий.
За годы
существования бюллетеня «Новая религиозная литература в России» была создана
соответствующая база данных (БД), включающая в данное время более 3000
наименований книг.
База данных
переведена на CD-ром и вместе с текущим
указателем ИНИОН, характеристика которого была дана ранее, является наиболее
полной информацией по проблемам христианства.
Большой интерес
для религиозных деятелей и всех интересующихся вопросами христианства
представляет получивший в печати освещение проект «Христианская информатика».
Возникновение этого проекта не было случайным.
На христианской
традиции основана вся европейская и, в частности, русская культура, и поэтому
необходимость в христианской и церковной информации возникает не только в
богословских и церковно-прикладных науках, но и в самых различных разделах наук
светских — исторических, филологических, философских, юридических,
искусствоведческих, педагогических. Особенно остро потребность в информации
такого рода ощущается тогда, когда от простой перепечатки наиболее необходимых
книг, имеющей целью оказание «экстренной помощи» духовно изголодавшимся людям,
мы переходим к научному освоению христианской литературы посредством
критических изданий, снабженных примечаниями и комментариями.
Следует
подчеркнуть, что старые книги были рассчитаны на читателей с совершенно иной
культурой и воспитанием, чем нынешнее, поэтому в них часто без каких бы то ни
было пояснений включались различные цитаты из Писания, из молитв богослужебного
круга — типа «восхищение недарованного», «окамененное несчувствие», «церковь
лукавнующих» и т.п. Конечно, современному читателю все это следует объяснить.
Объем этой
информации настолько велик, что без современных технологий тут невозможно
обойтись.Аналогично тому, как в других областях знания, задача их информационного
обеспечения выделилась в самостоятельные дисциплины, в силу чего существует
информатика биологическая, геологическая, химическая, юридическая и др., —
точно так же должна существовать и информатика христианская. Задачу сбора,
хранения, поиска и обработки информации, накопленной веками существования
христианства и жизни Церкви, можно успешно решить, сделав ее предметом
специальной сферы деятельности. При этом мы не только отдадим должное усилиям
наших предков, не только перебросим мост из современности к трудам и дням наших
отцов, но и обеспечим преемственность в развитии христианской традиции,
богословских и гуманитарных наук в целом.
Актуальность этой
задачи особенно ясна в контексте происходящего ныне в нашей стране
христианского возрождения. Лишь систематизировав и упорядочив информацию о том
церковном организме, который функционировал до переворота 1917 г., мы ясно
осознаем размеры понесенного ущерба и лучше поймем, что именно следует
восстановить в первую очередь. Само накопление и собирание такой информации уже
представляет собой род восстановления — сначала только информационного. И,
конечно, оно требует значительно меньших средств в плане материальном:
составить каталог разрушенных храмов и уничтоженных книг несравненно легче, чем
заново отстроить храмы и переиздать утраченные книги.
Для внедрения
современных технологий и перехода на новый уровень в справочно-информационном
обслуживании Церкви целесообразно создать Православный информационный центр.
Основными
направлениями деятельности такого центра могут быть следующие:
1. Священное
писание: ввод в компьютер текст русской и славянской Библии, приобретение за
рубежом магнитных носителей с текстами Библии на других языках (в первую
очередь на иврите, греческом и латинском); создание Симфоний и указателей по
всем этим текстам (как в печатной, так и в компьютерной форме); создание
компьютерной информационно-поисковой системы, позволяющей осуществлять поиск
необходимых текстов Писания (в том числе по сложным комбинированным запросам,
по неточной цитате и т.д.).
2. Богослужебная
литература: ввод в компьютер всех богослужебных книг (в том числе Часослова,
Служебникова, Триодей, Требника, Акафистников и др.), а также богослужебных
указаний, содержащихся в Типиконе; создание Симфоний и указателей к ним (как в
печатной, так и в компьютерной формах); создание системы «Компьютерный
псаломщик», позволяющей на основе хранящихся в машинной памяти богослужебных
текстов и сведений из Типикона автоматически строить точные и канонически
безупречные службы на каждый день (с учетом совмещения переходящих и
непереходящих праздников, престольных праздников соответствующего храма и
т.д.); для более активного и осмысленного их участия в этих службах;
организация компьютерных изданий церковных календарей, значительно более доступных
для верующих по сравнению с нынешними.
3. Агиография:
ввод в компьютер кратких житий святых и основных сведений о них (годы жизни,
страна, биографические данные); создание агиографических указателей и
справочников; организация компьютерных изданий для прихожан текстов кратких
житий отдельных святых, чтобы каждый верующий мог иметь у себя текст жития
своего небесного покровителя.
4. Экзегетика:
ввод в компьютер экзегетических отрывков из святоотеческих творений; создание
компьютерной информационно-поисковой системы по экзегетике, позволяющей
подбирать толкования одних и тех же священных текстов Отцами Церкви.
5. Другая
христианская литература: составление указателей различного типа, посвященных
творениям Отцов Церкви, русской богословской и религиозно-философской
литературе — дореволюционной и эмигрантской.
6. Каноника: ввод
в компьютер текстов канонов — правил апостольских, вселенских и поместных
соборов, а также Св.Отцов; ввод иных нормативных актов, регулирующих жизнь
различных церквей; создание Симфоний и указателей по всем этим текстам.
7. История: ввод
в компьютер кратких сведений о жизни и трудах различных церковных деятелей —
как русских, так и зарубежных православных церквей; ввод информации о
значительных церковных событиях (распространение христианства, возникновение
ересей и сект, сборы, явление чудотворных икон и иные чудесные события,
основание монастырей и храмов, духовных учебных заведений и др.); создание
соответствующих указателей, являющихся отправной точкой (словником) для работы над
Православной энциклопедией.
8. Нетекстовая
информация. Современные технические возможности компьютеров, помимо обработки
текстов, позволяют хранить и обрабатывать также и нетекстовую информацию. Это
позволяет создавать информационно-поисковые системы различных типов, в
частности, по христианской иконографии, по церковному пению, по церковному
зодчеству и многим другим смежным дисциплинам.
В деятельности
Православного информационного центра заинтересованы все православные
юрисдикции: распространение информации друг о друге безусловно будет
способствовать их сближению. Создание такого центра есть дело, полезное не
только для Русской Православной Церкви на нынешнем этапе ее истории, но и для
всей христианской культуры в целом.
Другие трудности
связаны с наличием у значительной части современных деятелей на ниве
христианства — как у клириков, так и у мирян — устойчивых предрассудков
относительно компьютеров, допустимости и «православности» их использования для
работы в таких бесценных для каждого христианина областях, как Священное
Писание и Православное Предание. Понять такое предубеждение нетрудно, имея в
виду как сходство экрана компьютера с экраном телевизора с характерным для
нашего времени засильем на нем рока, секса, политики, культа наживы и прочих
малоприятных вещей, так и его соотнесение с атрибутами западной культуры.
Определенную роль тут играет и некритическое восприятие информации о так
называемом «искусственном интеллекте».
По указанным
причинам данный проект осуществляется пока на общественных началах, с
использованием компьютерной техники по месту основной работы участвующих в нем
энтузиастов. Тем не менее за те два года, что прошли с момента его выдвижения,
изучена ситуация с компьютерным обеспечением информацией, относящейся к
дисциплинам, входящим в круг православного образования; выработана концепция
первоочередных направлений деятельности центра; определены необходимые
технические и программные средства; проведен поиск доступных информационных
материалов на машинных носителях — текстов Священного Писания на различных
языках и вспомогательного программного обеспечения, заполняются базы данных по
следующим направлениям: неканонические книги Ветхого завета на русском языке,
библиография православной периодики (Журнал «Московской Патриархии», «Богословские
труды» и др.), месяцеслов, именной указатель «Православная персоналия»; начата
разработка программного обеспечения для Православного информационного центра;
создана первая версия компьютерной библиографической системы и компьютерного
словаря святых.( )
После воплощения
в жизнь этого проекта библиотеки получат более широкие возможности ведения той
работы, о которой говорится в дипломном проекте.
§ 3 Опыт
работы библиотек региона по библиотечно-
библиографическому
обслуживанию пользователей библиотек
Выше мы уже
говорили об опыте работы библиотек в целом по России. В §3 мы расскажем, что
делают библиотеки нашего региона в работе с литературой по религии.
При разработке
дипломного проекта автором было произведено два мини-анкетирования среди различных
библиотек региона и среди читателей г. Липецка. Автором данной работы было
составлено две анкеты. Прежде чем описывать опыт работы библиотек, представим
здесь результаты анкетирования библиотекарей.
Анкета № 1
включала девять вопросов, ответы на которые содержали сведения о наличии в
библиотеке литературы данной тематики, периодики, дали представления о запросах
читателей и источниках их выполнения. Всего было распространено 10 анкет,
получено 5 анкет. Из них 3 анкеты из ЦБС; 1 анкета ОДБ; 1 анкета Земская
библиотека. В анкетировании участвовали следующие библиотеки: Орловская
областная детская библиотек им. М.М. Пришвина и Залегощенская
ЦРБ (Орловская область); Старооскольская ЦРБ и Скороднянская земская
библиотека (Белгородская область); детская библиотека-филиал № 24 Липецкой
городской ЦБС.
Респонденты
ответили на все вопросы анкеты, а некоторые даже давали по два ответа на
вопрос. На вопросах, на которые было дано по два ответа, мы будем
останавливаться подробнее, давая некоторые из этих ответов.
На первый вопрос
анкеты: «Имеется ли в вашей библиотеке литература по вопросам религии и
церкви?» Из пяти опрошенных 4 сказали, что имеется такая литература, но мало
новых изданий, 1 человек дал свой вариант ответа, где подчеркнул, что в их
библиотеке есть много новых изданий по религии.
На второй вопрос:
«Имеет ли библиотек издания «Библии»?» Анкетируемые ответили:
а) имеет
достаточно экземпляров — 1 человек
б) имеет в
читальном зале — 4 человека
А один респондент
еще добавил сведения о том, что библиотека имеет еще несколько экземпляров
Детской «Библии» на детском абонементе.
На третий вопрос:
«Получает ли ваша библиотека журнал «Наука и религия»?» Ответы распределились
следующим образом:
а) получает — 2
человека
б) не получает —
2 человека
в) имеет только
старые комплекты — 1 человек
На вопрос: «Как
Вы считаете, пользуется ли литература по вопросам религии спросом в вашей
библиотеке?» Ответили:
а) да — 3
человека
б) нет — 1
человек
А один респондент
сказал, что в их библиотеке такая литература не очень пользуется спросом.
На пятый вопрос
анкеты: «Как Вы считаете, каковы мотивы обращения к чтению этой литературы?»
были получены такие ответы:
а) учебные
задания — 5 человек
б) личный интерес
— 2 человека
Таким образом, мы
видим, что все опрошенные главным мотивом считают учебу, но при этом двое из
них отметили и личный интерес.
На шестой вопрос:
«Кто чаще всего спрашивает в библиотеке такую литературу?» ответы были такие:
а) школьники — 3
человека
б) студенты — 1
человек
в) преподаватели
— 1 человек
Один из
опрошенных дал еще один ответ: пенсионеры.
На седьмой
вопрос: «Что является источником выполнения вопросов по религиозной тематике?»
ответы звучали так:
а)
систематический каталог — 1 человек
б)
систематическая картотека статей — 4 человека
Это на наш взгляд
вполне оправданно, т.к. именно в СКС содержится новая информация.
На восьмой вопрос
анкеты: «Считаете ли Вы необходимым наличие в фонде библиографических пособий
по религиозной тематике? » ответы распределились таким образом:
а) да — 4
человека
б) нет — 1
человек
На девятый вопрос
анкеты: «На Ваш взгляд, каким требованиям должен отвечать современный
рекомендательный указатель по религиозной тематике?» ответы распределились
примерно поровну:
а) хорошее
полиграфическое оформление — 2 человека
б) сочетание в
тексте фактографической и библиографической информации — 2 человека
в) четкое
читательское назначение — 2 человека
Также один из
респондентов дал свой вариант, сказав, что указатель должен отвечать требованию
свободного вероисповедания.
Таким образом,
анкетирование показало, что библиотеки с тематикой, которой посвящена дипломная
работа, связаны и проводят определенную работу. Остановимся более подробно на
работе отдельных библиотек региона.
Библиотеки
Липецкой области
При изучении
опыта работы библиотек Липецкой области автором было проведено еще одно
мини-анкетирование, но уже читателей различных библиотек г. Липецка.
Данная анкета
включала в себя 8 вопросов, которые позволили выяснить отношение читателей к
чтению литературы религиозного содержания и источники поиска данной литературы.
Эта анкета была распространена среди учащихся 10-х классов
среднеобразовательной школы № 72 им. И.Ф. Гануса .
г. Липецка, учащихся 1-ого курса Всероссийского заочного
финансово-экономического института (филиал в г. Липецке) специализации
бухгалтерский учет, аудит и анализ, а также среди учащихся библиотечного
отделения Областного училища искусств и культуры им. К.Н. Игумнова.
Было роздано 10
анкет, получено 9 анкет. Сделав анализ данной анкеты, мы выяснили, что на
первый вопрос: «Как Вы считаете, нужна ли религия нашему народу и государству?»
«Да» ответило 6
человек
«Ваш вариант
ответа» — 3 человека. Их точка зрения заключалась в том, что тема религии, веры
и все связанное с этой тематикой должно быть сугубо личным делом каждого
человека.
На второй вопрос:
«Считаете ли Вы, что современный человек знать определенный круг вопросов,
связанных с религией?»
«Да» ответило 5
человек
«Ваш вариант
ответа» — 4 человека. Тут прозвучали разные мнения. Кто-то счел, что нужно
знать о религии и читать «закон» всех законов «Библию», а кто-то считает, что о
религии нужно знать только на бытовом уровне. Если, конечно, это тебе не нужно
по роду деятельности, чуть больше бытового уровня.
На третий вопрос:
«Приходится ли Вам обращаться к чтению литературы по вопросам религии и если
да, то с какой целью?» были получены следующие ответы:
а) выполнение
учебных заданий — 3 человека
б) личный интерес
— 3 человека
в) ваш вариант
ответа — 3 человека. Точка зрения людей давших свой вариант состоит в том, что
кто-то обращается к чтению духовной литературы, кто-то читает литературу, в
которой затронуты вопросы религии, а кто-то изучал религию с целью сравнения
различных религий и изучения потребностей в них.
На четвертый
вопрос: «Знакомы ли Вы с журналом «Наука и религия»?» респонденты ответили:
а) «да» — 1
человек
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|