Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического...
Содержание
:
Введение
Глава I. Религия и библиотеки: грани взаимодействия
§ 1. Роль религии в жизни общества
§ 2. Взаимодействие государства и церкви в России
2.1. Государственная политика в области религии до
1917 года
2.2. Основные этапы государственной политики в области
религии в советское и постсоветское время
§ 3. Роль библиотек в работе по духовно-религиозному возрождению
России
3.1. Библиотеки учебных заведений, религиозных
организаций и монастырей
3.2. Православная библиотека наших дней
3.3. Опыт работы государственных библиотек по
проблемам религии и церкви (по материалам специальной печати)
Глава II. Основные тенденции создания библиографической информации по проблемам
религии и церкви
§ 1. Обзор современного состояния библиографии
религиоведения
1.1.Текущая библиографическая информация
1.2.Ретроспективные библиографические
указатели
1.3.Церковное краеведение
§ 2. Новые технологии в библиографии религиоведения
§ 3. Опыт библиотек региона по
библиотечно-библиографическому обслуживанию пользователей библиотек
Введение
За последние
10-15 лет в России возрос интерес к религии. Так как Россия многонациональная страна,
то и религий и вероисповеданий на ее территории много, но основной все же
является Православие. Оно-то и объединяет людей различных политических
взглядов, возрастов и конфессий. Восстанавливаются соборы, храмы, монастыри,
часовни, открываются воскресные школы при храмах и церквях. Все больше и больше
возникает новых духовных учебных заведений, а также открываются факультеты в
вузах России. Не остаются в стороне от этого процесса и библиотеки, как
культурно-просветительные и информационные учреждения. Они способствуют
процессу возрождения: формируя фонды религиозной литературы и раскрывая их
пользователям, воспитывают в людях нравственность, гуманность, понимание веры и
религиозную веротерпимость.
Этот процесс
требует постоянного информационного обеспечения. Поэтому тема данной дипломной
работы является актуальной.
Основными
задачами дипломного проекта являются:
1) ознакомление с проблемами
избранной темы;
2) анализ состояния библиографии
религиоведения на современном этапе;
3) знакомство с опытом работы
библиотек по данной тематике;
4) обобщение опыта работы
библиотек Липецкой и Орловской областей;
5) создание рекомендательного
указателя «Христианство 2000 лет: история и современность».
Объектом данной
работы являются вопросы, связанные с информационно-библиографическим
обеспечением религиоведения.
Предмет
исследования — опыт работы библиотек региона и создание библиографической
информации по религиоведению.
Документальной
основой дипломного проекта является Конституция РФ, законы РФ по вопросам
религии( ), о библиотечном деле ( ). Для написания диплома был выявлен
значительный круг материалов как общего, так и специального характера учебники
по религиоведению, интересные статьи по истории религии.
Для изучения
опыта работы библиотек были привлечены публикации из журналов «Библиотека»,
«Библиография «Общество и образование». При характеристике состояния
информационно-библиографического обеспечения проблем религии и церкви были
использованы обзоры литературы, сведения из БРБ.
Базой
исследования явилась Липецкая ОУНБ и Липецкая городская детская
библиотека-филиал № 24 Городской Липецкой ЦБС.
При написании
данной работы были использованы следующие методы:
- изучение и
анализ документов;
- анализ
библиотечной документации;
- беседа;
- анкетирование;
- статистический;
- работа с
библиографическими источниками.
Автором
дипломного проекта были разработаны две анкеты и были опрошены библиотекари
региона и читатели г. Липецка.
В качестве
экспериментальной части дипломного проекта в приложении дается библиографическое
пособие — рекомендательный указатель «Христианство 2000 лет: история и
современность», прилагаются две анкеты.
Работа имеет
следующую структуру:
Введение
Глава I. Религия и библиотеки: грани
взаимодействия (§ 1-3)
Глава II. Основные тенденции создания
библиографической информации по проблемам религии и церкви (§ 1-3)
Список
сокращений:
БРБ – библиография Российской
библиографии;
ВГБИЛ – Всероссийская
Государственная библиотека иностранной
литературы;
ГПИБ – Государственная публичная
историческая библиотека;
ИНИОН РАН – институт научной информации
по общественным
наукам;
ЛОУНБ – Липецкая областная
универсальная научная библиотека;
ОДБ – Областная детская
библиотека;
ОПБ – Областная публичная
библиотека;
ОУНБ – Областная универсальная
научная библиотека;
ОЮБ - Областная юношеская
библиотека;
РГБ – Российская Государственная
библиотека;
РНБ – Российская Национальная
библиотека;
ЦБ – центральная
Глава
I. Религия и библиотека: грани
взаимодействия
§
1. Роль религии в жизни общества
Термин «религия»
происходит от латинского religio. Наиболее признаваемыми
являются варианты римского мыслителя Цицерона (106 — 43 г. до н.э.) и
христианского апологиста Лактация (≈ 250 — после 325 г.). В самой общей
форме можно сказать: религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и
действий людей, некоторое функционирующее образование людей, форма
общественного или индивидуального сознания; она есть одна из сфер духовной
жизни общества, групп, индивида, способ практически духовного освоения мира, одна
из областей духовного производства.( )
Религиоведение —
совокупность научных дисциплин, изучающих религию. Предметом религиоведения
являются закономерности возникновения и функционирования религии, взаимосвязь и
взаимовлияние религии и других областей культуры. Религиоведение изучает
религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение
включает ряд разделов — философию, социальную психологию, феноменологию,
историю религии.
Философия религии
— совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское
объяснение объектов религии.
Эти концепции многообразны, интерпретация религии осуществляется в них под
различным углом зрения.
Социология
религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее
возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуры, место,
функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на другие
элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной
системы на религию.
Психология
религии исследует психические и психологические закономерности возникновения,
развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и
индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений).
История религии
образует движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии,
воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и
сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях.
Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии и
конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.
Выделяют
теоретическое и историческое, теоретическое и эмпирическое, конфессиальное и
внеконфессиальное, сравнительное религиоведение. Главным во внеконфессиальном
религиоведении является философское содержание, поскольку именно философия
раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, разрабатывает наиболее
универсальные понятия и теории объекта. Однако это содержание не заполняет
всего объема религиоведческих знаний: в религиоведении имеются и другие уровни
понятий, теорий, интерпретаций, а также множество эмпирических данных,
фактического материала.
Таким образом, мы
видим, что религиоведение — многоаспектная научная дисциплина, включающая в
себя историю религии как важную составную часть. Именно история религии, ее
возникновение, основные этапы развития интересуют широкий круг читателей,
поэтому в данной работе основное внимание уделяется историческим аспектам
развития и взаимодействия религии и культуры.
Религия — это
одна из сфер духовной жизни, способ практически духовного освоения мира
обществом, группой, индивидом и личностью. Религия возникает в ходе
объективного процесса становления человека, общества, человечества и
превращается в определенный аспект их сущности и существования.
Одним из течений
религии является христианство, которое получило распространение в России в виде
Православия.
Элементы и
структура религии складываются и видоизменяются в ходе истории. Являясь
подсистемой общества, религия занимает в нем определенное место и выполняет
соответствующие функции. Выделяется несколько функций религии:
мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная,
культуротранслирующая и другие.
Мировоззренческую
функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного
типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание
(объяснение мира в целом и определенных явлений и процессов в нем),
миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствие
(эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценка) и прочее.
Религия выполняет
компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей
в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных
условий существования.
Религия
обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение
складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и
отношениях, включая процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия
человека человеком.
Регулятивная
функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок,
стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление
деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. В
регулятивной функции большое значение имеет система норм (религиозного права и
прочего) и образов (многочисленных примеров для подражания).
Для сохранения и
развития духовной культуры весьма важное значение отводится
культурнотранслирующей функции. Она проявляется в том, что религия, являясь
составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоёв —
письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивалось сохранение и развитие
ценностей религиозной культуры. Осуществляется передача накопленного наследия от
поколения к поколению.
Степень влияния
религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда
данным, оно изменяется в контексте процессов, происходящих в окружающем мире и
связанных с эволюцией человечества.
Одним из
немаловажных моментов существования религии в обществе является ее
взаимоотношение с государством.
§ 2. Взаимоотношение государства и церкви
2.1.
Государственная политика в области религии до 1997 года
На различных
этапах развития христианства предпринимались попытки усилить религиозное
влияние на государственную власть ( № , с.213).
В 1455 году
Константинополь захватили турки. Разрушение Византийской империи, интересы
укрепления авторитета Российского государства, а также возросшее влияние
Русской Православной церкви за рубежом привело к тому, что в 1599 году была
создана Московская патриархия, и митрополит на поместном соборе был избран
первым российским патриархом. Сделав Русского патриарха независимым от
Константинопольского, собор вместе с тем поставил его в зависимость от царской
власти: согласно Соборному уложению 1649 года, патриарх после избрания его на
Поместном соборе, утверждался царем.
Дальнейшее
укрепление власти церкви в государстве было проведено патриархом Никоном в
середине XVIII века. Никон провел ряд
реформ, последствием которых явился раскол в Русской православной церкви —
возникло старообрядчество. Никон в своей реформаторской деятельности стремился
утвердить приоритет духовной власти над светской, стремился стать над царем. Но
в борьбе с самодержавием Никон потерпел поражение. В результате Поместный собор
1667 года осудил Никона, лишил его сана и подтвердил необходимость подчинения
церкви государству.
В 1721 году Петр I ликвидировал патриаршество и учредил
Святейший синод — коллективный орган, члены которого назначались
императором( ) . Церковь была лишена самостоятельности и превратилась в
одно из учреждений государственного управления.( ) Главой церкви стал сам
император, а Синодом должен был управлять его чиновник — обер-прокурор. Церкви
вменялось в обязанность исполнение ряда функций государственной власти: запись
актов гражданского состояния, руководство начальным образованием, наблюдение за
политической благонадежностью граждан.
Православие верой
и правдой служило самодержавию в течение двух веков, вплоть до свержения
династии Романовых и ликвидации монархии в результате Февральской революции
1917 года.( )
Революционная
ситуация в России в начале ХХ века вынудила правительство вносить коррективы в
религиозную политику. Так, царский Манифест от 26 февраля 1905 года содержал
обещание даровать свободу вероисповеданий.
С этого момента
начинаются новые изменении во взаимоотношениях церкви и государства.
На начальном
этапе Февральской революции между церковью и Временным правительством
установились взаимопонимание и тесное сотрудничество. Временное правительство
для проведения своей политики нуждалось в поддержке церкви. Поэтому оно
предприняло ряд шагов, направленных на установление добрых отношений. Церковь
получила крупные ассигнования на содержание храмов и Клира. В свою очередь,
православные священники стремились оказать поддержку Временному правительству,
обосновать законный характер новой власти.
Временным
правительством в порядке обеспечения свободы совести был проведен ряд реформ,
основной смысл которых заключался в том, чтобы уравнять в правах все религии
России, отделить школу от церкви и т.д. В школах было отменено обязательное
преподавание закона Божьего, церковно-приходские школы передавались от церкви в
ведомство Министерству школ. Таким образом, в управлении Русской православной
церковью, а значит, и ее отношениях с государством, произошло эпохальное
событие.
2.2.
Основные этапы государственной политики в области религии в советское и
постсоветское время
Первые декреты
советской власти кардинально изменили положение православной церкви и других
религиозных организаций. Документом, обобщившим законодательство республики в
области свободы совести и отношений государства с религиозными организациями,
является декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделение церкви от государства
и школы от церкви» от 23 января 1918 года.
В декабре 1936
года была принята Конституция СССР. Ее 124 статья гласила: «В целях обеспечения
за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от
церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной
пропаганды признается за всеми гражданами.( )Но надо отметить, что несмотря
на такой важный законодательный документ, взаимоотношения церкви и государства
в этот период были сложными. Ведь именно в 30-е годы были закрыты многие
церкви, от репрессий пострадал целый ряд религиозных деятелей. Во многом это
объяснялось общей политической обстановкой в стране и успешным насаждением
атеизма. Но все-таки оставались и храмы, и священнослужители, и верующие,
которые сохранили лучшие православные традиции, доказав в годы тяжелых
испытаний, сто православная вера и любовь к Родине для них едины.
С первых дней
Великой Отечественной войны многие главы церквей выступили с осуждением
варварского нападения фашистов на нашу страну, с призывом встать на защиту
Родины, организовать сбор средств фонд обороны страны. Правительство оценило
эту поддержку, был принят ряд мер по расширению прав религиозных организаций.
Но коренной поворот в деле нормализации государственно-церковных отношений
наступил в 1943 году.
8 сентября 1943
года на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский и Всея Руси.
Постановление Совнаркома СССР предусматривало организацию Совета по делам
Русской Православной церкви, открытие православного богословского института.
Упорядочение государственно-церковных отношений распространялось и на другие
религиозные организации, действующие в стране.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|