Независимость суда, продекларированная в Конституции РФ, в
которой, безусловно, достигнуты определенные успехи, также иногда вызывает
сомнение. Речь идет о ряде дел, откровенно решенных в пользу государства в
последнее время КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ, об известном феномене влияния
региональных властей на региональную судебную систему (т.н. «телефонное»
право). Кроме того, у ряда специалистов вызывает сомнение возможность
независимости суда в отношениях с государственными органами в условиях финансирования
судебной системы самим государством.
Важным признаком правового государства является принцип
взаимного контроля. Это одно из самых слабых место в любом государстве,
претендующем на роль правового, поскольку его организация вызывает объективные
сложности. Еще М. Каддафи заметил, что демократия является формальным
выражением прав народа, выборы и референдумы на практике позволяют сделать
выбор лишь «из того, что предложено», а не «того, что нужно». В России контроль
за государством со стороны граждан также осложняется особенностями
правосознания (как историческими, так и образовавшимися за годы реформ) и
невысокой правовой активностью – тогда как высокая правовая активность и
развитое гражданское правосознание также являются важнейшими предпосылками и
признаками правового государства, о чем писал еще И.Кант.
Существуют и другие признаки правового государства, такие как
гласность права и приоритет международного права. Они также предусмотрены в
Конституции РФ, и в их реализации также существуют проблемы. Вместе с тем, на
взгляд автора, необходимо придерживаться позитивного, оптимистического взгляда
на будущее становления правового государства в России, для чего есть некоторые основания.
Существуют определенные положительные тенденции во всех отраслях права, и
фактов, положительно характеризующих правовую систему России, можно привести не
меньше, чем автором было приведено ранее отрицательных. «Приближение», а не
«достижение» - вот что, на взгляд автора, характеризует процесс становления
правового государства: не столько факты и результаты, сколько тенденции. Формирование
структуры общегосударственной правовой культуры и оптимизация некоторых ее
элементов, постепенная адаптация правосознания и зарождение правовой активности
граждан – все это является предпосылками для дальнейшего приближения к
воплощению концепции правового государства.
Правосознание является
одной из форм общественного сознания, содержащей взгляды и убеждения, идеи и
традиции, то есть совокупность мысленных и чувственных оценок, которые
относятся к праву и связанным с ним явлениям. Правосознание представляет собой
объективное непреходящее явление, свойственное любой правовой системе, любому
политическому устройству общества, организованного в государство, при этом от
их вида непосредственно зависит его уровень, а от его уровня непосредственно
зависит их перспектива.
В
правосознании отражается не только позитивное право, но и история и тенденции
развития права в целом, а в условиях современной глобализации в немалой степени
и правовые явления других обществ. Кроме того, правосознание
взаимообуславливается не только с действительным, но и с желаемым правом.
Поэтому существенная особенность правосознания заключается в том, что оно не
только отражает окружающую правовую действительность, но и активно - прямо и
косвенно - участвует в ее формировании и реализации. По большому счету, уровень
развития права на конкретном этапе не может быть выше уровня развития правовой
культуры и массового правосознания, поскольку они составляют его основу.
В различных
теоретических учениях сущность правосознания выявлялась посредством подчинения
его идее, главенствующей в той или иной концепции: характеристике права в его
позитивистском понимании, классовой структуре государства в марксистской
концепции, понятию социальной справедливости в естественно-правовом подходе и
т.д.
На взгляд
автора, такие подходы правомерны не при толковании сущности, а при анализе
факторов, влияющих на конкретный уровень развития и характеристику
правосознания – и только в совокупности и взаимодействии. Правосознание обуславливается
как общими факторами: особенностями государственного устройства и правовой
идеологии государства, политической обстановкой в стране и в мире,
экономической ситуацией и т.д., так и индивидуальными: уровнем культуры
субъекта, его классовым положением, благосостоянием, религиозными взглядами и
т.д. Правосознание взаимосвязано и взаимодействует с политическим сознанием, моралью,
искусством, религией, философией, наукой. Принципиально важно также не только
текущее состояние этих факторов, но и историческое их развитие, а также его
ожидаемые перспективы. По мнению автора, все эти факторы в перспективе имеют равновеликое значение и
влияние на особенности правосознания и лишь в отдельные периоды под влиянием
социальных, культурных, политических и т.п. воздействий один или несколько из
них занимают преимущественное значение, становятся движущей силой права и могут
характеризовать правовое устройство.
Из российских
ученых, занимавшихся разработкой концепции правосознания, следует, по мнению
автора, выделить, прежде всего, И.А. Ильина (1882-1954), хотя его концепция
правосознания и отличается от широко распространенного понимания правосознания
как рефлексии закрепленных в законодательстве правовых норм. В работах этого
русского философа и правоведа правосознание выступало как важнейшая категория
права. Поскольку мировоззрение этого ученого сформировалось в императорской
России, то согласно его концепции здоровое правосознание российского общества
неминуемо приведет – или должно привести – к реставрации монархии в стране.
«Республику, все равно - унитарную или федеративную, мы не считаем
государственною формою, способною восстановить Россию, дать ей творческую
свободу и культурно-духовный расцвет» - писал он. Вынужденный к эмиграции, И.А.
Ильин имел возможность анализировать политическое и правовое состояние в
современном ему Советском Союзе. В 50-е годы он писал об антиправовом характере
тоталитарного режима в стране, являющимся «социально-гипнотической машиной», о
подавлении правосознания. «Правовое государство покоится всецело на признании
человеческой личности - духовной, свободной, полномочной, управляющей собою в
душе и в делах, т. е. оно покоится на лояльном правосознании. Тоталитарный
режим, напротив того, покоится на террористическом внушении» [9].
Если
абстрагироваться от политического аспекта его учения, не являющегося предметом
нашего исследования, то с большинством его выводов относительно роли уровня
правосознания в становлении правового государства можно, на взгляд автора,
согласиться. По мнению И.А. Ильина, правосознание является «естественным
чувством права и правоты», а «человек, имеющий здоровое правосознание, - есть
свободный субъект прав; он имеет волю к лояльности (законопослушанию), он умеет
блюсти и свои, и чужие полномочия, обязанности и запретности; он есть живая
опора правопорядка, самоуправления, армии и государства».
Таким образом,
И.А. Ильин указывал на естественный характер происхождения правосознания, и
так как цель права в его концепции состоит «прежде всего в том, чтобы сделать
возможным мирное сожительство людей» [10], то он подчеркивал непреходящую
социальную, культурную и политическую ценность правосознания.
Рассмотрим остальные
ключевые свойства правосознания и его особенности как одной из форм
общественного сознания (помимо нравственного, национального, религиозного и
т.п.):
ü
Правосознание
находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, моралью,
политическими взглядами, они являются относительно взаимообусловленными.
ü Правосознание
характеризуется устойчивостью и преемственностью.
Правосознание представляет собой довольно инертный механизм: для него
характерно сопротивление новым идеям и принципам, для преодоления прочно
вошедших в сознание правовых взглядов и предрассудков требуется гораздо больше
времени, чем для обновления нормативно-правовых актов. Практика показывает, что
даже при самой бюрократизированной схеме организации законодательного процесса
трансформация системы позитивного права (законодательства как такового) может
осуществляться в сравнительно более короткие сроки, нежели изменение уже сформировавшегося
правового сознания.
Как пишет В.В. Сорокин, правосознанию «присуща некоторая константа,
которая при всех изменениях экономики и политики воспроизводит некий тип
отечественного правового мышления» [18]. Это свойство правосознания является
одновременно и негативным, и положительным с точки зрения задачи реформирования
правовой сферы. С одной стороны, инертность правосознания является фактором,
тормозящим реализацию правовых реформ в правоприменительной сфере. С другой
стороны, устойчивость и преемственность правосознания является стабилизирующим
фактором, нивелирующим неблагоприятные последствия значительных колебаний в
правовой сфере, характерных для переходных периодов.
ü Правосознание касается не
только реализации правовых норм в общественной жизни, но и процесса их
создания.
Правосознание не ограничивается правоприменительной сферой – оно активно
воздействует на процесс нормотворчества (с эффективностью, зависящей от уровня
развития правовой системы государства). Кроме того, следует помнить и о том,
что у законодателя также есть свое правосознание. Как правило, оно по
объективным и субъективным причинам отличается массового правосознания, что в
значительной степени обуславливает трудности в правовой сфере. Здоровое
правосознание представителей власти рассматривалось И.А. Ильиным в качестве
необходимого условия создания правового государства. В его концепции идеальная
государственная власть выступает в роли творца и хранителя позитивного права, в
основу которого лишенным недугов правосознанием властвующего положено
естественное право.
ü Особенность правосознания
выражается также в способе вынесения суждений относительно явлений общественной
жизни.
Для правосознания характерно осознание правовых явлений посредством
специальных юридических понятий и категорий, таких как правомерность и
неправомерность, правонарушение и юридическая ответственность, правоотношение и
законность и т.п. Специфика правовой сферы требует от правосознания более
четкого и однозначного вынесения суждений, чем это допустимо в других формах
общественного сознания.
Выделяется
три основные функции правосознания как направления его взаимодействия с
общественными отношениями: гносеологическая, регулятивная, и оценочная.
Гносеологическая
(познавательная) функция правосознания заключается в том, что посредством
сознания субъект права (индивид, группа, общество в целом) приобретает знания (и
на эмпирическом, и на научном или идеологическом уровнях) о явлениях в окружающей
правовой действительности.
Оценочная
функция связана с формированием у субъекта отношения к отражаемой правовой
действительности: как психологического (на уровне правовой психологии), так и
рационального (на уровне правовой идеологии).
Регулятивная
функция правосознания двойственна. С одной стороны, она заключается в том, что
субъект, пропуская окружающую действительно через призму своего правосознания,
определяет конкретный вариант своего правового поведения в той или иной
ситуации. С другой стороны, правосознание выступает в качестве относительно
самостоятельного правообразующего фактора, являясь источником правовых идей,
требующих закрепления в позитивном праве.
Иногда в
теории права функции правосознания условно делятся на две категории. Это,
во-первых, внешние или социальные функции, которые характеризуют основные
направления и способы взаимодействия правосознания с окружающей правовой
действительностью. И, во-вторых, это внутренние функции или функции механизма
правосознания, где под механизмом правосознания понимается специфическая
система обработки поступающей правовой информации и формирования правового
поведения.
Правосознание представляет собой
довольно объемную и многозначительную категорию, отдельные его особенности в
теории и на практике могут существенно отличаться в зависимости от субъекта
правосознания, от точки зрения, с которой проводится анализ. Это приводит к
необходимости классификации видов правосознания для конкретизации понятий в
исследованиях.
Основными применяемыми критериями
видов правосознания являются: субъекты правосознания, его уровень,
направленность и степень осознанности.
1. По уровню (глубине) отражения
правовой действительности правовое сознание классифицируется на следующие виды:
ü Научное (теоретическое)
правосознание характерно преимущественно для исследователей, научных
работников, занимающихся концептуальными вопросами правового регулирования
общественных отношений и, в частности, формированием (разработкой) правовой
идеологии общества.
ü Профессиональное
(специализированное) – характерно для профессиональных юристов, занимающихся
практической деятельностью. Относительная близость этого слоя общества к
вышеуказанному (характеризующемуся теоретическим правосознанием), возникшая в
процессе профессионального образования, приводит, как правило, к доминированию
правовой идеологии в таком типе правосознания. Впрочем, такое влияние не
абсолютно ввиду важности психологической составляющей особенностей собственного
профессионального опыта, а также тесного взаимодействия с представителями
следующего слоя.
ü Обыденное (житейское,
эмпирическое) – присуще, как правило, прочим представителям гражданского
общества, основной массе людей. Этот тип правосознания формируется на базе
повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования и характеризуется знанием
общих принципов права в их тесной связи с нравственными представлениями (о
правах, обязанностях, справедливости и т.п.) и конкретным правовым опытом,
соответственно в силу объективных причин основная роль в становлении и развитии
такого типа правосознания отводится правовой психологии.
2. По субъектам правовое
сознание классифицируется на следующие виды:
ü Индивидуальное -
правосознание индивида, гражданина как члена общества, которое складывается под
влиянием как внутренних (индивидуальных особенностей субъекта), так и внешних факторов,
в т.ч. в немалой степени группового и общественного правосознания.
ü Групповое - представляет
собой специфические особенности правовых представлений и чувств тех или иных явновыраженных
социальных групп, групп по образовательному, профессиональному признакам. Кроме
того, особо выделяется так называемое массовое правовое сознание, характеризующее
особенности правосознания групп нестабильных объединений граждан, сплоченных на
сравнительно более временной основе, но индивидуализирующих себя как группу и
влияющих друг на друга.
ü Общественное - правосознание
макроколлективов, выделяемых, как правило, на региональной основе, в
историческом или национальном контексте. В общественном сознании более явно
видна преемственность его содержания с далеким и недалеким прошлым, а также
основные перспективы его трансформации. В условиях стремления создать правовое
государство, характеризующееся преимущественным вниманием к человеку, а не
обществу, т.н. персонализации, важно осознавать, что общественное правосознание
является не самостоятельным и самодостаточным сознанием, а совокупным
усредненным сознанием, воспроизводимым и, в той или иной мере, изменяемым
сознанием множества индивидов – членов этого общества, каждый их которых
представляет для него неизмеримую ценность.
3. По направленности правовое
сознание классифицируется на следующие виды:
ü Ретроспективное
ü Адекватное
ü Перспективное
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|