В
настоящее время в Российской Федерации стала известна и такая форма
нормативного акта, как «Основы законодательства». В интересующей нас области,
в частности, к числу таких нормативных актов относятся Основы Законодательства
Российской Федерации о нотариате. Подобная форма права может
применяться в будущем для правового регулирования общественных отношений,
принятие законов о которых составляют совместную компетенцию
Российской Федерации и ее субъектов ( пп. «к», «л» ч. 1 ст. 72 Конституции
Российской Федерации).
Вопросы,
составляющие предмет совместной компетенции Российской
Федерации
и ее субъектов, могут быть на федеральном уровне предметом решения и других
форм права, иллюстрацией чего является Федеральный Закон «О мировых судьях в
Российской Федерации» от 11 ноября 1988г.
Принятый
в соответствии с Федеральным конституционным законом «О
судебной системе в Российской Федерации», этот Закон установил, что мировые
судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов
Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации.
Законом определено, что порядок деятельности мировых судей и порядок создания
должностей мировых судей устанавливается федеральными законами, а порядок назначения
(избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами
субъектов Федерации. Порядок осуществления ими правосудия устанавливается
федеральным законом (УПК, ГПК). В части, касающейся осуществления правосудия по
делам об административных правонарушениях, допускается возможность
установления порядка производства также законами субъекта Российской Федерации.
Как видно, во всех рассмотренных случаях речь идет о разграничении совместной
компетенции Федерации и ее субъектов. Это - далеко не все те вопросы, которые
разрешает указанный Закон.
Нормативный
характер имеют, однако, не только акты высшего законодательного и
представительного органа России, именуемые законами, но и постановления этого
государственного органа. Характерно, что постановления эти в рассматриваемой
сфере правового регулирования принимались двух разновидностей. Одними
утверждались положения. Например, постановлением от 13 мая 1993г. были
утверждены: Положение о квалификационных коллегиях судей, Положение о
квалификационной аттестации судей. В других случаях непосредственно в самом
постановлении высшего законодательного и представительного органа решались те
или другие вопросы, нуждающиеся в нормативно-правовом регулировании. К их числу
можно отнести постановление от 19 февраля 1993 г. «О некоторых вопросах
реализации положений Закона Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации" в отношении судей военных судов, об их материальном
обеспечении и мерах их социальной защиты». Заметим, что в этом случае, как и
при утверждении вышеназванных Положений, в преамбуле постановлений делается
ссылка на те или другие статьи Закона о статусе судей.
Следующее
за законами звено в иерархии нормативных актов занимают указы Президента Российской
Федерации. Указы Президента носят, как правило, подзаконный характер. Согласно
ч. 3 ст. 90 Конституции указы и распоряжения Президента не должны противоречить
Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Применительно к рассматриваемой
сфере правового регулирования Президент принимает обеспечения исполнения
Конституции, федеральных конституционных законов. В одних случаях они
направлены на регулирование вопроса, в других - нескольких взаимосвязанных
вопросов. Например, Указом Президента
РФ № 209 от 12 февраля 1993 г. «О милиции безопасности общественной (местной
милиции) в Российской Федерации», во-первых, утверждено Положение о ней,
во-вторых, даны указания органам исполнительной власти субъектов Федерации и
органам местного самоуправления о создании необходимых условий для эффективного
функционирования подразделений этой милиции, обеспечения надежной защиты законных интересов граждан,
своевременного реагирования гая криминогенной обстановки. Другим Указом
Президента РФ № 1039 от 18 июля 1996 г. утверждено Положение о МВД РФ. Указом
Президента № 633 от 23 июня 1995г «О первоочередных мерах по реализации Федерального
закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»
утверждено Положение о ФСБ, определены структура и ее штатная численность. В Указе
№ 2106 от 22 ноября Президент создал в системе ФСБ следственное управление, а в
подчиненных ей органах - следственные подразделения.
Вслед
за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных постановления Правительства
Российской Федерации. На этот счет ст.15 Конституции Российской Федерации
устанавливает жесткое предписание о границах правительственных актов, оговорив,
что Правительство издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение
Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов
Президента Российской Федерации. В развитие универсальных положений ч. 1 ст.
15 Конституции в ч. 3 ст. 115 подчеркнуто, что постановления и распоряжения
Правительства РФ в случае их противоречия Конституции Российской
Федерации, федеральным указам Президента РФ могут быть отменены Президентом
Федерации (ч. 3 ст. 115).
Так
же, как законодательный орган и Президент, Правительство РФ правомочно
утверждать нормативные акты в виде положений. Заметное место среди них занимают
положения о министерствах. В частности. Правительством были утверждены
Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации 1993 г. и др. Кроме
того, Правительство издает постановления по отдельным конкретным вопросам,
относящимся к организации и деятельности государственных органов, входящих в
предмет изучения данного курса. Например, во исполнение возложенных на него
обязанностей Правительство приняло постановление № 653 от 29 июня 1995 г. «О
заключении соглашений между Министерством внутренних дел Российской Федерации и
компетентными ведомствами иностранных государств».
Несмотря
на существенное различие предмета регулирования указанных постановлений
Правительства, все они приняты на основании и в обеспечение исполнения
Конституции, федеральных конституционных или федеральных законов Российской
Федерации.
Среди
нормативных актов федерального уровня заключительным звеном являются
ведомственные нормативные акты. Немалое их число издается по линии Генеральной
прокуратуры, Минюста, МВД и других министерств и ведомств РФ. Эти акты носят
разные названия: приказы, инструкции, правила, положения и т. п. Согласно
указам Президента РФ от 5 декабря 1991 г. и 21 января 1992 г. не могут иметь
юридической силы ведомственные акты, затрагивающие права и интересы граждан
или относящиеся к сфере действия ряда ведомств, если они не зарегистрированы в
Министерстве юстиции РФ и не опубликованы. Правительством России 8 мая 1992 г.
утверждено на этот счет специальное Положение «О порядке государственной
регистрации ведомственных нормативных актов».
Ведомственные
нормативные акты иногда издают совместно два или несколько ведомств. Известны,
например, совместные акты МЮ, МВД и Генеральной прокуратуры РФ; МВД и ФСБ; МВД
и ФСНП и др. Практикуется издание нормативных актов одним ведомством при
предварительном согласовании его проекта с другими ведомствами. Например,
Минюст РФ 27 января 1994 г. утвердил положение «О порядке оплаты труда
адвокатов за счет государства», проект которого был согласован с Генеральным
прокурором РФ, МВД РФ и еще пятью ведомствами.
В
соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются
составной частью ее правовой системы. Заметим, однако, что общепризнанные
принципы и нормы международного права реализуются в основном через внутреннее
законодательство. В соответствии с этим в части, касающейся правоохранительных
органов, указанные нормы включены в Закон о судебной системе, другие
нормативные акты о судах и правоохранительных органах, а важнейшие из них -
даже в Конституцию.
В
отношении международных договоров, к числу которых относятся договоры о
правовой помощи по уголовным делам, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) оговаривает:
если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила международного договора. Международными
договорами, в частности, в значительной степени регулируется порядок сношения
судов, прокуроров, органов расследования с соответствующими учреждениями
иностранных государств (ст. 32 УПК).
Правосудие
в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией, законами о
суде и судебной власти, материальными и процессуальными законами. Опыт,
судебная практика показывают, что применение норм закона нередко встречает
затруднения на практике, в связи с чем они нуждаются в разъяснении. Это делают
пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации в своих постановлениях. Хотя указанные акты не являются
источниками права, разъяснения, содержащиеся в них, имеют важное значение для
правильного и единообразного применения закона. В них, с учетом практики
применения законодательства, даются разъяснения отдельных норм права,
содержатся рекомендации в целях наиболее эффективной их реализации,
анализируются допускаемые на практике ошибки и недостатки. Причем эти
рекомендации имеют большое значение не только для судов, но также и для органов
расследования, прокуроров. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к двум
из недавних актов Пленума Верховного Суда РФ- его постановлениям от 31 октября
1995г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации
при осуществлении правосудия» и от 11 июня 1999 г. «О практике назначения
судами уголовного наказания».
Конституционные
основы правосудия, организации правоохранительных органов, как и деятельность
по осуществлению правосудия и судопроизводства, наиболее ярко выражены в тех
положениях, которые принято называть принципами. Было бы, однако, не .совсем
точно конституционные основы деятельности в сфере правосудия и судопроизводства
сводить лишь к принципам, хотя бы и сформулированным Конституцией Российской
Федерации. В Конституции имеется немало и других положений, оказывающих влияние
на формирование законодательства о судебной власти, правосудии, судопроизводстве,
организации и деятельности других правоохранительных органов.
Необходимо
иметь в виду, что Конституция, как нормативный источник права высшей
юридической силы и прямого действия, является источником права о судебной
власти и правоохранительных органов. Следовательно, она содержит правовые
нормы, непосредственно регулирующие отношения, возникающие в указанных выше
сферах.
Конституция
Российской Федерации провозгласила высшей ценностью человека, его права и
свободы (ст. 2). Она исходит из универсальной обязанности государства
признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Естественно, такая обязанность в сфере судопроизводства лежит на судебной
власти, прокуратуре, других правоохранительных органах. В числе последних в
уголовном процессе существенное место принадлежит следователям и органам
дознания.
В
то же время положения, содержащиеся в ст. 2 Конституции, оказывают воздействие
на формирование в новом законодательстве, принимаемом в ходе судебной реформы в
Российской Федерации, задач, стоящих перед судебной властью,
правоохранительными органами, судопроизводством. Эти идеи учтены при подготовке
ряда принятых законов и разработке проектов нового законодательства. Однако уже
теперь, не ожидая принятия новых законов о суде и судопроизводстве, не только в
теории и в учебной литературе, но и в реальной практической деятельности
необходимо учитывать, что правильное понимание современных задач правосудия и
судопроизводства не может быть достигнуто только лишь на основе ст. 3 Закона о
судоустройстве. Необходимо обязательно иметь в виду положения ст. 2
Конституции.
Основываясь
на приведенных конституционных положениях, можно сделать вывод, что центральное
место в блоке задач, стоящих перед правосудием и судопроизводством, занимают
обеспечение и защита прав и свобод участвующих в судопроизводстве граждан.
Однако надо иметь в виду, что эта задача не может быть противопоставлена другим
задачам, например, установлению в процессе судопроизводства по уголовному делу
преступления, лиц, его совершивших, а также масштабов уголовной ответственности.
Моделируя в процессуальных нормах возможные в ходе" производства по уголовному
делу общественные отношения, законодательство о судопроизводстве и правосудии
тем самым обеспечивает реализацию уголовным правом охранительных функций. А
поскольку полное применение норм уголовного права может быть осуществлено
только путем вынесения актов органами правосудия, постольку невозможно
выполнение уголовным правом охранительных функций без судопроизводства и
правосудия. Поэтому законодательство о правосудии и судопроизводстве,
взаимодействуя: уголовным правом, осуществляет охранительную функцию.
Осуществляя эту функцию, уголовное право, судопроизводство, правосудие охраняют
в числе других объектов жизнь, здоровье, интересы и свободы граждан. Следовательно,
уточняя задачи суда в свете ст. 2 Конституции РФ, надо иметь в виду указанные аспекты
процессуальной деятельности суда и других государственных органов по охране и
защите прав человека и гражданина, которую осуществляют судебная власть, а
также другие субъекты уголовного судопроизводства, ответственные за ведение
уголовного дела (в том числе следователи, органы дознания, прокуратуры).
Конституция
России всегда оказывала большое влияние на формирование законодательства о
судопроизводстве, судоустройстве, правоохранительных органах, прокурорском
надзоре. Теперь же Конституция Российской Федерации, сохраняя прежнее
предназначение (в смысле влияния на отраслевое законодательство),
непосредственно является источником права. Такой вывод базируется на том, что в
ней: а) получили нормативное решение многие вопросы правосудия и судопроизводства;
б) сформирована система конституционных принципов правосудия; в) определены основополагающие
начала и предпосылки прямого действия ее норм (ст. 15). К тому же действующее
законодательство о суде, правосудии и некоторых правоохранительных органах России,
несмотря на его многочисленные изменения, в решении ряда вопросов отстает от
Конституции РФ.
Безусловно,
положительную роль для становления системы нового законодательства о суде,
судебной системе и правосудии играет более четкое и последовательное (чем
прежде) решение в действующей Конституции вопросов: а) разграничения
компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства (ст.
71-73); б) установления приоритет; федеральных конституционных законов и
федеральных законов, имеющим прямое действие на территории Российской
Федерации; в) признания недопустимым противоречия федеральных законов
федеральным конституционным законам; г) провозглашения недопустимости
противоречия законов субъектов Российской Федерации законам, принятым по вопросам,
относящимся к исключительной компетенции Федерации (ст. 76).
Надо
признать, что конституционное положение о прямом действии норм Конституции РФ
непривычно для субъектов правоприменения России. Такого положения в прежних
российских конституциях не было. Поэтому отсутствовала соответствующая
правоприменительная практика. В сложном положении оказалось, конечно, не
только регулирование общественных отношений в сфере уголовного
судопроизводства, но и оно тоже. Как показала практика, суды и правоохранительные
органы оказались психологически неготовыми к прямому применению
конституционных норм в ходе производства по уголовному делу. Именно в учетом
этого обстоятельства Верховный Суд Российской Федерации вынужден был накануне
опубликования текста новой Конституции 24 декабря 1993 г. принять постановление
«О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции
Российской Федерации». Имеются в виду прежде всего положения ч. 2 ст. 23
Конституции о допустимости только по решению суда ограничения прав граждан на
тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных
сообщений. То же самое относится к ст. 25 Конституции, согласно которой «никто
не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в
случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного
решения». В своем постановлении Пленум Верховного Суда РФ разъяснил судам
порядок принятия к рассмотрению материалов, подтверждающих обоснованность
ограничения прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции РФ. Но и в
дальнейшем Пленум Верховного Суда вынужден был обращаться к разъяснению
вопросов применения Конституции.
Страницы: 1, 2, 3
|