После отправления
пассажирского поезда со станции проводник проходит по вагону, еще раз
проверяет проездные документы и соответствие их местам, занятым пассажирами, в
плацкартных, купейных и мягких вагонах, забирает у пассажиров проездные
документы и раскладывает их в соответствий с номерами мест в вагоне в карманы
для хранения билетов. Билеты при этом погашаются путем складывания и надрыва.
Нельзя погашать билеты транзитных пассажиров, которые будут делать пересадку
на другой поезд, и тех пассажиров, которые заявили, что будут делать разрешенную
Правилами перевозок остановку в пути следования. Пассажирам, желающим получить
постельное белье, проводник приносит и выдает комплекты белья непосредственно
у занимаемых ими мест.
Если поезд
отправился с начального пункта и в вагоне два проводника, то они с целью
сокращения времени обслуживают пассажиров вдвоем: один собирает билеты, второй
раздает постельное белье. Затем дежурный проводник заполняет бланк населенности
и расхода постельного белья формы ЛУ-72: отмечает станции посадки и высадки
пассажиров, номера занимаемых ими мест и делает отметку о выдаче белья.
По обоюдному
согласию двое пассажиров могут обменяться местами, поставив об этом в
известность проводника вагона. Если пассажир обратился к проводнику с просьбой
предоставить ему нижнее место взамен верхнего или заменить место в одном купе
на более удобное для него место в другом купе, проводник разрешает это только
с согласия остальных пассажиров. При этом проводнику следует быть предельно
вежливым. О просьбах пассажиров о переводе их в другой вагон или в вагон более
высокой категории проводник сообщает начальнику поезда, который и принимает решение.
Во всех случаях,
когда кассой ошибочно проданы билеты на одни и те же места двум и более пассажирам,
проводник разрешает занять это место одному из них. В первую очередь
предоставляется место инвалидам, больным, престарелым, ветеранам войны, пассажирам
с детьми или тем, кто пришел на посадку раньше. Второго пассажира начальник
поезда сам или с помощью работников вокзала размещает на свободное место в этом
или другом вагоне в соответствии с Правилами перевозок.
Ручную кладь пассажиры
размещают на предназначенных для этого местах. Проводник обязан разъяснить
пассажирам, что рундуки под нижними полками служат для хранения постельных
принадлежностей и что только при пустых рундуках пассажиры, имеющие спальные
места как на нижних, так и на верхних полках, могут поместить туда свои вещи. В
пассажирских вагонах ниже уровня пола имеется емкость для хранения
использованного белья. Запрещается помещать туда какие-либо вещи пассажиров.
Как было сказано
выше, пассажир должен начинать свою поездку с того пункта, который указан в билете.
Если при отправлении поезда место оказалось свободным, начальник поезда
размещает на нем пассажира или отдает его в продажу, поэтому пассажир, совершающий
посадку в поезд уже в пути следования, теряет право на то место, которое отмечено
в его билете на начальном пункте отправления. В международных поездах действует
порядок, согласно которому место, не занятое пассажиром в течение 30 мин после
отправления поезда, считается свободным и может быть предоставлено другому
пассажиру или передано в продажу.
Если при посадке
в поезд пассажиров с мелкими животными или птицей (хотя это и разрешено
Правилами перевозок) соседи по купе возражают против совместного проезда с
ними, проводник может урегулировать этот конфликт сам или с помощью начальника
поезда. Если пассажир в купе международного вагона возражает против перевозки
животных, то владельцу животных предоставляется место в другом купе. При
несогласии его оплатить стоимость проезда и плацкарты в отдельном купе, ему
отказывается в перевозке.
Пассажиры разного
пола могут ехать вместе в спальных вагонах международного поезда только с
обоюдного согласия. В противном случае начальник поезда обязан перевести их в
другое купе.
Проводники должны
предупреждать пассажиров своего вагона о подъезде к их станции назначения.
Проводники спальных вагонов несут ответственность за проезд пассажирами станций
назначения и пересадки, указанных в билете. В случае проезда пассажиром
станции высадки составляется акт за подписью начальника поезда, проводника и
самого пассажира. Акт заверяется на станции и дает право пассажиру
возвратиться, на станцию назначения, которую он проехал, без оплаты проезда.
Если установлено,
что пассажир отстал от поезда, проводник сообщает об этом начальнику поезда. Затем
с участием двух пассажиров как свидетелей составляют акт, в котором указывают
вид и количество вещей, принадлежащих отставшему пассажиру. Акт подписывают
начальник поезда, проводники вагона и оба пассажира-свидетеля. Проводник обязан
обеспечить сохранность вещей и по указанию начальника поезда передать их на
станцию по пути следования или в пункте назначения. Если в вагоне проводник
обнаружил забытые или утерянные вещи, он должен обращаться с ними как с находкой.
Эти вещи могут быть возвращены во время рейса пассажиру, заявившему о потере, в
том случае, если он может точно описать их. Факт возвращения вещей пассажир
должен подтвердить проводнику в любой форме — письменно или устно. Если
владелец утерянных вещей не обнаруживается, их сдают в камеру забытых вещей на
вокзале станции назначения.
2.4.
Обслуживание пассажиров в пути следования
Выполняемая
проводником работа в пути разнообразна, и главная цель ее — обеспечить
пассажирам комфортные, санитарно-гигиенические и безопасные. условия проезда. В
обязанности проводника входит; предоставление пассажирам необходимых услуг,
управление техническими устройствами вагона - отоплением, вентиляцией,
кондиционированием воздуха и др., санитарное содержание вагона, обеспечение
выполнения правил проезда пассажирами, поддержание общественного порядка в
вагоне, учет и передача свободных мест, оказание необходимой помощи Пассажирам
в случае болезни, сообщение пассажиру необходимой ему информации о расписании
движения поезда.
Не менее двух раз
в сутки проводник обязан делать влажную уборку в вагоне. Четыре раза в сутки,
а если необходимо, то и чаще должны убираться туалеты с обязательным мытьем
полов. В купейных, мягких и вагонах СВ дважды в сутки пылесосят дорожки в купе
и коридоре. Перед остановками поезда на больших станциях, при следовании через
санитарные зоны городов и курортных мест, перед мостами и тоннелями туалеты
следует закрывать, а пассажирам разъяснить, что это требуется санитарными
правилами.
Мусор пассажиры
сбрасывают в специальный ящик в малом коридоре вагона (со стороны нерабочего
тамбура). На стене вагона вывешивается надпись с указывающей стрелкой «Для
мусора». Скапливающийся в пути мусор проводник сжигает в топке котла или ч
удаляет в специальные мусоросборники на станциях, которые указаны в книжке расписаний.
Выбрасывать мусор на перегонах и станциях запрещается как пассажирам, так и
персоналу поезда.
Пассажирские
поезда в нашей стране за один рейс могут проследовать через несколько
климатических зон, с севера на юг, с запада на восток и наоборот, поэтому
одной из важнейших обязанностей проводника является поддержание необходимого
теплового режима в вагоне. Это возможно при правильной эксплуатации системы
отопления и вентиляции.
При температуре
наружного воздуха до —40 °С температуру в вагоне поддерживают при угольном
отоплении не ниже 18 °С, при электрическом комбинированном—в пределах 18—20°С.
Перед подачей на посадку вагон должен быть достаточно прогрет. В пути следования
проводник вагона обязан топить котел водяного отопления, следить за работой и
состоянием отопительной системы. В вагонах с электрическим или комбинированным
(электрическим или угольным) отоплением она должна постоянно работать в автоматическом
режиме и на ручное управление отоплением переходят с разрешения начальника
поезда или поездного электромеханика только при неисправности элементов
автоматики или при нарушении нормального температурного режима.
Пассажирские
вагоны оборудованы устройствами для естественной и принудительной вентиляции.
Проводник вагона должен хорошо знать их работу и правильно применять эти
знания на практике. Необходимо обеспечивать в вагоне нормальны! воздухообмен,
чтобы при длительном пребывании значительного количества пассажиров в нем не
повышались влажность и температура воздуха и содержание в составе воздуха
вредных для жизнедеятельности организма веществ не превышало допустимой нормы.
Температура в вагоне регулируется с помощью вентиляционных устройств, особенно
системы кондиционирования воздуха. Как правило, пассажиры хорошо чувствуют себя
при температуре воздуха внутри вагона 18— 20 °С и влажности 30—70 %.
Максимально допустимое "содержание углекислого газа в воздухе 0,1 % от объема,
пыли — не более 1 мг/м3.
С увеличением
скорости движения пассажирских поездов до 160 км/ч и выше попадание пыли в вагон при закрытых окнах, дверях и рефлекторах резко возрастает в
результате подсоса через не плотности, поэтому система вентиляции должна
создавать необходимый подпор воздуха изнутри вагона, чтобы обеспечить обмен
воздуха и исключить попадание пыли.
Во время рейса
проводник должен постоянно контролировать температуру в вагоне и состояние
вентиляции, не только полагаясь на свои ощущения, но и следя за показаниями
приборов. Следует также прислушиваться к мнению пассажиров. Занимаясь своей
работой или находясь в служебном помещении, проводник может не ощущать духоты и
повышенной температуры в вагоне.
Принудительная
вентиляция обеспечивает в зимнем режиме дополнительное поступление тепла для
обогрева вагона, так как воздух подогревается калорифером, летом с ее помощью
происходит воздухообмен и охлаждение воздуха внутри вагона. Установка принудительной
вентиляции пассажирского вагона действует на трех режимах, или ступенях,
работы. Первая ступень с малым объемом подаваемого воздуха применяется зимой.
Вторая ступень с подачей среднего объема воздуха в вагон используется весной,
осенью или летом при малой населенности вагона и при сравнительно невысокой
температуре наружного воздуха. Третью ступень с подачей большого объема воздуха
применяют летом.
Наиболее комфортные
условия для пассажиров созданы в вагонах, оборудованных устройствами кондиционирования
воздуха. В этих установках воздух, подаваемый в вагон летом, охлаждается, а
зимой подогревается, что позволяет в более широких диапазонах изменять
температуру, влажность и другие параметры воздуха внутри вагона. Кондиционирование
воздуха позволяет создавать в вагоне нормальные условия проезда при температуре
наружного воздуха от+ 32°С до —40 °С. В настоящее время установками |для кондиционирования
оборудованы вагоны СВ, вагоны-рестораны и часть купейных вагонов. В этих вагонах
окна в купе не открывающиеся, а окна в коридоре вагона открываются через одно.
Естественная
вентиляция вагона осуществляется через потолочные дефлекторы и открываемые
окна. Проводник с помощью устройств отопления и вентиляции зимой и летом
регулирует температуру и воздухообмен внутри вагона. Нормальный тепловой режим
в вагоне зимой, при низких температурах наружного воздуха, достигается правильной
работой системы водяного отопления котла и подогревом поступающего из
вентиляционной установки воздуха до температуры не менее 20 °С.
Если в вагоне
становится слишком жарко, проводник должен уменьшить нагрев котла отопления и
увеличить приток воздуха через вентилятор. В зимнее время при большой
населенности вагонов, особенно плацкартных или с общими местами, при работающей
вентиляционной установке нужно приоткрывать дефлекторы в пассажирском
помещении для улучшения воздухообмена и удаления
использованного воздуха с большой влажностью и содержанием углекислоты. Со
стороны котлового конца вагона дефлекторы открывают на 10—15 мм, в не котловой
части вагона —на 20—25 мм.
Объективным
показателем плохой работы вентиляционной установки является запотевание окон с
внутренней стороны вагона. В этом случае проводник включает более высокую
подачу воздуха в вагон, а чтобы не охладить помещение, усиливает работу отопления.
При выходе из строя системы электроснабжения вагона или неисправности самой вентиляционной
установки дефлекторы открывают.
Летом, при
температуре наружного воздуха +20 °С и выше, вентиляционная установка вагона
должна работать непрерывно, в том числе и на остановках поезда. Вентилятор
выключают на 10—15 мин в течение каждого часа работы. При повышении температуры
в вагоне выше + 25°С вентиляционная установка не обеспечивает снижения
температуры, поэтому необходимо открыть окна с одной стороны вагона, а при
температуре +30 °С и выше открыть все окна. При этом надо иметь в виду, что при
движении на двухпутных участках с правой стороны по ходу поезда имеется
опасность попадания пыли от встречных поездов в открытые окна вагона (рис. 1).
Поэтому открывать окна необходимо с правой стороны по ходу поезда. При движении
поезда со скоростью свыше 120 км/ч окна не открывают, так как через них будет
попадать в вагон большое количество пыли. Летом и при работающей принудительной
вентиляции все дефлекторы должны быть открыты, зимой постоянно открытыми
оставляются дефлекторы в туалетах.
Положение
«открыто» положение «закрыто
Рис.1. Закрывание
и открывание окон в пассажирском вагоне
1-защелка;
2-трехгранная головка; 3-нажимная рама; 4-фиксатор; 5-ручка
На рис. 1
показаны устройства для закрывания и открывания вагона. При подготовке опускных
окон на зиму следует запереть защелку 1. Винты с трехгранной головкой 2, установленные
на нажимной раме 3, необходимо равномерно затянуть. В этом состоянии открывать
окна больше нельзя. Открывание окон с усилием приводит к повреждению фиксирующих
деталей и самих окон.
Установка
кондиционирования воздуха должна работать в автоматическом режиме и
поддерживать температуру воздуха в вагоне в пределах 22—25 °С летом и 18—22 °С
зимой. Работа установки автоматически отрегулируется с помощью установленных в
вагоне термостатов, которые регулируют на изменение температуры При
неисправности Термостатов можно перейти на ручное управление. Разрешение на это
дает поездной электромеханик, к которому проводник вагона обязан обращаться
при любой неисправности систем кондиционирования, вентиляции, электроснабжения
Проводник обязан
постоянно обеспечивать пассажиров своего вагона кипяченой охлажденной водой.
Для этого в вагоне имеются комбинированный кипятильник непрерывного действия,
охладитель питьевой воды и бачок для питьевой воды с разборным краном.
Кипятильник (рис. 2) служит для обеспечения пассажиров питьевой водой и для
приготовления чая.
Рис.2. Система
питьевого водоснабжения
В пункте перестоя
перед подачей вагона на посадку проводник растапливает топку кипятильника и
топит ее древесным углем или топливными брикетами. Электрический обогрев
кипятильника включается только при движении поезда. Производительность кипятильника
непрерывного действия при работе на твердом топливе 16—18 л/ч, на электрообогреве—12—14
л/ч. После приготовления достаточного количества кипяченой воды (при уровне на
водомерном стекле кипятильника, соответствующем отметке 15 л) ее закачивают ручным насосом в охладитель питьевой воды до тех пор, пока она не покажется в смотровом
стекле в верхней части охладителя. Затем на электрораспределительном щите
включают охладительную установку. Проверяют качество питьевой воды и ее температуру,
которая должна быть в пределах 12—18 °С.
Место для разбора
питьевой воды находится в нише стенки служебного отделения, расположенного в малом
коридоре котлового конца вагона.
Горячая вода
необходима также для умывальников в туалетах и для мойки посуды. В котловом отделении
вагона имеются водоподогреватели. Летом вода нагревается топкой, зимой —
змеевиком с горячей водой, температура которой не должна быть выше 70 °С. В
служебном помещении проводника оборудована мойка для посуды, изготовленная в
виде стальной эмалированной раковины или раковины из нержавеющей стали.
Раковина имеет смеситель горячей и холодной воды и сливную трубу. Горячая вода
поступает по специальному трубопроводу к умывальникам в туалетах, а также используется
для уборки в вагоне, мойки туалетов и оттаивания унитазов в зимнее время.
Система
электроснабжения современных пассажирских вагонов обеспечивает работу,
люминесцентного освещения, устройств вентиляции и кондиционирования воздуха,
высоковольтного отопления вагона, а также комбинированного кипятильника и
охладителя питьевой воды, преобразователей для электробритв. Проводник
принимает непосредственное участие в управлении работой системы
электроснабжения вагонов и контролирует действие сигнализации нагрева рельсовых
букс вагона и пожарной сигнализации.
Страницы: 1, 2, 3
|