Основными
документами являются лесной план субъекта Российской Федерации,
лесохозяйственный регламент (составляется на лесничество или лесопарк на срок
10 лет), проект освоения лесов. К сожалению, оценить качественность содержания
данных документов невозможно, т.к. никто не представляет еще, как они должны
выглядеть. Существенной проблемой для экологических организаций будет
возможность обеспечения мероприятий по сохранению биоразнообразия, сохранению
наиболее ценных участков леса и обеспечению мероприятий по предотвращению
нелегальных рубок.[35]
Довольно сложно
придется при создании новых ООПТ, предусмотренных распоряжением Правительства
от 23 мая 2001 года №725-р «О перечне государственных природных заповедников и
национальных парков, которые предусматривается организовать на территории
Российской Федерации в 2001-2010 годах». Дело в том, что часть новых ООПТ
предполагается создать на территории нескольких субъектов и в условиях
разделения управления лесами между субъектами РФ, создание новых ООПТ очевидно
будет затруднено. Тем более станет практически невозможной реализация идеи
создания экологического каркаса на основе «экологических коридоров»,
расположенных в нескольких субъектах РФ.
В зависимости от
природно-климатических условий определяются лесорастительные зоны, в которых
расположены леса с относительно однородными лесорастительными признаками (лесорастительное
районирование). На основе лесорастительного районирования осуществляется
установление лесных районов с относительно сходными условиями использования,
охраны, защиты, воспроизводства лесов. Лесорастительные зоны и лесные районы в
соответствии с научно обоснованной методологией определяются уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.[36]
Возрасты рубок
лесных насаждений (возрасты лесных насаждений, устанавливаемые для заготовки
древесины определенной товарной структуры), правила заготовки древесины и иных
лесных ресурсов, правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной
безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами
устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов
осуществляются органами государственной власти, органами местного
самоуправления в пределах их полномочий. В случаях, если осуществление
мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях,
находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на
лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного
самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите,
воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд".
Использование
лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков,
с изъятием или без изъятия лесных ресурсов. Невыполнение гражданами,
юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного
регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения
договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений,
а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования
лесным участком или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Использование лесов
может быть следующих видов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и
сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор
лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение
сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности,
образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание
лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных,
декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по
геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых; строительство
и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также
гидротехнических сооружений и специализированных портов; строительство, реконструкция,
эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других
линейных объектов; переработка древесины и иных лесных ресурсов; осуществление
религиозной деятельности; иные виды.[37]
Использование
лесов может ограничиваться только в случаях и в порядке, которые предусмотрены
настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Допускается установление
следующих ограничений использования лесов: запрет на осуществление одного или
нескольких видов использования лесов, предусмотренных Лесным кодексом; запрет
на проведение рубок; иные установленные настоящим Кодексом, другими
федеральными законами ограничения использования лесов.
Заготовка
древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с
рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и
вывозом из леса древесины. Заготовка древесины осуществляется в
эксплуатационных лесах, защитных лесах. Для заготовки древесины предоставляются
в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.
Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку
(допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
Возрасты рубок и порядок исчисления расчетной лесосеки устанавливаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Граждане вправе
заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных
собственных нужд. В местах традиционного проживания и хозяйственной
деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и
Дальнего Востока Российской Федерации и ведущих традиционный образ жизни, эти
лица имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных
нужд исходя из установленных нормативов. Граждане осуществляют заготовку
древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных
насаждений. Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных
нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Заготовка живицы
представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с подсочкой
хвойных лесных насаждений, хранением живицы и вывозом ее из леса. Заготовка
живицы осуществляется в лесах, которые предназначаются для заготовки древесины.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку живицы на основании договоров
аренды лесного участка. Правила заготовки живицы устанавливаются уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти.
Заготовка и сбор
недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую
деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных
ресурсов из леса. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор
недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков.
Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов устанавливаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Заготовка пищевых
лесных ресурсов и сбор лекарственных растений представляют собой
предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом
таких лесных ресурсов из леса. К пищевым лесным ресурсам, заготовка которых
осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, относятся дикорастущие
плоды, ягоды, орехи, грибы, семена, березовый сок и подобные лесные ресурсы.
Граждане, юридические лица осуществляют заготовку пищевых лесных ресурсов и
сбор лекарственных растений на основании договоров аренды лесных участков.
Граждане, юридические лица, осуществляющие заготовку пищевых лесных ресурсов и сбор
лекарственных растений, на предоставленных им лесных участках вправе размещать
сушилки, грибоварни, склады и другие временные постройки. Правила заготовки
пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений устанавливаются
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Ведение
охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую
деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту. Лесные
участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются
охотничьими угодьями. Охота на лесных участках, предоставленных для ведения
охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от
24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире". На лесных участках,
предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение
временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков.
Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения
охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков. Правила
использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом
субъекта Российской Федерации.
Леса могут
использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса
сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства,
выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной
деятельности). На лесных участках, предоставленных для ведения сельского
хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов
и других временных построек. Для ведения сельского хозяйства лесные участки
предоставляются гражданам, юридическим лицам. Правила использования лесов для
ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти.
Леса могут использоваться
для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной
деятельности научными организациями, образовательными организациями. Для
осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной
деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям,
муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным
организациям, образовательным организациям - в аренду. Правила использования
лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной
деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти.
Леса могут
использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации
отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. При
осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение
временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если
в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном
плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения
лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и
эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на
соответствующих лесных участках допускается возведение
физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. На
лесных участках, предоставленных для осуществления рекреационной деятельности,
подлежат сохранению природные ландшафты, объекты животного мира, растительного
мира, водные объекты. Для осуществления рекреационной деятельности лесные
участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям
в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду. Правила
использования лесов для осуществления рекреационной деятельности
устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.[38]
Лесное
законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты
основываются на следующих принципах:
·
устойчивое
управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их
потенциала;
·
сохранение
средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических,
оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права
каждого на благоприятную окружающую среду;
·
использование
лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом
длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
·
обеспечение
многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования
лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
·
воспроизводство
лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
·
обеспечение
охраны и защиты лесов;
·
участие
граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может
оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите,
воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке
и формах;
·
использование
лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
·
подразделение
лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в
зависимости от выполняемых ими полезных функций;
·
недопустимость
использования лесов органами государственной власти, органами местного
самоуправления;
·
платность
использования лесов.
Лесное
законодательство регулирует лесные отношения. Имущественные отношения,
связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются
гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации,
если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.[39]
Участниками
лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных
отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской
Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными
правовыми актами.
Использование,
охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе
как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Леса
располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование,
охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым
назначением земель, на которых эти леса располагаются.
Границы земель
лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса,
определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством
и законодательством о градостроительной деятельности.
Леса,
расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на
защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на
землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.
Граждане имеют
право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд
осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других
пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а
также недревесных лесных ресурсов.
Граждане обязаны
соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной
безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих
растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные
книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений,
которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным
законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и
психотропных веществах".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|