Правоохранительные органы правоохранительная деятельность
П
Л А Н:
1.
Общая
характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы и
правоохранительная деятельность».
2.
Классификация
правовых актов о правоохранительных органах по содержанию.
3.
Классификация
правовых актов о правоохранительных органах по юридическому значению.
В
отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит
изучение отрасли права, например гражданского, административного, уголовного,
курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В
определенном смысле этот курс - синтетическая юридическая дисциплина. Базой
курса являются юридические институты и нормы законодательных актов разного
уровня, разной правовой силы и значимости, которые, если говорить обобщенно,
являются предметом изучения. Развивая эту мысль, отметим наличие двух групп
таких норм. В первую группу входят те из них, которые лишь в какой-то части
посвящены правоохранительным органам. В их числе: Конституция Российской
Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс,
Арбитражный процессуальный кодекс и др. Ко второй группе относятся
законодательные акты, которые посвящены отдельным правоохранительным органам,
например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской
Федерации», Федеральные конституционные законы «О судебной системе Российской
Федерации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судоустройстве
РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Основы
законодательства Российской Федерации о нотариате, а также Федеральный закон
«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и
контролирующих органов» и др.
В
связи со сказанным необходимо выделить круг вопросов, которые должны изучаться
в рассматриваемом курсе применительно к каждому органу. Должно ли это быть
изучение устройства, организации и деятельности правоохранительных органов,
или должны изучаться только отдельные составляющие этих элементов? На данный
вопрос может быть дан только дифференцированный ответ: устройство органов в их
совокупности и каждого их них в отдельности должно быть предметом изучения
данного курса; организация правоохранительных органов также должна входить в
курс, но только в той степени, в какой это связано с выполнением задач и целей,
поставленных перед правоохранительными органами, без детализации текущих
организационных вопросов, которые носят не правовой, а технический характер;
предметом изучения должны быть и вопросы деятельности правоохранительных
органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных
на них функций и реализации основных направлений деятельности.
Предмет
курса «Правоохранительные органы» в последние десятилетия расширился за счет
введения изучения деятельности осуществляющих правоохранительную деятельность
органов, которые функционировали и ранее, но по различным причинам не
изучались (например, в силу «секретности» органов внутренних дел,
безопасности). Первоначально в вузах преподавалось «Судоустройство». Затем в
50-е гг. был введен курс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-е гг. - курс
«Суд и правосудие». В 1988г. в вузах начали изучать курс «Правоохранительные
органы». Тем самым была подчеркнута необходимость изучения в рамках данного
курса не только суда и прокуратуры, но и других правоохранительных органов. С
этим нельзя не согласиться. Только рассмотрение в данном курсе всех
правоохранительных органов, расширяя предмет изучения, наполняет его конкретным
содержанием, позволяет давать более полные знания и готовить специалистов
широкого профиля, не исключая в то же время возможность их специализации.
Расширение
предмета данного курса связано, кроме того, с появлением в последние годы
правоохранительных органов, которых в советское время, как и в прежней России,
не было. Это прежде всего - Конституционный Суд Российской Федерации, а также
арбитражные суды (ранее государственный и ведомственный арбитражи находились
при органах управления) и частные детективные и охранные службы.
Предмет
курса определяет его содержание, которое должно быть изложено по определенной
системе, обеспечивающей последовательное и понятное изложение изучаемой
юридической дисциплины.
При
определении места рассматриваемого курса среди других юридических дисциплин и
некоторых отраслей специальных знаний, которые изучаются в юридическом вузе, мы
исходим из того, что данный курс так или с другими учебными дисциплинами. В
учебном процессе эта в том, что курс «Правоохранительные органы» является
вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохранительной
деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юриспруденции. Но есть и
другой аспект- соотношение правоохранительной деятельности и норм права, а
также специальных знаний, которые примени прокуратурой, органами расследования
в борьбе с преступными правонарушениями. Через призму этих отношений попытаемся
выяснить связь названного курса с другими.
Наиболее
тесна связь курса «Правоохранительные органы» с конституционным правом, которое
является базовым для правоохранительной деятельности. Конституционное право
устанавливает основные положения для таких функций правоохранительных органов, как
конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор. В конституционном праве
формируются цели и задачи правоохранительной деятельности, определяются
основные полномочия правоохранительных органов, права и обязанности других
субъектов правоохранительной деятельности.
Связь
административного права с курсом о правоохранительных органах заключается
прежде всего в том, что оно изучает деятельность органов государственного
управления, в рамках которого выполняются многие правоохранительные функции,
включая противодействие преступности и иным правонарушениям. Кроме того,
правоохранительные широко применяют нормы административного права, например,
течении порядка, безопасности дорожного движения, охраны природных заповедников.
В
тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как
гражданское, процессуальное, арбитражное, процессуальное и уголовно-процессуальное.
Они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным
делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов процессуальной
деятельности. Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства
дознания и предварительного следствия, права подозреваемых, обвиняемых и
подсудимых, потерпевших, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса.
Курс
«Прокурорский надзор» тесно связан не только с выполнением данной
правоохранительной функции, но и с деятельностью других правоохранительных
органов. В нем определяются формы и методы осуществления прокурорского
надзора, в том числе и за законностью выполнения другими правоохранительными
органами возложенных на них функций. Этим курсом существенно углубляются знания
учащихся о прокуратуре, играющей ведущую роль в правоохранительной
деятельности.
Нормы
гражданского и уголовного права широко применяются правоохранительными
органами при определении признаков правонарушений, позволяют делать вывод о
наличии или отсутствии последних, о наступлении или ненаступлении
соответственно гражданской или уголовной ответственности, о мерах воздействия
или наказания, о возмещении ущерба, причиненного правонарушением.
Другие
отрасли права, например земельное, водное, воздушное, таможенное, как и ряд
норм международного права, также связаны с деятельностью правоохранительных
органов соответственно: при разрешении земельных споров; при расследовании преступлений,
совершенных на водном или воздушном транспорте; при пересечении границы; при
заключении конвенций и соглашений о международном сотрудничестве в борьбе с
преступностью; при выполнении поручений органов следствия и судов зарубежных
государств или при выдаче преступников.
Теория
государства и права также влияет на деятельность правоохранительных органов
своими рекомендациями об основополагающих понятиях, применяемых в
правоохранительной деятельности, например, о применении права, о соотношении
права и закона, права и судебной практики, о правосудии.
Существенна
связь криминологии и судебной статистики с правоохранительной деятельностью.
Криминология дает инструментарий и позволяет с использованием данных судебной
статистики анализировать состояние преступности и всех правонарушений,
разрабатывать меры их предупреждения, готовить прогнозы преступности, изучать
личность преступников для подготовки рекомендаций по перевоспитанию правонарушителей.
Данные
криминалистики широко используются правоохранной раскрытии и расследовании
преступлений. Рекомендации по методике и тактике следственных действий в борьбе
с преступностью. Криминалистическая техника служит внедрению эффективности
следственных действий и оперативно-розыскных мер.
Таким
образом, рассмотрение соотношения курса «Правоохранительные юридическими
дисциплинами и отраслями специальных знаний позволяет убедительно показать его
тесную связь с другими учебными дисциплинами, а также разнообразие способов
сочетания и проникновения норм различных отраслей права и специальных знаний в
правоохранительную деятельность.
В
соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Российской
Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти;
судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти,
а также федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные
органы (МВД, ФСБ, ФСНП и др.), Генеральной прокуратуры; регулирование и защита
прав и свобод человека и гражданина (пп. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83;
пп. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).
Предметом
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются: защита прав и
свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка,
общественной безопасности; кадры судебных и правоохранительных органов;
адвокатура; нотариат (пп. «б», «л» ч. 1 ст. 72).
Приведенные
положения Конституции свидетельствуют о том, что к компетенции Российской
Федерации отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости,
обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других
государственных органов, изучение которых входит в предмет курса
«Правоохранительные органы в Российской Федерации». Вместе с тем важные
вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Организация
и деятельность государственных органов и негосударственных образований,
изучаемых в рамках данного курса, регулируются множеством нормативных актов
различного уровня и неодинаковой юридической силы. Эти нормативные акты могут
быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (виды источников).
По
предмету правового регулирования можно выделить прежде всего универсальные
нормативные акты. К их числу применительно к изучаемой сфере общественных отношений относится один нормативный
акт, но акт высшей юридической силы - Конституция Российской Федерации.
К другой группе
нормативных актов относятся такие законы и другие источники, которые посвящены
организации и деятельности судов, прокуратуры, других правоохранительных
органов. В их состав входят правовые акты: о судах и судебной власти; о
прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах обеспечения общественного
порядка; об органах безопасности; об органах расследования преступлений; о
налоговой полиции; о таможенных органах; об учреждениях уголовно-исполнительной
системы; о нотариате; об адвокатуре; о негосударственных органах обеспечения
правопорядка.
Согласно
Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией
и федеральным конституционным законом. Конституцией же определено, что
полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской
Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным
конституционным законом. Надо, однако, заметить, что к настоящему времени
высшими законодательными органами России приняты и опубликованы лишь четыре
Федеральных конституционных закона: от 24 июня (12 июля) 1994 г. «О
Конституционном Суде Российской Федерации», от 5 (12) апреля 1995 г. «Об
арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 октября (26 декабря) 1996 г.
«О судебной Федерации», от 20 мая (9 июня) 1999 г. «О военных судах Российской
Федерации».
Центральное
место среди специальных нормативных актов о судебной власти, суде и судоустройстве
занимает Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской
Федерации». Он определил основные функции федеральных судов, оговорив, что их
полномочия, порядок деятельности определяются федеральными конституционными
законами, некоторые из которых еще предстоит принять. Вот почему с принятием Закона
о судебной системе не утратил силу Закон о судоустройстве РСФСР (в ред. 1981
г.). Заметим, однако, что указанный Закон применяется в части, не противоречащей
Закону о судебной системе. Последнее не колеблет положения п. 2 второго раздела
Конституции о том, что законы, действующие на территории Российской Федерации
до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей
(Конституции). В случае коллизии норм законов РСФСР с законами Российской
Федерации, принятыми на основе Конституции РФ, предпочтение отдается
последним. Такой вывод вытекает и из Закона о судебной системе.
Организация
и деятельность правоохранительных органов, обеспечивающих безопасность и
общественный порядок, регламентируется прежде всего рядом законов Российской
Федерации (о милиции, об оперативно-розыскной деятельности, о безопасности, о
Федеральных органах налоговой полиции (преобразованной в 1995 г. в Федеральную
службу налоговой полиции), о внутренних войсках, о Государственной границе,
частной детективной и охранной деятельности), а также Таможенным кодексом РФ.
Организация и структура центральных аппаратов указанных органов строится на
основе положений о соответствующих министерствах, ведомствах, службах.
Прокуратура
в Российской Федерации организована в соответствии с Федеральным законом «О
прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Закона от 23 декабря 1998 г. (27
января 1999 г.).
Организация,
задачи и структура органов нотариата базируется на таком законодательном акте,
как Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
Организацию
и деятельность адвокатуры формально регулирует Положение об адвокатуре РСФСР
1980 г. Фактическое построение адвокатуры опережает те параметры, которые
определены указанным нормативным актом. В России сложились многочисленные
объединения адвокатов, деятельность которых регулируется не только Положением,
но и рядом актов индивидуального характера.
По
своей юридической силе нормативные акты, регулирующие деятельность судебной
власти, прокуратуры, органов внутренних дел, других правоохранительных и
правообеспечивающих органов, далеко не одинаковы.
Высшую
ступень иерархической лестницы нормативных актов, регулирующих рассматриваемую
сферу, занимает Конституция Российской Федерации.
Вторую ступень занимают федеральные законы, а среди них
прежде всего – федеральные и конституционные законы.
Необходимо
учитывать, что
федеральные законы по своей значимости и сфере регулирования существенно
различаются, но ко всем им предъявляется общее требование - они не должны
противоречить Конституции РФ.
Одни
из них посвящены комплексу вопросов, входящих в отрасль или подоотрасль
законодательства. Если их нельзя в полной мере считать отраслевыми кодексами (какими
являются УК, УПК, ГК, ГПК), они все-таки отличаются относительно высоким
уровнем систематизации и носят комплексный характер. К таким можно
отнести законы: о статусе судей, о прокуратуре, о милиции, об оперативно-розыскной
деятельности, о налоговой полиции и т.д.
Другие
федеральные законы более индивидуализированы. К ним можно отнести, например,
Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы
граждан».
Еще
одну группу законов составляют законы Российской Федерации,
Которыми
вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные
нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например,
Закон РФ от 28 ноября 1994 г. «О внесении и дополнений в статьи 27, 32 и 61
Закона РСФСР "О судоустройстве РСФСР"».
Страницы: 1, 2, 3
|