В лесах второй
группы рубки главного пользования должны проводиться способами, направленными
на восстановление ценных пород деревьев, сохранение природных функций лесов
этой группы и позволяющими эффективно и рационально использовать лесные
ресурсы.
В лесах первой
группы, экологически наиболее ценных, проводятся рубки главного пользования,
направленные лишь на улучшение состояния древостоев, усиление природных функций
лесов этой группы, а также на своевременное и рациональное использование
перестойных и спелых древостоев. Такие рубки не направлены на удовлетворение
экономических интересов.[29]
В лесах
национальных парков, природных парков, особо ценных лесных массивах, лесах,
имеющих научное или историческое значение, памятников природы,
орехово-промысловых зон, в лесоплодовых насаждениях, лесопарковых частях
зеленых зон, лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников
водоснабжения и лесах первой и второй зон округов санитарной
(горно-санитарной) охраны курортов, государственных защитных лесных полосах,
противоэрозионных, притундровых лесах и запретных полосах лесов, защищающих
нерестилища ценных промысловых рыб, а также в кедровых лесах всех групп лесов
допускаются только рубки промежуточного пользования и только прочие рубки.
В лесах
государственных природных заповедников, на заповедных лесных участках
допускаются только прочие рубки, соответствующие заповедному режиму. При
регулировании и проведении рубок в заповедниках важно учитывать, что
заповедники создаются для проведения научных исследований и их режим должен
быть неприкосновенным. Человек не должен вмешиваться в естественные процессы,
происходящие в экосистеме заповедника.
В горных лесах
применяются способы рубок главного пользования с учетом защитного,
противоэрозионного и водорегулирующего значения этих лесов.
Кроме того, при
рубках и главного пользования, и промежуточного пользования заготовка
древесины осуществляется в соответствии с региональными правилами рубок или
наставлениями. Такие правила (наставления) утверждаются федеральным органом
управления лесным хозяйством.
Особенностями
обладает правовое регулирование использования, охраны, защиты и
воспроизводства лесов, не входящих в лесной фонд, а также использования,
охраны, защиты и воспроизводства древесно-кустарниковой растительности.
Использование
лесов, расположенных на землях обороны, регулируется с учетом того, что такие
леса предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным
органом исполнительной власти по вопросам обороны, т.е. Министерством обороны
РФ, которое и осуществляет ведение лесного хозяйства, а также обеспечивает
рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов,
расположенных на закрепленных за ним землях. Порядок ведения лесного хозяйства,
а также использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных
на землях обороны, определяется специальным законодательством РФ, но в
соответствии с Лесным кодексом РФ. Государственный контроль за ведением лесного
хозяйства, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, расположенных
на землях обороны, проводится совместно федеральным органом управления лесным
хозяйством и Минобороны России.
Исходя из того,
что леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха
населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а
также для сохранения благоприятной экологической обстановки, ведение лесного
хозяйства, а также использование, охрана, защита и воспроизводство лесов,
расположенных на таких землях, осуществляются в порядке, устанавливаемом
органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями Лесного
кодекса РФ. При этом в лесах, расположенных на землях городских поселений,
допускается лишь проведение рубок ухода, санитарных рубок, рубок реконструкции
и обновления, прочих рубок. Государственный контроль за использованием,
охраной, защитой и воспроизводством «городских» лесов ведется государственными
органами субъектов РФ, федеральным органом управления лесным хозяйством и
специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей
среды.
Регулируя рубки
древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях
сельскохозяйственного назначения, Лесной кодекс РФ исходит из того, что при
этом должны обеспечиваться улучшение состояния растительности и выполнение ею
своих функций. Такая растительность предназначена для обеспечения защиты
земель от воздействия неблагоприятных природных, антропогенных и техногенных
явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных
свойств лесной растительности. Допускается проведение рубок ухода, санитарных
рубок, рубок реконструкции и обновления, а также прочих рубок
древесно-кустарниковой растительности.[30]
Что касается
древесно-кустарниковой растительности, расположенной на землях
железнодорожного транспорта, автомобильного транспорта и землях водного фонда,
предназначенной для защиты транспортных магистралей и каналов от неблагоприятных
природных явлений, предотвращения загрязнения окружающей среды, снижения
шумового воздействия транспорта, то Лесной кодекс РФ допускает рубки ухода,
санитарные рубки, рубки реконструкции, рубки специального назначения и прочие
рубки древесно-кустарниковой растительности, расположенной на соответствующих
землях.
Прогрессивный опыт,
накопленный в мире, показывает, что чрезмерные темпы' использования лесных
ресурсов в действительности не так уж необходимы. Объемы вырубки лесов могут быть
значительно снижены усилением контроля за отходами и увеличением использования
вторичных материалов. Для производства бумаги и упаковочного картона вместо
интенсивных рубок леса многие государства всемерно используют вторичное сырье.
Так, доля бумаги, полученной из макулатуры, в общем производстве бумаги
составляет в Швеции 53%, в Японии -52%, Западной Европе - 46%, США - 45%. В
этих государствах по всей территории созданы четко действующие и разветвленные
системы сбора макулатуры. В России существовавшая система пунктов сбора
макулатуры практически разрушена. Макулатура, как правило, выбрасывается в
контейнеры для бытовых отходов и вывозится на свалки или сжигается.[31]
В основе лесного
законодательства, прежде всего, лежит регулирование земельных отношений,
связанных с предоставлением земельных участков для осуществления различных
видов лесопользования. Только затем рассматривается лес, как природная
экосистема и природный ресурс.
Несмотря на то,
что удалось в значительной мере детализировать нормы, касающиеся общедоступного
лесопользования, пребывания граждан в лесах, тем не менее в законе осталась
неопределенность норм, по которым может быть ограничено или запрещено
пребывание граждан в лесах, а также право граждан свободно и бесплатно для
собственных нужд осуществлять заготовку дикорастущих плодов, ягод, орехов,
грибов, других пищевых и недревесных лесных ресурсов.
Под давлением
общественности установлена федеральная собственность на земли лесного фонда и
лесные участки из состава этих земель, но при этом полномочия Российской
Федерации по управлению лесами переданы на уровень субъектов Российской
Федерации и должны осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета.
Несмотря на формальное сохранение федеральной собственности на участки лесного
фонда, по мнению специалистов, законодательство создает достаточно предпосылок
для появления частной собственности на лесные участки и в дальнейшем их купли /
продажи.
В лесном
законодательстве введена новая классификация лесов в зависимости от их
экономического, экологического и социального значения. Леса делятся на три вида
- защитные, эксплуатационные и резервные леса. Кроме того, осталась правовая
норма - особо защитные лесные участки, которая позволяет сохранять наиболее
ценные лесные участки в эксплуатационных лесах. В целом это является
положительным моментом в регулировании лесных отношений, но важно, чтобы при
фактической реализации данных норм не произошла «потеря» уже существующих особо
охраняемых территорий, водоохранных зон и прочих защитных лесов.[32]
Существенные
изменения произошли в отношении определения правового режима и ограничений
использования защитных лесов. Прежде всего, сняты ограничения на проведение
рубок в защитных лесах и лесах ООПТ. Единственным ограничением в лесах особо
охраняемых природных территорий, а также в лесопарках и городских лесах является
запрещение сплошных рубок.
Существенно
расширен перечень видов использования лесов, которые по существу являются
видами землепользования. Появились такие экзотические виды лесопользования, как
осуществление работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений
полезных ископаемых, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных
искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и
специализированных портов, строительство, реконструкция и эксплуатация линий
электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов,
переработка древесины и иных лесных ресурсов, осуществление религиозной
деятельности и т.д. При этом, сняты ограничения по строительству в лесах
капитальных и временных сооружений, развитию объектов лесной и промышленной
инфраструктуры. Отдельные статьи Лесного кодекса направлены на прямое
стимулирование и привлечение инвестиций в промышленное освоение лесов, которое
ничего не имеет общего с устойчивым ведением лесного хозяйства интенсивными
методами, а направлено на освоение новых лесных массивов и расширение зоны
лесопользования.
Согласно лесному
законодательству, использование лесов осуществляется на правах:
·
постоянного
(бессрочного) пользования лесными участками,
·
ограниченного
пользования чужими лесными участками (сервитут),
·
аренды,
·
безвозмездного
срочного пользования лесными участками.
По существу,
перечисленные права пользования автоматически перенесены из земельного
законодательства и не понятно, как эти нормы будут работать применительно к
лесным отношениям.
Определено, что
заготовка древесины является предпринимательской деятельностью. Граждане и
юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договора аренды,
а в случае осуществления заготовки древесины без предоставления лесного участка
– договоров купли-продажи лесных насаждений. Договор аренды заключается на срок
от 10 до 49 лет.
Граждане
осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров
купли-продажи лесных насаждений.[33]
Все арендные
отношения максимально приведены в соответствие с нормами гражданского права.
Заключение договоров аренды осуществляется по результатам аукционов, за
исключением случаев предоставления в аренду лесных участков для осуществления
работ по изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых,
строительства и эксплуатации водохранилищ, гидротехнических сооружений, портов
и т.д.. Кроме того, без конкурса будут предоставляться лесные участки для реализации
инвестиционных соглашений в области освоения лесов, для создания и эксплуатации
лесоперерабатывающей инфраструктуры. Это фактически стимулирует неограниченное
освоение лесов.
Возможность
участия общественности в процессе управления лесами предусматривается в
качестве одного из основных принципов лесного законодательства, но фактически
не может быть реализована из-за отсутствия реальных механизмов влияния
общественности на принятие управленческих решений по ведению лесного хозяйства
и организации лесопользования.
Сроки договоров
аренды сокращены с 99 лет и могут устанавливаться в пределах от 10 до 49 лет, а
для видов лесопользования, связанных со строительством гидросооружений,
трубопроводов, добычи полезных ископаемых и прочих нетрационных видов лесопользования
допускается аренда на срок от 1 года до 49 лет. По истечении срока аренды
установлено преимущественное право добросовестного арендатора при заключении
договора аренды на новый срок. Но при этом не ясно, кто при пролонгации
договора аренды будет решать настолько арендатор был добросовестен. При этом
законодательство предусматривает заключение договора аренды только по
результатам аукциона, хотя правила проведения аукционов в принципе не
предусматривают возможности учитывать преимущественные права ответственных
лесопользователей, т.к. победителем аукциона может быть только тот, кто дал
большую цену на аукционе. Исключительно аукционный способ распределения лесных
ресурсов особенно беспокоит лесопромышленные компании, т.к. допускает к участию
в аукционе лиц которые не имеют реальной возможности для осуществления
лесопользования и стремятся использовать возможность передать арендованные
участки в субаренду или могут использовать приобретение лесных участков в
аренду вокруг крупных лесоперерабатывающих комбинатов, как дополнительный рычаг
в ведении корпоративных войн с целью захвата прибыльных предприятий.
На арендатора
возлагаются обязанности по ведению лесного хозяйства, охране и защите леса, но
законодательство не определяет какие мероприятия могут быть включены в эти
понятия и в законе отсутствуют четкие требования к лесопользователям по ведению
лесного хозяйства, в отношении сохранения биоразнообразия и решении социальных
вопросов. Т.к. нет четкого определения и даже нет упоминания термина «ведение лесного
хозяйства», то независимо от видов лесопользования, будь это сбор грибов и
ягод, охота, пчеловодство или заготовки древесины, на всех лесопользователей в
полном объеме должны распространятся требования по ведению лесного хозяйства,
тушению лесных пожаров, лесовосстановлению, борьбе с вредителями и болезнями
леса. При этом масштаб и объем этих лесохозяйственных мероприятий не определен.
Арендаторы,
заключившие договора аренды до дня введения в действие новой редакции Лесного
кодекса, должны будут их переоформить и привести в соответствие с новой
редакцией Лесного кодекса и только после этого они будут действительны до
истечения их срока. Основной проблемой является неизвестность новых условий по
ведению лесного хозяйства, социальным обременениям и т.д., с которыми могут
столкнуться арендаторы при переоформлении договоров аренды. Новые условия могут
оказаться невыполнимыми или слишком разорительными для арендаторов.
Лесорубочный
билет – основной разрешительный документ, по подтверждению прав лесопользования
и позволяющий идентифицировать места рубок прекратит свое существование 1
января 2008 году. Выданные в 2006 году лесорубочные билеты будут еще
действовать до конца 2007 года, поэтому арендаторы и лесхозы стараются успеть
выписать лесорубочные билеты сейчас на год вперед. Конечно, никто уже не думает
о качестве и соответствии фактических данных и данных, указанных в выписанных в
сумасшедшем режиме лесорубочных билетах. А это значит, что формально вся
заготовленная древесина в течение 2007 года будет заготовлена с нарушением
лесного законодательства или нелегально.[34]
Существенно
изменены положения, касающиеся государственного контроля использования, охраны,
защиты и воспроизводства лесов. В законе есть довольно широкие полномочия
должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, но
практически все полномочия по осуществлению государственного лесного контроля и
надзора переданы субъектам РФ. Кроме того, вместо разрешительной системы
лесопользования вводится заявительная система, основанная в основном на
декларациях лесопользователей.
В новом Лесном
кодексе, существенно расширены полномочия субъектов Российской Федерации. По
существу Российская Федерация делегировала почти все свои полномочия в сфере
лесных отношений, в области пользования и распоряжения лесами органам
государственной власти субъектов РФ. Можно сказать, что произошло самое
масштабное перераспределение полномочий по управлению лесами от центра в регионы.
При этом регионы, не имеют ясной картины об организации управления лесами на
региональном уровне и должны осуществлять переданные им полномочия за счет
субвенций из федерального бюджета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|