Пребывание
граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на
землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий,
иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с
федеральными законами.
Пребывание
граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения: пожарной
безопасности и санитарной безопасности в лесах; безопасности граждан при
выполнении работ.
Пребывание
граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и
законодательством о животном мире.
Освоение лесов
осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального,
непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной
промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого
назначения и выполняемых ими полезных функций.
Эксплуатационные
леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения
высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки
с обеспечением сохранения полезных функций лесов.
Защитные леса
подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных,
санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с
одновременным использованием лесов при условии, если это использование
совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными
функциями.[40]
При освоении
лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования
лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей
инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству
лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира,
водных объектов.
В целях
использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание
лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и других). Объекты лесной
инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а
земли, на которых они располагались, - рекультивации. Лесные дороги могут
создаваться при любых видах использования лесов.
Для переработки
древесины и иных лесных ресурсов создается лесоперерабатывающая инфраструктура
(объекты переработки заготовленной древесины, биоэнергетические объекты и
другое). Создание лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных
лесах, а также в иных предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными
законами случаях.
К числу основных
проблем лесного законодательства РФ относятся следующие.
Ликвидация
экологической экспертизы проектной документации, связанной с использованием
лесов и земель лесного фонда. Фактически ликвидируется единственный механизм,
дающий возможность экспертной оценки экологической безопасности планируемой
деятельности в области лесного хозяйства специалистами в области охраны
природы, а также обеспечивающий возможность участия граждан в управлении лесами
на стадии планирования деятельности (в форме общественных слушаний).
Создание условий
для роста захватов земель защитных лесов под застройку с соответствующими
ограничениями доступа граждан в леса и нарушением экосистемных функций защитных
лесов в густонаселенных районах России. Застройка защитных лесов постоянными
или временными сооружениями возможна под видом организации охотничьего
хозяйства, рекреационной деятельности и религиозной деятельности.
Создание условий
для нерегулируемой приватизации лесов без возложения на собственников
обязательств, связанных с охраной леса как элемента природной среды. Кодекс
дает возможность приватизации лесов, расположенных не на землях лесного фонда,
а также лесов, статус земель которых не ясен.[41]
Отсутствие
положений, стимулирующих лесопользователей к ведению лесного хозяйства и
воспроизводству лесов. Кодекс возлагает на лесопользователей (арендаторов) всю
полноту ответственности за выполнение лесохозяйственных мероприятий, но при
этом не определяет, в каком объеме эти мероприятия должны проводиться, и не
предусматривает ясной ответственности лесопользователя за их не проведение.
Фактически это создает условия для истощительного лесопользования, при котором
меры по воспроизводству лесных ресурсов не соответствуют объемам их изъятия.
Разрушение
существующей системы органов лесного хозяйства и государственной лесной охраны
без явного указания на то, как должна быть организована новая система. В
условиях возникающего дефицита финансирования органов лесного хозяйства это,
скорее всего, приведет к резкому сокращению органов лесного хозяйства и утрате
ими дееспособности как минимум на один-два года после принятия нового кодекса.
Объединение
полномочий по организации использования и контролю за использованием лесных
ресурсов у органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления
(которые в первую очередь заинтересованы в их использовании), что приведет к резкому
ослаблению контроля в области организации лесопользования, и может повлечь за
собой быстрое истощение лесных ресурсов на значительных территориях, а также
прямо противоречит провозглашенным Президентом РФ принципам проведения
административной реформы.
Возможность
застройки земель национальных парков под видом строительства, реконструкции и
эксплуатации физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических
сооружений и объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
(ст.18 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской
Федерации»).
Изобилие
формулировок и положений, или допускающих множественное толкование, или
требующих для своего толкования специальных нормативов и инструкций. Общее
количество нормативов, прямо предусматривающихся кодексом, составляет 42, а с
учетом нормативов регионального характера - не менее 78. В настоящее время
нормативов, полностью соответствующих требованиям нового Лесного кодекса, нет,
и на их качественную разработку может потребоваться несколько лет. Без принятия
всех нормативов кодекс представляет собой закон непрямого действия, реализация
которого может привести к значительному росту коррупции.
Уничтожение одной
из важнейших категорий защитности лесов первой группы - запретных полос лесов,
защищающих нерестилища ценных промысловых рыб. В ряде регионов России данная
категория защитных лесов обеспечивает сохранность важнейшего для экономики и
жизни населения природного ресурса - промысловых рыб, и существование запретных
полос по берегам нерестовых рек имеет ключевое значение для населения. Кодекс
полностью ликвидирует нерестозащитные полосы, сокращая размер защитных лесов
вдоль нерестовых рек до размеров водоохранных зон, установленных Водным
кодексом.
Создание условий
для массового сокращения занятости в лесном секторе, в первую очередь в лесных
деревнях и поселках, где альтернативной занятости практически нет. Массовое
сокращение становится возможным из-за реформы органов лесоуправления и
исключительно аукционного порядка предоставления аренды, не позволяющего
учитывать социальную значимость лесопользователей. Массовое сокращение
занятости неизбежно послужит причиной роста нищеты населения и увеличения
количества незаконных рубок как основного заработка в новых условиях.[42]
Особо следует
отметить, что статья 12 Федерального закона "О введении в действие Лесного
кодекса", вступившего в силу с момента опубликования (8 декабря 2006 г.),
отменяет законодательную основу для выписки лесорубочных билетов на проведение
рубок главного пользования на арендных участках. Перейти же на новую систему
разрешительных документов (лесные декларации) арендаторы смогут только тогда,
когда будут приняты необходимые нормативные документы, что запланировано
предварительно на март, и в соответствии с этими документами перезаключены
договора аренды (на что по самым оптимистическим оценкам требуется
месяц-полтора). В связи с этим некоторые арендаторы будут вынуждены в период с
января и в лучшем случае по апрель полностью или частично прекратить законные
рубки.
В совокупности
указанные недостатки нового Лесного кодекса неизбежно приведут к серьезному
ухудшению экологической обстановки в лесах России и социальной напряженности в
лесных деревнях и поселках. Нищета и безработица в лесных поселках, в сочетании
со слабостью государственного контроля за лесами, являются главными причинами
незаконных рубок в России.
Государственный
контроль за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и зашитой
лесов возлагается на органы государственной власти субъектов РФ Федеральный
орган управления лесным хозяйством и его территориальные органы, а также
государственные органы охраны окружающей среды в пределах их компетенции
Порядок осуществления федеральным органом управления лесным хозяйством и его
территориальными органами государственного контроля за состоянием,
использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов устанавливается
Правительством РФ.
Задачей
государственного контроля (за состоянием, использованием, воспроизводством,
охраной и защитой лесов) является обеспечение соблюдения всеми юридическими
лицами и гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил
ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил
государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных
лесным законодательством.
В системе
Федеральной службы лесного хозяйства РФ в соответствии с Положением о порядке
осуществления государственными органами управления лесным хозяйством
государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством,
охраной и защитой лесов в РФ, утвержденным Правительством РФ от 3 мая 1994 г
полномочиями по осуществлению государственного контроля наделены: руководитель
государственного органа управления лесным хозяйством РФ (по должности он и
главный государственный инспектор по контролю) и его заместитель, который
является (заместителем главного государственного инспектора по контролю);
руководители, их заместители в структурных подразделениях указанных органов РФ,
являющиеся (по должности одновременно старшие государственные инспекторы по
контролю), а также аналогичные должностные лица в органах управления лесного
хозяйства в субъектах Федерации;
директора
лесхозов (старший государственный инспектор), лесничие, их помощники, мастера
леса, лесники, являющимися по должности одновременно государственными
инспекторами по контролю.
Государственный
контроль на территории специальных объектов, закрытых
административно-территориальных образований осуществляется государственными
органами управления лесным хозяйством в соответствии с указанным Положением.[43]
В соответствии со
ст. 14 указанного Положения государственные органы управления лесным хозяйством
обеспечивают государственный контроль за соблюдением:
·
порядка и
правил ведения государственного учета лесного фонда, лесного мониторинга,
государственного лесного кадастра, технической документации, отчетности,
характеризующей количественные и качественные изменения лесного фонда,
использование, воспроизводство, охрану и защиту лесов;
·
требований
законодательства по вопросам аренды участков лесного фонда, по целевому
использованию земель лесного фонда, повышению их плодородия, охране,
своевременному проведению ре культивации нарушенных земель лесного фонда; по
воспроизводству лесов и защитному лесоразведению;
·
правил
отпуска древесины на корню в лесах рубок главного и промежуточного
пользования, заготовки живицы и второстепенных лесных материалов, побочных
лесных пользовании, правил отвода и таксации лесосек, приемки и
освидетельствования участков лесного фонда;
·
порядка
пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства,;1 в
научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных
целях;
·
режима
охраны лесов и порядка пользования лесным фондом на особо охраняемых природных
территориях и объектах (в государственных природных заповедниках, природных
заказниках, национальных природных парках, памятниках природы, курортных и
лечебно-оздоровительных зонах);
·
режима
ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, порядка лесопользования на
территориях проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и
этнических групп, а также на территориях подвергнувшихся радиационному
загрязнению;
·
порядка
охраны лесов при строительстве, взрывных работах, добыче полезных ископаемых и
торфа, прокладке кабелей, трубопроводов и иных коммуникаций, буровых и других
работах, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесных
пользовании;
·
правил
пожарной безопасности в лесах; требований по учету площадей, пройденных
пожарами на территории лесного фонда и определению причиненного ими ущерба
лесному фонду, своевременному принятию мер по ликвидации последствий лесных
пожаров;
·
санитарных
правил в лесах, требований по предупреждению возникновения и распространения
очагов вредителей и болезней леса, их учету;
·
соответствия
лесоустроительных и специальных технических проектов, а также планируемых
лесохозяйственных мероприятий задачам сохранения, приумножения и рационального
использования лесов, усиления их водоохранных, средозащитных,
санитарно-гигиенических и других полезных природных свойств;
·
требований
по охране лесного фонда от захламления и загрязнения промышленными,
коммунально-бытовыми выбросами, отходами, сточными водами, а также от
заболачивания, затопления и подтопления;
·
требований
нормативных актов по вопросам ведения лесного хозяйства, качества
лесохозяйственных мероприятий; иных требований законодательства по вопросам
состояния, использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
Для выполнения
указанных функций инспектора по контролю за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов имеют определенные права:
·
запрашивать
и безвозмездно получать от министерств и ведомств, предприятий, организаций и
учреждений не зависимо от форм собственности и подчинения, граждан информацию,
необходимую для выполнения указанных функций;
·
посещать
при предъявлении служебного удостоверения предприятия, учреждения, организации
и другие объекты для проведения контроля за состоянием, использованием,
воспроизводством, охраной и защитой лесов, а специальные объекты и закрытые
административно-территориальные образования — в установленном для их посещения
порядке;
·
проверять
состояние и использование участков лесного фонда, находящихся во владении и
пользовании, а участков лесного фонда,
·
находящихся
на территории специальных объектов и закрытых административно-территориальных
образований — в установленном для их посещения порядке;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|