Нельзя,
однако, упрощать проблему прямого применения конституционных норм при
производстве по уголовному делу. Далеко не все нормы Конституции могут быть
применены без их конкретизации, без установления в отраслевом законодательстве
механизма их применения. Более того, во многих нормах содержатся отсылки к
текущему федеральному законодательству, в чем нетрудно убедиться, обратившись
к тексту ст. 20, 25, 47 (ч. 1), 50 (ч. 2, 3), 51 (ч. 2), 121 (ч. 2), 122 (ч.
2), 123 (ч. 1, 2, 4). А это законодательство во многих случаях еще не принято.
Есть в Конституции РФ нормы, хотя прямо и не отсылающие к другим федеральным
законам, но содержание которых предполагает необходимость соответствующих норм
отраслевого закона, направленных на обеспечение действия конституционных норм.
Подтверждением высказанных соображений являются, например, положения ст. 48,
52, 53, 123 (ч. 3). Не обеспеченные отраслевым законодательством, обречены
остаться отвлеченными декларациями положения, взятые из международно-правовых
актов и включенные в текст Конституции.
Вместе
с тем п. 6 ч. 2 Конституции оговаривает, что до приведения в соответствие с ней
законодательства Российской Федерации сохраняется прежний порядок ареста,
содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении
преступления. Таким образом, действие правовых нововведений в указанной части
приостановлено. Ограничений или приостановлений действия иных своих нормативных
установлений Конституция не содержит. Следовательно, другие положения
Конституции имеют прямое действие вне зависимости от того, соответствуют они
нормам отраслевого законодательства или нет. В этом случае действуют правила
ст. 15 Конституции РФ, согласно которым: а) Конституция РФ имеет высшую
юридическую силу; б) законы и иные правовые акты не должны противоречить
Конституции. Иными словами, при наличии коллизий между нормами законодательства
о суде, судопроизводстве и Конституции РФ приоритет принадлежит конституционным
нормам.
Продолжительное
отставание законодательства о суде и судопроизводстве от Конституции отнюдь не
всегда означает «замораживания» соответствующих конституционных норм. Примером
тому могут служить положения ст. 49 Конституции РФ, установившей: «Каждый
обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность
не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена
вступившим в законную силу приговором суда». С провозглашением на
конституционном уровне требования об обязательном соблюдении принципа
презумпции невиновности и даже раскрытием содержания этого принципа уголовного
процесса Конституция тем самым существенно опередила законодательство о
судопроизводстве и о судоустройстве.
В
Конституции сформулирован еще ряд существенных для судопроизводства и
правосудия положений, вытекающих из презумпции невиновности. В частности,
предусмотрено, что: а) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ч. 2
ст. 49); б) неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу
обвиняемого (ч. 3 ст. 49); в) при осуществлении правосудия не допускается
использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2
ст. 50).
Приведенные
конституционные положения теоретически безупречны, они не вступают в
противоречия с нормами законодательства об уголовном судопроизводстве и
правосудии, а наоборот, как бы усиливают положения
существующих правил. Например, УПК содержит предписание,
запрещающее суду, прокурору, следователю, дознавателю «...перелагать
обязанность доказывания на обвиняемого» (ч. 2 ст. 20). Юридически более
предпочтительным и фактически определенным представляется положение ч. 2 ст.
49 Конституции РФ: «Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность».
Иное
положение сложилось с действием ч. 1 ст. 51 Конституции РФ, согласно которой
«никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких
родственников, круг которых определяется федеральным законом». Вне зависимости
от того, что в УПК вопросы свидетельского иммунитета не были решены ни на
момент принятия Конституции, ни в течение продолжительного времени после
этого, правомерность прямого действия приведенного нормативного установления
(имеются в виду показания против самого себя и своего супруга) не вызывает
сомнения. Что касается освобождения лица от обязанности свидетельствовать
против близких родственников, то Конституция (ч. 1 ст. 51), решив этот вопрос
положительно, не дала конкретного перечня круга лиц, относящихся к числу
близких родственников. Но он (этот перечень) имеется в действующем
законодательстве, например, об уголовном судопроизводстве (п. 9 ст. 34 УПК).
Поэтому ст. 51 Конституции при производстве по делу надо применять в
совокупности с нормами уголовно-процессуального и гражданского процессуального
законодательства.
Нет
никаких препятствий к прямому применению ст. 48 Конституции Российской
Федерации, так как и в отраслевом законодательстве представлен ряд норм, обеспечивающих
ее реализацию (ст. 47, 51 УПК).
Часть
4 ст. 15 Конституции РФ признает составной частью правовой системы
общепризнанные принципы и нормы международного права. При этом, если
международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, применяются правила международного договора.
Приведенные
конституционные положения означают, что в российскую правовую систему включено
три группы международно-правовых норм: а) общепризнанные принципы
международного права; б) общепринятые нормы международного права; в) нормы
международных договоров. Нет никаких препятствий к тому, чтобы указанные нормы
и положения международного права включить в число источников законодательства
о судопроизводстве и правосудии, но трудности в их применении на практике
исключить нельзя.
По-видимому,
Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ
предстоит помочь практическим работникам решать указанные вопросы.
Определенные меры в этой части они уже приняли. Без помощи указанных выше судов
применение ч. 4 ст. 15 институции РФ судами первого и среднего звеньев, а также
прокурорами, и другими правоохранительными органами представляется весьма
проблематичным.
Имеющиеся
трудности с применением норм Конституции при рассмотрении судами уголовных и
гражданских дел ни в коей мере не умаляют ее значения как источника права.
Более того, принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. не только уже
оказало прямое воздействие на практику применения законодательства при
осуществлении правосудия, но и создало определенные юридические предпосылки для
интенсификации законотворческой деятельности по формированию и развитию
российского законодательства о судебной системе, правоохранительных органах,
судопроизводстве.
Федеральный
конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1 -ФКЗ)
принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26
декабря 1996 г. Среди четырех действующих федеральных конституционных законов
рассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед за
Конституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль в
формировании действующей системы органов судебной власти в стране. Он не только
подтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов Федерации -
конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к федеральным
судам отнесены: а) Конституционный Суд Российской Федерации; б) Верховный Суд
Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные и равные им
суды субъектов Российской Федерации, районные суды, военные и
специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей
юрисдикции; в) Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные
арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации,
составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Определяя
ветви судебной власти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из
единства судебной системы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство
обеспечивается путем: а) установления судебной системы РФ Конституцией и этим
Законом; б) соблюдения судами РФ и мировыми судьями установленных федеральными
законами правил судопроизводства; в) применения всеми судами Конституции РФ,
федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных
принципов и норм международного права, международных договоров, а также конституций
(уставов) и других законов субъектов Федерации; г) признания обязательности
исполнения на всей территории России судебных постановлений, вступивших в
законную силу; д) законодательного закрепления единства статуса судей; е)
финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
Закон
о судебной системе исходит из важности каждого звена судебной системы, когда
подчеркивает, что судебная власть в РФ осуществляется только судами в лице
судей, привлекаемых в установленном порядке к осуществлению правосудия
присяжных, народных и арбитражных заседателей (ст. 1). Воспроизводя и развивая
конституционные принципы правосудия, Закон этим не ограничивается. В нем
установлен запрет на издание в России законов и иных нормативных актов,
отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст.
5). Не менее важно и другое положение: неисполнение постановления суда, а равно
иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным
законом (ч. 2 ст. 6). Дифференцированно решен в Законе вопрос о языке
судопроизводства: в высших федеральных судах, в арбитражных и военных судах
судопроизводство и делопроизводство осуществляется на русском языке. В то же
время судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей
юрисдикции (первое и второе звенья) ведется на русском языке, а также на языке
республики, на территории которой находится суд.
Подтверждая
установленные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О
статусе судей Российской Федерации» основы правового статуса судей, порядок их
назначения, несменяемости, неприкосновенности, предпосылки и механизм
приостановления и прекращения деятельности судей, создания и упразднения судов,
Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов
(ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как
суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к
мировым судьям (ст. 21). Специальная глава Федерального конституционного закона
посвящена органам судейского сообщества (ст. 29), обеспечению деятельности
судов (ст. 30-33) и др. При этом для обеспечения деятельности судов общей
юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), а также органов судейского сообщества
предусмотрено образование Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Такой
орган образован и функционирует в соответствии с Федеральным законом «О
Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» от 19 декабря
997 г. (24 декабря 1997 г.). Согласно этому Закону Судебный департамент, а
также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской
Федерации и создаваемые им учреждения образуют систему Судебного департамента
(ст. 2). Образование Судебного департамента и его учреждений состоялось в целях
выведения из компетенции органов исполнительной власти вопросов материального и
финансового обеспечения удов, что является одним из средств обеспечения их
независимости. Такое решение, однако, не означает возложения на Верховный Суд
России функций, не свойственных органам судебной власти, так как Верховный Суд
Российской Федерации не наделен властными полномочиями в отношении вновь
созданного органа и подчиненных ему структур.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Конституция
РФ от 12.12. 1993
2.
Голунский
С.А., Карев Д.С. Судоустройство. – М.,1946
3.
Семенов
В.М. Суд и правосудие в СССР. – М., 1976
4.
Клеандров
М.И. правоохранительные органы Российской Федерации. – М., 1993
5.
Алексеев
С.С. Теория права. – М., 1995
6.
Общая
теория права и государства /Под ред. В.В.Лазарева, - М., 1996
7.
Всеобщая
декларация прав человека //СССР и международное сотрудничество в области прав
человека. Документы и материалы. М., 1989.
8.
Международный
пакт о гражданских и политических правах, //СССР и международное сотрудничество
в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989
9.
Конвенция
о защите прав человека и основных свобод, и федеральный закон «О ратификации
Конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» от
20.02.1998 //Собрание законодательства РФ. – 18.05.1998
10.
Федеральный
конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1991
11.
Закон
РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 08.07.1981 с изменениями и дополнениями.
12.
Закон РФ
«О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 с изменениями и
дополнениями.
13.
Федеральный
конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от
21.07.1994.
14.
Федеральный
конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от
28.04.1995.
15.
Федеральный
конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999.
16.
Федеральный
конституционный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.1998.
17.
Федеральный
закон «О судебных приставах» от 21.07.1997.
18.
Арбитражный
процессуальный кодекс РФ.М.,1998.
19.
Гражданский
процессуальный кодекс РФ.М.,1998.
20.
Уголовно-процессуальный
кодекс РФ.М.,2002.
21.
Правоохранительные
органы Российской Федерации: Сб.нормативных актов. – М.: Юрайт, 2000.
22.
Воронцов
С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. История и современность.
Ростов н/Д: Феникс,2001.
23.
Правоохранительные
органы Российской Федерации. Уч. /Под ред. В.П.Божьева. – М., Спарк,2001.
24.
Судоустройство
и правоохранительные органы Российской Федерации. Уч. /под ред.
В.И.Швецова.М.,1997.
Страницы: 1, 2, 3
|