В послевоенное
время продолжалась постепенная нормализация отношений между церковью и
государством. В 1975 году принимается Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о
внесении изменений в Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года,
расширявший возможности религиозных организаций в удовлетворении потребностей
верующих ( , с.124). В последующих документах расширялось понятие «свободы
совести» и гарантировалось право исповедовать любую религию.
Следующим шагом в
разработке проблемы взаимоотношений церкви и государства на уровне
законодательства явилось принятие в 1977 году новой Конституции СССР.
1985 год положил
начало процессу глубоких перемен в отношениях государства и церкви. Были сняты
ограничения, которые на протяжении многих лет связывали деятельность
религиозных организаций. Это способствовало активизации различных сфер
деятельности религиозных организаций всех конфессий, действующих на территории
нашей страны.
1 октября 1990
года Верховным Советом СССР был принят закон «О свободе совести и религиозных
организациях» ( ), который гарантировал права граждан на определение и
выражение своего отношения к религии, устранял многочисленные ограничения и
противоречия, препятствующие практическому осуществлению свободы совести.
Именно этот документ свидетельствовал о коренных изменениях в отношениях церкви
и государства на официальном уровне.
Для современной
России важное значение имела Конституция Российской Федерации (1993 г.),
которая в законодательном порядке гарантирует гражданам свободу совести и
слова, развивая и подтверждая положения, высказанные в законе 1990 года.
В главе второй
этой Конституции «Права и свободы гражданина и человека» в статье 28 записано:
«Каждому человеку гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания,
включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию
или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять
религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Эта статья
является основополагающей для построения взаимоотношений государства и церкви.
В статье 29-й
оговаривается, что не допускается агитация, которая может сеять религиозную
ненависть. Это очень важные положения, которыми должны руководствоваться в
своей деятельности не только различные организации, но в том числе и
библиотеки.
В русле развития
взаимоотношений церкви и государства следует рассматривать и принятый в 1997
году новый федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях»
(№ ), который еще раз подтверждает позиции государства в отношении религии,
провозглашенные в Конституции России.
Закон состоит из
четырех глав и 27 статей. Настоящий Федеральный Закон регулирует правоотношения
в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, а
также правовое положение религиозных объединений.
Все статьи этого
закона важны для определения отношений между церковью и государством.
По-прежнему, как и в предыдущих документах, церковь отделена от государства, а
школа от церкви. Таким образом, государство в очередной раз на законодательном
уровне подтверждает незыблемость светской власти. Но диалог между церковью и
государством продолжается.
Подтверждением
этого является следующий факт. Предполагается, что вскоре будет вынесен на
рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О социальном партнерстве
государства и традиционных религиозных организаций». Эта информация была
представлена журналистом, зам. председателя Комитета Думы по делам общественных
объединений и религиозных объединений Александром Чуевым. Он высказал
предположение, что такие отношения важны и необходимы при решении проблем
общегосударственного порядка, таких, как, например, демографический кризис,
поднятие боевого духа армии и некоторые другие.
Крупнейшие
события в религиозной и культурной жизни общества происходят при участии не
только религиозных, но и современных политических деятелей России. Часто эти
мероприятия затрагивают важнейшие стороны жизни общества.
Так, в январе
2004 года святейший Патриарх Алексий II открыл крупнейшую выставку «Православная Русь», которая была
организована Русской Православной Церковью, Паломническим центром Московского
патриарха и Выставочным объединением «Рестек». Такая выставка в городе Москве
проводится уже второй раз. В день открытия выставки состоялась общественная
дискуссия на тему: «Церковь, политика, нравственность», в которой приняли
участие председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата
митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, депутат Государственной Думы,
лидер блока «Родина» Сергей Глазьев и другие.( )
С изменением
отношений между церковью и государством произошли заметные изменения в
духовно-религиозном пространстве России. Это видно и в сфере культуры, и в
сфере образования. Восстанавливаются церкви и монастыри, увеличивается число
духовных учебных заведений, возникают воскресные школы, православные гимназии,
открываются факультеты религиоведения в государственных высших учебных
заведениях.
Это не случайно
явление, а закономерный процесс, связанный с ростом числа верующих. Об этом
говорил в своем интервью видный иерарх Русской православно церкви, председатель
Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл. Он привел такие сведения: «В
1988 году было примерно шесть тысяч восемьсот православных храмов. Сейчас, если
брать каноническую территорию Русской православной церкви, их около двадцати
пяти тысяч. А если говорить о монастырях, то их было восемнадцать, теперь же их
около семисот».
В свете этих
фактов не случайным стало открытие Православных библиотек, которые когда-то
были в России. И государственные библиотеки различных уровней так или иначе
связаны в своей работе с религиозной проблематикой. Поэтому мы вправе говорить
о роли библиотек в возрождении духовно-религиозной культуры, поскольку именно
библиотеки являются той инфраструктурой, которая имеет необходимые ресурсы для
такой деятельности.
Из всего
вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Одной из
тенденций развития библиографии религиоведения является на современном этапе
значительное развитие прикнижных библиографических указателей. Многие научные
труды по истории и современным проблемам религии сопровождаются весьма
солидными списками.
На видное место в
потоке библиографической продукции выдвигается биографическая тематика.
Появилось значительное количество прикнижных списков и отдельно изданных
пособий о многих святых и деятелях русской православной церкви.
В последнее время
выдвигаются крупные библиографические проекты, которые будут способствовать
переводу религиоведческой информации на новые носители.
Новым
направлением является опыт по созданию первый опыт по созданию указателей,
библиографических пособий, религиоведческой тематике, которые подводят своего
рода итоги развития библиографии.
Таким образом, в
настоящее время формируется система библиографии религиоведения, направленная
на удовлетворение потребностей гуманитарного образования.
§ 3 Роль библиотек в работе
по
духовно-религиозному
возрождению России
Библиотека — это
информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее
организованным фондом тиражированных документов и представляющее из во временное
пользование физическим и юридическим лицам.( )
Проблема места и
роли библиотек в системе «Общество и религия» относится к числу сложных. Можно
надеяться, что в ходе духовного развития, совершенствования всех сторон
социальной и духовной жизни страны она найдет правильное решение.
В библиотеку и к
библиотекарю и сегодня приходят, и завтра придут и верующие, и неверующие, и
колеблющиеся. И вряд ли в обществе есть такое учреждение, в которое именно в
стремлении удовлетворить самые сокровенные духовные интересы, порой обрести
душевный покой, смягчить печаль, найти опору в жизни обращаются тут же, один за
другим, глубоко верующий и убежденный атеист, даже такие люди, как религиозный
фанатик и богохульник. На то и «Открытый стол идей за который приглашен каждый,
за которым каждый найдет пищу, которую ищет» ( , с.60).
Поскольку главным
источником удовлетворения запроса будет книга, то важное значение приобретает
фонд библиотеки. Любая светская библиотека, в любой демократической стране — синтез
фондов религиозной и иной литературы, при преобладании, как правило, именно
светской.
Установление
различий между церковной и светской библиотеками при формировании фондов —
важное условие для решения других вопросов.
Церковная
библиотека, доступная для верующих, содержит литературу, посвященную одной вере
и служащую средством ее распространения.
Светская
библиотека — институт, один из важнейших, способствующих сохранению традиций,
обычаев, духовных ценностей предков, защитник от сиюминутных веяний и влияний.
И в то же время у этого института имеются свои специфические, общечеловеческие
и гуманистические задачи, связанные и с правами каждого человека, и с
накопленными человечеством духовными богатствами, в распространении которых
важно участвовать. Позиция библиотекаря должна представляться, чтобы уделять
максимум внимания каждому человеку, но не для того, чтобы укоренить его
заблуждения, а для того, чтобы помочь избавиться от них.
Работа библиотеки
как одного из институтов сферы духовного развития включает в себя и обращение к
религии, ее литературным источникам. С этой точки зрения важно, чтобы в
крупнейших библиотеках страны не только были собраны полные комплекты ныне
выходящей религиозной литературы, но и проявлена забота о том, чтобы постепенно
восполнялись пробелы в соответствующем разделе фонда путем розыска,
приобретения или копирования книг, имеющихся у церкви либо в государственных
книгохранилищах.
Библиотекарям
следует понимать, что в их фондах находятся и иные, тоже по-своему относящиеся
к религиозной сфере, произведения, затрагивающие ее основные, сущностные
проблемы — духовные сокровища философской и социологической мысли разных
народов, начиная с Древнего Китая и Индии, античного мира — таких авторов, как
Платон, Демокрит, Аристотель и другие. В этом же ряду находятся мыслители
Ближнего и Среднего Востока, Европы, средневековья, Возрождения и нового
времени.
Что понимается
под духовной литературой? Это книги, брошюры, журнальные и газетные статьи,
непосредственно касающиеся вопросов духовного мира и истории религии. Но,
говоря о духовной литературе, мы подразумеваем не литературу по одному из
разделов науки, равноправному с философией, экономикой, математикой, а особую
область, стоящую отдельно от всех других областей человеческого знания, значительно
выше их. Перед нами не литература по отдельной науке, но сочинения,
рассматривающие все важнейшие вопросы жизни с духовной точки зрения. Богословие
не зависит от различных наук, не взаимосвязано с ними, оно основывается в
первую очередь на Священном Писании, и в этом принципиальное отличие
христианской литературы от любой другой.( ) В целом же разумный подбор
произведений по тому кругу проблем, о котором идет речь, предполагает наличие в
фондах библиотек произведений материалистов и идеалистов и позитивистов и т.д.
Особенно большое внимание следует уделить тем, кто на пороге ХХI века размышляет о судьбах
человечества, способах его выживания и путях существования на планете.
Чтобы
содействовать читателю в духовном обогащении, библиотекарю просто необходимо
заботиться о том, чтобы человек, приходящий к нему, учился думать, размышлять
над любым событием, стремиться видеть то, чего не увидел раньше, чтобы включал
в процесс усвоения тех или иных истин свою душу, обрел способность переживать
и, если не открывать для себя новые тайны, то хотя бы заглядывать в глубины
возможных. Чтобы чаще он, человек, задумывался над тем, для чего он существует,
какова в нем доля земного и божественного, есть ли последнее вообще, а если да,
то в каждом ли?
Важно, чтобы читатель,
независимо от того, верующий он или неверующий, в целях духовного возрождения
не только просиживал вечера у телевизора, взирая на дешевые поделки типа
«Просто Мария», «Санта-Барбара» (по числу зрителей они превосходят число
посещающих храмы), а читал лучшие произведения современной и классической
литературы, те, которые действительно способствуют глубоким размышлениям о
смысле жизни и бытия, трансформации души, ее христианской сущности.
Читатель может
прийти в библиотеку с любым запросом. Это может быть потребность и в духовной,
и в атеистической книге, и библиотекарь должен удовлетворить эту потребность.
Люди обращаются с запросами по духовной литературе или по литературе светского
характера, где рассматриваются вопросы религии и церкви. Поэтому в процесс
работы с литературой религиозного содержания вовлечены практически все
библиотеки — от церковных до светских. Остановимся подробнее на деятельности
некоторых из них.
3.1
Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырей
С середины 90-х
годов ХХ века появляются новые виды православных библиотек. Этот процесс
происходит благодаря появлению учебных библиотек при православных гимназиях,
воскресных школах и лицеях, катехизаторских курсах, детских садах. Они
функционируют как филиалы храмовых библиотек (церковных) и монастырей, либо
самостоятельно.
В настоящее время
в структуру библиотек Русской православной церкви входят: библиотека при
центральном духовном ведомстве — Московской патриархии — Синодальная
библиотека, библиотеки при монастырях и храмах (церквах), благочинические
(окружные) библиотеки, учебные библиотеки, представленные достаточно широко при
духовных учебных заведениях разного образовательного уровня — фундаментальные
(духовно-академические) библиотеки Духовных академий — Московской,
Санкт-Петербургской, библиотеки семинарий, епархиальных училищ, православных
церковноприходских и воскресных школ, гимназий и лицеев, библиотеки
историко-просветительских обществ и братств, личные библиотеки служителей
православной церкви, ученых богословов и др.
Одно из крупнейших книгохранилищ Русской
православной церкви — это библиотека Духовной академии и семинарии в
Санкт-Петербурге.
Духовная библиотека как неотделимая часть
церковного мира имеет его отпечатки: иконы по стенам вместо дежурных портретов,
которые встретились в любой светской библиотеке; непривычные рублики каталогов
«Священное писание», «Патрология», «Агиография», «Гомилетека». В свободном
доступе на абонементе в шкафах стоят новогреческо-русский словарь, учебник
древнегреческого языка, словарь церковных терминов.
Вместе с академиями и семинариями Петербурга
библиотека ведет родословную от «Словенской школы», учрежденной в 1721 году
при Александро-Невском монастыре.
В конце 18 века монастырь получил высший статус —
лавры. И вскоре здесь сложился полный образовательный комплекс: духовные
училища, семинария, академия, а при них «библиотека довольная». В годы
революции духовные школы разогнали, а библиотеку конфисковали. Ее собрание
стало филиалом «Публички». Самые ценные древние рукописные книги до сих пор
являются частью фонда РНБ.
В 1946 году Духовные академия и семинария
открылись вновь. Постепенно стала возрождаться и библиотека. Освободилась от
ряда своих религиозных изданий и Библиотека Академии наук. Без больших проблем
были получены книги Римско-католической духовной академии.
Санкт-Петербургская духовная библиотека за 10
послевоенных лет приготовила более 100 тыс. книг-сирот, которыми впоследствии
делилась дуплетными изданиями с вновь образующимися духовными школами всей России.
Собрание растет за счет — пожертвований. Сегодня
собрание библиотеки насчитывает 250 тыс. томов, из них 70 тыс. на иностранных
языках. Основу составляют книги духовного содержания. В разделе «Патрология»
широко представлены творения святых отцов - как восточных (Василий Великий,
Иоанн Златоуст), так и западных (Блаженный Иероним, Августин Гиппонский).
Имеется литература о других христианских церквях, о всевозможных сектах.
Библиотека владеет многочисленными изданиями
Библии: русскими, начиная со времен царя Алексея Михайловича, и иностранными на
60 языках и наречиях.
Личные собрания, подаренные библиотеке, входят в
ее состав как неделимые коллекции.
Компьютеры позволяют входить в Интернет, таким
образом, библиотека сотрудничает с другими духовными организациями, и
библиотеками, обмениваясь литературой и своим опытом работы. ( стр. 30 -
32)
Другой крупнейшей библиотекой является библиотека
при Московской духовной академии, которая была учреждена в Москве в 1685 году.
Вначале она называлась Славянско-Греческо-Латинская. В 1814 году Московскую
Духовную академию перевели в Сергиев Посад в Троице Сергиеву лавру, но название
«Московская» осталось. Библиотека возникла одновременно с академией, и время ее
существования исчисляется столетиями. Специфика ее в том, что она существовала
при высшем учебном заведении и семинарии, являясь душой этих заведений и важным
звеном в духовной школе. Практически всегда она была в центре внимания царской
семьи. Например, благодаря покровительству Петра I фонд библиотеки достиг 212 тыс.
экземпляров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|